Конспект урока химии "Понятие об окислительно-восстановительных реакциях"; 9 класс


Урок по химии 9 класс.

Андриенко Татьяна Сергеевна

 МБОУСОШ №5 г. Минеральные Воды , учитель химии

Тема : «Окислительно восстановительные реакции»


 

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех!»

Цели урока :

Деятельностная. Продолжить формирование универсальных учебных действий (УУД) на примере окислительно-восстановительных реакций.

Предметно-дидактическая. Cформировать представление об окислительноосстановительных реакциях (ОВР), процессах окисления и восстановления как неразрывно связанных, веществах окислителях и восстановителях, электронных уравнениях, роли ОВР в природе, жизни человека и производственных процессах.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, осознавать выбор дальнейшей образовательной траектории; формирование интереса к химии, умения проводить анализ своих успехов и неудач при освоении темы; осознание значимости химических знаний для понимания основных гео- и биохимических процессов на Земле.

Метапредметные. Формирование умений сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении познавательных задач, планировать деятельность, давать оценку своей деятельности на уроке, проводить ее корректировку, выявлять причинно-следственные связи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

Предметные. Формирование умений определять понятие ОВР, разделять процессы окисления и восстановления и одновременно рассматривать их как неразрывные; определять вещества окислители и восстановители, писать электронные уравнения; описывать роль ОВР в природе, жизни человека, производственных процессах; формирование научного мировоззрения.

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний (по Шамовой Т.И.).

Методы обучения. Объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Средства обучения. Электронные образовательные ресурсы (презентация, фрагмент видеоурока),плакат, учебник, тесты, маршрутные листы.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Э т а п 1. Актуализация субъективного опыта учащихся

1. Зачитывает стихотворение-

об ОВР, содержащую

проблемный вопрос. Организует погружение в

проблему

1. Слушают стихотворение, пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Отвечают на проблемный вопрос

Познавательные: умение выделять и формулировать познавательные цели, составлять различные виды планов.

Регуляторные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, понимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные: умение слушать, выражать свои мысли, четко формулировать цели и тему урока, строить понятные для собеседника высказывания.

Логические: умение выдвигать гипотезы и их

обосновывать.

Общеучебные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, умение настраиваться на занятие

2. Организует фронтальную беседу об ОВР вокруг нас

2. Участвуют в беседе

3. Обеспечивает постановку учащимися цели урока, формулирование темы урока и составление плана урока

3. Определяют цели урока, формулируют тему, оставляют план урока

Оценивание. Учащиеся начитают заполнять «Маршрутный лист», который затем оценивается

Э т а п 2. Изучение новых знаний и способов деятельности

1. Объясняет классификацию химических реакций по признаку изменения степени окисления на ОВР и не ОВР, используя схемы реакций

 

1. Записывают схемы реакций разных типов, расставляют степени окисления, сравнивают, делают выводы, смотрят, фрагмент

видеоурока

Логические: умение анализировать схемы, выбирать критерии для сравнения реакций разных типов, заполнять таблицу.

Общеучебные: умение структурировать знания,

составлять план последовательности действий, вести словарную работу.

Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять сходство и отличие некоторых явлений, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой; фиксировать в графической модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Регуляторные: принимать и сохранять цель и задачу, регулировать учебную деятельность

2. Дает определение понятий «ОВР», «окислитель», «восстановитель»,

«окисление», «восстановление»

2. Ведут словарную работу по

определению ОВР

3. Обеспечивает усвоение понятий «окисление», «восстановление»,

«окислитель», «восстановитель», как неразрывно связанных и взаимопротивоположных

3. В процессе игрового момента «Умники и умницы» заполняют таблицу в «Маршрутном листе»

Обосновывают ответ на вопрос «Может ли процесс окисления

протекать без процесса восстановления?»

4. Объясняет методику

написания электронных

уравнений, используя таблицу «Процессы окис-

ления и восстановления», спрашивает, какая

закономерность просле-

живается во всех электронных уравнениях.

Организует работу по

выполнению задания 6

в «Маршрутном листе

4. Совместно с учителем выполняют несколько упражнений на

составление электронных уравнений, выявляют главную закономерность при написании данных

уравнений (количество отданных

электронов всегда равно количеству присоединенных).

Выполняют задание 6 – над стрелками записывают количество электронов, знаками «+» и «–» показывают, отдает или принимает элемент электроны

Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; преобразовывать информацию из одного вида в другой

5.Организует эвристическую беседу о роли ОВР в природе, жизни человека, производственных

процессах

5. Активно участвуют в беседе, приводят свои примеры, определяют возможные направления использования ОВР в современных

производственных процессах

Познавательные: развитие способности построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать

их, вступать в диалог и выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: умение осознавать личностную, социальную значимость изучаемого учебного

материала

Э т а п 3. Информация о домашнем задании

1. Сообщает номера па-

раграфа и упражнений

1. Записывают задание в дневник

Общеучебные: умение работать с дневником

2. Обеспечивает прослу-

шивание творческого за-

дания в виде химической

сказки «Хлорид натрия»

(см. приложение)

2. Знакомятся с творческим заданием, обсуждают возможные

варианты решения, записывают в

«Маршрутный лист» (задание 8)

пропущенные слова, уравнение реакции, указывают окислитель и

восстановитель

Познавательные: умение переводить информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот; устанавливать

взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; проявлять творческие способности

Э т а п 4. Закрепление изученного материала

1. Организует работу

учащихся с тестом по

теме «ОВР»

 

1. Работают с тестом

Регулятивные: умение сравнивать результаты своей работы с работой партнера по группе;

контролировать степень понимания вопросов, корректировать знания; точно выражать свою мысль, использовать речь для регулирования своего действия

2. Организует взаимо-

проверку работ учащихся

2. Проводят взаимопроверку с соседом по парте

Оценивание. После заполнения в «Маршрутном листе» таблицы для ответов на тест учащиеся обмениваются листами и осуществляют взаимопроверку

Э т а п 5. «Обобщение и систематизация знаний»

1. Зачитывает небольшой рассказ «Пролитая ртуть», содержащий проблемную ситуацию. Предлагает найти варианты решения данной проблемной ситуации; подводит к ответу, что пролитую ртуть лучше всего засыпать серой, предлагает написать уравнение данной в рассказе реакции и разобрать ее с точки зрения процессов окисления и

восстановления

1. Слушают рассказ (задание 10 в «Маршрутном листе»), выделяют проблему,

предлагают пути ее решения, работают над оформлением реакции взаимодействия ртути и серы

Коммуникативные: умение проводить самоконтроль понимания вопросов, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: развивать мышление, умение анализировать предложенную информацию и делать выводы на основе собственных наблюдений и из рассказа учителя и других учеников.

Личностные: умение применять знания на практике в нестандартной ситуации, анализировать полученный результат; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий

2. Обеспечивает выпол-

нение задания по основ-

ным терминам и понятиям урока в форме «Проверь себя»

2. Выполняют задание, заканчивают предложения, находят

ошибки в предложениях (задание 11 в «Маршрутном листе»,)

Познавательные: умение переводить информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот

3. Организует проведение самооценки учащихся на данном этапе

3. Проводят самооценку своей деятельности на данном этапе

Регулятивные: умение самоосознавать степень усвоения учебного материала и выявлять пробелы; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности

Оценивание. Оценивание проводится с помощью «Маршрутного листа» и фронтальной беседы с учителем

Э т а п 6. Подведение итогов

Организует самооценку

учащихся на уроке:

более 80 % от максимального количества

баллов – «5»; 60–80 % –

«4»; 40–60 % – «3»

Анализируют таблицу самооценки по этапам урока, подсчитывают количество баллов, определяют свою оценку (см. задание 12 в

«Маршрутном листе»)

Регулятивные: умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; осознанно и грамотно строить речевые высказывания в устной форме

Оценивание. Самооценка

Э т а п 7. Рефлексия

Организует выбор уча-

щимися адекватной оценки своего отношения к

уроку и состояния после

проведенного урока

Выполняют оценку своих ощущений после проведенного урока

(см. Маршрутный лист» – рефлексия)

Познавательные: умение обобщать результаты своей деятельности по достижению цели, выстраивать причинно-следственные связи; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать собственное мнение о работе и полученном результате, контроль, коррекция, самооценка действий,

способности выражать свои мысли.

Регулятивные: умение анализировать правильность выполненных действий, уровень усвоения, контролировать с целью сличения результата с заданным эталоном; развивать способности к волевому усилию; осознавать качество

уровня усвоения; развивать умение определять область знаемого и незнаемого


 


 


 

Химическая сказка «Хлорид натрия»

В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Периодическая система» жили-были две семьи. Одно семейство звалось «Щелочные металлы», а другое – «Галогены». Эти семейства не дружили и даже, можно сказать, воевали. Отчего началась война, уже никто и не помнил. В царстве том был строгий указ Царя: «Каждый может иметь столько богатства, т.е. электронов, каков номер его дома». А вот про то, как распоряжаться законным добром, в указе ничего не говорилось. Поэтому Щелочные металлы (в силу своей щедрости) отдавали электроны и звались ………………… , а Галогены были скупы и агрессивны, даже были случаи, когда они нападали на тех, кто послабее, и грабили их.

Поэтому прозвали их …………….. – грабители.

Случилась эта история на Третьей периодической улице, когда повстречались Na (Натрий) и Cl (Хлорина). Очень они понравились друг другу. Но принадлежали они враждующим семействам, поэтому решили встречаться тайно. Натрий жил в доме под номером 11 и мечтал подарить свой электрон Хлорине. Он был достойным женихом: серебристо-белый, с блеском, по характеру мягкий и очень ранимый, легкоплавкий и легкий. О дружбе Натрия и Хлорины узнали их семейства. Натрий заперли в сейфе, в банке под керосином, а Хлорину запаяли в сосуд и наклеили этикетку «ЯД!». Она затосковала, стала желто-зеленого цвет.

Щелочные металлы и Галогены думали тем самым вылечить Хлорину и Натрий от влюбленности, но влюбленным становилось все хуже. Натрий плавился и терял блеск, а Хлорина под давлением превратилась в жидкость, и это при нормальной температуре. Ничего не оставалось родственникам, как встретиться на «амфотерной» территории (линия от Бора до Астата) и начать переговоры. Забыли старые обиды и решили: быть свадьбе. Натрий подарил свой электрон Хлорине и стал ……………….. , а Хлорина взяла его электрон и превратилась в ………………. . Связь между ними стала называться …………………….. , а союз между Натрием и Хлориной люди назвали «Поваренной солью». Много полезного они стали делать совместно, например, в крови они создают необходимые условия для существования красных кровяных телец (эритроцитов).Даже в названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово «соль»: Соликамск, Соль -Илецк, Усолье, Зальцбург, Марсель (морская соль).

Маршрутный лист

Фамилия ________________ Класс__________

Задание

Предполагаемый ответ

Балл

1

Прослушайте стихотворение-

загадку.

Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

Если скисло молоко,

Это очень плохо?

Нет, сынок! – сказал отец, –

Будем есть сметану…

Окислительный процесс

Я ругать не стану!

Что же это за процесс?

Как его понять?

Будешь химию учить –

Сможешь все узнать!

Ответьте на проблемный вопрос: «О каких реакциях в нем идет речь? Чем они отличаются от других реакций?»

_________________________________________

 

 

 

 

 

_________________________________________

 

2

Сформулируйте тему, цели и план урока

_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
____________________________________

 

 

3

Внимательно изучите видео- фрагмент «Степень окисления». Вспомните правила

определения степени окисления химических элементов в

соединениях. Запишите схемы реакций и расставьте степени окисления элементов, сравните их до и после реакции, сделайте выводы

CaCO 3 = CaO + CO 2 ,

С + О 2 = СО 2

 

4

Словарная работа

Окислительно-восстановительные реакции – это

 

Процесс окисления – это

____________________________________

 

Процесс восстановления – это

 

Окислитель – это

____________________________________

 

 

Восстановитель – это

____________________________________

 

 

 

5

Игра «Умники и умницы».

Заполните таблицу. Ответьте на вопрос: может ли процесс окисления протекать без процесса восстановления?

Название процесса

Что происходит с электронами

Чем является вещество

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Упражнения на составление

электронных уравнений

 

 

7

Прослушайте химическую

сказку «Хлорид натрия». За-

пишите пропущенные слова. Составьте уравнение реакции, укажите окислитель и восстановитель

 

 

8

Выполните тест по теме урока. Проведите взаимопроверку с соседом по парте и самооценку

 

 

9

Рассказ «Пролитая ртуть».

«Собираясь сегодня к вам на урок, я случайно разбила ртутный градусник. Времени было очень мало. Я взяла веник, быстренько замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. По дороге я задумалась,

а правильно ли я поступила? Может быть, нужно было протереть место сырой тряпочкой

или собрать ртуть пылесосом?

Что вам известно по этой проблеме?»

Напишите уравнение реакции, укажите окислитель и восста-

новитель, предложите свои пути решения данной проблемной ситуации

Уравнение реакции. …………………………………..…………

Окислитель ………………………..……………………………

Восстановитель …………….……………………………………

Я думаю, что собрать пролитую ртуть можно …….…………

 

10

«Проверьте себя»

Вставьте пропущенные слова.

1) Число …………….. электронов всегда равно числу……………… электронов.

2) Окисление – это процесс ……………………. электронов, а окислитель – это химический элемент, …………. электроны.

В каком предложении и какая ошибка сделана?

1) Окислительно-восстановительные реакции всегда протекают с изменением степеней окисления элементов.

2) Вещество, отдающее электроны другому химическому элементу, называется окислителем.

3) При присоединении электронов к электронейтральному атому он приобретает положительный заряд

 

11

Проведите самооценку деятельности на всех этапах урока. Поставьте итоговую оценку.

Если вы заработали «4» или «5», скажите вслух: «Я молодец!»

Количество набранных за урок баллов ………….. .

Оценка за урок « ……………… »

 

12

Рефлексия.

Подберите из предложенного

списка слова, соответствующие вашему состоянию и

ощущению после данного урока

1. На уроке я работал ………………………………..

2. Своей работой на уроке я …………………………

3. Урок для меня показался ………………………….

4. За урок я ……………………………………………

5. Мое настроение…………………………………….

6. Материал урока мне был …………………….……

7. Домашнее задание мне кажется……………….….

активно/пассивно; доволен/не доволен; коротким/длинным; не устал/

устал; стало лучше/стало хуже; понятен/не понятен; полезен/бесполезен; интересен/скучен; легким/трудным; интересно/не интересно

 

13

Оценка учителем деятельности ученика на уроке и индивидуальные рекомендации

 

 


 

Л И Т Е Р А Т У Р А

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 9 класс. М.: Русское слово, 2008; Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции. М.: Просвещение, 1985; Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. М.:

Просвещение, 1990.


Полный текст материала Конспект урока химии "Понятие об окислительно-восстановительных реакциях"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Андриенко Татьяна Сергеевна  Публикатор
05.10.2021 0 99 7

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0