Конспект урока химии "Вода. Основания"; 8 класс




 


 


 

Методическая разработка

«Технологическая карта урока химии по ФГОС»


 


 


 


 


 


 


 

Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С.А. Сладков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.


 

Раздел программы: Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии.

Тема урока: Вода. Основания.

Класс: 8

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: Вода. Основания.

Цель:

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепить умения и навыки по проведению химических расчетов с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем».

  • Систематизировать классификацию сложных веществ (оксиды, кислоты, основания).

  • Формировать практические умения по составлению молекулярных уравнений химических реакций, подтверждающих общие химические свойства воды.

  • Сформировать практические знания по составлению формул гидроксидов.

  • Сформировать умение распознавания неорганических веществ по соответствующим признакам.

Развивающие:

  • Формировать постановку новых задач, целей собственного обучения.

  • Развивать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения и корректировать позицию на основе анализа аргументов участников дискуссии.

  • Сформировать экологическую грамотность при обращении с химическими веществами в повседневной жизни.

  • Развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.

  • Формировать умения анализировать полученную информацию, делать выводы.

  • Развивать познавательную компетентность.

Воспитательные:

  • Развивать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками и взрослыми.

  • Освоить нормы, правила поведения в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами.

  • Овладеть современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики.

  • Воспитывать ответственное отношение к познанию химии, способность к саморазвитию и самообразованию.

Средства обучения:

  • Учебник «Химия – 8» автор О. С. Габриелян., И. Г. Остроумов, С.А. Сладков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

  • Раздаточный материал (разработанный учителем).

  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

  • Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.

  • Рабочая тетрадь, принадлежности для письма, калькулятор.

Методы и методические приемы:

  • Словесный: рассказ, беседа, обмен мнениями.

  • Частично-поисковый метод: работа с учебником, таблицами, инструкцией.

  • Практические методы: практическая работа

  • Наблюдение, анализ, оценка, взаимооценка (самооценка).


 

Продолжительность урока: 40 минут

Планируемые результаты урока

 

Личностные

осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;

формирование ответственного отношения к познанию химии; готовность к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теории химии;

формирование целостной естественно-научной картины мира, частью которой является химическая картина мира;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;

овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе химическим.

Метапредметные

Надпредметные:

уметь: формулировать учебные задачи на основании полученного задания; составлять план, алгоритм действий, понимать инструкции; освещать результаты деятельности, в частности, уметь описывать наблюдения; представлять результаты проведенного эксперимента в письменном виде (отчет); делать выводы.

Межпредметные:

Уметь: использовать основные интеллектуальные операции: анализ и синтез, сравнение и систематизацию, обобщение и конкретизацию, выявлять причинно-следственные связи, выстраивать логическое рассуждение и умозаключение на материале естественно-научного содержания.

Универсальные учебные действия (общеучебные умения):

Регулятивные:

уметь: планировать пути достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;

организовывать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные:

уметь: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

проводить классификацию, наблюдение, сравнение, анализ как самостоятельно, так и в группе и под руководством учителя;

ориентироваться в своей системе знаний и отличать новое от уже известного; объяснять явления и их признаки, процессы, выявляемые в ходе процесса обучения;

генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.

Коммуникативные:

уметь: формировать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;

работать в малых группах, устанавливать конструктивные отношения в общении и в сотрудничестве со сверстниками; учитывать различные мнения и стремиться к сотрудничеству;

слушать и понимать речь других; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

оформлять свои мысли в письменной и устной форме; осуществлять контроль, коррекцию, оценку и взаимооценку (самооценку).

Предметные

уметь проводить химические расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем».

уметь классифицировать сложные вещества (оксиды, кислоты, основания);

уметь составлять молекулярные уравнения химических реакций, подтверждающих общие химические свойства воды.

уметь составлять формулы гидроксидов.

уметь распознавать класс щелочей по соответствующим признакам.

уметь составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты;

 


 

План урока


 

п.п

Этапы урока

Временной период

(мин.)

 

1

 

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

Организационный момент

Мотивирование на учебную деятельность

 

Актуализация знаний

 

Целеполагание, постановка проблемы

 

Открытие нового знания

(Поиск путей решения проблемы и ее решение)

 

Первичная проверка понимания

 

Первичное закрепление

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

Оценивание

 

Рефлексия учебной деятельности.

 

 

1

 

 

6

 

 

2

 

 

15

 

 

5

 

 

5

 

 

2

 

 

2

 

 

2


 

Ход урока

Этапы урока

Средства обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Мотивирование на учебную деятельность

 

Учащиеся распределены по малым группам (парам).

На рабочих столах учащихся: тетрадь к уроку, учебник «Химия-8», раздаточный материал, Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, принадлежности для письма, рабочая тетрадь

 

 

Приветствие учащихся:

- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем уроке. Я надеюсь, что Вы настроены эмоционально позитивно и этот урок принесёт Вам интеллектуальное удовлетворение.

 

Проверка к готовности к уроку

 

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку, наличие учебных принадлежностей. Эмоциональный настрой.

 

Коммуникативная – слушают учителя.

 

Регулятивная – осуществляют самоконтроль.

Актуализация знаний

 

 

Раздаточный материал.

 

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица.

Рабочая тетрадь.

Калькулятор.

 

Работа с раздаточным материалом.

 

- Ребята, давайте решим задачу, приведенную в раздаточном материале.

( молекулярная формула вещества - HO)

 

- Сравните свой результат и решение задачи с правильным ответом на втором листе раздаточного материала, если нужно, то подкорректируйте.

- Назовите это вещество. (Вода).

- К какому классу веществ можно отнести это соединение? (Оксиды).

 

 

Проводят химические расчеты. Вспоминают формулы нахождения количества вещества.

Выдвигают свои варианты ответов.

Сравнивают результаты работы. Корректируют решения.

Вспоминают известные классы соединений сложных веществ.

 

Познавательная –

решают задачу известным способом.

 

Коммуникативная – слушают учителя рефлексия своих действий.

 

Регулятивная – исследуют условия учебной задачи. Обсуждают предметные способы решения.

Целеполагание, постановка проблемы

 

Раздаточный материал.

Рабочая тетрадь

Все мы понимаем как важно соблюдать гигиену тела.

Поможет ли нам в этом чистая вода?

(Нет)

- Через кожный покров человека за неделю выделяется до 300 г сала и до 7 литров пота. Чтобы защитные свойства кожи не нарушались необходимо эти выделения регулярно смывать. В противном случае на коже создаются благоприятные условия для размножения болезнетворных микробов.

В древние времена и во времена Великой Отечественной Войны многие женщины мыли волосы не чистой водой, а процеженным раствором золы (еловой или из под подсолнечника)?

- Как думаете, почему?

(зола растений содержит калийные щелочные соли, и при их растворении в воде, образуется раствор, содержащий ионы OH⁻ (гидроксид ионы), дающий щелочную среду. Под действием щелочи происходит омыление жиров, то есть разрушение молекул жира).

 

- Давайте вспомним реакцию взаимодействия натрия с водой:

2Na + 2HO = 2NaOH + H₂↑

- К какому типу реакции её можно отнести? (замещения).

- Что происходит при добавлении капли фенолфталеина к продукту реакции? (раствор окрашивается в малиновый цвет).

- В продуктах реакции мы получили новое, раннее для Вас неизвестное соединение, содержащее группу ОН. Как Вы думаете, к какому классу веществ его можно отнести?

- Вещество, которое мы получили в задаче и вещества, содержащие гидроксид ионы, это и есть тема нашего урока!

- Запишите: «Вода. Основания».

Слушают учителя. Выдвигают свои версии ответов.

Вспоминают классификацию химических реакций.

Знакомятся с новым классом вещества.

 

Познавательная - анализируют, аргументируют свою точку зрения.

 

Коммуникативная -

слушают учителя, строят понятные объяснения на поставленный вопрос.

 

Регулятивная – принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Открытие нового знания

 

Учебник,

таблица растворимости, принадлежности для письма

раздаточный материал.

Рабочая тетрадь

 

- Откройте учебник на странице 89, параграф 21. Прочтите абзац, связанный с распространенностью воды на Земле.

- Какие вопросы можно составить для этого абзаца?

(В каком виде может находится вода на планете Земля? Где находится химически связанная вода и

химически не связанная вода?)

(в живых организмах, в минералах /гидросфера).

- Изучите в учебнике физические свойства воды и заполните таблицу:

Таблица 1. Физические свойства воды

t(кип.)

100⁰C

t(зам.)

0⁰C

ρ(плотность)

1г/мл.

- Теперь изучите рисунок 62 на странице 90. Какой процесс там изображен?

(Круговорот воды в природе).

- Перечислите основные стадии круговорота воды в природе? (осадки, грунтовый и поверхностный сток, испарение, конденсация).

- Какие фазовые переходы одного агрегатного состояния в другое там обозначены? (испарение, конденсация).

 

Работа с раздаточным материалом.

 

- А теперь давайте изучим химические свойства воды.

 

- Запишем определение «Основание».

(Основание – это сложные вещества, состоящие из металла и одной или нескольких гидроксогрупп).

 

Работа с учебником.

 

- Прочите на странице 91 на какие группы можно разделить Основания?

(растворимые (щелочи), малорастворимые и нерастворимые).

 

- На что следует ориентироваться? (таблица растворимости).

Изучите в учебнике таблицу 6.

- Растворы щелочей имеют какую среду? С помощью какого индикатора её можно определить?

(фенолфталеина используют как индикатор, в присутствии щелочей он изменяет окраску на малиновый цвет).

 

-  Как определить число гидроксильных групп в молекуле оснований?

(Гидроксогруппа одновалентна, поэтому с двухвалентным кальцием связаны две такие группы).

 

- К какой группе относится класс оснований, полученный при реакции активных металлов с водой? (щелочь)

 

Работают с учебником, делают записи в тетрадях.

Заполняют таблицу 1. Физические свойства воды.

Вспоминают физические процессы, связанные с переходом одного агрегатного состояния в другое.

 

Работают с раздаточным материалом.

 

Учатся работать с таблицей растворимости.

 

Изучают в учебнике таблицу 6 на странице 91.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательная - анализируют, аргументируют свою точку зрения.

 

Коммуникативная -

слушают учителя, осознанно строят речевые высказывания.

 

Регулятивная –осуществляют самоконтроль.

Первичная проверка понимания

 

Учебник,

таблица растворимости, принадлежности для письма

раздаточный материал.

Рабочая тетрадь

 

Работа с учебником.

 

- На странице 92 ознакомьтесь с физическими свойствами NaOH, KOH. Как называют эти вещества и почему? (едкие щелочи, так как разъедают кожу, ткань и другие материалы).

 

- Что называют известковой водой и где её применяют?

(прозрачный раствор гидроксида кальция применяют в строительстве, при побелке, для получения дзинфицирующего средства).

 

Работа с раздаточным материалом.

 

- Выполните задание 1. Для этого в раздаточном материале ознакомьтесь со списком веществ.

Выберите из них основания (гидроксиды).

 

- Выполните задание 2. Перед вами список оснований, выберите из них щелочи.

Проверьте и сверьтесь с результатом у соседа по парте. Скорректируйте, если нужно.

 

Работают с учебником.

 

Работают с раздаточным материалом.

Результаты задания записывают в тетрадь.

Сравнивают результаты ответов. Корректируют.

 

 

Познавательная – проводят взаимоисследование, конструируют новый способ действия.

 

Коммуникативная -

учавствуют в обсуждении содержания материала.

 

Регулятивная –

принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль.

Первичное закрепление

 

таблица растворимости, принадлежности для письма

раздаточный материал.

Рабочая тетрадь

 

 

Работа с раздаточным материалом.

 

- Заполните таблицу:

Таблица 2. Химические свойства воды

Химические свойства воды

Уравнение реакции

Тип реакции

электролиз воды

 

 

 

Взаимодействие с активными металлами

 

 

Взаимодействие с металлами средней активности

 

 

Взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности после водорода

 

 

 

 

Взаимодействие с оксидами активных металлов (IA, IIAгруппы)

 

 

Взаимодействие с оксидами неактивных металлов.

 

 

 

Взаимодействие с оксидами не металлов

 

 

 

 

Таблица 2. Химические свойства воды

Химические свойства воды

Уравнение реакции

Тип реакции

электролиз воды

2HO = 2H₂ + O₂;

 

разложения

Взаимодействие с активными металлами

2K + 2HOH = 2KOH + H₂↑

 

замещения

Взаимодействие с металлами средней активности

3Fe + 4HO = Fe₃O₄ + 4H₂;

 

замещения

Взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности после водорода

 

 

----------------

 

Взаимодействие с оксидами активных металлов (IA, IIAгруппы)

CaO + HO = Ca(OH)

 

соединения

Взаимодействие с оксидами неактивных металлов.

 

----------------

 

Взаимодействие с оксидами не металлов

SO₃ + HO = H₂SO₄

 

соединения

 

 

Работают с раздаточным материалом.

 

Заполняют таблицу 2. Химические свойства воды.

 

Познавательная – осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

 

Коммуникативная -

учатся формулировать собственное мнение и позицию.

 

Регулятивная –

принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль.

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

 

Учебник Рабочая тетрадь

 

В конце 21 параграфа вы можете выполнить задание 1-2 для закрепления пройденного материала; задания 3-6 рекомендуются для тех, кто хочет улучшит свои навыки в изученных темах.

 

Слушают учителя. Записывают домашнее задание.

 

Коммуникативная – слушают учителя.

 

Регулятивная – осуществляют самоконтроль.

Оценивание

 

Раздаточный материал

Рабочая тетрадь

- Теперь, ребята, проверьте друг у друга правильность заполнения таблицы «Химические свойства воды». Скорректируйте данные, если понадобится.

 

 

Проверяют друг у друга правильность заполнения таблицы «Химические свойства воды». Корректируют.

Самостоятельно оценивают работу.

 

Познавательная – осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

 

Коммуникативная -

строят рассуждения понятные для собеседника.

 

Регулятивная –

самопроверка, осуществляют пошаговый контроль по результату.

 

Рефлексия учебной деятельности.

Раздаточный материал

Рабочая тетрадь

- Наш урок подходит к заключительному этапу.

Давайте подведем итоги урока.

- Назовите, пожалуйста, тему пройденного урока? (Вода. Основания).

- С чего мы начали наше занятие и какой навык отработали? (с расчётной задачи, закрепили навык химических расчетов).

- Перечислите какие свойства у воды мы изучали? (физические и химические свойства).

- Как мы узнали о новом классе веществ? (через область применения их в древние времена; через реакцию металла с водой, при изменения окраски индикатора).

- Как Вы оцениваете свою работу? Надеюсь, урок доставил Вам удовольствие. Желаю дальнейших успехов.

 

Обучающиеся называют тему урока.

Перечисляют виды деятельности на каждом этапе урока.

Делятся мнением о своей работе на уроке.

 

Познавательная –анализируют, контролируют, оценивают результат.

 

Коммуникативная -

рефлексия своих действий.

 


 


 

Используемая литература:

Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С.А. Сладков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.


 

Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Еремин, А.А. Дроздов, Н. Е. Кузьменко, В.В. Лунин; Под. ред. В.В. Лунина, Н. Е. Кузьменко. – М.: ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и образование», 2007.

Химия. 50 идей, о которых нужно знать. – Пер. с англ. Ш. Мартыновой. – М.: Фантом Пресс, 2016.

Взламывая химию / Анна Спектор. – Москва: Издательство АСТ, 2020.

Комично, как все химично! / Май Тхи Нгуэн – Ким; (перевод с немецкого Т. Б. Юриновой). – Москва: Эксмо, 2021.


 


 


 


 

Содержание раздаточного материала.

1) Задача.

33 септиллиона (33×10²⁴) молекул некоторого жидкого вещества, в составе которого имеется кислород, могут занять объем в 1 литр. Определите молекулярную формулу вещества.

2) Определите тип реакции?

2Na + 2HO = 2NaOH + H₂↑

3) Химические свойства воды:

1) Вода – очень устойчивое соединение.

Её можно разложить на водород и кислород при 2500 ⁰C или под действием электрического тока. Тогда реакция разложения называется реакцией электролиза воды:

2HO = 2H₂ + O₂;

2) Впервые водород из воды получил А.Л. Лавуазье. Он пропускал водяной пар через железную трубу, раскаленную докрасна в пламени. При этом образуется железная окалина и выделяется водород в чистом виде:

3Fe + 4HO = FeO₄ + 4H₂;

3) Металлы, стоящие в ряду активности левее магния, вытесняют водород из воды уже при комнатной температуре:

Для удобства написания реакции формулу воды представим в виде HOH:

2Na + 2HOH = 2NaOH + H₂↑

Один атом водорода в ней замещается на металл и соединяется с водородным остатком ОН – гидроксогруппой. В молекуле воды гидроксогруппа связана с одним атомом водорода, то есть она одновалентна. Поэтому соединяется с одним атомом натрия. Такие вещества относят к классу оснований, гидроксидов.

4) Вода реагирует также с оксидами активных металлов. При этом также образуется гидроксид металла (гашенная известь), но водород не выделяется:

CaO + HO = Ca(OH)₂

C оксидами менее активных металлов вода не взаимодействует.

5) При реакции воды с оксидами неметаллов образуются гидроксиды не металлов (кислоты):

SO₃ + HO = HSO

SO₂ + HO = HSO

Эта реакция – причина возникновения кислотных дождей.

Задание 1.

H₃РO₄, NaCl, NaOH, HSO₄, Ca(OH)₂, SO₃, CaO, Cu(OH)₂,

Задание 2.

Fe(OH)₂, NaOH, Ca(OH)₂, Cu(OH)₂, Fe(OH)₃, KOH, Al(OH)₃


 


 


 


 


 


 

Решение задачи:

1) n = N/Na

n = 33×10²⁴/6,02×10²³ = 55 моль

2) n = m/M

M = m/n

1 литр = 1000 грамм

M = 1000 гр. / 55 моль

M = 18 г/моль

Формула вещества по условию задачи ЭхО

Так как относительная атомная масса кислорода Ar(O₂) = 16 г/моль, то относительная атомная масса вещества Ar (Эх) = 2 г/моль. Отсюда следует, что это 2 атома водорода. Ar(H₂) = 2 г/моль.

Ответ: молекулярная формула искомого вещества - HO .

Ответ к заданию 1:

NaOH, Ca(OH)₂, Cu(OH)₂

Ответ к заданию 2:

NaOH, Ca(OH)₂, KOH


 


 


Полный текст материала Конспект урока химии "Вода. Основания"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гиниятуллина Рита Шакирьяновна  Публикатор
03.01.2022 0 9162 616

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК