Диагностическая работа по химии "Изменения, происходящие с веществами"; 8 класс
Диагностическая работа
по химии
для учащихся 8 класса
по теме: «Изменения, происходящие с веществами»
Составила:
учитель химии
МБОУ г.Мурманска СОШ № 20
Креденцар О.И.
г.Мурманск
2020 год
Спецификация
диагностической работы по химии
для учащихся 8-х классов
Тема: «Изменения, происходящие с веществами»
1. Назначение диагностической работы
Содержание комплексной работы определялось на основе требований к метапредметным результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) и с учетом материалов разделов «Структура планируемых результатов» и «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» Примерной образовательной программы основного общего образования.
Диагностическая работа проводится в конце изучения темы «Изменения, происходящие с веществами» с целью определения уровня знаний учащихся и направления дальнейшей работы учителя над повышением качества знаний учащихся 8 класса по химии в рамках мониторинга достижения планируемых предметных и метапредметных результатов освоения курса.
2. Характеристика структуры и содержание работы
Каждый вариант диагностической работы состоит из 5 заданий.
3. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности
В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня сложности:
Задание №1 - повышенный уровень (15 баллов),
Задание №2 - повышенный уровень (12 баллов),
Задание №3 - базовый уровень (3 балла),
Задание №4 – высокий уровень (11 баллов),
Задание №5 – высокий уровень (3 балла).
-
Время выполнения работы
Примерное время выполнения заданий составляет:
-
для задания №1 - 12 минут;
-
для задания №2 - 7 минут;
-
для задания №3 - 4 минут;
-
для задания №4 - 10 минут;
-
для задания №5 - 12 минут;
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
По результатам диагностики можно определить три уровня овладения учащимися спектром проверяемых универсальных учебных действий — высокий, средний и низкий.
Низкий уровень показывает, что учащийся узнает отдельные изученные в рамках основной ступени образования способы действий, но умеет применять их лишь для известных типовых ситуаций, т.е. действует на уровне простого воспроизведения действия. Учащийся с низким уровнем овладения УУД может испытывать серьезные трудности в дальнейшем процессе обучения, ему необходимы компенсирующие занятия по освоению всего спектра общеучебных умений.
Средний уровень говорит о том, что учащийся справляется с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно использует изученные алгоритмы действий на уровне их применения. При фиксации данного уровня необходим анализ выполнения учащимся каждой группы заданий с целью выявления трудностей в освоении тех или иных способов действий и проведения соответствующей целенаправленной коррекции.
Высокий уровень показывает, что учащиеся достаточно свободно владеют проверяемыми способами деятельности, могут комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач.
Первичный балл |
37 - 44 |
31 - 36 |
22 - 30 |
Менее 22 |
% выполнения |
85 – 100% |
70 – 84% |
50 – 69% |
ниже 50% |
уровень |
высокий |
повышенный |
средний |
низкий |
отметка |
5 |
4 |
3 |
2 |
6. Проверяемые результаты обучения
№ задания |
Проверяемые результаты обучения |
|
Предметные |
Метапредметные |
|
1 |
установление причинно - следственных связей между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей; описывать признаки и условия протекания химических реакций; классифицировать понятия; правильно формулировать основания классификации; распознавать и отличать химические явления; |
овладение навыками работы с информацией: самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источников, учитывая характер учебной задачи; выделять признаки предметов (явлений) по заданным существенным основаниям; устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи; выбор знаково-символических средств для построения модели; выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); структурирование знаний. |
2 |
овладение основами химической грамотности; определять типы химических реакций; составление уравнений химических реакций на основе закона сохранения массы веществ; классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; классифицировать понятия; правильно формулировать основания классификации; приводить примеры химических реакций в природе; понимать смысл химических уравнений; |
использовать знаково-символические средства для представления информации и создания моделей изучаемых объектов, с выделением значимых компонентов и связей между ними; планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи; |
3 |
использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена, электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей;
|
распознавать истинные и ложные суждения по заданным критериям; планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи; обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; структурирование знаний; |
4 |
классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основе анализа информации; |
выделять признаки предметов (явлений) по заданным существенным основаниям; устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа; планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; переводить практическую ситуацию в учебную задачу; |
5 |
Проводить расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. |
самостоятельно конструировать способ решения учебной задачи, (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее целесообразный и эффективный); планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи. |
ВАРИАНТ 1
Задание 1.
Прочитайте текст №1 по теме: «Физические и химические явления».
Представьте классификацию в виде схемы: (время выполнения – 12 мин.)
Пример явления |
Классификация явления |
Основание для классификации явления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Текст №1.
Из нефти путем перегонки получили бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и другие нефтепродукты. Эти отдельные порции – фракции, - различаются температурой кипения. Трактора и грузовики работают на дизельном топливе (солярке). Топливом для современных самолетов является керосин. Бензин используют в качестве автомобильного горючего: при работе автомобильного двигателя бензин, испаряясь, образует с воздухом рабочую смесь, которая затем сгорает в цилиндрах, при сгорании получаются углекислый газ и вода. Если углекислый газ пропустить через известковую воду, то она помутнеет. Вода, выделяющаяся при сгорании топлива, испаряясь, превращается в водяной пар.
Задание 2.
Охарактеризуйте типы химических реакций, указанных на рисунках, и приведите по два примера уравнений реакций на каждый тип.
рис.1 рис.2 рис.3 рис.4
Задание 3.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Химической реакцией в химии принято считать превращение одного либо нескольких веществ, в другие вещества. (2) При этом состав реагирующих веществ остается неизменным, а меняется только их агрегатное состояние и размер частиц. (3) Мы с вами окружены химическими реакциями, более того мы сами их регулярно осуществляем различными бытовыми действиями, когда, например, зажигаем спичку или кипятим воду в чайнике. (4) Особенно много химических реакций сами того не подозревая, (а может и подозревая) делают повара, когда готовят еду. (5) Разумеется, и в природных условиях проходит множество химических реакций: извержение вулкана, фотосинтез в листве растений, образование облаков в небе, да что там говорить, практически любой биологический процесс можно отнести к примерам химических реакций. (6) Для записи химических реакций используют уравнения, молекулы реагирующих веществ и продуктов изображаются с помощью химических формул.
|
Задание 4.
Прочитайте текст.
«Петя провел следующие опыты. Он сжег литий, продукт реакции растворил в воде и добавил в раствор фенолфталеина. К полученному раствору он прилил серную кислоту, а затем туда же добавил хлорид бария».
1) Что наблюдал Петя во время проведения опытов?
2) Приведите уравнения реакций.
3) Укажите тип каждой реакции.
Задание 5.
Оксид железа (III) вступает в реакцию обмена с соляной кислотой. Вычислите, какое количество вещества оксида железа (III) потребуется для получения 0,72 моль хлорида железа (III).
ВАРИАНТ 2
Задание 1.
Прочитайте текст №1 по теме: «Физические и химические явления».
Представьте классификацию в виде схемы: (время выполнения – 12 мин.)
Пример явления |
Классификация явления |
Основание для классификации явления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Текст №1
Из железной руды выплавили железо. Из железа изготовили проволоку. Из проволоки сплели сетку и поставили ее в качестве забора. Сетка-рабица – это универсальный материал для ограждения садовых участков. Но под влиянием воздуха и влаги сетка заржавела, после чего ее сдали на металлолом и отправили на переработку в сталь.
Задание 2.
Охарактеризуйте типы химических реакций, указанных на рисунках, и приведите по два примера уравнений реакций на каждый тип.
рис.1 рис.2 рис.3 рис.4
Задание 3.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Химические взаимодействия предполагают перераспределение атомов, входящих в состав молекул исходных соединений. (2) По этому принципу построена классификация, выделяющая реакции разложения, соединения, обмена и замещения. (3) Реакции обмена проходят исключительно между простыми химическими веществами, в ходе которых они меняются своими частями. (4) Примером химической реакции разложения может быть нагревание порошков железа и серы, при которой из них образуется сульфид железа - Fe+S = FeS. (5) Реакция замещения осуществляется при взаимодействии простого вещества со сложным. (6) Приведем пример химической реакции замещения: если опустить стальной гвоздь в раствор с медным купоросом, то в ходе этого простого химического опыта мы получим железный купорос (железо вытеснит медь из соли) – Cu + FeSO4 = CuSO4 + Fe.
|
Задание 4
Вася провел следующие опыты. Он сжег фосфор, продукт реакции растворил в воде и добавил в раствор лакмуса. К полученному раствору он прилил раствор гидроксида натрия, а затем туда же добавил нитрат серебра.
1) Что наблюдал Вася во время проведения опытов?
2) Приведите уравнения реакций.
3) Укажите тип каждой реакции.
Задание 5.
Обнаружить углекислый газ в исследуемом образце можно, пропуская его через известковую воду. Определите массу осадка, который образуется при пропускании через избыток известковой воды 0,28л (н.у.) углекислого газа.
Запишите подробное решение задачи и ответ.
Ключ к контрольной работе:
Вариант 1
Задание №1
Примерный вариант ответа:
Пример явления |
Классификация явления |
Основание для классификации явления |
Перегонка нефти с целью получения бензина, керосина, дизельного топлива, мазута и других нефтепродуктов |
Физическое явление |
При перегонке нефти отдельные порции (фракции) выкипают из нефти при различных температурах, при этом не происходит образование новых веществ |
Испарение бензина и образование смеси с воздухом при работе автомобильного двигателя |
Физическое явление |
При испарении бензина и образовании смеси бензина с воздухом не происходит образование новых веществ |
Сгорание бензина |
Химическое явление |
При сгорании бензина образуются новые вещества – углекислый газ (СО2) и вода (Н2О) |
Помутнение известковой воды (Са(ОН)2) при пропускании через нее углекислого газа (СО2) |
Химическое явление |
При пропускании углекислого газа через известковую воду происходит образование новых веществ – углекислый газ с известковой водой образует новое вещество, которое выделяется в виде белого осадка (СаСО3) |
Превращение воды в водяной пар |
Физическое явление |
При переходе воды из одного агрегатного состояния в другое не происходит образование новых веществ |
Критерии оценивания
№ п/п |
Действия учащихся |
Балл |
1 |
Умения классифицировать явления |
По 1 баллу за каждый пример (максимальный балл – 5, т.к. 5 примеров в тексте) |
2 |
Умения правильно формулировать основания классификации |
По 2 балла за каждое верное обоснование (максимальный балл – 10, т.к. 5 примеров в тексте) |
3 |
Суммарный максимальный балл – 15 баллов |
Задание 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1) рис. 1 - реакции соединения, 2 примера 2) рис. 2 - реакции разложения, 2 примера 3) рис.3 - реакции замещения, 2 примера 4) рис. 4 - реакции обмена, 2 примера |
3 3 3 3 |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент) |
12 |
В ответе указаны несколько правильных элементов За неправильно названные - баллы не снижаются. |
1 балл за каждый правильный элемент |
Ответ неправильный
|
0 |
Задание 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Ошибки допущены в предложениях: 2) в ходе химических превращений состав исходных веществ изменяется; 3) кипячение воды не относится к химическим реакциям, а является физическим явлением, так как меняется только агрегатное состояние воды, а состав вещества остаётся неизменным; 5) образование облаков – пример физического явления, так как меняется только агрегатное состояние воды (конденсируется пар), а состав вещества остаётся неизменным; |
|
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит неверной информации. |
3 |
В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются. |
2 |
В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются. |
1 |
Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них |
0 |
Задание 4
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1) 4Li + O2 = 2Li2O, реакция cоединения, 2) Li2O + Н2О = 2LiOH, реакция cоединения, фенолфталеин становится малиновый, 3) 2LiOH + H2SO4 = Li2SO4 + 2Н2О, реакция обмена, фенолфталеин обесцветился, 4) Li2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2LiCl, реакция обмена, выпал белый осадок |
2 3
3
3 |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент) |
11 |
В ответе указаны несколько правильных элементов За неправильно названные - баллы не снижаются. |
1б за каждый правильный элемент |
Ответ неправильный
|
0 |
Задание 5
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1) Составлено уравнение реакции: Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O 2) Составлена пропорция: из 1 моль Fe2O3 образуется 2 моль FeCl3 Х моль Fe2O3 образуется 0,72 моль FeCl3 3) Определено количество вещества оксида железа (III): Х = 0,72 моль/2 моль = 0,36 моль Ответ: n (Fe2O3) = 0,36 моль |
1
1
1 |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент) |
3 |
Правильно записаны два из выше названных элемента |
2
|
Правильно записан один из выше названных элементов |
1 |
Ответ неправильный
|
0 |
Ключ к контрольной работе:
Вариант 2
Задание №1
Примерный вариант ответа:
Пример явления |
Классификация явления |
Основание для классификации явления |
Из железной руды выплавили железо
|
Химическое явление |
Железная руда и железо - это разные вещества. При выплавке железа из руды происходит образование новых веществ
|
Изготовление проволоки из железа
|
Физическое явление |
При формировании проволоки из железа меняется форма вещества, состав же остается прежним, то есть не происходит образование новых веществ |
Из проволоки сплели сетку и поставили ее в качестве забора
|
Физическое явление |
При изготовлении сетки не происходит образование новых веществ |
Под влиянием воздуха и влаги сетка заржавела
|
Химическое явление |
При ржавлении железная сетка теряет свои механические свойства, превращается в ржавчину – (Fe(OH)3) красно – бурое вещество, то есть при ржавлении железа происходит образование новых веществ |
Переработка в сталь заржавевшей сетки
|
Химическое явление |
При получении стали (сталь – это сплав железа с другими веществами) из металлолома (ржавчины) происходит образование новых веществ – получается чистое железо. |
Критерии оценивания
№ п/п |
Действия учащихся |
Балл |
1 |
Умения классифицировать явления |
По 1 баллу за каждый пример (максимальный балл – 5, т.к. 5 примеров в тексте) |
2 |
Умения правильно формулировать основания классификации |
По 2 балла за каждое верное обоснование (максимальный балл – 10, т.к. 5 примеров в тексте) |
3 |
Суммарный максимальный балл – 15 баллов |
Задание 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1) рис. 1 - реакции замещения, 2 примера 2) рис. 2 - реакции обмена, 2 примера 3) рис.3 - реакции разложения, 2 примера 4) рис. 4 - реакции соединения, 2 примера |
3 3 3 3 |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент) |
12 |
В ответе указаны несколько правильных элементов За неправильно названные - баллы не снижаются. |
1 балл за каждый правильный элемент |
Ответ неправильный
|
0 |
Задание 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Ошибки допущены в предложениях: 3) реакции обмена происходят только между сложными веществами; 4) нагревание порошков железа и серы, при котором образуется сульфид железа является примером реакции соединения; 6) Уравнение химической реакции: Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu |
|
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит неверной информации. |
3 |
В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются. |
2 |
В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются. |
1 |
Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них |
0 |
Задание 4
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1) 4P + 5O2 = 2P2O5, реакция cоединения 2) P2O5 + 3Н2О = H3PO4, реакция cоединения, лакмус становится красным 3) H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3Н2О, реакция обмена, лакмус становится фиолетовым 4) Na3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3NaNO3, реакция обмена, выпал желтый осадок |
2 3 3
3 |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент) |
11 |
В ответе указаны несколько правильных элементов За неправильно названные - баллы не снижаются. |
1б за каждый правильный элемент |
Ответ неправильный
|
0 |
Задание 5
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1) Составлено уравнение реакции: Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O 2) Определено количество углекислого газа и количество карбоната кальция: n = V/Vm n (CO2) = 0,28 л/22,4 л/ моль = 0,0125моль; следовательно, n (CaCO3) = 0,0125моль 3) Определена масса осадка: M (CaCO3) = 100г/моль m = n x M. m(CaCO3) = 0,0125моль x 100г/моль = 1,25г Ответ: m(CaCO3) = 1,25г. |
1
1
1 |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент) |
3 |
Правильно записаны два из выше названных элемента |
2
|
Правильно записан один из выше названных элементов |
1 |
Ответ неправильный
|
0 |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Креденцар Ольга Ивановна
→ Публикатор 03.11.2020 0 4391 306 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы