Конспект урока химии "Обобщение и систематизация знаний по теме "Химические реакции"; 11 класс
Урок 11-й класс
Пиляй Любовь Павловна, учитель химии
МБОУ СОШ №71 г. Нижний Тагил, Свердловской области
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Химические реакции» (2 часа)
Цели:
-
учебная: закрепление и обобщение изученного материала по теме урока;
-
развивающая: формировать умения и навыки работы с тестами, навыки выполнения практической работы, умение к самоанализу при проверке теста, умение рационального распределения времени на выполнение задания;
-
воспитывающая: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умение работать в группе, умение слушать своих одноклассников.
Тип урока: обобщающий.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Средства обучения: лабораторное оборудование, вещество, мультимедийный комплекс.
Оборудование:
-
таблица Д.И. Менделеева,
-
таблица растворимости,
-
ряд напряжения металлов,
-
тесты.
Ход урока
Химия везде,
Химия во всём:
Во всём, чем мы дышим,
Во всём, что мы пьём,
Во всём, что мы носим.
Во всём, чем стираем.
Что же ещё мы о химии знаем?
-
Вступительное слово учителя.
Мы с вами закончили изучение темы «Химические реакции» из школьного курса химии. Цель сегодняшнего урока систематизировать полученные знания, выявить уровень подготовки, готовности к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Со школой ваше знакомство с химией не кончается. Многие продолжат ее изучение в другом учебном заведении. А в этом должны помочь знания, полученные в школе. Неслучайно девизом нашего урока стали слова: …
-
Работа в группах.
Каждая группа получает заранее домашнее задание по определенной подтеме в форме сообщения на 4 минуты. В конце каждого выступления группы выполняют минитест по данной теме. Тест сразу проверяется при помощи интерактивной доски.
I группа. «Классификация химических реакций в неорганической и органической химии» (учащиеся должны объяснить принцип классификации химических реакций).
Минитест №1
-
К реакциям обмена относится
-
2Al + Fe2O3 = 2Fe + Al2O3
-
2NaHCO3 = Na2CO3 + CO2 + H2O
-
2FeCl2 + Cl2 = 2FeCl3
-
CrCl3 + 3NaOH = Cr(OH)3 + 3NaCl
-
При добавлении к раствору хлорида меди (II) порошка цинка при комнатной температуре протекает реакция
-
присоединения
-
обмена
-
замещения
-
нейтрализации
-
Реакциями замещения и присоединения соответственно являются
свет
-
CH4 + Cl2 и C2H2 + Cl2 кат.
-
CH3COONa + HCl и C6H6 + Br2
-
H2SO4 + Zn и H2SO4 + CuO
t свет
-
C8H16 + H2 и C2H6 + Cl2
-
Взаимодействие кальция и соляной кислоты относится к реакциям
-
соединения, экзотермическая
-
замещения, экзотермическая
-
обмена, экзотермическая
-
замещения, эндотермическая
t, p, Fe
-
Реакция получения аммиака N2 + 3H2 2NH3 относится к реакциям
-
замещения и каталитическим
-
обмена и некаталитическим
-
соединения и каталитическим
-
замещения и некаталитическим
II группа. «Скорость химических реакций, её зависимость от различных факторов» (учащиеся должны объяснить условия и скорость протекания химических реакций, а также факторы, влияющие на них).
Минитест №2
-
Причины увеличения скорости реакции при повышении концентрации веществ является увеличение
-
числа столкновений молекул
-
энергии активации процесса
-
энергии молекул
-
массы или объема вещества
-
При обычных условиях с наименьшей скоростью происходит взаимодействие между
-
Fe и O2
-
Cu и O2
-
Mg и HCl (10% р-р)
-
Zn и HCl (10% р-р)
-
С наибольшей скоростью с кислородом при комнатной температуре реагирует
-
Sn 2) Al 3) Ca 4) Mn
-
При изменении температуры от 10 до 30С скорость реакции, температурный коэффициент которой =3,
-
возрастает в 3 раза
-
уменьшается в 3 раза
-
возрастает в 9 раз
-
уменьшается в 9 раз
-
На скорость химической реакции 2NH3(Г) N2(Г) + 3H2(Г) не влияет изменение
-
концентрация аммиака
-
концентрация водорода
-
давление
-
температура
III группа. «Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов» (учащиеся должны объяснить принцип Ле Шателье).
Минитест №3
-
Укажите условия необратимости химического превращения
-
перемешивание веществ
-
проведение реакции в специальном реакторе
-
выделение газообразных продуктов реакции
-
ослабление окраски раствора
-
Химическое равновесие в системе Cl2 + H2O HCl + HClO сместится в сторону образования продуктов при добавлении
-
хлорида натрия
-
раствора хлороводородной кислоты
-
раствора хлорноватистой кислоты
-
дистиллированной воды
-
Не влияет на выход продукта реакции изменение давления в системе
-
2H2(Г) + O2(Г) 2H2O(Г)
-
N2(Г) + 3H2(Г) 2NH3(Г)
-
Fe2O3(ТВ) + 3CO (Г) 2Fe(ТВ) + 3CO2(Г)
-
2H2S(Г) + 3O2(Г) 2H2O(Ж) + 2SO2(Г)
-
В системе 2SO2(Г) + O2(Г) 2SO3(Г) + Q смещение химического равновесия вправо произойдет при
-
добавлении катализатора
-
повышении давления
-
повышении температуры
-
увеличении концентрации оксида серы (VI)
-
В какой системе одновременное увеличение давления и понижение температуры смещает химическое равновесие в сторону продуктов реакции
-
4NH3(Г) + 5O2(Г) 4NO(Г) + 6H2O(Г) + Q
-
2SO2(Г) + O2(Г) 2SO3(Г) + Q
-
N2O(Г) NO(Г) + NO2(Г) - Q
-
C(ТВ) + 2N2O(Г) CO2(Г) + 2N2(Г) + Q
IV группа. «Электролитическая диссоциация водных растворов. Сильные и слабые электролиты» (учащиеся должны объяснить принцип диссоциации электролитов, определять количество образовавшихся ионов при диссоциации определенного количества электролита).
Минитест №4
-
Слабым электролитом является раствор
-
соляной кислоты
-
хлорида натрия
-
уксусной кислоты
-
гидроксида натрия
-
Электролитом является каждое из двух веществ
-
глюкоза и этиловый спирт
-
уксусная кислота и бензол
-
сахароза и хлорид натрия
-
ацетат натрия и гидроксид натрия
-
Ионы образуются при диссоциации
-
KBrO3 2) KBr 3) CH3CH2Br 4) NaBrO4
-
Наибольшее число ионов образуется при полной диссоциации 1 моль
-
Na2SO4 2) CuSO4 3) AlCl3 4) CCl4
-
Какие из утверждений об электролитах верны
А. При растворении в воде электролиты диссоциируют на ионы.
Б. Ионы отличаются от атомов по строению и свойствам.
-
верно только А
-
верно только Б
-
верны оба утверждения
-
оба утверждения неверны
V группа. «Реакции ионного обмена» (учащиеся должны объяснить условия протекания реакций ионного обмена).
Минитест №5
-
Сокращенному ионному уравнению Cu2+ + Zn = Cu + Zn2+ соответствует взаимодействие
-
меди с раствором хлорида цинка
-
гидроксида меди (II) с цинком
-
раствора хлорида меди (II) с цинком
-
оксида меди (I) с цинком
-
Молекулярному уравнению реакции
CuO + 2HNO3 Cu(NO3)2 + H2O
соответствует сокращенное ионное уравнение
-
Число ионов в сокращенном ионном уравнении реакции взаимодействия между серной кислотой и оксидом магния равно
-
3 2) 9 3) 5 4) 4
-
При сливании растворов карбоната калия и соляной кислоты в химической реакции участвуют ионы
-
-
-
-
и
-
Одновременно не могут находиться в растворе все ионы ряда
VI группа. «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная» (учащиеся на конкретных примерах растворов солей объясняют процесс гидролиза).
Практическая работа «Гидролиз солей»
Цель работы: формировать умение определять характер среды водных растворов солей.
Реактивы:
-
Растворы солей:
-
карбоната натрия
-
хлорида бария
-
хлорида алюминия
-
Индикаторы:
-
лакмусовая бумажка (универсальная)
Минитест №6
-
В водном растворе гидролизу не подвергается
-
сульфат калия
-
сульфид калия
-
сульфит калия
-
гидросульфид калия
-
Среда раствора карбоната калия
-
кислая 2) щелочная 3) нейтральная 4) слабокислая
-
Кислую среду имеет водный раствор
-
Na3PO4 2) KCl 3) Na2CO3 4) ZnSO4
-
Щелочную реакцию среды имеет раствор каждой из двух солей
-
KCl и Na2S
-
FeCl2 и NH4Cl
-
K2SiO3 и Na2CO3
-
ZnSO4 и Na2SO4
-
Лакмус приобретает красный цвет в растворе
-
Na3PO4 2) CuSO4 3) Na2SO4 4) NaOH
VII группа. «Реакции окислительно-восстановительные» (учащиеся должны объяснить принцип составления уравнений электронного баланса, умения находить окислитель, восстановитель).
Минитест №7
-
Только восстановительные свойства проявляет
-
фосфор 2) бром 3) цинк 4) сера
-
Восстановителем в реакции H2S + SO2 S + H2O является
-
S0 2) S+4 3) O-2 4) S-2
-
Укажите окислительно-восстановительную реакцию
-
CH3COOH + NaOH = CH3COONa + H2O
-
2HCl + CaO = CaCl2 + H2O
-
4HCl + MnO2 = MnCl2 + Cl2 + 2H2O
-
NaHCO3 + NaOH = Na2CO3 + H2O
-
Процесс окисления соответствует схеме
-
N2H4 N2
-
N2 NH3
-
NO2 NO
-
NO2
-
Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции, схема которой
NH3 + O2 N2 + H2O, равен
-
1 2) 3 3) 2 4) 4
-
Разминка. Устная работа с классом.
Отгадывание кроссворда (заранее приготовлен на интерактивной доске).
По горизонтали:
-
Какой коэффициент стоит перед восстановителем в уравнении
2NH3 + 3CuO = 3Cu + N2 + 3H2O
3. Реакция между магнием и соляной кислотой относится к реакциям …
5. Число ионов в сокращенном ионном уравнении реакции взаимодействия между серной кислотой и оксидом меди равно…
7. Окраска лакмуса в растворе соли Pb(NO3)2…
9. Какую среду имеет раствор карбоната лития.
По вертикали:
2. Какое вещество ускоряет химическую реакцию, но не смещает химическое равновесие
4. Согласно схеме N+5 + n N-3 число принятых электронов равно…
6. Фактор, смещающий химическое равновесие в сторону продуктов реакции
N2 + O2 2NO - Q
8. Какой процесс изображен CO CO2
Ответы:
4. Закрепление.
Выполнение индивидуальной тестовой работы в форме ЕГЭ: из блока А – 7 задания, из блока В – 2 задания, из блока С – 1 задание. Время выполнения работы рассчитано на 25 минут. Предлагается два варианта.
1 вариант
Блок А
-
Взаимодействие оксида углерода (IV) с водой относится к реакции
-
соединения, необратимым
-
обмена, обратимым
-
соединения, обратимым
-
обмена, необратимым
-
Скорость реакции азота с водородом понизится при
-
уменьшении температуры
-
увеличении концентрации азота
-
использовании катализатора
-
увеличении давления
-
Изменение давления не повлияет на состояние химического равновесия в системе
-
2NO(Г) + O2(Г) 2NO2(Г)
-
N2(Г) + 3H2(Г) 2NH3(Г)
-
2CO(Г) + O2 (Г) 2CO2(Г)
-
N2(Г) + O2(Г) 2NO(Г)
-
Наибольшее количество сульфат-ионов образуется в растворе при диссоциации 1 моль
-
сульфата натрия
-
сульфата меди (II)
-
сульфата хрома (III)
-
сульфата кальция
-
Сокращенному ионному уравнению
H+ + OH- = H2O
соответствует взаимодействие
-
HNO3 с NaOH
-
Cu(OH)2 c HCl
-
H2SiO3 c KOH
-
HCl c HNO3
-
Одинаковую реакцию среды имеют растворы сульфата натрия и
-
сульфата алюминия
-
нитрата калия
-
нитрата цинка
-
силиката натрия
-
В реакции цинка с разбавленной серной кислотой восстановителем является
1) Zn0 2) 3) H+ 4) Zn2+
Блок B
1. Установите соответствие между уравнением окислительно-восстановительной реакцией и свойством азота, которое он проявляет в этой реакции.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ |
СВОЙСТВА АЗОТА |
А) 2NO + O2 = 2NO2 |
1) окислитель |
Б) 2CuO + 2NH3 = N2 + 3Cu + 3H2O |
2) восстановитель |
В) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O |
3) и окислитель и восстановитель |
Г) 6Li + N2 = 2Li3N |
4) ни окислитель, ни восстановитель |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
2. Установите соответствие между формулой соли и реакцией среды ее водного раствора
ФОРМУЛА СОЛИ |
РЕАКЦИЯ СРЕДЫ |
А) Na2SO4 |
1) кислая |
Б) NaHCO3 |
2) нейтральная |
В) Na2CO3 |
3) щелочная |
Г) AlCl3 |
|
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Блок С
Используя метод электронного баланса составьте уравнение реакции:
KMnO4 + … + H2SO4 MnSO4 + Br2 + … + H2O
Определите окислитель и восстановитель.
2 вариант
Блок А
-
Реакции присоединения соответствует уравнение
-
CH4 + Cl2 CH3Cl + HCl
-
C2H4 + HCl CH3 — CH2—Cl
-
C6H6 + Br2 C6H5Br + HBr
-
CH4 + 2O2 CO2 + 2H2O
-
С наибольшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция
-
углерода с кислородом
-
железа с раствором уксусной кислоты
-
железа с соляной кислотой
-
растворов гидроксида натрия и серной кислоты
-
При повышении давления равновесие смещается вправо в системе
-
2СO2(Г) 2CO (Г) + O2(Г)
-
C2H4(Г) C2H2(Г) + H2(Г)
-
PCl3(Г) + Cl2 (Г) PCl5(Г)
-
H2(Г) + Cl2(Г) 2HCl(Г)
-
Наибольшее количество сульфат-ионов образуется в растворе при диссоциации 1 моль
-
сульфата калия
-
сульфата меди (II)
-
сульфата алюминия
-
сульфата магния
-
Сокращенному ионному уравнению
Fe3+ + 3OH- = 3Fe(OH)3
соответствует взаимодействие
-
FeCl3 c NaOH
-
Fe2O3 c NaOH
-
FeCI2 c NaOH
-
Fe c NaOH
-
Нейтральную среду имеет водный раствор
-
сульфата алюминия
-
сульфата цезия
-
нитрата железа (III)
-
силиката натрия
-
Реакции, уравнение которой
4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O
соответствует схема превращения азота
1) N+3 N+2
2) N-3 N-2
3) N+3 N-3
4) N-3 N+2
Блок B
1. Установите соответствие между формулой соединения и значением степени окисления хлора в нем.
ФОРМУЛА СОЕДИНЕНИЯ |
СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ ХЛОРА |
А) Ca(OCl)2 |
1) +1 |
Б) KClO3 |
2) +2 |
В) HClO2 |
3) +3 |
Г) FeCl3 |
4) +5 |
|
5) -1 |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
2. Установите соответствие между названием соли и отношением ее к гидролизу
НАЗВАНИЕ СОЛИ |
ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ |
А) хлорид цинка |
1) гидролизуется по катиону |
Б) сульфид калия |
2) гидролизуется по аниону |
В) нитрат натрия |
3) гидролизуется по катиону и аниону |
Г) нитрат меди |
4) не гидролизуется |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Блок С
Используя метод электронного баланса составьте уравнение реакции:
KMnO4 + HCl MnCl2 + Cl2 + … + …
Определите окислитель и восстановитель.
5. Рефлексия.
Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику»
Вопросы к ученику
Дата______________________ Класс_______________________
Постарайтесь точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:
№ п/п |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Какая цель стояла перед тобой на уроке? |
|
2 |
Как работали на уроке твои одноклассники? |
|
3 |
Как работал ты на уроке? |
|
4 |
Тема, которая вызывала затруднения до начала урока? |
|
6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
7. Заключение.
«Жить надо, чтобы выполнить задачу природы…Сумей быть полезен, нужен и дорог другим. Так жил или так хотел жить я сам… Надо быть деятельным и бережливым, в то же время смелым и благородным… Удовольствие пролетит – оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Ученье – себе, плод ученья – другим. Другого смысла в ученье нет, иначе его бы не было…»
Д.И. Менделеев
Ответы на минитесты
Задание |
Тест 1 |
Тест 2 |
Тест 3 |
Тест 4 |
Тест 5 |
Тест 6 |
Тест 7 |
1 |
4 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
1 |
5 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Ответы на индивидуальную тестовую работу
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
В1 |
В2 |
Вариант 1 |
3 |
1 |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2221 |
2331 |
Вариант 2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 |
1435 |
1241 |
Блок С
1 вариант
2KMnO4 + 10KBr + 8H2SO4 = 2MnSO4 + 5Br2 + 6K2SO4 +8H2O
Бром в степени окисления -1 (или бромид калия) является восстановителем, в марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия) - окислителем
2 вариант
2KMnO4 + 16HCl 2MnCl2 + 5Cl2 + 2KCl + 8H2O
Хлор в степени окисления -1 (или соляная кислота) является восстановителем, в марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия) - окислителем
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пиляй Любовь Павловна
→ Публикатор 04.12.2019 0 7050 235 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.