Конспект урока химии "Соединения хрома"; 11 класс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №95
г. КРАСНОДАРА
Номинация: «Химия»
Учебный предмет: Химия
ТЕМА:
«Соединения хрома»
11 класс
(физико-химический профиль)
Проект учителя химии МБОУ СОШ № 95
Свириденко Юлии Анатольевны
Урок по теме «Соединения хрома».
Учитель: Свириденко Ю.А.
Класс:11 (профильный уровень)
Цели урока:
Общеобразовательные:
- через систему познавательных задач расширить и углубить знания учащихся о переходных элементах;
- используя частично-поисковый, творческий подход к обучению, направлять поисковую деятельность учащихся на установление взаимосвязи между строением и свойствами хрома, его применением;
- уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства соединений хрома в окислительно-восстановительном виде;
-нахождение в природе;
Развивающие:
формировать умения сравнивать. Вычленять в изученном существенное, устанавливать. Причинно - следственные связи, делать обобщения, связно излагать и доказывать учебный материал, применять и систематизировать полученные знания.
Воспитывающие
Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.
Задачи:
- через систему познавательных задач расширить и углубить знания учащихся о соединениях переходных элементах;
- формирование ключевых компетенций (искать, изучать, думать, анализировать, критически оценивать информацию, адаптироваться).
- развитие коммуникативных качеств личности, дисциплины учебного труда, ответственность за результаты своего труда.
Оборудование: Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран).
Реактивы: соли хрома (II) и (III), щелочь, кислоты, хроматы, дихроматы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
-
продолжить формировать систему предметных знаний;
-
сформировать умение характеризовать переходный элемент хром и его соединения;
-
овладение терминологией;
-
сформировать способность применять знания для практических задач.
Метапредметные:
-
научить планировать собственную деятельность;
-
научить осуществлять контроль и оценку своей деятельности.
Личностные:
-
сформировать устойчивый интерес к поиску решения проблемы;
-
саморазвитие и самосовершенствование.
Ход урока
-
Изучение нового материала.
-
Оксиды хрома.
Вопросы для учащихся: а) Какие степени окисления характерны для хрома?
б) Предложите формулы соответствующих оксидов.
(Слайд 4-7 ф №1,2)
Характеризуются все оксиды хрома по плану.
План характеристики
-
Физические свойства
-
Характер
-
Получение
-
Химические свойства
(используется Опорная таблица №1)
(слайд 8-20 ф №3-14)
-
Гидроксиды хрома (слайд № 21-27 ф №15-21) – демонстрация опытов.
Характеризуются соответствующие гидроксиды хрома по плану
План характеристики
-
Физические свойства
-
Характер
-
Получение
-
Химические свойства
(используется Опорная таблица №1)
-
Опыт №1: «Получение Cr(OH)2»
-
Опыт №2: «Получение Cr(OH)3»
-
Соли хрома.
(используется Опорная таблица №2)
-
-
Соли хрома (II) окисляются кислородом воздуха до соединений хрома (III).
-
4CrCI2 + 4HCI + O2 = 4CrCI3 + 2H2O
-
Хроматы (III) устойчивы в щелочной среде, но легко разрушаются кислотами; подвергаются полному гидролизу,
NaCrO2 + HCI(нед.) + H2O = Cr(OH)3 + NaCI
NaCrO2 + 4HCI(изб.) = CrCI3 + NaCI + 2H2O
NaCrO2 + 2H2O = Cr(OH)3 + NaOH
Na3[Cr(OH)6] + 3CO2 = Cr(OH)3 + 3NaHCO3
-
Соединения хрома (III) могут проявлять
как окислительные свойства:
Cr2(SO4)3 + 2H = 2CrSO4 + H2SO4
(H2SO4)
так и восстановительные:
2K3[Cr(OH)6] +3Br2 + 4KOH = 2K2CrO4 + 6KBr + 8H2O
2CrCI3 + 3H2O2 + 10KOH = 2K2CrO4 + 6KCI +8H2O
-
Хроматы устойчивы в щелочной среде.
-
Дихроматы устойчивы в кислотной среде.
-
Взаимное превращение хроматов в дихроматы
(слайд 29-31 ф.23-24)
-
Опыт №3 «Взаимное превращение хроматов в дихроматы»
II. Шлифовка нового материала.
-
Все соединения хрома (II) сильные восстановители.
-
Соединения хрома (III) окислители, и восстановители.
-
Соединения хрома (VI) сильные окислители.
таким образом с повышение степеней окисления хрома:
-
-
Основные свойства оксидов и гидроксидов хрома ослабевают, кислотные усиливаются.
-
Окислительные свойства соединений хрома усиливаются.
-
Схема «ПРОДУКТЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СОЕДИНЕНИЙ ХРОМА(VI)В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ» (Слайд 32)
III. Закрепление новой темы.
-
Осуществить превращения.
Cr2O3-----Cr-----CrCI2-----CrCI3------Cr(OH)3------Na3[Сr(OH)6]------Cr(NO3)3
IV. Домашнее задание
П. 68 стр.309-317 упр. 4(б), 7.
V. Рефлексия.
В завершении урока ответьте (устно) на некоторые вопросы:
Мы узнали
Мы умеем ______________________________
Список используемой литературы:
Основной:
1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С Химия. 11(10) класс – Москва «Русское слово»
2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Общая химия. Сборник самостоятельных работ., 2008г.
Дополнительной:
-
Учебные задания для учащихся медико – биологических классов под редакцией зав. кафедрой общей химии КГМУ, д.п.н. профессора Литвиновой Т.Н.
Список сайтов по химии:
-
Химия и жизнь XXI век: научно-популярный журнал. http://www.hij.ru
-
AIhimik. http://www.aIhimik.ru
ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА №1
«ОКСИДЫ И ГИДРОКСИДЫ ХРОМА, ПОЛУЧЕНИЕ, СВОЙСТВА»
2Cr+O2=2CrO Cr(OH)2=CrO+H2O |
4Cr+3O2=2Cr2O3 2Cr(OH)3=Cr2O3+3H2O (NH4)2Cr2O7=Cr2O3+N2+4H2O 4K2Cr2O7=4K2CrO4+2Cr2O3+3O2 4CrS+7O2=2Cr2O3+4SO2 |
CrO-основный оксид CrO+2H2SO4=CrSO4+H2O |
Cr2O3-амфотерный оксид Cr2O3+6HCI=2CrCI3+3H2O Cr2O3+2KOH=2KCrO2+H2O Cr2O3+Na2CO3=2NaCrO2+CO2 |
Cr(OH)2-основный гидроксид CrCI2+2NaOH=Cr(OH)2+2NaCI |
Cr(OH)3-амфотерный гидроксид CrCI3+3NaOH=Cr(OH)3+3NaCI C2S3+6H2O=Cr(OH)3+3H2S |
Cr(OH)2+2HCI=CrCI2+2H2O 4Cr(OH)2+2H2O+O2=4Cr(OH)3 Cr(OH)2=CrO+H2O (в отсутствие O2) |
Cr(OH)3+3HCI=CrCI3+3H2O Cr(OH)3+3NaOH=Na3[Cr(OH)6] Cr(OH)3+NaOH=Na[Cr(OH)4] Cr(OH)3+NaOH=NaCrO2+2H2O |
CrO3- кислотный оксид
|
H2CrO4,H2Cr2O7-кислотные гидроксиды |
СrO3+H2O(изб.)=H2CrO4 2CrO3+H2O(нед.)=H2Cr2O7 CrO3+2KOH=K2CrO4+H2O |
Cr2O7 + H2O = 2CrO4 + 2H существует только в водных растворах. |
ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА №2
Окислительные свойства K2Cr2O7
(взаимодействие с восстановителями в кислой среде):
K2Cr2O7+6FeSO4+7H2SO4=Cr2(SO4)3+3Fe2(SO4)3+K2SO4+7H2O |
2K2Cr2O7+14HCI=2CrCI3+3CI2+2KCI+7H2O |
4CrCI2+4HCI+2O2=4CrCI3+2H2O |
2Cr(OH)3+10NaOH+3Br2=2Na2CrO4+6NaBr+8H2O |
2CrCI3+16NaOH+3CI2=2Na2CrO4+12NaCI+8H2O |
Cr2O3+10NaOH+3Br2=2NaCrO4+6NaBr+5H2O |
2Na[Cr(OH)4]+3CI2+8NaOH=2Na2CrO4+6NaCI+8H2O |
2K2CrO4+3K2SO3+5H2O=2Cr(OH)3+3K2SO4+4KOH |
2K2CrO4+3KHSO3+2H2O=2Cr(OH)3+3K2SO4+KOH |
Cr2O3+2Na2CO3+3KNO3=2Na2CrO4+3KNO2+2CO2 |
Cr2O3+4KOH+KCIO3=2K2CrO4+KCI+2H2O |
K2Cr2O7+3SO2+H2SO4=Cr2(SO4)3+K2SO4+H2O |
Опорная схема №3
Хром и его соединения
|
0 |
+2 |
+3 |
+6 |
простое вещество |
Cr |
|
|
|
оксиды |
|
CrO |
C r2O3 |
CrO3 |
гидроксиды |
|
Cr(OH)2 |
C r(OH)3 |
H2CrO4,H2Cr2O7 |
соли |
|
C rCI2 |
C r2(SO4)3 CrCI3 |
Na2CrO4 K2Cr2O7 |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Свириденко Юлия Анатольевна
→ Публикатор 10.02.2020 0 3125 302 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.