Конспект урока химии "Соединения хрома"; 11 класс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №95

г. КРАСНОДАРА

 

 

 

 

Номинация: «Химия»

Учебный предмет: Химия

 

ТЕМА:

«Соединения хрома»

 

11 класс

(физико-химический профиль)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект учителя химии МБОУ СОШ № 95

Свириденко Юлии Анатольевны

 

 

Урок по теме «Соединения хрома».

Учитель: Свириденко Ю.А.

Класс:11 (профильный уровень)

Цели урока:

 

Общеобразовательные:

- через систему познавательных задач расширить и углубить знания учащихся о переходных элементах;

- используя частично-поисковый, творческий подход к обучению, направлять поисковую деятельность учащихся на установление взаимосвязи между строением и свойствами хрома, его применением;

- уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства соединений хрома в окислительно-восстановительном виде;

-нахождение в природе;

 

Развивающие:

формировать умения сравнивать. Вычленять в изученном существенное, устанавливать. Причинно - следственные связи, делать обобщения, связно излагать и доказывать учебный материал, применять и систематизировать полученные знания.

 

Воспитывающие

Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.

 

Задачи:

 

- через систему познавательных задач расширить и углубить знания учащихся о соединениях переходных элементах;

- формирование ключевых компетенций (искать, изучать, думать, анализировать, критически оценивать информацию, адаптироваться).

- развитие коммуникативных качеств личности, дисциплины учебного труда, ответственность за результаты своего труда.

 

Оборудование: Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран).

Реактивы: соли хрома (II) и (III), щелочь, кислоты, хроматы, дихроматы.


 

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • продолжить формировать систему предметных знаний;

  • сформировать умение характеризовать переходный элемент хром и его соединения;

  • овладение терминологией;

  • сформировать способность применять знания для практических задач.

Метапредметные:

  • научить планировать собственную деятельность;

  • научить осуществлять контроль и оценку своей деятельности.

Личностные:

  • сформировать устойчивый интерес к поиску решения проблемы;

  • саморазвитие и самосовершенствование.

 

Ход урока

  1. Изучение нового материала.

 

  1. Оксиды хрома.

 

Вопросы для учащихся: а) Какие степени окисления характерны для хрома?

б) Предложите формулы соответствующих оксидов.

(Слайд 4-7 ф №1,2)

Характеризуются все оксиды хрома по плану.

План характеристики

  1. Физические свойства

  2. Характер

  3. Получение

  4. Химические свойства

(используется Опорная таблица №1)

(слайд 8-20 ф №3-14)

 

 

  1. Гидроксиды хрома (слайд № 21-27 ф №15-21) – демонстрация опытов.

 

Характеризуются соответствующие гидроксиды хрома по плану

План характеристики

  1. Физические свойства

  2. Характер

  3. Получение

  4. Химические свойства

(используется Опорная таблица №1)лану (см. ются соответствующие гидроксиды хрома по спользуя Опорные таблицы0000000000000000000000000000000000000000000000000000

 

  • Опыт №1: «Получение Cr(OH)2»

  • Опыт №2: «Получение Cr(OH)3»

 

  1. Соли хрома.

 

(используется Опорная таблица №2)лану (см. ются соответствующие гидроксиды хрома по спользуя Опорные таблицы0000000000000000000000000000000000000000000000000000

    • Соли хрома (II) окисляются кислородом воздуха до соединений хрома (III).

4CrCI2 + 4HCI + O2 = 4CrCI3 + 2H2O

  • Хроматы (III) устойчивы в щелочной среде, но легко разрушаются кислотами; подвергаются полному гидролизу,

NaCrO2 + HCI(нед.) + H2O = Cr(OH)3 + NaCI

NaCrO2 + 4HCI(изб.) = CrCI3 + NaCI + 2H2O

NaCrO2 + 2H2O = Cr(OH)3 + NaOH

Na3[Cr(OH)6] + 3CO2 = Cr(OH)3 + 3NaHCO3

  • Соединения хрома (III) могут проявлять

как окислительные свойства:

 

Cr2(SO4)3 + 2H = 2CrSO4 + H2SO4

(H2SO4)

 

так и восстановительные:

 

2K3[Cr(OH)6] +3Br2 + 4KOH = 2K2CrO4 + 6KBr + 8H2O

 

2CrCI3 + 3H2O2 + 10KOH = 2K2CrO4 + 6KCI +8H2O

 

  • Хроматы устойчивы в щелочной среде.

  • Дихроматы устойчивы в кислотной среде.

  • Взаимное превращение хроматов в дихроматы

(слайд 29-31 ф.23-24)

 

  • Опыт №3 «Взаимное превращение хроматов в дихроматы»

 

II. Шлифовка нового материала.

 

  1. Все соединения хрома (II) сильные восстановители.

  2. Соединения хрома (III) окислители, и восстановители.

  3. Соединения хрома (VI) сильные окислители.

 

таким образом с повышение степеней окисления хрома:

 

    • Основные свойства оксидов и гидроксидов хрома ослабевают, кислотные усиливаются.

    • Окислительные свойства соединений хрома усиливаются.

Схема «ПРОДУКТЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СОЕДИНЕНИЙ ХРОМА(VI)В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ» (Слайд 32)

 

III. Закрепление новой темы.

 

  1. Осуществить превращения.

Cr2O3-----Cr-----CrCI2-----CrCI3------Cr(OH)3------Na3[Сr(OH)6]------Cr(NO3)3

IV. Домашнее задание

П. 68 стр.309-317 упр. 4(б), 7.

 

V. Рефлексия.

 

В завершении урока ответьте (устно) на некоторые вопросы:

Мы узнали

Мы умеем ______________________________

Список используемой литературы:

 

Основной:

1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С Химия. 11(10) класс – Москва «Русское слово»

2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Общая химия. Сборник самостоятельных работ., 2008г.

 

Дополнительной:

  1. Учебные задания для учащихся медико – биологических классов под редакцией зав. кафедрой общей химии КГМУ, д.п.н. профессора Литвиновой Т.Н.

 

Список сайтов по химии:

  1. Химия и жизнь XXI век: научно-популярный журнал. http://www.hij.ru

  2. AIhimik. http://www.aIhimik.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА №1

«ОКСИДЫ И ГИДРОКСИДЫ ХРОМА, ПОЛУЧЕНИЕ, СВОЙСТВА»

 

2Cr+O2=2CrO

Cr(OH)2=CrO+H2O

4Cr+3O2=2Cr2O3

2Cr(OH)3=Cr2O3+3H2O

(NH4)2Cr2O7=Cr2O3+N2+4H2O

4K2Cr2O7=4K2CrO4+2Cr2O3+3O2

4CrS+7O2=2Cr2O3+4SO2

CrO-основный оксид

CrO+2H2SO4=CrSO4+H2O

Cr2O3-амфотерный оксид

Cr2O3+6HCI=2CrCI3+3H2O

Cr2O3+2KOH=2KCrO2+H2O

Cr2O3+Na2CO3=2NaCrO2+CO2

Cr(OH)2-основный гидроксид

CrCI2+2NaOH=Cr(OH)2+2NaCI

Cr(OH)3-амфотерный гидроксид

CrCI3+3NaOH=Cr(OH)3+3NaCI

C2S3+6H2O=Cr(OH)3+3H2S

Cr(OH)2+2HCI=CrCI2+2H2O

4Cr(OH)2+2H2O+O2=4Cr(OH)3

Cr(OH)2=CrO+H2O (в отсутствие O2)

Cr(OH)3+3HCI=CrCI3+3H2O

Cr(OH)3+3NaOH=Na3[Cr(OH)6]

Cr(OH)3+NaOH=Na[Cr(OH)4]

Cr(OH)3+NaOH=NaCrO2+2H2O

CrO3- кислотный оксид

 

H2CrO4,H2Cr2O7-кислотные гидроксиды

СrO3+H2O(изб.)=H2CrO4

2CrO3+H2O(нед.)=H2Cr2O7

CrO3+2KOH=K2CrO4+H2O

Cr2O7 + H2O = 2CrO4 + 2H

существует только в водных растворах.

 

ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА №2

Окислительные свойства K2Cr2O7

(взаимодействие с восстановителями в кислой среде):

K2Cr2O7+6FeSO4+7H2SO4=Cr2(SO4)3+3Fe2(SO4)3+K2SO4+7H2O

2K2Cr2O7+14HCI=2CrCI3+3CI2+2KCI+7H2O

4CrCI2+4HCI+2O2=4CrCI3+2H2O

2Cr(OH)3+10NaOH+3Br2=2Na2CrO4+6NaBr+8H2O

2CrCI3+16NaOH+3CI2=2Na2CrO4+12NaCI+8H2O

Cr2O3+10NaOH+3Br2=2NaCrO4+6NaBr+5H2O

2Na[Cr(OH)4]+3CI2+8NaOH=2Na2CrO4+6NaCI+8H2O

2K2CrO4+3K2SO3+5H2O=2Cr(OH)3+3K2SO4+4KOH

2K2CrO4+3KHSO3+2H2O=2Cr(OH)3+3K2SO4+KOH

Cr2O3+2Na2CO3+3KNO3=2Na2CrO4+3KNO2+2CO2

Cr2O3+4KOH+KCIO3=2K2CrO4+KCI+2H2O

K2Cr2O7+3SO2+H2SO4=Cr2(SO4)3+K2SO4+H2O

 

 

 

Опорная схема №3

Хром и его соединения

 

0

+2

+3

+6

простое вещество

Cr

 

 

 

оксиды

 

CrO

C r2O3

CrO3

гидроксиды

 

Cr(OH)2

C r(OH)3

H2CrO4,H2Cr2O7

соли

 

C rCI2

C r2(SO4)3

CrCI3

Na2CrO4 K2Cr2O7

 


Полный текст материала Конспект урока химии "Соединения хрома"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Свириденко Юлия Анатольевна  Публикатор
10.02.2020 0 2942 294

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК