Практическое занятие "Расстановка коэффициентов в уравнениях реакций"; 8 класс
Учитель МАОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары Василькова Татьяна Арсентьевна
Практическое занятие .«Качественные реакции» для учащихся 8 класса.
Очень важно формировать глубокое понимание законов химии, а также четкую логику действий при составлении уравнений. С этой целью предлагаю вариант проведения практической работы в курсе химии 8 класса по темам «Расстановка коэффициентов» и «Типы химических реакций». Также данный алгоритм поможет в подготовке к осознанному восприятию тем 9 класса в разделе «Теория электролитической диссоциации».
Особенностью варианта является то, что математический механизм расстановки индексов и коэффициентов с использованием информации таблицы растворимости можно наглядно представить ребятам в виде схемы. Отработка осуществляется в зависимости от уровня подготовленности группы учащихся. В менее подготовленной группе – совместные поэтапные действия. Более сильные группы усваивают механизм практически самостоятельно.
Работа содержит следующие этапы:
- знакомство с таблицей растворимости,
-введение понятий «составная часть» как «катион» и «анион» по знаку заряда,
-нахождение катионов и анионов в таблице растворимости (первый столбик и первая строка)
-работа в схемах АВ: А1В1, А1В2, А2В1 и так далее с зарядами +1, +2, +3, -1, -2, -3 по принципу электронейтральности,
-знакомство с алгоритмом «обмен составными частями, индексы, коэффициенты»:
Далее раздаются реактивы на опережающее знание качественного определения катионов без особого акцента на этом. Емкости с растворами веществ, содержащие надписи, являются основой для анализа содержания составных частей.
Таким образом в этом разборе есть элементы связи с будущими понятиями, такими как электролит, диссоциация, качественные реакции на катионы, на анионы.
Привожу примерный текст описания практической работы и раздаточной карточки .
Запишите дату, тему и цели урока.
Тема: Качественные реакции. Расстановка коэффициентов.
Цель работы:
-познакомиться с качественным определение катионов; с вариантами таблиц качественного определения катионов и анионов,
-закрепить навык составления формулы вещества и расчета индексов составных частей при составлении уравнений реакций обмена на основе проведенных реакций;
- закрепить навык расстановки коэффициентов и определения типа реакции.
Приборы и реактивы.
Капельная пластина, таблица растворимости, таблица качественного определения катионов.
Растворы: сульфата меди (II), хлорида или сульфата железа (II), (III), роданида калия, желтой и красной кровяной солей, гидроксида натрия, хлорида бария, нитрата серебра, сульфата алюминия, хлорида калия.
Ход работы: прочитайте инструкцию. Подготовьте все необходимое для проведения опыта по каждому из 8 пунктов. Запишите наблюдения в таблицу по стандартному формату, используя принятые в химии термины для понятий. Расставьте коэффициенты в уравнениях.
Формат таблицы для отчета:
Задача |
Ход работы, реактивы |
Наблюдения, уравнения реакций |
Выводы |
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
Раздаточная карточка. В зависимости от уровня навыков группы устное текстовое сопровождение меняется.
Составление уравнения реакции обмена
на примере
качественного определения в растворе:
-
…катионов меди (II) (читается «меди два») или Cu2+ (читается «купрум два плюс») анионами ОН— или гидроксид-ионами (гидроксид-анионами)- читается «о аш минус» или при помощи раствора щелочи.
1.1. Готовое уравнение:
Cu SO4 + 2NaOH → Cu (OH)2 + Na2SO4
1.2. Схема, в которой формулы веществ даны в общем виде и составлены согласно принципу электронейтральности (сумма зарядов всех атомов, ионов, составных частей в формульной единице вещества равна нулю). При этом, в реальном уравнении коэффициент и индекс «единица» не пишется:
1 А1В1 + 2а1в1 → 1 А1в2 + 1а2В1
А также в схеме:
-часть А – катионы или положительно заряженные ионы,
-часть В – анионы или отрицательно заряженные ионы,
1А (+2)1В (-2)1 + 2а (+1)1 в (-1)1 → 1А (+2)1в (-1)2 + 1а (+1)2 В (-2)1
Красным цветом показаны заряды ионов (или составных частей). Заряды находим в таблице растворимости.
В более сложных случаях выводим математически, исходя из положения элементов в периодической системе химических элементов (ПСХЭ).
Синим цветом показаны индексы, которые рассчитаны математически согласно принципу электронейтральности и закону постоянства состава вещества.
Зеленым цветом показаны коэффициенты, которые рассчитываются математически согласно закону сохранения массы в химических уравнениях (число атомов, ионов, составных частей слева и справа в уравнении одинаково).
Последовательности составления уравнения реакции ионного обмена:
1.Составить формулы реагирующих веществ – то есть определить составные части, их заряды по таблице растворимости, рассчитать индексы. Записать формулы в левой части уравнения.
2.Произвести обмен составными частями.
3.Рассчитать индексы в образовавшихся веществах. Записать формулы продуктов реакции в правой части уравнения
4.Рассчитать коэффициенты для каждого вещества уравнения.
-
…ионов железа (II) (читается «ионов железа два») гидроксид-ионами или раствором щелочи
Fe SO4 + 2NaOH → Fe (OH)2 + Na2SO4
1А1В1 + 2а1в1 → 1 А1в2 + 1 а2В1
1А (+2)1В (-2)1 + 2а(+1)1 в(-1)1 → 1А(+2)1в(-1)2 + 1а(+1)2 В(-2)1
-
…ионов железа (II) в растворе вещества раствором красной кровяной соли
3FeSO4 + 2K3 [Fe (CN)6] → Fe3[Fe (CN)6]2 + 3K2SO4
3А1В1 + 2а3в1 → 1 А3в2 + 3 а2В1
3А (+2)1В (-2)1 +2а (+1)3 в (-3)1 → 1А (+2)3в (-3)2 + 3а (+1)2 В (-2)1
-
…ионов железа (III) раствором щелочи
FeCl3 + 3NaOH → Fe (OH)3 + 3NaCl
-
…ионов железа (III) раствором желтой кровяной соли
4FeCl3 + 3K4 [Fe (CN)6] → Fe4[Fe (CN)6]3 + 12KCl
-
…ионов железа (III) роданид-ионами
…FeCl3 + … KSCN → … Fe (SCN)3 + … KCl
-
…ионов бария сульфат-ионами
…BaCl2 + …Al2(SO4)3 → …Ba SO4 + … Al Cl3
-
…ионов серебра хлорид-ионами (ионами хлора)
…AgNO3 + …KCl → …AgCl + …KNO3
На странице приведен фрагмент.
Автор: Василькова Татьяна Арсентьевна
→ Публикатор 22.11.2020 0 2702 267 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.