Методическое пособие "База данных": методические приемы технологии критического мышления на уроках химии"


Методическое пособие

««База данных»: методические приемы технологии критического мышления на уроках химии».


Пинегина О.С. учитель химии

МОУ Поназыревской СОШ


"Критическое мышление" - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа – это не то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка. Одна из основных целей технологии развития критического мышления -  научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.


Методические приемы критического мышления

Вызов

  • Парная мозговая атака.

  • Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).

  • Работа с ключевыми терминами.

  • Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).

  • Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).

  • Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).

  • Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

Осмысление

  • Маркировочная таблица ( 5 - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация , - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).

  • Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).

  • Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).

Рефлексия

  • Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).

  • Возврат к ключевым словам.

  • Возврат к перевернутым логическим цепочкам.

  • Возврат к кластерам (их заполнение).

  • Возврат к ЗХУ.

  • Дополнительные приемы:

А) Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо учителю, описание впечатлений, предложения ).

Б) Графическая организация материала (Концептуальная таблица).

В) Кубик.  (Грани: Дай описание. Сравни с чем-нибудь. Проассоциируй (на что похоже). Проанализируй (из чего состоит). Примени это. Приведи примеры.)

Г) Синквейн - способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по определенным правилам:

1 строка - одно существительное,

2-ая - два прилагательных,

3-я - три глагола,

4-ая - крылатая фраза,

5-ая - одно существительное, которое выражает суть.


База методических приемов технологии критического мышления на уроках химии (из опыта работы)


Методический прием

Описание приема

Примеры

«Вызов. Собственно вызов. Актуализация знаний.»

-диагностика собственных знаний по заданной теме; пробуждение интереса к получению новой информации;  постановка персональных целей обучения;.

мозговой штурм, (парная, групповая)

Фронтальный опрос, быстро задается вопрос, быстро дается ответ


Покопаемся в памяти”


Какая тема? (назовите ее);

Что вы уже знаете об этом?

Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?

Почему вам это нужно знать?

Учитель объявляет тему урока…….

Учитель объявляет тему урока например: “ Металлы – простые вещества”. 8 класс.

Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать о металлах. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос:

Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете?

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.

После того как учащиеся записали все, что знаете о металлах необходимо это обсудить с партнером.

После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о металлах. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги прикрепленном к стене или пленке кодоскопа, или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает время от время вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

«Вставь пропущенное слово».

Фразы с пропущенными словами

Тема «Металлы. Общая характеристика» в 9 классе,

Для актуализации знаний на доске прописываю фразы: «……….- хорошо проводят электрический ток», «…………- широко используют в технике»; «------------- - имеют небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне», «………..- пластичны, имеют блеск».

Ассоциация


Тема: «Жесткость воды и способы ее устранения» в 9 классе ученики получают задание:

Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы:

- О чем может пойти речь на уроке?

 - Какая ассоциация возникает, когда вы слышите словосочетание «жесткая вода»?

Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, учитель их записывает на доске.


перевернутые логические цепи

Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию.

На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там где по их мнению оно не верно.

Тема: «Состав, строение и свойства неметаллов» в 8 класс

- НеМе обладают свойствами Ме.

- НеМе могут быть по агрегатному состоянию твердыми, жидкими и газообразными веществами.

 - Газы – водород, кислород, азот и хлор образуют трехатомные молекулы.

- НеМе проводят тепло и электрический ток.

- НеМе – хрупкие вещества.

 - НеМе в ПС больше, чем Ме.


Верные и Неверные утверждения

Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо высказать своё мнение:

(+ ) верно или (–) неверно. Можно использовать на стадии вызова, как проверка подготовки к уроку. Или же на стадии вызова для настраивания на изучение новой темы. Тогда предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. А затем по ходу урока формулируются правильные высказывания.

Тема: «Щелочные металлы» в 9 классе,

Калий
(+) 1. На ВЭУ атом содержит 1 электрон
(-) 2. Для завершения ВЭУ атом принимает электроны
(+) 3. Это восстановитель
(+) 4. Атом имеет степень окисления +1
(-) 5. Элемент проявляет валентность II
(+) 6. Элемент относится к щелочным металлам
(+) 7. Тип кристаллической решётки – металлическая
(+) 8. Металлические свойства выражены ярче, чем у кальция
(-) 9. Металл относится к тугоплавким металлам
(+) 10. Металл легко взаимодействует с хлором
(-) 11. При его реакции с водой получается оксид
(-) 12. Может реагировать с щёлочью
(+) 13. Его оксид проявляет основные свойства
(+) 14. Его гидроксид – щёлочь
(-) 15. Металл используется для получения других металлов в металлургии

Работа с ключевыми словами

На стадии вызова предлагаю набор ключевых слов для изучения нового материала, а далее по этим словам нужно составить небольшой рассказ и записать его в тетрадях. На эту работу отводится 5 минут. Затем заслушивается 2 – 3 рассказа. Со временем учащиеся могут сами составить набор ключевых слов по новому тексту.

Тема: «Углеводороды: алканы, строение молекул, свойства, получение» в 10 классе.

Гибридизация, замещение, топливо, тетраэдр, газы, нефть.


Тема: «Экологические проблемы загрязнения воздуха» в 8 классе.

 Ключевые слова: воздух, пыль, дым, выхлопные газы, здоровье, автотранспорт.


Прием инструкции


На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Класс делится на количество частей в тексте. Инструкция для учащихся:

в каждой группе назначается эксперт в своей области;

правила работы в экспертной групп.:

Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.

Ищите эффективные способы преподнесения информации.

Разъясните то, что другим осталось не понятным.



Тема: “Скорость химической реакции” в 9 классе,

класс делится на количество частей в тексте. Инструкция для учащихся:

В каждой группе назначается эксперт в своей области:

Эксперт 1 - Скорость химических реакций.

Эксперт 2 - Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Эксперт 3 - Катализаторы.

Эксперт 4 - Обратимые и необратимые реакции.

Правила работы в экспертной группе:

Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.

Ищите эффективные способы преподнесения информации.

Разъясните то, что другим осталось не понятным.


Проблемная ситуация

Размышление, предположение, мотивация на урок, желание узнать, понять

Тема: «Химические вещества и их смеси.» в 8 классе

1 Это вещество является компонентом панциря воинов в Древней Греции, в древнем Китае служило деньгами. На Руси издавна бытует поговорка со смыслом: невозможно хорошо узнать человека, пока не съешь с ним пуд этого вещества. А как оно называется с точки зрения химии?

2 По одной легенде, в далёкие времена финикийские купцы везли по Средиземному морю добытую в Африке природную соду. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костёр большими кусками соды. Поутру купцы обнаружили в золе чудесный слиток, который был твёрд как камень, горел огнём на солнце и был чист и прозрачен как вода. ЧТО ЭТО?

3 Жители Древнего Египта обильно смазывали волосы жиром, так как считали это красивым. В дни похорон было принято посыпать голову пеплом .Однажды во время похорон пошёл дождь и , как глоссит придание произошло событие ,которое сыграло значительную роль в жизни человека.

ЧТО ЖЕ образовалось?

4 В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести 2 часа. Полеченную массу разбивали молотками, добавляя в неё клей, заливали водой и просевали через тонкое сито .Вещество, осевшее в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали далее по назначению. Что таким способом изготовляли в Древнем Китае?

5 В свежем виде или в воде брусника может храниться очень долго. Для этого не требуется стерилизованная посуда, так как в ягодах содержится природный консервант, который предотвращает бруснику от порчи. Что это за вещество?


« Осмысление. Постановка учебной задачи. Открытия нового знания. Составление алгоритма. Первичное закрепление».

-вступление в контакт с новой информацией и ее систематизация; корректировка поставленных целей обучения

Прием «маркировка текста» или «пометки на полях»

Он заключается в том, что работая с текстом, ученики делают карандашом следующие пометки:

«+» - мне это известно;

«-« - это противоречит тому, что я знал;

«!» - Это для меня является новым;

«?» - мне это не понятно, или я хочу узнать по данному вопросу больше.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся  делают пометки на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста.

Затем результаты работы могут обсуждаться фронтально или в группах. При этом может использоваться прием «маркировочная таблица».

Обсуждаемая информация фиксируется учителем на доске в таблице.

                             

Образец маркировочной таблицы

+

-

!

?





        В старших классах изложение нового материала часто проходит лекционной форме. При этом ученики являются не пассивными участниками процесса, а анализируют информацию, заполняя графы таблицы, выбирая ответы на поставленные вопросы, составляя схемы. Все это способствует более полному восприятию речи учителя.


Прием концептуальной таблицы 

Наиболее целесообразно использовать в тех случаях, когда требуется сравнить два и более объектов по нескольким параметрам.

Тема: «Общая характеристика халькогенов по составу, строению и свойствам» в 9 классе

Ученики могут сравнить состав, строение и свойства аллотропных видоизменений кислорода, заполняя концептуальную таблицу:

Признаки сравнения

Кислород

Озон

1. Состав



2. Строение



3. Свойства




Прием «тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы требуют воспроизведения знания материала.

Толстые вопросы – проблемные.

Вопросы записываются на доске перед лекцией или экспериментом   и помогают ученикам анализировать их содержание.



 Тема: «Получение водорода и кислорода», в 8 классе

Анализируя демонстрационный эксперимент, ученики выбирают для себя посильные вопросы, на которые затем отвечают.

Тонкие

Толстые

1. Какими способами можно собрать водород и кислород?

2. Как доказать наличие водорода и кислорода?

3. Какие свойства лежат в основе обнаружения водорода и кислорода?

1. Обоснуйте, на чем основано применение способов собирания кислорода и водорода?

2. Предположите, что будет, если водород в смеси с кислородом поджечь?

3. Что произойдет, если стакан, заполненный водородом (кислородом) открыть?


Прием «таблица аргументов».



Учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции   или при работе с текстом учебника.


Тема: «Состав, строение и свойства простых веществ-неметаллов» в 8 классе

Ученикам по мере изучения нового материала предлагается подтвердить или опровергнуть следующие аргументы:

    Аргумент

  Почему «Да»

  Почему «Нет»

1.Один химический элемент образует только одно простое вещество.

Простое вещество образовано атомами одного химического элемента.

Один химический элемент может образовывать несколько простых веществ.

2.В простых веществах присутствует ковалентная неполярная связь.

Ковалентная неполярная связь присутствует в простых веществах неметаллах.

У простых веществ металлов металлическая связь.

3. Простые вещества неметаллы состоят из молекул.

Простые вещества кислород, водород имеют молекулярную кристаллическую решетку.

Для некоторых неметаллов (углерод, кремний) характерна атомная кристаллическая решетка.


Диаграмма Вента-эйлера

Диаграммы Венна — общее название целого ряда методов визуализации и способов графическойиллюстрации, введены Джоном Венном, британским философом , математиком и логиком в 1881; показывают математические , теоретико-множественные или логические отношения между множествами или событиями; собственно «диаграмма Венна» показывает все возможные отношения между множествами или событиями из некоторого семейства; разновидностями диаграмм Венна служат: диаграммы Эйлера , диаграммы Джонстона, карты Карно.


Тема: «Электролитическая диссоциация» в 9 классе,

изучается вопрос о возможности протекания реакций между растворами электролитов, , сопровождающихся тремя признаками: выпадением осадка, выделением газа , образованием малодиссоциирующего вещества (МД).

Пример задания: какие взаимодействия практически осуществимы:

  1. NaOH +CuSO4=

  2. KCl + Ca(NO3)2 =

  3. HCl+NaOH =

  4. CaCO3+HCl =

Для ответа можно составить следующую графическую форму

В результате учащиеся приходят к выводу о том, что практически осуществимы три пары взаимодействий (1,3,4| т.к. в результате этих взаимодействий соблюдаются условия протекания реакций до конца, а значит, они практически осуществимы. А взаимодействие хлорида калия с нитратом кальция практически неосуществимо, потому что процесс не соответствует признакам необратимости реакции.


Прием Кластер

Кластер – это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. 



КЛАСТЕР

Тема: «Алюминий» в 9 классе,



Реакции с неметаллами Реакции с разб. кислотами



Р еакции с водой Аl Реакции с конц. кислотами





Алюминотермия Реакции с щелочами


Прием Инсерт 

Инсерт – в дословном переводе означает интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления.
1 этап: предлагается система маркировки текста
v «галочкой» помечается то, что уже известно ученикам
- «минусом» помечется то, что противоречит их представлениям
+ «плюсом» помечается то, что для них интересно и неожиданно
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше
 2 этап: учащиеся читают текст и делают соответствующие пометки
3 этап: последовательное обсуждение каждого маркированного фрагмента 
Работать можно индивидуально и парами.

ИНСЕРТ

Тема: «Водород» в разделе «Неметаллы» в 9 классе,

Ученикам предлагается текст, где они проводят соответствующую маркировку: 
V 1.Молекула водорода состоит их двух атомов.

- 2.Атомы в молекуле водорода соединены между собой ковалентной 
полярной связью.

- 3.Вещество водород имеет молекулярную кристаллическую решётку.

+ 4.Водород можно собрать методом вытеснения воздуха.

5.1 моль водорода при нормальных условиях занимает объём 22,4 литра.

? 6.В химических реакциях водород может проявлять себя только в роли

восстановителя.

? 7.Водород как неметалл взаимодействует со всеми металлами.

V 8.Водород можно использовать в качестве сильного восстановителя при

получении чистых металлов.

+ 9.Водород является экологически чистым топливом.

? 10.Водород применяется в качестве пищевой добавки Е 949.


Прием «лист решения проблем».

Этот прием можно использовать при решении задач, особенно со слабыми учениками. Организуется детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и ищут пути по ее решению.


Тема: «Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем газов» в 8 классе.

Например, лист решения проблем при решении расчетной задачи:

Какой объем займет водород массой 8 граммов?

   Проблема

Что есть для ее решения


Чего не хватает

Решение

Найти объем водорода

  V=n • Vm 

Неизвестно количество вещества


Найти количество вещества водорода

   n= m : M

    m = 8г

Молярной массы водорода

М(Н2)=1•2= 2г\моль

n=8:2=4моль

Найти объем водорода

   n = 4моль

Vm= 22,4моль\л


V=4моль•22,4моль\л

=89,6л


«Рефлексия. Самостоятельная работа - самоконтроль. Собственно рефлексия».

-размышления, перестройка первичных представлений и формирование «собственного» нового знания; постановка новых целей обучения

Задания на выполнение мыслительных операций

Мини тесты закрепления

- Установление соответствия:

Подберите к названию вещества соответствующую формулу:

1. Угольная кислота                               А. HgO

2. Оксид ртути (+2)                                 Б. Zn(OH)2

3. Оксид фосфора (+5)                            В. H2CO3

4.Гидроксид цинка                                   Г. P2O5

- Задания на поиск закономерностей:

- Установите признак, объединяющий указанные объекты:

1. Кислород – озон; белый фосфор – красный фосфор;

2. Li, Na, K, Rb, Cs

3. H2S, Na2S, Al2S3, MgS

4. HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4

- Продолжите ряд веществ, установите закономерность в последовательности их формул:

1. AgCl, Cu(OH)2, BaSO4, Zn(OH)2

2. Na2SO4, CaCO3, MgSO4, BaCO3

-Задания на классификацию:

Из перечня соединений азота: HNO3, HNO2, NH3, NO2, Mg3N2 выпишите:

а) вещества, проявляющие только свойства окислителей;

б) вещества, проявляющие только свойства восстановителей.

- Задания на сравнение:

Сравните металлическую связь с ионной и ковалентной по плану:

1. Частицы, участвующие в образовании связи.

2. Механизм образования связи.

3. Частицы в узлах кристаллической решетки.

- Задания на обоснование:

Обоснуйте следующие утверждения, используя существенные признаки понятия «электролит»:

1. NaCl, HNO3, Ba(OH)2 являются электролитами, так как….

2. Сахар, спирт, глюкоза не являются электролитами, так как…

- Задания на доказательство:

Докажите, что у азота не может быть валентность 5.

- Задания на развитие творческого мышления:

Предложите план очистки поваренной соли от примесей древесного угля, мела и поваренной соли.

-Задания на формирование приемов анализа и синтеза:

-Исключите лишнее:

1. Известняк, мел, мрамор, малахит.

2. SO3, H2SO4, Na2SO4, H2SO3

-Вставьте пропущенные формулы:

1). 2HNO+ … = Cu(NO3)+ H2О


Прием Диаманты



Диаманта — это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

Строчка 1: тема (существительное)

Строчка2: Определение (2 прилагательных)

Строчка 3: действие (3 причастия)

Строчка 4: ассоциации (4 существительных)

Строчка 5: действие (3 причастия)

Строчка 6:определение (2 прилагательных)

Строчка 7 :тема (существительное)

Тема: «Углерод,его свойства. Соединения углерода» в 9 классе,

ГОРЕНИЕ УГЛЯ

Уголь


черный, блестящий



горючий, уменьшающий­ся, светящийся


жара, огонь, свет, дым


клубящийся, выделяю­щийся, тяжелый,


прозрачный, бесцветный


газ


Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению . Можно предложить написать диаманту на темы: «Металл — неметалл», «Кислота-основание».


«Синквейн»

Это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока - 
три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.


Глина,

Пластичная и загадочная,

Лечит, таит секреты, заживляет,

В тебе зародилась жизнь

Панацея

                      Алмаз.

            Бесцветный, твердый.

       Режет, сверлит, свет преломляет.

       Это любимый камень ювелиров.

                    Углерод.


Прием “Эссе”


Этот вид письменного задания применяется мною в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Я прошу учащихся ответить на два вопроса:

- Что они узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).


Тема: «Экологические проблемы загрязнения воды» 8 класс ученица написала следующее эссе:

« Я сегодня узнала, какие существуют виды загрязнения воды, и как они влияют на живую природу. Очень неприятно осознавать, что виной всему является человек, самое разумное существо на нашей планете. Хотелось бы побольше узнать об объединениях школьников, которые пытаются изменить ситуацию».


Прием «самоанализ»


Тема: «Типы химической связи» в 11 классе

На стадии рефлексии учащиеся заполняют следующую таблицу:

Элементы знаний

Знаю уверенно

Надо повторить

1. Типы ХС:

- ковалентная неполярная

-ковалентная полярная

- донорно-акцепторная

-ионная

- металлическая

- водородная



2. Природа химических элементов, участвующих в образовании каждого вида связи.



3. Тип кристаллической решетки и физические свойства вещества, характерные для каждого типа связи.




Прием “Шесть шляп критического мышления”


Это задание обычно используется мною на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

Белая шляпа” —> АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

Желтая шляпа” —> ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

Черная шляпа” —> НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

Синяя шляпа” —> АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);

Зеленая шляпа” —> ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);

Красная шляпа” —> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)


Тема: «Соединения углерода» в 9 классе

На стадии рефлексии группы работают с текстом с использованием приема «шесть шляп критического мышления»:

Проанализируйте текст:

      Углекислый газ не ядовит. Однако при содержании его в воздухе по объему более 4 % появляется головная боль, шум в ушах. При содержании СОв воздухе более 10% может наступить потеря сознания, вот почему надо проветривать помещения, где находится много людей. Углекислый газ имеет громадное значение для всего живого, т.к. из него в процессе фотосинтеза зеленые растения образуют органические вещества, выделяя при этом кислород. Все живые организмы, поглощая кислород при дыхании, выделяют углекислый газ. В последнее время содержание СО2 в атмосфере постоянно увеличивается, приводя к повышению температуры воздуха у поверхности земли («парниковый эффект»).





Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

                                               Литература.

1. Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф.   Программа  Обучение здоровью.

    Москва,  2005 г.

2. Селевко Г.Г.   Современные образовательные технологии

   Москва, Народное образование,  1998 г

3. Чернавская А.П.  РКМПЧП  как педагогическая технология

   Н Новгород, 2001 г.




Полный текст материала Методическое пособие "База данных": методические приемы технологии критического мышления на уроках химии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пинегина Ольга Сергеевна  Публикатор
03.01.1970 0 2966 122

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК