Конспект урока химии "Реакции ионного обмена"; 11 класс


 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 с.п. Пседах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по теме:

«Реакции ионного обмена»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель химии: Атаева З.Х.

Класс: 11

22.11.2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Реакции ионного обмена

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Цель урока: закрепить и расширить знания об особенностях и условиях протекания реакций ионного обмена, закрепить умения составлять ионные уравнения, формировать умение предвидеть вероятность протекания реакций в растворах, развить умение решать задания ЕГЭ, развивать и мыслить творчески и нестандартно. Формировать учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетентности.

Задачи:

- совершенствовать навыки составления полных и сокращенных ионных уравнений реакций.

- продолжать формировать умение анализировать полученную информацию, применять при высказывании суждений ранее полученные знания,

- совершенствовать навыки решения практических задач;

- воспитывать у учащихся организованность, самостоятельность, способствовать развитию безопасного и аккуратного выполнения химических опытов и бережного отношения к окружающей среде.

Ожидаемые результаты учебных достижений: ученик:

  •  Распознает, называет, дает определение реакциям ионного обмена;

  • Обосновывает суть реакций ионного обмена;

  • Приводит примеры и записывает реакции обмена в полной и сокращенной ионных формах.

Реактивы и оборудование:

растворы Cа(OН)2; NaOH; HCl; Na2CO3, фенолфталеин, пробирки.

 

Ход урока.

І. Организационный момент.

Эмоциональный настрой класса.

Упражнение «Улыбка».

Вначале урока выберите смайлик, характеризующий ваше настроение перед уроком. У вас на столах 4 смайлика

 

Поднимите выбранный смайлик

Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» описывает множество разных эмоций. Вот описание одной из них:

«Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных….

И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали".

Вы догадались о чем речь? Да, это улыбка…. Именно она может сгладить любой конфликт, поднимает настроение тем, кто ее получил, и тем, кто ее подарил.

Подарите друг другу улыбку и на этой позитивной ноте напишем диктант.

 

II. Актуализация опорных знаний.

«Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». (Станислав Герман Лем.)

На предыдущих уроках вы изучили теорию электролитической диссоциации. Проведем химический диктант

  1. Химический диктант («Да», «Нет»). Самоконтроль, взаимоконтроль. Вопросы выводятся на экран через проектор.

Утверждение

Ответ

  1.  

Электролиты - вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток

Да

  1.  

Неэлектролиты - вещества, которые в кристаллическом виде не проводят электрический ток

Нет

  1.  

Слабые электролиты – это электролиты, которые практически полностью распадаются в водном растворе на ионы

Нет

  1.  

К электролитам относятся растворимые соединения соли, кислоты, основания

Да

  1.  

Свойства водных растворов электролитов определяются свойствами ионов

Да

  1.  

Электролитической диссоциацией называется процесс распада вещества на молекулы при растворении в воде

Нет

  1.  

С точки зрения теории электролитической диссоциации основания-электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и гидроксид анионы

Да

  1.  

Общие свойства кислот обуславливают катионы кислотных остатков

Нет

  1.  

Соль – электролит, который диссоциирует на катионы кислотного остатка и анионы металла

Нет

  1.  

Неэлектролиты - вещества, растворы или расплавы которых не проводят электрический ток

Да

  1.  

Сильные электролиты имеют степень диссоциации больше 30%

Да

  1.  

К сильным электролитам относятся все хорошо растворимые соли, некоторые кислоты и все растворимые в воде основания

Да

Критерии оценивания:

«5» - 12-11 правильных ответов

«4» - 9-10 правильных ответов

«3» - 7-8 правильных ответов

Поднимите руки те, кто написал диктант на «5».

На «4».

На «3».

На «2» написавшие есть?

  1. Фронтальный опрос:

Задание № 1. «Закончите предложение одним словом». (По цепочке на местах заканчивают предложение).
1. Положительно заряженный электрод - …(анод).
2. Отрицательно заряженный электрод - …(катод).
3. Направленное движение заряженных частиц - …(электрический ток).
4. Положительно заряженные частицы -…(катионы).
5. Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
6. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…(электролиты).
7. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
8. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

9. Реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями – ….(ионные)

10. Заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов ...(ионы)

11. На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты…  (ионы водорода и ионы кислотного остатка)

12. На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания?... (ионы металла и ионы ОН-1 групп)

13. На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? …(ионы металла и ионы кислотного остатка)

 

Задание № 2  Укажите сильные электролиты, какие вещества мы относим к сильным электролитам? (степень диссоциации более 30% - это сильные кислоты, сильные основания, растворимые соли), (подчеркнуты сильные электролиты).

HCI; BaSO4; KOH; Ba(OH)2; Fe(OH)3; Na2CO3; Ca3(PO4)2; Na2SO4, Na3PO4 , CaCO3, H2SO3, CaSO3

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Тема нашего урока «Реакции ионного обмена». (запишите тему урока в тетрадях).

Что же вы хотите узнать о реакциях ионного обмена?

 

(-Как протекают реации ионного обмена?

-При каких условиях реакции ионного обмена идут до конца?

- Как составляются полные ионные уравнения?

- Как составляются краткие ионные уравнения?

- Будут ли задания по этой теме на ЕГЭ?)

 

Ответы на все эти вопросы мы сегодня получим.

 

 

Пояснение новой темы

 

 

Все вы сегодня будете мини-экспериментаторами и сможете ответить на поставленные вопросы.

 

IV. Практическая часть

Ребята, а теперь давайте с вами проведем небольшую практическую работу.

Но для начала повторим технику безопасности.

Правила техники безопасности:
Вещества бывают разные:

Едкие и взрывоопасные

Бывает, что они сами воспламеняются

А есть, такие, которыми отравляются.

Если ты не хочешь получить ожог

Или надышаться ртутными парами,

Эти правила безопасности внимательно прочитай

И в химическом кабинете их никогда не забывай!

 

1.При работе с веществами не берите их руками

И не пробуйте на вкус,

Реактивы не арбуз:

Слезет кожа с языка

И отвалится рука

 

2.Задавай себе вопрос,

Но не суй в пробирку нос:

Будешь плакать и чихать,

Слёзы градом проливать.

Помаши рукой ты к носу –

Вот ответ на все вопросы

3.С веществами неизвестными

Не проводи смешивания неуместные:

Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай

Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай!

4.Если ты работаешь с твёрдым веществом,

Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом.

Ты возьми его немножко –

Одну восьмую чайной ложки.

При работе с жидкостью каждый должен знать:

Мерить надо в каплях, ведром не наливать.

5. Если на руку тебе кислота или щёлочь попала,

Руку быстро промой водой из-под крана

И, чтоб осложнений себе не доставить,

Не забудь учителя в известность поставить.

6.В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот

Тонкой струйкой подливая,

Осторожненько мешая,

Лей в водичку кислоту –

Так отвадишь ты беду.

А еще… 7. Наливать вещества можно только над специальным лотком.

8 При проведении эксперимента отложить на край стола тетради и учебники.

 

 

Для проведения эксперимента используем Задание ЕГЭ 2019г.

Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: карбонат натрия, кислород, гидроксид кальция, алюминий, соляная кислота, гидроксид натрия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

 

Учащиеся выполняют химический эксперимент по группам, пользуясь инструктивными карточками. В группах отвечают на вопросы, оформляют работу. После выступают с отчетом перед остальными учащимися.

 

Лабораторный эксперимент №1:

Реакции, идущие с образованием нерастворимого вещества.

Задание. К раствору карбоната натрия 1 мл приливают раствор гидроксида кальция 1 мл.

При смешивании растворов наблюдается: выпадение белого осадка, образовавшегося при взаимодействии катионов кальция и карбонат - анионов.

После опыта, на доске показать, как надо составить ионное уравнение. При составлении ионных уравнений пишется 3 уравнения.

При составлении реакций ионного обмена надо пользоваться таблицей растворимости солей, оснований и кислот в воде.

Молекулярное уравнение: Cа(OН)2 + Na2СO3 CаСO3 + 2NaOН

Полное ионное уравнение: Cа2+ +  2OН- + 2Na+ + СO32- CаСO3 + 2Na+ +2OН-

Сокращенное ионное уравнение: 2+ +СO32- CаСO3 

\Мы видим, что в реакции участвовали катионы кальция и карбонат -анионы .

Вывод: Признак реакции выпадение осадка, значит реакция идет необратимо.

Определение:

Реакции между ионами называются ионными реакциями.

Беседа по вопросам:

  1. Какое вещество выпало в осадок? (Ответ: карбонат кальция)

  2. Какого цвета осадок?

  3. Составьте уравнение реакции в молекулярном виде.

  4. Составьте уравнение реакции в полном ионном виде.

  5. Составьте уравнение реакции в сокращенном ионном виде.

Оформление отчета о проделанном опыте.

Правила составления ионных уравнений.

1. Формулы малодиссоциирующих, газообразных веществ и неэлектролитов записывают в молекулярном виде.

2. С помощью знака ( ↑ - газ, - осадок) отмечают «путь удаления» вещества из сферы реакции (раствора).

3. Формулы сильных электролитов записываются в виде ионов.

4. Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в виде ионов.

5. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то оно выпадает в осадок, и в ионном уравнении его записывают в виде молекулы.

6. Сумма зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме зарядов ионов в правой части.

Алгоритм составления ионного уравнения реакции

Выполнение

1. Записать молекулярное уравнение реакции:

2. С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества:

3. Решить, уравнения диссоциации каких исходных веществ и продуктов реакции нужно записывать:

4. Составить полное ионное уравнение (коэффициент перед молекулой = коэффициенты перед ионами):

5.Найти одинаковые ионы и сократить их:

6. Записать сокращенное ионное уравнение:

 

Лабораторный эксперимент №2:

Реакции, идущие с образованием газа.

Проведем реакцию ионного обмена карбоната натрия Na2CO3 с соляной кислотой HCl.

Задание: Раствор соляной кислоты 1мл, приливают к 1 мл раствора карбоната натрия. При этом наблюдается бурное выделение газа, образовавшегося при взаимодействии катионов водорода и карбонат анионов.

После опыта, на доске показать, как надо составить ионное уравнение. При составлении ионных уравнений пишется 3 уравнения.

При составлении реакций ионного обмена надо пользоваться таблицей растворимости солей, оснований и кислот в воде.

Молекулярное уравнение: 2HCL + Na2CO3 ------ 2NaCL + H2CO3

H20 CO2

Полное ионное уравнение:+ + l- + 2Na+ + CO3 2- → 2Na+ + 2Cl-+ H2CO3

H20 CO2

Сокращенное ионное уравнение: + + CO3 2- CO2+ H20

Мы видим, что в реакции участвовали катионы водорода и карбонат –анионы

Вывод. Признак реакции выделение газа. Значит реакция идет необратимо.

Беседа по вопросам:

1. Какой газ образовался? (Ответ: оксид углерода (IV))

2. Составьте уравнение реакции в молекулярном виде.

3. Составьте уравнение реакции в полном ионном виде.

4. Составьте уравнение реакции в сокращенном ионном виде.

Оформление отчета о проделанном опыте.

Правила составления ионных уравнений…….

Алгоритм составления ионного уравнения реакции….

 

Лабораторный эксперимент №3:

Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества.

Определение:

Реакцию взаимодействия сильной кислоты и щелочи называют реакцией нейтрализации.

Проведем реакцию ионного обмена гидроксида кальция  с соляной кислотой HCl.

Задание: К раствору гидроксида кальция 1 мл, добавляем несколько капель фенолфталеина, то наблюдается изменение цвета раствора на малиновый. Затем приливаем раствор соляной кислоты 1 мл. При этом наблюдается обесцвечивание раствора

После опыта, на доске показать, как надо составить ионное уравнение. При составлении ионных уравнений пишется 3 уравнения.

При составлении реакций ионного обмена надо пользоваться таблицей растворимости солей, оснований и кислот в воде.

Молекулярное уравнение: Сa(OH)2 + 2HClaCl2 + 2H2O;

Полное ионное уравнение: Сa+ + 2OH + 2H+ + 2Cl = Сa2+ + 2Cl + 2H2O,

Сокращенное ионное уравнение: OH + H+ = H2O;

Мы видим, что в реакции участвовали катионы водорода и гидроксид -анионы

Вывод: При взаимодействии оснований с кислотами образуется вода, значит реакция идет необратимо

Демонстрация реакции нейтрализации.

Беседа по вопросам:

1. Какое малодиссоциирующее вещество образовалось? (Ответ: вода)

2. Составьте уравнение реакции в молекулярном виде.

3. Составьте уравнение реакции в полном ионном виде.

4. Составьте уравнение реакции в сокращенном ионном виде.

Оформление отчета о проделанном опыте.

Правила составления ионных уравнений…….

Алгоритм составления ионного уравнения реакции….

 

Учитель:

  • Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца?

 

 

Итоги пройденной темы:

1. Реакции ионного обмена необратимы, если выпадает осадок, выделяется газ и образуется малодиссоциирующее вщество – например, вода.

 

2. Во всех остальных случаях реакции ионного обратимы и значит в них устанавливается химическое равновесие.

 

3. Все реакции протекающие с образованием химического равновесия подвержены влиянию внешних факторов: температуре, концентрации, давлению и другим факторам.

V.Физкультминутка

Давайте немного с вами отдохнем. На мои предложения вы хлопаете в ладоши, если ответ положительный, и топаете ногами, если ответ отрицательный.

1. Реакции ионного обмена необратимы, если меняется окраска раствора. (-)

2. Реакции ионного обмена необратимы, если выпадает осадок.(+)

3. Раствор сахара является сильным электролитом. (-)

4. Реакции ионного обмена необратимы, если выделяется газ. (+)

5. Раствор хлорида натрия проводит электрический ток (+)

Молодцы. А сейчас глазами нарисуйте 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против часовой стрелке. Ну что немного отдохнули, продолжаем дальше работать.

 

VI. Закрепление и углубление знаний

Давайте решим задания ЕГЭ 2020г.

31. Из предложенного перечня веществ: перманганат калия, гидрокарбонат натрия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия, пероксид водорода. Допустимо использование водных растворов веществ, выберите кислую соль и вещество, которое вступает с этой кислой солью в реакцию ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

2NaHCO3 + 2KOH = Na2CO3 + K2CO3 + 2H2O

2Na+ + 2HCO3 + 2K+ + 2OH = 2Na+ + 2K+ + 2CO3 2– + 2H2O

HCO3 + OH = CO3 2– + H2O

 

Для отработки навыков составления уравнений в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде - самостоятельная работа. На «3» - первое задание, на «4» - первое и половина второго задания, на «5» - все задания.

Самостоятельная работа по теме: «Реакции ионного обмена»

Вариант 1.

1.Напишите уравнения диссоциации следующих веществ:

Na2CO3=

AlCl3=

2.Напишите у равнения следующих реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Укажите реакцию, которая не идет в растворе, объясните почему?

а) NaOH + H3PO4=

б) Na2CO+ H2SO4=

в) NaOH + Ba(NO3)2=

г) AgNO+ HCl=

 

Самостоятельная работа по теме: «Реакции ионного обмена» Вариант 2.

1.Напишите уравнения диссоциации следующих веществ:

Ba(NO3)2=

HNO3=

2.Напишите у равнения следующих реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Укажите реакцию, которая не идет в растворе, объясните почему?

а) KOH + BaSO4=

б) NaOH + H2S=

в) AlCl3 + KOH=

г) MgCl2+NaOH=

VII. Домашнее задание §20, стр. 92 упр. 3

 

VIII. Рефлексия.

Продолжите фразы:

1.На уроке я работал….

2.Своей работой на уроке я….

3.Урок для меня показался….

4.За урок я….

5.Мое настроение…..

6.Материал урока мне был…..

7.Домашнее задание мне кажется …..

 

 

IX.Итог урока.

 Мы цели достигли. Благодарю!

Х. Литература

1.Химия 11 класс; авт.: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.; год издания: 2012; Издат.: Просвещение;  162 стр.

2. ЕГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты.30 вариантов.; под редакцией Добротина Д.Ю.; 2020 г.

3. Интернет – ресурсы: https://multiurok.ru/index.php/files/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-khimii-po-tie.html ; https://infourok.ru/obobschayuschiy-urok-po-teme-reakcii-ionnogo-obmena-269453.html и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения:

 

 

 

Продолжите фразы:

1.На уроке я работал….

2.Своей работой на уроке я….

3.Урок для меня показался….

4.За урок я….

5.Мое настроение…..

6.Материал урока мне был…..

7.Домашнее задание мне кажется …..

 

 

 

 

Продолжите фразы:

1.На уроке я работал….

2.Своей работой на уроке я….

3.Урок для меня показался….

4.За урок я….

5.Мое настроение…..

6.Материал урока мне был…..

7.Домашнее задание мне кажется …..

 

 

 

 

Продолжите фразы:

1.На уроке я работал….

2.Своей работой на уроке я….

3.Урок для меня показался….

4.За урок я….

5.Мое настроение…..

6.Материал урока мне был…..

7.Домашнее задание мне кажется …..

 

 

 

 

 

Продолжите фразы:

1.На уроке я работал….

2.Своей работой на уроке я….

3.Урок для меня показался….

4.За урок я….

5.Мое настроение…..

6.Материал урока мне был…..

7.Домашнее задание мне кажется …..

 

 

 

Na3PO4 

CaCO3

H2SO3

CaSO3

HCI;

BaSO4;

KOH;

Ba(OH)2;

Fe(OH)3;

Na2CO3;

Ca3(PO4)2;

Na2SO4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПЫТ №1:

Проведем реакцию ионного обмена карбоната натрия-Na2CO3 с гидроксидом кальция-Сa(OH)2

Задание. К раствору карбоната натрия 1 мл приливают раствор гидроксида кальция 1 мл.

При смешивании растворов наблюдается: выпадение ______осадка, образовавшегося при взаимодействии катионов- и - анионов.

 

После опыта, на доске показать, как надо составить ионное уравнение. При составлении ионных уравнений пишется 3 уравнения.

При составлении реакций ионного обмена надо пользоваться таблицей растворимости солей, оснований и кислот в воде.

 

Молекулярное уравнение:

Полное ионное уравнение:

Сокращенное ионное уравнение:

Мы видим, что в реакции участвовали катионы и -анионы .

Вывод: Признак реакции , значит реакция идет

 

Определение:

Реакции между ионами называются ионными реакциями.

Беседа по вопросам:

    1. Какое вещество выпало в осадок? (Ответ: )

    2. Составьте уравнение реакции в молекулярном виде.

    3. Составьте уравнение реакции в полном ионном виде.

    4. Составьте уравнение реакции в сокращенном ионном виде.

Оформление отчета о проделанном опыте.

.

 

 

Правила составления ионных уравнений.

1. Формулы малодиссоциирующих, газообразных веществ и неэлектролитов записывают в молекулярном виде.

2. С помощью знака ( ↑ - газ, - осадок) отмечают «путь удаления» вещества из сферы реакции (раствора).

3. Формулы сильных электролитов записываются в виде ионов.

4. Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в виде ионов.

5. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то оно выпадает в осадок, и в ионном уравнении его записывают в виде молекулы.

6. Сумма зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме зарядов ионов в правой части.

 

Алгоритм составления ионного уравнения реакции

Выполнение

1. Записать молекулярное уравнение реакции:

2. С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества:

3. Решить, уравнения диссоциации каких исходных веществ и продуктов реакции нужно записывать:

4. Составить полное ионное уравнение (коэффициент перед молекулой = коэффициенты перед ионами):

5.Найти одинаковые ионы и сократить их:

ОПЫТ №2:

Проведем реакцию ионного обмена карбоната натрия Na2CO3 с соляной кислоты HCl.

Задание: Раствор соляной кислоты 1мл, приливают к 1 мл раствора карбоната натрия.

При этом наблюдается ____________,образовавшегося при взаимодействии катионов и - анионов.

 

После опыта, на доске показать, как надо составить ионное уравнение. При составлении ионных уравнений пишется 3 уравнения.

При составлении реакций ионного обмена надо пользоваться таблицей растворимости солей, оснований и кислот в воде.

 

Молекулярное уравнение:

Полное ионное уравнение:

Сокращенное ионное уравнение:

Мы видим, что в реакции участвовали катионы ______ и –анионы

Вывод. Признак реакции – .Значит реакция идет

 

Беседа по вопросам:

1. Какой газ образовался? (Ответ: )

2. Составьте уравнение реакции в молекулярном виде.

3. Составьте уравнение реакции в полном ионном виде.

4. Составьте уравнение реакции в сокращенном ионном виде.

Оформление отчета о проделанном опыте.

 

 

 

Правила составления ионных уравнений.

1. Формулы малодиссоциирующих, газообразных веществ и неэлектролитов записывают в молекулярном виде.

2. С помощью знака ( ↑ - газ, - осадок) отмечают «путь удаления» вещества из сферы реакции (раствора).

3. Формулы сильных электролитов записываются в виде ионов.

4. Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в виде ионов.

5. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то оно выпадает в осадок, и в ионном уравнении его записывают в виде молекулы.

6. Сумма зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме зарядов ионов в правой части.

 

Алгоритм составления ионного уравнения реакции

Выполнение

1. Записать молекулярное уравнение реакции:

2. С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества:

3. Решить, уравнения диссоциации каких исходных веществ и продуктов реакции нужно записывать:

4. Составить полное ионное уравнение (коэффициент перед молекулой = коэффициенты перед ионами):

5.Найти одинаковые ионы и сократить их:

6. Записать сокращенное ионное уравнение:

 

 

ОПЫТ №3:

Определение:

Реакцию взаимодействия сильной кислоты и щелочи называют реакцией нейтрализации.

Кислота и щелочь в растворе обмениваются ионами и взаимно нейтрализуют друг друга. В пробирку прильем р-р щелочи. Индикатор фенолфталеин поможет следить за ходом реакции. Малиновый цвет индикатора указывает на щелочную среду. Приливаем разбавленную соляную кислоту.

Фенолфталеин обесцвечивается, среда стала нейтральной.

Кислота содержит ион Н, а щелочь ионы гидроксила которые объединяются в нейтральную молекулу воды. В результате происходит главное событие- образуется молекула воды. В стакане р-р поваренной соли реакция нейтрализации завершилась.

 

Задание. К раствору гидроксида кальция 1 мл. добавляем несколько капель фенолфталеина, то наблюдается изменение цвета раствора на . Затем приливаем раствор соляной кислоты НСl 1 мл. При этом наблюдается____________ раствора.

После опыта, на доске показать, как надо составить ионное уравнение. При составлении ионных уравнений пишется 3 уравнения.

При составлении реакций ионного обмена надо пользоваться таблицей растворимости солей, оснований и кислот в воде.

 

Молекулярное уравнение

Полное ионное уравнение:

Сокращенное ионное уравнение:

Мы видим, что в реакции участвовали катионы- и -анионы

Вывод: При взаимодействии оснований с кислотами образуется _____, значит реакция идет .

Беседа по вопросам:

  1. Наблюдаются признаки химических реакций? (Ответ: нет)

  2. Составьте уравнение реакции в молекулярном виде.

  3. Составьте уравнение реакции в полном ионном виде.

  4. Составьте уравнение реакции в сокращенном ионном виде.

Оформление отчета о проделанном опыте.

Правила составления ионных уравнений.

1. Формулы малодиссоциирующих, газообразных веществ и неэлектролитов записывают в молекулярном виде.

2. С помощью знака ( ↑ - газ, - осадок) отмечают «путь удаления» вещества из сферы реакции (раствора).

3. Формулы сильных электролитов записываются в виде ионов.

4. Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в виде ионов.

5. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то оно выпадает в осадок, и в ионном уравнении его записывают в виде молекулы.

6. Сумма зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме зарядов ионов в правой части.

Алгоритм составления ионного уравнения реакции

Выполнение

1. Записать молекулярное уравнение реакции:

2. С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества:

3. Решить, уравнения диссоциации каких исходных веществ и продуктов реакции нужно записывать:

4. Составить полное ионное уравнение (коэффициент перед молекулой = коэффициенты перед ионами):

5.Найти одинаковые ионы и сократить их:

6. Записать сокращенное ионное уравнение

 

Самостоятельная работа по теме:

«Реакции ионного обмена»

Вариант 1.

1.Напишите уравнения диссоциации следующих веществ:

Na2CO3=

AlCl3=

2.Напишите у равнения следующих реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Укажите реакцию, которая не идет в растворе, объясните почему?

а) NaOH + H3PO4=

б) Na2CO+ H2SO4=

в) NaOH + Ba(NO3)2=

г) AgNO+ HCl=

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа по теме:

«Реакции ионного обмена»

Вариант 2.

1.Напишите уравнения диссоциации следующих веществ:

Ba(NO3)2=

HNO3=

2.Напишите у равнения следующих реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Укажите реакцию, которая не идет в растворе, объясните почему?

а) KOH + BaSO4=

б) NaOH + H2S=

в) AlCl3 + KOH=

г) MgCl2+NaOH=

 

 

 

1. Реакции ионного обмена необратимы, если выпадает осадок, выделяется газ и образуется малодиссоциирующее вщество – например, вода.

 

2. Во всех остальных случаях реакции ионного обратимы и значит в них устанавливается химическое равновесие.

 

3. Все реакции протекающие с образованием химического равновесия подвержены влиянию внешних факторов: температуре, концентрации, давлению и другим факторам.

 


Полный текст материала Конспект урока химии "Реакции ионного обмена"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Атаева Земфира Хамбуровна  Публикатор
22.05.2020 0 144 11

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0