Статья "Об изменении дидактических основ и роли учителя в эпоху цифровизации"
Об изменении дидактических основ и роли учителя
в эпоху цифровизации
Ермолова Елена Евгеньевна, учитель химии
ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский
корпус имени Л.С.Дёмина»
До недавнего времени мы говорили об информатизации образования. Под этим термином понимался комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Исходя из этих представлений, мы можем говорить о завершении этапа информатизации. Образовательные учреждения всех уровней оснащены компьютерной техникой, педагоги прошли подготовку и переподготовку по использованию информационных технологий (ИТ) в учебном процессе.
В 2016 году стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Правительством РФ утвержден паспорт проекта «Современная цифровая образовательная среда», направленный на создание условий для системного повышения качества, расширения возможностей непрерывного образования. Как отмечает Потехина И.П., зам министра просвещения РФ, «Наиболее конкурентной в ближайшем будущем станет та страна, которая сумеет объединить информационные и образовательные технологии». Так что же должно измениться в учебном процессе? Прежде всего, интенсивное применение ИКТ предполагает пересмотр взгляда на дидактику.
Ян Амос Коменский представил дидактику как систему знаний, выдвинув основные принципы и нормы обучения. Дидактика – это теория образования и обучения. В ней дается научное обоснование содержания образования, т.е. «чему учить», методов и организации форм обучения, т. е. «как учить?». Одновременно дидактика призвана дать ответы на вопросы: «кого, для чего и где учить?». Им был создан традиционный дидактический треугольник (рис.1): “учитель – ученик – содержание".
Рис.1. Традиционный дидактический треугольник
Обновлённая модель дидактического треугольника (рис.2), включила контекст (понятие, объединившее учебный план, оценку, культуру и т.д.).
Рис.2. Обновлённая модель традиционного дидактического треугольника
Начало XX века было связано с интенсивным применением новых технологий в образовании. Поэтому треугольник превратился в дидактический тетраэдр (рис.3).
Рис.3 Дидактический тетраэдр
Именно такое понимание дидактики позволило осуществить образование поколения Y (классификация американских ученых Н.Хоуву и У.Штрауса (табл. 4)). Это поколение отличалось прежде всего стремлением к самовыражению, обучению с развитием и было ориентировано на достижение результата.
АУДИТОРИЯ Y 1980-2000 (поколение Миллениум) |
АУДИТОРИЯ Z 2003-2023
|
Ценности:
|
Ценности:
|
Таблица 4. Ценности различных поколений обучающихся
Однако ценности и черты современного поколения в корне изменились. Дети поколения Z легко обходятся без живого общения, делают ставку на собственный потенциал и уникальность. Поэтому и возникла необходимость, введения изменений в образовании. Цифровизация здесь направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения, т. е. life-long-learning — обучение в течении жизни, а также его индивидуализацию на основе advanced-learningtechnologies— технологий продвинутого обучения, включающего использование виртуализации, дополненной реальности, облачных вычислений и многие другие технологии. А эффективность образовательного процесса будет зависеть от того, насколько грамотно педагог будет применять новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы, проводить всеохватывающий и содержательный анализ учебных процессов и ситуаций, выбирать и проектировать различные дидактические продукты (например, цели обучения, содержание и виды деятельности, систему оценки и т.д.). Таким образом, дидактика выходит на новый уровень. Цифровую дидактику можно рассматривать как науку, инженерию и искусство обучения.
Рис 5. Система цифрового образования
В системе цифрового образования (рис.5) меняется и роль учителя. Система UNESCO компетенций учителей в области ИКТ «подчёркивает, что учителю недостаточно обладать компетенциями ИКТ… учителя должны быть способны помочь обучающимся становиться учащимися в духе сотрудничества, решения проблем, творчества через применение ИКТ». Таким образом, учитель должен интегрировать в себе три роли: учителя, дидакта и инженера. При этом к цифровым компетенциям современного учителя следует отнести:
-
разработку и создание интерактивных заданий и тренажёров с использованием цифровых технологий;
-
организацию проектной деятельности обучающихся с использованием цифровых технологий;
-
организацию и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде;
-
формирование мотивации обучающихся к интеллектуально-творческой деятельности с использованием цифровых технологий;
-
реализация воспитательных аспектов педагогической деятельности с использованием электронных ресурсов.
Говоря об изменении дидактических основ и роли учителя, следует обратить внимание и на форму организации урока. Классика обучения остается неизменной: объяснение, закрепление, контроль. Упор делается на активные и интерактивные формы и методы обучения, которые могут быть реализованы посредством технологий смешанного обучения (Blended Learning). Это технологии организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий «очной системы» и технологий электронного обучения.
Технология смешанного обучения включает три компонента:
-
очное обучение (традиционный формат занятий в классе);
-
самостоятельное обучение (самостоятельная работа обучающихся, включающая поиск материалов в учебниках, пособиях, сети Интернет и т.д.)
-
on-line обучение (обучение с помощью сред дистанционного обучения, вебинаров, on-line конференций).
При этом модели интерактивного взаимодействия могут быть разными:
-
учитель-ученик (обмен электронными сообщениями, дискуссии, мини-лекции);
-
ученик-ученик (дискуссии, групповая работа, взаимооценка работ и т.д.);
-
ученик-учебный материал (материал для чтения, электронный учебник, пособия, материалы курса).
Существуют две группы моделей смешанного обучения:
-
«Личный выбор» («Новый профиль», «Межшкольная группа», «Индивидуальный учебный план») подходит для обучающихся старших классов с высокой мотивацией к учению, ответственность за результаты деятельности возлагаются на самого обучающегося;
-
«Ротация» («Автономные группы», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон») подразумевает чередование прямого личного общения учителя и обучающегося, либо группы учеников, и обучения с помощью сетевого ресурса, причём порядок чередования может быть фиксированным либо гибким на усмотрение учителя, объяснение нового материла, его закрепление, отработка навыков может осуществляться как в рамках очного, так и в рамках дистанционного взаимодействия.
Рассмотрим более подробно модели группы «Ротация».
Модель «автономные группы» характеризуется тем, что обучающиеся в классе делятся на две группы: первая работает on-line, вторая занимается по традиционной методике. Роль учителя здесь сводится к подготовке комплекса заданий, распределению внимания, консультированию. Данная модель эффективна при организации подготовки к ЕГЭ и ГИА, олимпиаде.
В модели «Перевернутый класс» перевернутым становится сам процесс обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений. Одной из разновидностей является модель, получившая название «перевернутый учитель». В этой модели все видео для урока создаются обучающимися. Это игра, в которой ученик берет на себя роль учителя, и цель его – научить учителя.
Модель «Смена рабочих зон» характеризуется тем, что предварительно педагог осуществляет деление класса на три группы (зона работы с учителем, зона групповой работы, зона on-line). Деление может происходить не только в зависимости от уровня усвоения материала, но и от педагогических целей, особенностей развития, психики и здоровья каждого ребенка. Каждая группа обучающихся должна поработать в трех указанных зонах, перемещаясь между ними в течение урока.
Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что в эпоху цифровизации учителю необходимо пересмотреть не только дидактические основы преподавания учебных предметов, свою роль в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, но и, сместив акценты на индивидуализацию обучения, стремиться заложить обучающимся основы для их непрерывного образования в течение жизни.
Информационные источники:
-
Блинов В.И. Цифровая дидактика профессионального образования. [Электронный ресурс]: презентация. - Электрон. дан. – Режим доступа: http://firo.ranepa.ru/files/docs/cifrovaya_didaktica_blinov.pdf
-
Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. [Электронный ресурс]: статья.– Электрон. дан. – Режим доступа: http://firo.ranepa.ru/files/docs/proekt_didakticheskoy_koncepcii.pdf
-
Никулина Т. В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление// Педагогическое образование в России,- 2018, № 8.
-
Сергеев И.С. Цифровая дидактика профессионального образования. [Электронный ресурс]: презентация. - Электрон. дан. – Режим доступа: http://firo.ranepa.ru/files/docs/cifr_didactika/sec3/sergeev_3.pdf
-
Солопова Н.К., Кривопалова И.В. Смешанное обучение – инструмент перехода на ФГОС. – ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2017.
-
Чошанов Мурат Аширович Новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий. [Электронный ресурс]: презентация. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/e-didaktika-novyy-vzglyad-na-teoriyu-obucheniya-v-epohu-tsifrovyh-tehnologiy.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермолова Елена Евгеньевна
→ Публикатор 15.11.2020 0 2592 290 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.