Муниципальное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа
п.Речной Кумёнского р-на Кировской обл.
Урок по теме: «Источник танталовых мук
человечества»
(Азот. Общая характеристика).
Микеладзе Ирина Петровна
учитель химии и биологии.
2010
Тема: «Источник танталовых мук
человечества».
(Общая характеристика азота).
«Жить – это значит узнавать».
Д.И.Менделеев.
Тип урока – комбинированный.
Дидактическая цель: создать
условия для осмысления новой учебной
информации, применения ее в знакомой и
новой учебных ситуациях, проверка уровня
усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:
Образовательная: изучить взаимосвязь
состава, строения, свойств и применения
азота;
Развивающая: продолжить работу по
обучению учащихся умению отбирать
главное, используя различные источники
информации, оформлять творческую работу
в виде проекта, публично защищать
результаты творческой деятельности;
Воспитательная: формировать понимание
развития своего интеллекта как ценностной
характеристики современной личности.
Методы: частично – поисковый,
проблемный.
Форма организации учебной деятельности:
групповая.
Средства обучения: литература,
мультимедийная установка, Интернет,
шаростержневые модели азота, таблицы
«Круговорот азота в природе», «Применение
азота и его соединений», «Влияние азота
на урожайность культур».
Ход урока.
Этап
урока (этап работы над проектом).
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Оргмомент
(запуск проекта)
|
Определяет готовность учащихся к
работе. Предлагает сформировать группы
по 4 – 5 человек. Читает задание.
Слайд 1.
|
Готовят
учебники и дополнительную литературу.
Формируют группы.
|
Целеполагание
и мотивация (планирование работы).
|
Зачитывает слова американского
биохимика М.Камена: «Азот – это
вечный источник танталовых мук
человечества, это вечные терзания
голода среди океана изобилия».
Слайд 2.
Предлагает сформулировать тему урока.
Слайд 3.
Зачитывает информацию:
«По данным ООН, 1/3 населения планеты
голодает, каждую минуту несколько
человек умирают по этой причине».
Какое значение имеет азот для
существования жизни на Земле? Почему
именно азот связывают с проблемами
нехватки пищи, голода? Каким образом
азот может решить проблему голода?
Слайд 4.
Формулирует задания (подпроблемы)
для проектной работы учащихся (см.
Приложение ).
Каждой группе предлагает определить
форму презентации проекта.
Подпроблемы:
Слайд
5.
История открытия азота. (Проектное
задание 1).
Докажите высокую реакционную
способность азота. (Проектное задание
2).
Какие физические свойства характерны
для простого вещества азота? (Привлеките
знания о том, что в воздухе азота -
78%). (Проектное задание 3).
В какие реакции вступает молекулярный
азот, и какие свойства в них проявляет?
(Проектное задание 5).
На каких
свойствах азота основаны области его
применения? (Проектное задание 6).
|
Называют тему урока, анализируют её
и проблему.
Выбирают задания (каждая группа одно).
Определяют конечную цель – продукт
совместной деятельности.
Определяют форму презентации проекта
и количество выступающих (пара, группа).
.
|
Актуализация
знаний и умений (определение уровня
готовности к поисковой работе).
|
Предлагает
дать определение базовых понятий,
необходимых для изучения темы:
атмосфера, состав воздуха, ковалентная
химическая связь, молекулярная
кристаллическая решетка, окислительно-
восстановительная реакция, окислитель,
восстановитель. Слайд 6.
|
Дают
определения. Выясняют, как и где можно
найти необходимую информацию.
|
Первичное
усвоение знаний (сбор информации).
|
Предлагает дополнительные источники
информации и консультирует учащихся.
Зачитывает задания для каждой группы.
Слайды
7-9.
|
Знакомятся с информацией и отбирают
источники. (см. Приложение 1). Отбирают
главное содержимое будущего проекта.
Группа 1. Выполняют проект,
раскрывают противоречия между символом
и названием.
Подготавливают выступление и плакат
(слайды).
Группа 2. Выполняют проект,
конструируют ответ – доказательство;
подготавливают доклад для выступления
(слайды).
Группа 3. Выполняют проект,
обосновывают ответ, готовят выступление,
иллюстрируют его схемами строения
молекулы азота и механизмом образования
химической связи в молекуле.
Группа 4. Выполняют проект,
делают плакат – опору, готовят
выступление (слайды).
Группа 5. Выполняют проект,
конструируют ответ, используя таблицы:
«Круговорот азота в природе», «Влияние
азота на урожайность культур»,
«Применение азота и его соединений».
|
Осмысление учебного материала
(структурирование материала).
|
Рекомендует
структурировать содержание проекта,
ориентируясь на учебник.
|
Продолжают
выполнять исследования. Структурируют
содержание.
|
Закрепление
учебного материала (обмен информацией).
|
Организует
работу между членами группы по обмену
информацией.
|
Уточняют
результаты, форму отчета, определяют
количество учеников для защиты проекта.
|
Применение
знаний в новой ситуации (оформление
результатов).
|
Корректирует
работу школьников, оказывает поддержку
по подготовке к защите проекта (тезисы
выступления, оформление и содержание
плакатов, схем, слайдов).
|
Каждая
группа оформляет проект в соответствии
с выбранной формой.
|
Проверка
и оценка результатов (экспертиза).
|
Организует защиту каждой группы.
Предлагает выполнить упр. 1 стр. 146
(уч. Габриелян О.С.)
Организует конкурс проектов и
определение победителей по номинациям:
«Самый научный», «Самый интересный»,
«Самый оригинальный», «Самый
иллюстрированный».
Слайд 10.
|
Защищают исследовательские проекты
(презентация).
Выполняют упражнение.
Распределяют
номинации и высказывают свои суждения
по качеству содержания и оформления
проектов.
|
Подведение
итогов учебного занятия (рефлексия).
|
Предлагает назвать фамилии учащихся,
результаты, работы которых способствовали
достижению цели урока.
Подводит итоги, благодарит за
сотрудничество и творческий подход
к выполнению заданий.
Задаёт домашнее задание.
Слайд 11.
Заканчивает урок стихотворением.
Слайд 12.
|
Перечисляют фамилии наиболее активных
учащихся и победителей каждой номинации.
Оценивают свою работу на уроке и работу
учителя, обосновывая .
Записывают
домашнее задание.
|
Литература:
Валединская О.Р. «Экологическая химия
азота», М., Чистые пруды, 2006
Габриелян О.С. «Химия 9», М., Дрофа, 2008
Газета «Химия-1сентября», №9-2005, №5-2006
Кузнецова Н.Е. и др. «Химия 9», М.,
Вентана-Граф, 2007
Русских Г.А.Технология проектного
обучения, «Биология в школе»,№3-2003