Статья "Формирование интеллектуальных способностей учащихся при подготовке вспомогательного персонала по химии"


KIMYODAN YORDAMCHI XODIMLARNI TAYYORLASHDA O‘QUVCHILARNING INTELLEKTUAL QOBILIYATLARINI SHAKLLANTIRISH

 

Mirzarahimov Ahmadjon Abduxaxarovich

Chirchiq davlat pedagogika instituti,

Chirchiq, O'zbekiston

 

Аннотация

Maqolada, kimyoni o’rganishda ‘quvchilarni aqliy faolayatini qanday qilib yo’naltirish haqida so’z borgan. O’quvchilarni intellektual qobiliyatlarini shakllantirishda qanday aqliy yondashish elementlari ko’satib o’tilgan. Kimyoni o’rganish sohasidagi muammolarni hal qilish zarurati nuqtai nazaridan intellektuallik tushunchasining ta'rifi taklif etilgan. Unga ko’ra, intelekt - bu turli xil sharoitlarda muvaffaqiyatli moslashishni ta'minlaydigan, ta'lim jarayonida olingan fikrlashning shakllangan algoritmlariga asoslangan aqliy faoliyatdir. Intellektual qobiliyatlar shakllanishi, o’z navbatida aql-idrok funktsiyalarini ochilishiga olib keladi.

Kalit so'zlar: intelekt, intelektuallik, qobiliyat, shakllanish, kimyo, mashg’ulot, o’rganish.

 

FORMATION OF INTELLECTUAL ABILITIES OF STUDENTS WHEN TRAINING AUXILIARY PERSONNEL IN CHEMISTRY

 

Mirzarakhimov Akhmadzhon Abdukakharovich

Chirchik State Pedagogical Institute, Chirchik, Uzbekistan

 

Аnnotation

The article discusses how to guide students' mental activity in the study of chemistry. What are the elements of a mental approach to the formation of intellectual abilities of students? The definition of the concept of intelligence from the point of view of the need to solve problems in the study of chemistry is proposed. The formation of intellectual abilities, in turn, leads to the discovery of cognitive functions.

Key words: intelligence, abilities, formation, chemistry, teaching, learning.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА ПО ХИМИИ

 

Мирзарахимов Ахмаджон Абдукахарович

Чирчикского государственного педагогического института,

Чирчик, Узбекистан

 

Аннотация

В статье рассматривается, как направить мыслительную деятельность студентов при изучении химии. Какие элементы ментального подхода к формированию интеллектуальных способностей учащихся? Предложено определение понятия интеллекта с точки зрения необходимости решения задач при изучении химии. Формирование интеллектуальных способностей, в свою очередь, приводит к открытию когнитивных функций.

Ключевые слова: интеллект, способности, формирование, химия, обучение, обучение.

 

Введение. К началу XXI-го столетия стало очевидно, что система образования в нашей стране не отвечает требованием настоящего времени. Наиболее остро проблема обеспечения системы образования квалифицированными кадрами химического вспомогательного специальности. В нашем исследовании мы рассматриваем вопросы подготовки химического вспомогательного специальности. Если количество учителей, работающих в системе образования, в нашей стране увеличивается, то количество представителей вспомогательного специальности: химик-лаборант, химик-аналитик лаборанта и техник-химик лаборанта постоянно снижается. Такое положение приводит к тому, что в большинстве учреждений образования учителей вынуждены выполнять обязанности вспомогательного специальности, отвлекаясь от своих прямых обязанностей. И это закономерно, так как, например, отношение количества вспомогательного специальности к количеству учителей в нашей стране в два и более раз меньше чем в развитых странах мира[1,2].

Недостаток в вспомогательного специальности только с одной стороны объясняется проблемным состоянием данной социально-профессиональной группы (непрестижность профессии, низкий уровень материального вознаграждения за очень нелегкую работу, тяжелые условия труда, отсутствие, по мнению многих работников, перспектив и другие). С другой стороны, многие выпускники средних школ и лицее просто не обладают в нужном объеме необходимыми компетенциями для успешного осуществления профессиональных обязанностей. И это обстоятельство связано с недостатками их профессиональной подготовки в учебном заведение. Учащейся с трудом представляют себе возможности развития и саморазвития в профессии. Как показывают социологические исследования, значительная часть учащейся лицей химического направления не только не изучали материалы новой отношении выпускникам в концепции и квалификационных характеристик, но и не знают об этих документах. А ведь именно в них представлены новые перспективы профессии, которые делают ее престижной. Для того чтобы устранить этот недостаток в системе профессиональной подготовки важно мотивировать учащейся на анализ государственных документов с целью спрогнозировать и определить на этой основе свое продвижение в профессии. В настоящее же время больше половины учащейся рассматривают обучение в лицей только как ступень к поступлению в ВУЗ. Мотивация на более высокий уровень образования может приветствоваться, но по полученной знаниями в лицее только для относительно ограниченного количества учащейся[3,4].

Таким образом, важно формировать у учащейся лицее умения анализировать различные обстоятельства с целью прогнозировать последствия тех или иных поступков, что определяется уровнем интеллектуального развития.

Необходимость формирования и развития интеллектуальных способностей актуализируется при подготовке вспомогательного специальности особенностями их профессиональной деятельности. Химик-лаборант значительное время общается с учениками и студентами, объясняя им те или иные указания преподавателей, мотивируя на правильное отношение к обучению. Для успешного выполнения этой функции важно обладать достаточно высокой психологической подготовкой. Умение положительно влиять на учащейся или студентам, создавать благоприятный климат в трудовом коллективе определяется уровнем формирование эмоционального интеллекта[5,6].

Формирование и развитие интеллекта является одной из главных задач общеобразовательной подготовки, которую большинство учащейся лицей получает во время учебы. Так как и особенности профессиональной деятельности предполагают формирование интеллекта учащейся лицей как важнейшую задачу, можно предположить, что формирование интеллекта должно стать одним из ведущих направлений учебно-воспитательного процесса в учреждении среднего образования[7,8].

Вместе с тем, анализ литературы и практики позволяет выявить следующие противоречия между объективной потребностью в формированию интеллектуальных способностей учащейся лицее и:

-тем обстоятельством, что само понятие «интеллект», а соответственно и понятия «интеллектуальнее развитие», «формирование интеллектуальных способностей» определяются в настоящее время неоднозначно;

-недостаточной разработанностью моделей развития интеллектуальных способностей учащихся на всех уровнях образования;

-несогласованностью предлагаемых концептуальных оснований, направлений и организационно-педагогических условий развития интеллектуальных способностей в образовании;

-часто изменяющимися требованиями к характеру, объемам и результатам подготовки учащейся в лицеях;

-приверженностью значительной части педагогического корпуса традиционным методам подготовки студентов, с целью обеспечить выполнение требований государственного стандарта содержания среднего профессионального образования и уже после этого развивать качества личности, если время останется[10,11,12].

Вышеперечисленные противоречия вызывают необходимость решения важной педагогической проблемы – на основе осмысления педагогических подходов к подготовке учащихся в системах образования разного уровня разработать и апробировать концептуальные основания формирования интеллектуальных способностей учащейся лицей, выделить направления и организационно-педагогические условия этой деятельности. Решение данной проблемы и определило тему нашего исследования: «Формирование интеллектуальных способностей студентов педагогического вуза» [13,14].

Целью исследования определили разработать концептуальные основания, модель и организационно-педагогические условия формирования и развития интеллектуальных способностей студентов педагогического ВУЗа. Объектам исследования является процесс общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов педагогического ВУЗа.

Методы и методология. С целью и задачами исследования были использованы методы теоритической и эмпирической уровней:

- сравнительный анализ философских, психологических и педагогических источников, разных видов официальных документов по исследуемой проблеме;

- синтез теоритической и эмпирической информации;

- систематизация;

- моделирование;

- социологический опрос;

- оценка и самооценка;

- психологические тестирование;

- опытно-экспериментальная работа;

- изучение отчетов и справок по результатом проверок, итоговых документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печати;

- методы системно-структурного подхода, анализа, синтеза, прогностики, наблюдения, контент-анализа, изучения практической деятельности.

За возможность изменения содержания образования и методов его трансляции учащимся в соответствии с запросами всех субъектов (государство, работодатели, учащиеся и их родители, преподаватели и руководители образовательных учреждений и организаций, в целом система образования) образовательного процесса, точнее с максимально возможным учетом, также отвечает принцип гибкости. Определяя возможность изменять содержание и методы образования в соответствии не только в соответствии с индивидуальными запросами, но и с возможностями учащихся, принцип гибкости обеспечивает реальную реализацию личностно-ориентированного обучения. Кроме того в соответствии с принципом гибкости появляется возможность использовать единые блоки содержания образования при подготовке учащихся по разным специализациям[15,16].

Мы рассмотрели принципы, на которых базируется структурно-функциональная модель. При подготовке медицинских работников в состав структурно-функциональной модели входят следующие блоки:

- организационно-управленческий;

- научно-исследовательский;

- воспитательно-образовательный;

- диагностический;- профилактический.

Важнейшим условием использования структурно-функционального подхода является широкое применения информационно-коммуникационных технологий[17].

Результаты экспериментальной работы позволили сделать выводы о том, что предложенная система развития интеллектуальных способностей учащейся средних школ и лицее развивает базовые компоненты интеллекта, способствует более успешному освоению общеобразовательных и профессиональных дисциплин.

Выводы. Систематизированы (по основаниям социальные и внутрисистемные) тенденции состояния и развития образования, а также проблемы в социально-профессиональной группе химик – лаборант, химик - аналитик, препятствующие их эффективной профессиональной деятельности и определившие необходимость реформирования системы образования. Показано, что требования к среднему образованию повышаются - это общемировая тенденция. Представлены требования к выпускникам средних школ и лицее в соответствии с новыми вызовами, связанными с реформированием системе образования Республики Узбекистан.

Показано, что понятие «интеллект и интеллектуальность» на современном этапе развития науки во многом определяется целями, в которых его используют и теоретическим обоснованием этого использования. При этом в настоящее время отсутствует единая трактовка понятия «интеллект и интеллектуальность». Предложено определение понятия интеллект, в условиях необходимости решения задач образовательной сферы: интеллект – это умственная деятельность, на основе сформированных алгоритмов мышления, полученных в процессе образования, обеспечивающая успешную адаптацию в различных обстоятельствах. Раскрыты функции интеллекта, проявляющиеся через интеллектуальные способности.

Определены требования к профессиональной деятельности и знаниям педагогов, осуществляющего реализацию системы формирования и развития интеллектуальных способностей первокурсников педагогического ВУЗа, а также совокупность показателей для мониторинга ее эффективности.

 

Список литературы

 

1. Прядех А. А. Об условиях развития интеллектуальных способностей школьников : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2009. С. 98–102.

2. Егорова Г. И. Интеллектуальная подготовка студентов технического университета как необходимое условие повышения качества обучения // Изв. Том. политехн. ун-та. 2005. № 1. С. 222–227.

3. Badalova S.I., Komilov K.U., Kurbanova A.Dj.Intellectual training of students of technical institute.// Academic Research in Educational Sciences. 2020. Vol. 1 No. 1.

4. Yadgarov B., Komilov K.U., Kurbanova A.Dj. Applying ICT for improvement general chemical education.// Society and innovations. 2021. №4. Стр. 257-261.

5. Atqiyayeva S. I., Komilov K.U. Developing intellectual capabilities of students in teaching chemistry. Международный научно-образовательный электронный журнал «Образование и наука в XXI веке». Выпуск №10 (том 3) (январь, 2021). 684-692 c.

6. Аллаев Дж. Использование личностно-ориентированного обучения на занятиях химии/ Материалы международной конф. Проблемы современного непрерывного образования: Материалы Международной научной конференции по инновациям и перспективам. Т., 2019, том 1, стр. 366.

7. Badalova S.I. Case technology in chemistry lessons// Academic Research in Educational Sciences.2020. Vol. 1 No. 1, Page 262-265.

8. Atqiyayeva S. I.Developing intellectual capabilities of students in teaching chemistry// Журнал «Oбразование и наука в XXI веке». 2021. Выпуск №10,том 3.C.684-692.

9. Shayzakova D.A. The use of personal-humanitarian technology in teaching chemistry. Academic research in educational sciences. Vol. 2 №4. 2021. Page 603-612.

10. Shayzakova D.A., Nasimov A.M. Kimyo fanini o‘qitishda interfaol usullardan foydalanish // SamDU Ilmiy axborotnoma. 2020-yil, 6-son (124). 106-109 b.

11. Badalova S. I., Kurbanova A.Dj., Komilov K.U. Intellectual training of students of technical institute. Academic Research in Educational Sciences. 2020, Vol. 1 No. 1, Page 266-274.

12. Ёдгаров Б. Применение ИКТ для улучшения общего химического образования // Общество и инновации. 2021. №4. Стр. 258-263.

13. Рустамова Х.Н., Эштурсунов Д.А. Роль информационных и коммуникационных технологий в обучении общей и неорганической химии // "Экономика и социум". 2021. №5(84).

14. Kurbanova A.Dj., Komilov K.U. Case-study method for teaching general and inorganic chemistry // Academic research in educational sciences. 2021. № 6. Page 436-443.

15. Atqiyayeva, I. S., Kurbanova, A. D., Komilov, Q. O., Fayziyev, X. O. Kimyoni o‘qitishda o‘quvchilarning intellectual imkoniyatlarini rivojlantirishda elektron taqdimotlarning qo’llanilishi. academic research in educational sciences// 2021, 2(Special Issue 4), 47-52. https://doi.org/10.24412/2181-1385-2021-4-47-5214

16. Kurbanova, A. D., Komilov, K. U. Umumiy va anorganik kimyoni oʻqitish jarayonida talabalarni intellektual qobiliyatini shakllantirish. academic research in educational sciences//2021, 2(Special Issue 4), 73-78. https://doi.org/10.24412/2181-1385-2021-4-73-78.

17. Matyakubov A. Umumiy va anorganik kimyoni oʻqitish jarayonida talabalarni intellectual qobiliyatini shakllantirish. Jamiyat va innovatsiy jurnali. 2021. №5.571-577 betlar.

 

 


Полный текст материала Статья "Формирование интеллектуальных способностей учащихся при подготовке вспомогательного персонала по химии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Комилов Камаридин Уринович  Публикатор
16.09.2021 0 938 224

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК