Конспект урока химии "Понятие об окислительно-восстановительных реакциях"; 9 класс
Урок по химии 9 класс.
Андриенко Татьяна Сергеевна
МБОУСОШ №5 г. Минеральные Воды , учитель химии
Тема : «Окислительно восстановительные реакции»
Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех!»
Цели урока :
Деятельностная. Продолжить формирование универсальных учебных действий (УУД) на примере окислительно-восстановительных реакций.
Предметно-дидактическая. Cформировать представление об окислительноосстановительных реакциях (ОВР), процессах окисления и восстановления как неразрывно связанных, веществах окислителях и восстановителях, электронных уравнениях, роли ОВР в природе, жизни человека и производственных процессах.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, осознавать выбор дальнейшей образовательной траектории; формирование интереса к химии, умения проводить анализ своих успехов и неудач при освоении темы; осознание значимости химических знаний для понимания основных гео- и биохимических процессов на Земле.
Метапредметные. Формирование умений сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении познавательных задач, планировать деятельность, давать оценку своей деятельности на уроке, проводить ее корректировку, выявлять причинно-следственные связи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
Предметные. Формирование умений определять понятие ОВР, разделять процессы окисления и восстановления и одновременно рассматривать их как неразрывные; определять вещества окислители и восстановители, писать электронные уравнения; описывать роль ОВР в природе, жизни человека, производственных процессах; формирование научного мировоззрения.
Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний (по Шамовой Т.И.).
Методы обучения. Объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Средства обучения. Электронные образовательные ресурсы (презентация, фрагмент видеоурока),плакат, учебник, тесты, маршрутные листы.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Э т а п 1. Актуализация субъективного опыта учащихся |
||
1. Зачитывает стихотворение- об ОВР, содержащую проблемный вопрос. Организует погружение в проблему |
1. Слушают стихотворение, пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Отвечают на проблемный вопрос |
Познавательные: умение выделять и формулировать познавательные цели, составлять различные виды планов. Регуляторные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, понимать и сохранять учебную цель и задачу. Коммуникативные: умение слушать, выражать свои мысли, четко формулировать цели и тему урока, строить понятные для собеседника высказывания. Логические: умение выдвигать гипотезы и их обосновывать. Общеучебные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, умение настраиваться на занятие |
2. Организует фронтальную беседу об ОВР вокруг нас |
2. Участвуют в беседе |
|
3. Обеспечивает постановку учащимися цели урока, формулирование темы урока и составление плана урока |
3. Определяют цели урока, формулируют тему, оставляют план урока |
|
Оценивание. Учащиеся начитают заполнять «Маршрутный лист», который затем оценивается |
||
Э т а п 2. Изучение новых знаний и способов деятельности |
||
1. Объясняет классификацию химических реакций по признаку изменения степени окисления на ОВР и не ОВР, используя схемы реакций
|
1. Записывают схемы реакций разных типов, расставляют степени окисления, сравнивают, делают выводы, смотрят, фрагмент видеоурока |
Логические: умение анализировать схемы, выбирать критерии для сравнения реакций разных типов, заполнять таблицу. Общеучебные: умение структурировать знания, составлять план последовательности действий, вести словарную работу. Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять сходство и отличие некоторых явлений, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой; фиксировать в графической модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Регуляторные: принимать и сохранять цель и задачу, регулировать учебную деятельность |
2. Дает определение понятий «ОВР», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление» |
2. Ведут словарную работу по определению ОВР |
|
3. Обеспечивает усвоение понятий «окисление», «восстановление», «окислитель», «восстановитель», как неразрывно связанных и взаимопротивоположных |
3. В процессе игрового момента «Умники и умницы» заполняют таблицу в «Маршрутном листе» Обосновывают ответ на вопрос «Может ли процесс окисления протекать без процесса восстановления?» |
|
4. Объясняет методику написания электронных уравнений, используя таблицу «Процессы окис- ления и восстановления», спрашивает, какая закономерность просле- живается во всех электронных уравнениях. Организует работу по выполнению задания 6 в «Маршрутном листе |
4. Совместно с учителем выполняют несколько упражнений на составление электронных уравнений, выявляют главную закономерность при написании данных уравнений (количество отданных электронов всегда равно количеству присоединенных). Выполняют задание 6 – над стрелками записывают количество электронов, знаками «+» и «–» показывают, отдает или принимает элемент электроны |
Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; преобразовывать информацию из одного вида в другой |
5.Организует эвристическую беседу о роли ОВР в природе, жизни человека, производственных процессах |
5. Активно участвуют в беседе, приводят свои примеры, определяют возможные направления использования ОВР в современных производственных процессах |
Познавательные: развитие способности построения речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их, вступать в диалог и выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Личностные: умение осознавать личностную, социальную значимость изучаемого учебного материала |
Э т а п 3. Информация о домашнем задании |
||
1. Сообщает номера па- раграфа и упражнений |
1. Записывают задание в дневник |
Общеучебные: умение работать с дневником |
2. Обеспечивает прослу- шивание творческого за- дания в виде химической сказки «Хлорид натрия» (см. приложение) |
2. Знакомятся с творческим заданием, обсуждают возможные варианты решения, записывают в «Маршрутный лист» (задание 8) пропущенные слова, уравнение реакции, указывают окислитель и восстановитель |
Познавательные: умение переводить информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; проявлять творческие способности |
Э т а п 4. Закрепление изученного материала |
||
1. Организует работу учащихся с тестом по теме «ОВР»
|
1. Работают с тестом |
Регулятивные: умение сравнивать результаты своей работы с работой партнера по группе; контролировать степень понимания вопросов, корректировать знания; точно выражать свою мысль, использовать речь для регулирования своего действия |
2. Организует взаимо- проверку работ учащихся |
2. Проводят взаимопроверку с соседом по парте |
|
Оценивание. После заполнения в «Маршрутном листе» таблицы для ответов на тест учащиеся обмениваются листами и осуществляют взаимопроверку |
||
Э т а п 5. «Обобщение и систематизация знаний» |
||
1. Зачитывает небольшой рассказ «Пролитая ртуть», содержащий проблемную ситуацию. Предлагает найти варианты решения данной проблемной ситуации; подводит к ответу, что пролитую ртуть лучше всего засыпать серой, предлагает написать уравнение данной в рассказе реакции и разобрать ее с точки зрения процессов окисления и восстановления |
1. Слушают рассказ (задание 10 в «Маршрутном листе»), выделяют проблему, предлагают пути ее решения, работают над оформлением реакции взаимодействия ртути и серы |
Коммуникативные: умение проводить самоконтроль понимания вопросов, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: развивать мышление, умение анализировать предложенную информацию и делать выводы на основе собственных наблюдений и из рассказа учителя и других учеников. Личностные: умение применять знания на практике в нестандартной ситуации, анализировать полученный результат; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий |
2. Обеспечивает выпол- нение задания по основ- ным терминам и понятиям урока в форме «Проверь себя» |
2. Выполняют задание, заканчивают предложения, находят ошибки в предложениях (задание 11 в «Маршрутном листе»,) |
Познавательные: умение переводить информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот |
3. Организует проведение самооценки учащихся на данном этапе |
3. Проводят самооценку своей деятельности на данном этапе |
Регулятивные: умение самоосознавать степень усвоения учебного материала и выявлять пробелы; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности |
Оценивание. Оценивание проводится с помощью «Маршрутного листа» и фронтальной беседы с учителем |
||
Э т а п 6. Подведение итогов |
||
Организует самооценку учащихся на уроке: более 80 % от максимального количества баллов – «5»; 60–80 % – «4»; 40–60 % – «3» |
Анализируют таблицу самооценки по этапам урока, подсчитывают количество баллов, определяют свою оценку (см. задание 12 в «Маршрутном листе») |
Регулятивные: умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; осознанно и грамотно строить речевые высказывания в устной форме |
Оценивание. Самооценка |
||
Э т а п 7. Рефлексия |
||
Организует выбор уча- щимися адекватной оценки своего отношения к уроку и состояния после проведенного урока |
Выполняют оценку своих ощущений после проведенного урока (см. Маршрутный лист» – рефлексия) |
Познавательные: умение обобщать результаты своей деятельности по достижению цели, выстраивать причинно-следственные связи; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать собственное мнение о работе и полученном результате, контроль, коррекция, самооценка действий, способности выражать свои мысли. Регулятивные: умение анализировать правильность выполненных действий, уровень усвоения, контролировать с целью сличения результата с заданным эталоном; развивать способности к волевому усилию; осознавать качество уровня усвоения; развивать умение определять область знаемого и незнаемого |
Химическая сказка «Хлорид натрия»
В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Периодическая система» жили-были две семьи. Одно семейство звалось «Щелочные металлы», а другое – «Галогены». Эти семейства не дружили и даже, можно сказать, воевали. Отчего началась война, уже никто и не помнил. В царстве том был строгий указ Царя: «Каждый может иметь столько богатства, т.е. электронов, каков номер его дома». А вот про то, как распоряжаться законным добром, в указе ничего не говорилось. Поэтому Щелочные металлы (в силу своей щедрости) отдавали электроны и звались ………………… , а Галогены были скупы и агрессивны, даже были случаи, когда они нападали на тех, кто послабее, и грабили их.
Поэтому прозвали их …………….. – грабители.
Случилась эта история на Третьей периодической улице, когда повстречались Na (Натрий) и Cl (Хлорина). Очень они понравились друг другу. Но принадлежали они враждующим семействам, поэтому решили встречаться тайно. Натрий жил в доме под номером 11 и мечтал подарить свой электрон Хлорине. Он был достойным женихом: серебристо-белый, с блеском, по характеру мягкий и очень ранимый, легкоплавкий и легкий. О дружбе Натрия и Хлорины узнали их семейства. Натрий заперли в сейфе, в банке под керосином, а Хлорину запаяли в сосуд и наклеили этикетку «ЯД!». Она затосковала, стала желто-зеленого цвет.
Щелочные металлы и Галогены думали тем самым вылечить Хлорину и Натрий от влюбленности, но влюбленным становилось все хуже. Натрий плавился и терял блеск, а Хлорина под давлением превратилась в жидкость, и это при нормальной температуре. Ничего не оставалось родственникам, как встретиться на «амфотерной» территории (линия от Бора до Астата) и начать переговоры. Забыли старые обиды и решили: быть свадьбе. Натрий подарил свой электрон Хлорине и стал ……………….. , а Хлорина взяла его электрон и превратилась в ………………. . Связь между ними стала называться …………………….. , а союз между Натрием и Хлориной люди назвали «Поваренной солью». Много полезного они стали делать совместно, например, в крови они создают необходимые условия для существования красных кровяных телец (эритроцитов).Даже в названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово «соль»: Соликамск, Соль -Илецк, Усолье, Зальцбург, Марсель (морская соль).
Маршрутный лист
Фамилия ________________ Класс__________ |
||||||||||||
№ |
Задание |
Предполагаемый ответ |
Балл |
|||||||||
1 |
Прослушайте стихотворение- загадку. Крошка сын к отцу пришел, И спросила кроха: – Если скисло молоко, Это очень плохо? – Нет, сынок! – сказал отец, – Будем есть сметану… Окислительный процесс Я ругать не стану! – Что же это за процесс? Как его понять? – Будешь химию учить – Сможешь все узнать! Ответьте на проблемный вопрос: «О каких реакциях в нем идет речь? Чем они отличаются от других реакций?» |
_________________________________________
_________________________________________ |
|
|||||||||
2 |
Сформулируйте тему, цели и план урока |
_____________________________________
|
|
|||||||||
3 |
Внимательно изучите видео- фрагмент «Степень окисления». Вспомните правила определения степени окисления химических элементов в соединениях. Запишите схемы реакций и расставьте степени окисления элементов, сравните их до и после реакции, сделайте выводы |
CaCO 3 = CaO + CO 2 , С + О 2 = СО 2 |
|
|||||||||
4 |
Словарная работа |
Окислительно-восстановительные реакции – это
Процесс окисления – это ____________________________________
Процесс восстановления – это
Окислитель – это ____________________________________
Восстановитель – это ____________________________________
|
|
|||||||||
5 |
Игра «Умники и умницы». Заполните таблицу. Ответьте на вопрос: может ли процесс окисления протекать без процесса восстановления? |
|
|
|||||||||
6 |
Упражнения на составление электронных уравнений |
|
|
|||||||||
7 |
Прослушайте химическую сказку «Хлорид натрия». За- пишите пропущенные слова. Составьте уравнение реакции, укажите окислитель и восстановитель |
|
|
|||||||||
8 |
Выполните тест по теме урока. Проведите взаимопроверку с соседом по парте и самооценку |
|
|
|||||||||
9 |
Рассказ «Пролитая ртуть». «Собираясь сегодня к вам на урок, я случайно разбила ртутный градусник. Времени было очень мало. Я взяла веник, быстренько замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. По дороге я задумалась, а правильно ли я поступила? Может быть, нужно было протереть место сырой тряпочкой или собрать ртуть пылесосом? Что вам известно по этой проблеме?» Напишите уравнение реакции, укажите окислитель и восста- новитель, предложите свои пути решения данной проблемной ситуации |
Уравнение реакции. …………………………………..………… Окислитель ………………………..…………………………… Восстановитель …………….…………………………………… Я думаю, что собрать пролитую ртуть можно …….………… |
|
|||||||||
10 |
«Проверьте себя» |
Вставьте пропущенные слова. 1) Число …………….. электронов всегда равно числу……………… электронов. 2) Окисление – это процесс ……………………. электронов, а окислитель – это химический элемент, …………. электроны. В каком предложении и какая ошибка сделана? 1) Окислительно-восстановительные реакции всегда протекают с изменением степеней окисления элементов. 2) Вещество, отдающее электроны другому химическому элементу, называется окислителем. 3) При присоединении электронов к электронейтральному атому он приобретает положительный заряд |
|
|||||||||
11 |
Проведите самооценку деятельности на всех этапах урока. Поставьте итоговую оценку. Если вы заработали «4» или «5», скажите вслух: «Я молодец!» |
Количество набранных за урок баллов ………….. . Оценка за урок « ……………… » |
|
|||||||||
12 |
Рефлексия. Подберите из предложенного списка слова, соответствующие вашему состоянию и ощущению после данного урока |
1. На уроке я работал ……………………………….. 2. Своей работой на уроке я ………………………… 3. Урок для меня показался …………………………. 4. За урок я …………………………………………… 5. Мое настроение……………………………………. 6. Материал урока мне был …………………….…… 7. Домашнее задание мне кажется……………….…. активно/пассивно; доволен/не доволен; коротким/длинным; не устал/ устал; стало лучше/стало хуже; понятен/не понятен; полезен/бесполезен; интересен/скучен; легким/трудным; интересно/не интересно |
|
|||||||||
13 |
Оценка учителем деятельности ученика на уроке и индивидуальные рекомендации |
|
|
Л И Т Е Р А Т У Р А
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 9 класс. М.: Русское слово, 2008; Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции. М.: Просвещение, 1985; Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. М.:
Просвещение, 1990.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Андриенко Татьяна Сергеевна
→ Публикатор 05.10.2021 0 2105 221 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.