Конспект урока химии "Вода. Основания"; 8 класс
Методическая разработка
«Технологическая карта урока химии по ФГОС»
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С.А. Сладков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Раздел программы: Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии.
Тема урока: Вода. Основания.
Класс: 8
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: Вода. Основания.
Цель:
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
-
Закрепить умения и навыки по проведению химических расчетов с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем».
-
Систематизировать классификацию сложных веществ (оксиды, кислоты, основания).
-
Формировать практические умения по составлению молекулярных уравнений химических реакций, подтверждающих общие химические свойства воды.
-
Сформировать практические знания по составлению формул гидроксидов.
-
Сформировать умение распознавания неорганических веществ по соответствующим признакам.
Развивающие:
-
Формировать постановку новых задач, целей собственного обучения.
-
Развивать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения и корректировать позицию на основе анализа аргументов участников дискуссии.
-
Сформировать экологическую грамотность при обращении с химическими веществами в повседневной жизни.
-
Развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.
-
Формировать умения анализировать полученную информацию, делать выводы.
-
Развивать познавательную компетентность.
Воспитательные:
-
Развивать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками и взрослыми.
-
Освоить нормы, правила поведения в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами.
-
Овладеть современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики.
-
Воспитывать ответственное отношение к познанию химии, способность к саморазвитию и самообразованию.
Средства обучения:
-
Учебник «Химия – 8» автор О. С. Габриелян., И. Г. Остроумов, С.А. Сладков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
-
Раздаточный материал (разработанный учителем).
-
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
-
Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.
-
Рабочая тетрадь, принадлежности для письма, калькулятор.
Методы и методические приемы:
-
Словесный: рассказ, беседа, обмен мнениями.
-
Частично-поисковый метод: работа с учебником, таблицами, инструкцией.
-
Практические методы: практическая работа
-
Наблюдение, анализ, оценка, взаимооценка (самооценка).
Продолжительность урока: 40 минут
Планируемые результаты урока
Личностные |
осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию; формирование ответственного отношения к познанию химии; готовность к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теории химии; формирование целостной естественно-научной картины мира, частью которой является химическая картина мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами; овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе химическим. |
Метапредметные |
Надпредметные: уметь: формулировать учебные задачи на основании полученного задания; составлять план, алгоритм действий, понимать инструкции; освещать результаты деятельности, в частности, уметь описывать наблюдения; представлять результаты проведенного эксперимента в письменном виде (отчет); делать выводы. Межпредметные: Уметь: использовать основные интеллектуальные операции: анализ и синтез, сравнение и систематизацию, обобщение и конкретизацию, выявлять причинно-следственные связи, выстраивать логическое рассуждение и умозаключение на материале естественно-научного содержания. Универсальные учебные действия (общеучебные умения): Регулятивные: уметь: планировать пути достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера; организовывать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные: уметь: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; проводить классификацию, наблюдение, сравнение, анализ как самостоятельно, так и в группе и под руководством учителя; ориентироваться в своей системе знаний и отличать новое от уже известного; объяснять явления и их признаки, процессы, выявляемые в ходе процесса обучения; генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации. Коммуникативные: уметь: формировать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности; работать в малых группах, устанавливать конструктивные отношения в общении и в сотрудничестве со сверстниками; учитывать различные мнения и стремиться к сотрудничеству; слушать и понимать речь других; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества; оформлять свои мысли в письменной и устной форме; осуществлять контроль, коррекцию, оценку и взаимооценку (самооценку). |
Предметные |
уметь проводить химические расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем». уметь классифицировать сложные вещества (оксиды, кислоты, основания); уметь составлять молекулярные уравнения химических реакций, подтверждающих общие химические свойства воды. уметь составлять формулы гидроксидов. уметь распознавать класс щелочей по соответствующим признакам. уметь составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты; |
План урока
№ п.п |
Этапы урока |
Временной период (мин.) |
1
2
3
4
5
6
7
8
9 |
Организационный момент Мотивирование на учебную деятельность
Актуализация знаний
Целеполагание, постановка проблемы
Открытие нового знания (Поиск путей решения проблемы и ее решение)
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Оценивание
Рефлексия учебной деятельности. |
1
6
2
15
5
5
2
2
2 |
Ход урока
Этапы урока |
Средства обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент Мотивирование на учебную деятельность
|
Учащиеся распределены по малым группам (парам). На рабочих столах учащихся: тетрадь к уроку, учебник «Химия-8», раздаточный материал, Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, принадлежности для письма, рабочая тетрадь
|
Приветствие учащихся: - Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем уроке. Я надеюсь, что Вы настроены эмоционально позитивно и этот урок принесёт Вам интеллектуальное удовлетворение.
Проверка к готовности к уроку |
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку, наличие учебных принадлежностей. Эмоциональный настрой. |
Коммуникативная – слушают учителя.
Регулятивная – осуществляют самоконтроль. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний
|
Раздаточный материал.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица. Рабочая тетрадь. Калькулятор. |
Работа с раздаточным материалом.
- Ребята, давайте решим задачу, приведенную в раздаточном материале. ( молекулярная формула вещества - H₂O)
- Сравните свой результат и решение задачи с правильным ответом на втором листе раздаточного материала, если нужно, то подкорректируйте. - Назовите это вещество. (Вода). - К какому классу веществ можно отнести это соединение? (Оксиды).
|
Проводят химические расчеты. Вспоминают формулы нахождения количества вещества. Выдвигают свои варианты ответов. Сравнивают результаты работы. Корректируют решения. Вспоминают известные классы соединений сложных веществ. |
Познавательная – решают задачу известным способом.
Коммуникативная – слушают учителя рефлексия своих действий.
Регулятивная – исследуют условия учебной задачи. Обсуждают предметные способы решения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание, постановка проблемы
|
Раздаточный материал. Рабочая тетрадь |
Все мы понимаем как важно соблюдать гигиену тела. Поможет ли нам в этом чистая вода? (Нет) - Через кожный покров человека за неделю выделяется до 300 г сала и до 7 литров пота. Чтобы защитные свойства кожи не нарушались необходимо эти выделения регулярно смывать. В противном случае на коже создаются благоприятные условия для размножения болезнетворных микробов. В древние времена и во времена Великой Отечественной Войны многие женщины мыли волосы не чистой водой, а процеженным раствором золы (еловой или из под подсолнечника)? - Как думаете, почему? (зола растений содержит калийные щелочные соли, и при их растворении в воде, образуется раствор, содержащий ионы OH⁻ (гидроксид ионы), дающий щелочную среду. Под действием щелочи происходит омыление жиров, то есть разрушение молекул жира).
- Давайте вспомним реакцию взаимодействия натрия с водой: 2Na + 2H₂O = 2NaOH + H₂↑ - К какому типу реакции её можно отнести? (замещения). - Что происходит при добавлении капли фенолфталеина к продукту реакции? (раствор окрашивается в малиновый цвет). - В продуктах реакции мы получили новое, раннее для Вас неизвестное соединение, содержащее группу ОН. Как Вы думаете, к какому классу веществ его можно отнести? - Вещество, которое мы получили в задаче и вещества, содержащие гидроксид ионы, это и есть тема нашего урока! - Запишите: «Вода. Основания». |
Слушают учителя. Выдвигают свои версии ответов. Вспоминают классификацию химических реакций. Знакомятся с новым классом вещества. |
Познавательная - анализируют, аргументируют свою точку зрения.
Коммуникативная - слушают учителя, строят понятные объяснения на поставленный вопрос.
Регулятивная – принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания |
Учебник, таблица растворимости, принадлежности для письма раздаточный материал. Рабочая тетрадь |
- Откройте учебник на странице 89, параграф 21. Прочтите абзац, связанный с распространенностью воды на Земле. - Какие вопросы можно составить для этого абзаца? (В каком виде может находится вода на планете Земля? Где находится химически связанная вода и химически не связанная вода?) (в живых организмах, в минералах /гидросфера). - Изучите в учебнике физические свойства воды и заполните таблицу: Таблица 1. Физические свойства воды
- Теперь изучите рисунок 62 на странице 90. Какой процесс там изображен? (Круговорот воды в природе). - Перечислите основные стадии круговорота воды в природе? (осадки, грунтовый и поверхностный сток, испарение, конденсация). - Какие фазовые переходы одного агрегатного состояния в другое там обозначены? (испарение, конденсация).
Работа с раздаточным материалом.
- А теперь давайте изучим химические свойства воды.
- Запишем определение «Основание». (Основание – это сложные вещества, состоящие из металла и одной или нескольких гидроксогрупп).
Работа с учебником.
- Прочите на странице 91 на какие группы можно разделить Основания? (растворимые (щелочи), малорастворимые и нерастворимые).
- На что следует ориентироваться? (таблица растворимости). Изучите в учебнике таблицу 6. - Растворы щелочей имеют какую среду? С помощью какого индикатора её можно определить? (фенолфталеина используют как индикатор, в присутствии щелочей он изменяет окраску на малиновый цвет).
- Как определить число гидроксильных групп в молекуле оснований? (Гидроксогруппа одновалентна, поэтому с двухвалентным кальцием связаны две такие группы).
- К какой группе относится класс оснований, полученный при реакции активных металлов с водой? (щелочь) |
Работают с учебником, делают записи в тетрадях. Заполняют таблицу 1. Физические свойства воды. Вспоминают физические процессы, связанные с переходом одного агрегатного состояния в другое.
Работают с раздаточным материалом.
Учатся работать с таблицей растворимости.
Изучают в учебнике таблицу 6 на странице 91.
|
Познавательная - анализируют, аргументируют свою точку зрения.
Коммуникативная - слушают учителя, осознанно строят речевые высказывания.
Регулятивная –осуществляют самоконтроль. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания
|
Учебник, таблица растворимости, принадлежности для письма раздаточный материал. Рабочая тетрадь |
Работа с учебником.
- На странице 92 ознакомьтесь с физическими свойствами NaOH, KOH. Как называют эти вещества и почему? (едкие щелочи, так как разъедают кожу, ткань и другие материалы).
- Что называют известковой водой и где её применяют? (прозрачный раствор гидроксида кальция применяют в строительстве, при побелке, для получения дзинфицирующего средства).
Работа с раздаточным материалом.
- Выполните задание 1. Для этого в раздаточном материале ознакомьтесь со списком веществ. Выберите из них основания (гидроксиды).
- Выполните задание 2. Перед вами список оснований, выберите из них щелочи. Проверьте и сверьтесь с результатом у соседа по парте. Скорректируйте, если нужно. |
Работают с учебником.
Работают с раздаточным материалом. Результаты задания записывают в тетрадь. Сравнивают результаты ответов. Корректируют.
|
Познавательная – проводят взаимоисследование, конструируют новый способ действия.
Коммуникативная - учавствуют в обсуждении содержания материала.
Регулятивная – принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление
|
таблица растворимости, принадлежности для письма раздаточный материал. Рабочая тетрадь
|
Работа с раздаточным материалом.
- Заполните таблицу: Таблица 2. Химические свойства воды
Таблица 2. Химические свойства воды
|
Работают с раздаточным материалом.
Заполняют таблицу 2. Химические свойства воды. |
Познавательная – осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Коммуникативная - учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивная – принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Учебник Рабочая тетрадь |
В конце 21 параграфа вы можете выполнить задание 1-2 для закрепления пройденного материала; задания 3-6 рекомендуются для тех, кто хочет улучшит свои навыки в изученных темах. |
Слушают учителя. Записывают домашнее задание. |
Коммуникативная – слушают учителя.
Регулятивная – осуществляют самоконтроль. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценивание
|
Раздаточный материал Рабочая тетрадь |
- Теперь, ребята, проверьте друг у друга правильность заполнения таблицы «Химические свойства воды». Скорректируйте данные, если понадобится.
|
Проверяют друг у друга правильность заполнения таблицы «Химические свойства воды». Корректируют. Самостоятельно оценивают работу. |
Познавательная – осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Коммуникативная - строят рассуждения понятные для собеседника.
Регулятивная – самопроверка, осуществляют пошаговый контроль по результату.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности. |
Раздаточный материал Рабочая тетрадь |
- Наш урок подходит к заключительному этапу. Давайте подведем итоги урока. - Назовите, пожалуйста, тему пройденного урока? (Вода. Основания). - С чего мы начали наше занятие и какой навык отработали? (с расчётной задачи, закрепили навык химических расчетов). - Перечислите какие свойства у воды мы изучали? (физические и химические свойства). - Как мы узнали о новом классе веществ? (через область применения их в древние времена; через реакцию металла с водой, при изменения окраски индикатора). - Как Вы оцениваете свою работу? Надеюсь, урок доставил Вам удовольствие. Желаю дальнейших успехов. |
Обучающиеся называют тему урока. Перечисляют виды деятельности на каждом этапе урока. Делятся мнением о своей работе на уроке. |
Познавательная –анализируют, контролируют, оценивают результат.
Коммуникативная - рефлексия своих действий.
|
Используемая литература:
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С.А. Сладков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Еремин, А.А. Дроздов, Н. Е. Кузьменко, В.В. Лунин; Под. ред. В.В. Лунина, Н. Е. Кузьменко. – М.: ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и образование», 2007.
Химия. 50 идей, о которых нужно знать. – Пер. с англ. Ш. Мартыновой. – М.: Фантом Пресс, 2016.
Взламывая химию / Анна Спектор. – Москва: Издательство АСТ, 2020.
Комично, как все химично! / Май Тхи Нгуэн – Ким; (перевод с немецкого Т. Б. Юриновой). – Москва: Эксмо, 2021.
Содержание раздаточного материала.
1) Задача.
33 септиллиона (33×10²⁴) молекул некоторого жидкого вещества, в составе которого имеется кислород, могут занять объем в 1 литр. Определите молекулярную формулу вещества.
2) Определите тип реакции?
2Na + 2H₂O = 2NaOH + H₂↑
3) Химические свойства воды:
1) Вода – очень устойчивое соединение.
Её можно разложить на водород и кислород при 2500 ⁰C или под действием электрического тока. Тогда реакция разложения называется реакцией электролиза воды:
2H₂O = 2H₂ + O₂;
2) Впервые водород из воды получил А.Л. Лавуазье. Он пропускал водяной пар через железную трубу, раскаленную докрасна в пламени. При этом образуется железная окалина и выделяется водород в чистом виде:
3Fe + 4H₂O = Fe₃O₄ + 4H₂;
3) Металлы, стоящие в ряду активности левее магния, вытесняют водород из воды уже при комнатной температуре:
Для удобства написания реакции формулу воды представим в виде HOH:
2Na + 2HOH = 2NaOH + H₂↑
Один атом водорода в ней замещается на металл и соединяется с водородным остатком ОН – гидроксогруппой. В молекуле воды гидроксогруппа связана с одним атомом водорода, то есть она одновалентна. Поэтому соединяется с одним атомом натрия. Такие вещества относят к классу оснований, гидроксидов.
4) Вода реагирует также с оксидами активных металлов. При этом также образуется гидроксид металла (гашенная известь), но водород не выделяется:
CaO + H₂O = Ca(OH)₂
C оксидами менее активных металлов вода не взаимодействует.
5) При реакции воды с оксидами неметаллов образуются гидроксиды не металлов (кислоты):
SO₃ + H₂O = H₂SO₄
SO₂ + H₂O = H₂SO₃
Эта реакция – причина возникновения кислотных дождей.
Задание 1.
H₃РO₄, NaCl, NaOH, H₂SO₄, Ca(OH)₂, SO₃, CaO, Cu(OH)₂,
Задание 2.
Fe(OH)₂, NaOH, Ca(OH)₂, Cu(OH)₂, Fe(OH)₃, KOH, Al(OH)₃
Решение задачи:
1) n = N/Na
n = 33×10²⁴/6,02×10²³ = 55 моль
2) n = m/M
M = m/n
1 литр = 1000 грамм
M = 1000 гр. / 55 моль
M = 18 г/моль
Формула вещества по условию задачи ЭхО
Так как относительная атомная масса кислорода Ar(O₂) = 16 г/моль, то относительная атомная масса вещества Ar (Эх) = 2 г/моль. Отсюда следует, что это 2 атома водорода. Ar(H₂) = 2 г/моль.
Ответ: молекулярная формула искомого вещества - H₂O .
Ответ к заданию 1:
NaOH, Ca(OH)₂, Cu(OH)₂
Ответ к заданию 2:
NaOH, Ca(OH)₂, KOH
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гиниятуллина Рита Шакирьяновна
→ Публикатор 03.01.2022 0 9162 616 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.