Презентация к уроку химии "Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем и их применение"


Слайд 1
Открытый урок на тему: Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем и их применение . Подготовила: учитель химии Волынкина Е.А. 2023г.
Слайд 2
Содержание 1. Актуальность темы и цели изучения. Задачи урока 2. Определение « Дисперсные системы» 3. Основные понятия данной темы 4. Классификация дисперсных систем • По размеру частиц дисперсной фазы • По агрегатному состоянию дисперсной фазы и дисперсионной среды • По характеру взаимодействия дисперсной фазы с дисперсионной средой • По структурно-механическим свойствам • По назначению Задание 1 части 5. Истинные растворы 6. Коллоидные растворы 7. Грубодисперсные системы 8. Явления, связанные с дисперсными системами Задание 2 части-Гугл-тест Домашнее задание Глоссарий. Подведение итогов урока
Слайд 3
Актуальность темы и цели изучения. Задачи урока Актуальность темы: В природе обычно встречаются не индивидуальные химические вещества, а их смеси - растворы и дисперсные системы, коими являются многие биологические жидкости живого организма: кровь, плазма, лимфа, спинно-мозговая жидкость, моча и др.. Многие дисперсные системы человек синтезирует для уменьшения затрат в процессах производствах и в быту. Изучение свойств дисперсных систем дает человечеству толчок дальнейшему развитию и усовершенствованию. Цели изучения: обучающийся должен получить основные знания по теме «Дисперсные системы» раздела «Коллоидной химии» для осмысления мира вокруг нас. Задачи урока: учитель должен ввести основные понятия данной темы, классификацию систем, объяснить явления , связанные с дисперсными системами, разобрать на примерах, осуществить контроль полученных теоретических знаний на уроке. Нау
Слайд 4
Определение « Дисперсные системы» Дисперсной системой называется гетерогенная система, в которой мелкие частицы одной фазы равномерно распределены в объеме другой фазы. Дисперсная система состоит из однородной непрерывной фазы - дисперсионной среды, в которой равномерно распределены мелкие частицы дисперсной фазы. Основное условие дисперсных систем: дисперсная фаза и дисперсионная среда являются взаимно нерастворимыми средами. Как правило, взаимодействие между фазами можно объяснить с точки зрения диффузии или Броуновского движения частиц.
Слайд 5
Основные понятия темы Дисперсионная среда (ДС)-непрерывная фаза (тело), в объёме которой распределена другая (дисперсная) фаза в виде мелких твёрдых частиц, капелек жидкости или пузырьков газа, она может быть твёрдой, жидкой или газовой. Дисперсная фаза (ДФ)-совокупность мелких однородных твёрдых частиц, капелек жидкости или пузырьков газа, равномерно распределённых в окружающей (дисперсионной) среде. ДС больше по количеству, чем ДФ МАСЛО + ВОДА МАСЛО ВОДА Вопрос 1: Что является чем на данном изображении в первом и втором случае?
Слайд 6
Классификация дисперсных систем Природные дисперсные системы очень разнообразны. Их можно классифицировать по различным признакам: • По размеру частиц дисперсной фазы • По агрегатному состоянию дисперсной фазы и дисперсионной среды • По характеру взаимодействия дисперсной фазы с дисперсионной средой • По структурно-механическим свойствам • По назначению Задание 1. Приведите примеры ДС. Что является ДС и ДФ? Ответ поясните.
Слайд 7
По размеру частиц дисперсной фазы
Слайд 8
По агрегатному состоянию дисперсной фазы и дисперсионной среды
Слайд 9
По характеру взаимодействия дисперсной фазы с дисперсионной средой Лиофобные (гидрофобные) ДС Лиофильные (гидрофильные) ДС
Слайд 10
По структурно-механическим свойствам
Слайд 11
По назначению Медицинские Промышленные Химические Минеральные Дисперсные системы Пищевые Бытовые Биохимические
Слайд 12
Задание 1 части Из предложенных на слайде вариантов ДС дайте определения (что ДФ и ДС) и охарактеризуйте заданную систему по плану: • по размеру частиц, • по агрегатному состоянию ДС и ДФ, • по силе взаимодействия ДС и ДФ, • по назначению
Слайд 13
Истинные растворы Это системы, в которых дисперсионная среда всегда в жидком агрегатном состоянии, а ДФ- в любом и хорошо растворяется в ДС.
Слайд 14
Коллоидные растворы Это системы, в которых дисперсионная среда всегда в жидком агрегатном состоянии, а ДФ- в любом и мало растворима и распределяется в ДС.
Слайд 15
Грубодисперсные системы Задание 2. Приведите примеры грубодисперсных систем
Слайд 16
Явления, связанные с дисперсными системами Переход свежеосажденного осадка в золь называется пептизацией
Слайд 17
Коагуляция -нарушение агрегативной устойчивости коллоидной системы в сторону укрупнения частица счет их слипания под влиянием молекулярных сил притяжения. Агрегирование частиц дисперсной фазы в лиофобных коллоидных растворах под действием небольших количеств ВМС называется флокуляцией. В растворах с высокой концентрацией ВМС, особенно биополимеров, наблюдается самопроизвольное расслоение на две несмешивающиеся фазы: одна из них – концентрированный раствор полимера, другая – его разбавленный раствор. Это явление называется коацервацией.
Слайд 18
Конденсирование и диспергирование коллоидных растворов Истинные и коллоидные растворы могут взаимно превращаться в друг друга при определенных условиях. Методы конденсирования и диспергирования различны. В лиофобных коллоидных растворах содержатся особые частицы - мицеллы.
Слайд 19
Синерезис- явление часто встречаемое среди коллоидных систем, гелей Эффект Тиндаля- рассеяние света ,наблюдаемое при боковом освещении коллоидного раствора: при обычном боковом освещении - в виде голубоватой опалесценции раствора, а в случае точечного источника света - в виде светящегося конуса
Слайд 20
Явлений , связанных с дисперсными системами очень много и зависят они от: • размера частиц дисперсной фазы • агрегатного состояния компонентов системы • условий процесса • наличия заряженных частиц • природы растворителя • наличия примесей • природы ДС и ДФ • устойчивости дисперсной системы • концентраций компонентов системы От свойств дисперсных систем зависит и их назначение: • Дисперсные системы широко используются в промышленности в качестве смазывающих и охлаждающих жидкостей (фрезол — эмульсию из масла и воды, стабилизированную ионами гидроксида используют при металлообработке). • В виде эмульсии получают битумные материалы, пропиточные композиции, пестицидные препараты, лекарственные и косметические средства, пищевые продукты, светочувствительный слой фотоплёнки и т.д. • Аэрозоли применяются в медицине, косметике, при нанесении лакокрасочных покрытий, распылении топлива и выработке сухих молочных продуктов.
Слайд 21
• Суспензиями абразивных материалов в жидкостях или в виде паст очищают и полируют металлические поверхности. • Гели кремниевой кислоты используют в сварочном и литейном деле для производства электродных покрытий, керамических флюсов и литейных форм различного типа и назначения. • Обезвоженными селикагелем и алюмогелем осушают различные газы (например, атмосферный воздух, водород, аргон). • Лаки и краски широко используются для окраски тканей, металлоконструкций, различных строительных и отделочных материалов: дерева, бетона, технических ситаллов и шлакоситаллов, стекла, пластмасс и т.п. Промышленность выпускает разнообразные композиционные материалы, представляющие собой дисперсные системы. Композиционные материалы получают с заданными прочностью, упругостью, эластичностью, пластичностью, электропроводностью, химической стойкостью и другими необходимыми потребителю физико-химическими или механическими свойствами. Итак, вы ознакомились с основными явлениями, возникающими на границах раздела фаз, и с разнообразными дисперсными системами, имеющими важное практическое значение. Полученные знания будут полезны в инженерной деятельности.
Слайд 22
Задание 2 части Пройти тест из 5-ти вопросов участникам двух команд по ссылке: https://forms.gle/MGoTx9gyV5bNSHqa8 Результаты членом жюри заносятся в таблицу: Вопрос №, количество баллов №1, 10 баллов №2, 3 балла №3, 3 балла №4, 3 балла №5, 3 балла ИТОГО: Баллы команды «Донаны» Баллы команды «Тиндали»
Слайд 23
Домашнее задание 1. 2. 3. 4. 5. Изучить материал лекции «ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ» в приложенном файле стр. 1-7 Изучить материал презентации Ответить на вопросы презентации письменно в тетради Составить глоссарий новых терминов, используемых в презентации Ответить на вопросы « Почему я выбрала такое изображение титульного листа? Как этот снимок связан с изучаемой темой?» Глоссарий
Слайд 24
Подведение итогов урока Итак, на уроке вы: • получили основные знания по теме «Дисперсные системы» раздела «Коллоидной химии» для осмысления мира вокруг нас • ознакомились с основными явлениями, возникающими на границах раздела фаз и с разнообразными дисперсными системами, имеющими важное практическое значение • Разобрались с классификацией дисперсных систем • Научились различать разные смеси Вывод: полученные знания будут полезны в практической и инженерной деятельности.
Слайд 25
Спасибо за внимание

Полный текст материала Презентация к уроку химии "Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем и их применение" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волынкина Елена Анатольевна  Публикатор
06.03.2023 0 1280 24

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК