Конспект урока химии с презентацией "Гидролиз солей" для 9 класса
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Проблемно-исследовательский.
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.
Задачи урока:
1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.
2. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионное уравнение реакции гидролиза солей по первой стадии.
3. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.
Оборудование:
Реактивы: растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия, индикаторы — лакмус, фенолфталеин.
Таблица сильных и слабых электролитов. Компьютер, проектор, диск с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов.
План урока
1. Повторение опорных знаний.
• Электролиты и неэлектролиты.
• Понятие степени электролитической диссоциации.
• Таблица сильных и слабых электролитов.
• Работа индикаторов в различных средах.
2. Подготовка таблицы для заполнения результатов опыта.
3. Эксперимент (изменение цвета индикаторов в растворах солей).
4. Схема эксперимента и выводы из опыта.
5. Доказательство через уравнения реакции.
6. Определение понятия «гидролиз солей».
7. Выполнение упражнений.
8. Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека.
9. Домашнее задание.
Ход урока:
I этап урока — подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыта
Содержание урока
Формы и методы работы учителя
Виды деятельности учащихся
1. Опорные вопросы:
• Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
• Что показывает степень электролитической диссоциации?
• Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?
• Какие вы знаете индикаторы?
Фронтальный опрос в форме беседы
Учащимся предложена таблица сильных и слабых электролитов
На экране терминала показываем цвета индикаторов в разных средах
Устные ответы на вопросы учителя
Объяснение формулы у доски. Запись на доске и в тетради
Ученик проделывает
опыт.
Делается вывод о том, какие ионы отвечают за цвет индикаторов
2. Подготовка таблицы для заполнения данными хода эксперимента
Таблица 1 проецируется на экран
Построение таблицы в тетради
3. Проведение эксперимента учащимися под руководством учителя
Вместе с учащимися заносит результаты наблюдений в таблицу
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водных растворах солей
II этап урока — проблемная задача. Обсуждение в парах и группах класса. Ответ формулируется учащимися
Учащиеся после проведения опыта заносят результаты в таблицу и делают самостоятельно вывод, что соли имеют кислую и щелочную реакцию.
Учитель задает вопросы:
1. Какие ионы окрашивают лакмус в красный цвет?
2. Какие ионы отвечают за цвет индикатора в щелочной среде?
3. Есть ли эти ионы в солях?
4. Является ли вода электролитом?
5. На какие ионы диссоциирует вода?
6. Учащиеся должны догадаться, что они исследовали водные растворы солей.
Учащиеся делают вывод, что вода участвует в гидролизе и дает ионы водорода и гидроксогруппы, избыток которых изменяет цвет индикаторов. Записывают в графу «Какие ионы» в таблице.
III этап урока — самостоятельный поиск информации в таблице, составление упрощенной схемы гидролиза солей, вывод и определение понятия гидролиза по схеме
На этом этапе урока учитель демонстрирует упрощенную схему на экране терминала с заранее созданными слайдами
AlCl3
Al(OH)3 HCl
слабое основание сильная кислота Что сильнее, того и больше!
[OH–] < [H+]
Кислая среда
Учащиеся делают вывод и записывают определение, используя данную схему.
Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, так как в растворе избыток ионов водорода.
Аналогично составляются схемы по другим солям и делаются соответствующие выводы.
Na2CO3
NaOH H2CO3
сильное основание слабая кислота Что сильнее, того и больше!
[OH–] > [H+]
Щелочная среда
Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.
Далее учитель просит ребят самостоятельно составить аналогичную схему для хлорида натрия.
IV этап урока — формирование решения проблемы, обсуждение в группах и фронтальные ответы
Учитель обращает внимание учащихся на то, что взаимодействие ионов соли с ионами воды приводит к наличию в растворах солей избытка ионов водорода или гидроксид-ионов.
Делается вывод, что гидролиз — это реакция обмена между некоторыми солями и водой: «гидро» — вода, «лизис» — разложение.
Затем составляются уравнения диссоциации соли и воды, с помощью которых доказывается получение избытка ионов водорода и гидроксид-ионов.
АlСl3 ↔ А13+ + 3Сl–
Н2O ↔ Н+ + ОН–
_____________________________________
Al3+ + 3Сl– + Н2O ↔ АlOН2+ + 3Сl– + Н+
Аl3+ + Н2O ↔ АlOН2+ + Н+
Избыток ионов водорода дает соли кислую реакцию, поэтому лакмус краснеет.
Na2CO3 ↔ 2Na+ + СO32–
Н2O ↔ Н+ + ОН–
________________________________________
2Na+ + СO32– + Н2O ↔ 2Na+ + HCO3– + ОН–
СO32– + Н2O ↔ НСO3– + ОН–
Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную реакцию, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малиновым.
V этап урока — закрепление изученного материала
1. На экран терминала проецируется задание:
• Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей:
1 вариант 2 вариант
а) нитрата цинка (II) а) хлорид меди (II)
б) сульфата калия б) сульфита натрия
в) сульфида натрия в) нитрата бария
• Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей.
• Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.
2. Затем на экран проецируются правильные ответы на эти вопросы, а учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или проверить и самим себе поставить оценку).
3. Учитель просит поднять правую руку тех учащихся, которые получили «5» и «4», и левую руку, которые получили «3».
4. Объективность поставленных оценок проверяется учителем после урока при проверке домашнего задания.
VI этап урока — подведение итогов
Беседа учителя с учащимися.
Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно будут изучать в 10 классе.
Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания.
Домашнее задание.
Пользуясь таблицей "Сильные и слабые электролиты", приведите свои примеры солей, которые будут иметь кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза.
Дополнительные материалы к уроку
О значении и применении гидролиза...
Гидролизу подвергаются всем хорошо известные органические вещества. Происходит это под действием биологических катализаторов — ферментов. В организме человека под действием следующих ферментов происходит гидролиз:
амилаза фермент крахмала
целлюлоза фермент целлюлозы
протеаза фермент белка
Продукты гидролиза жира всасываются ворсинками кишечника, а затем в организме образуется жир, но уже свойственный данному организму. Потоками крови жиры переносятся в другие органы и ткани организма, где накапливаются или снова гидролизуются и постепенно окисляются до углекислого газа и воды.
В промышленности гидролизу подвергаются сложные эфиры и жиры обязательно в щелочной среде. Такая реакция называется омылением. На этой реакции основано производство мыла, однако в настоящее время на производство моющих средств идут главным образом продукты переработки нефти.
В технике крахмал подвергают гидролизу при взаимодействии с разбавленной серной кислотой и превращают в глюкозу (это реакция Кирхгофа, 1811 г.). Продукты гидролиза крахмала широко используются в кондитерской промышленности, медицине, для технических целей.
Продукты гидролиза целлюлозы — это бумага, хлопчатобумажные ткани.
Источники материалов
1. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. — М.: Экзамен, 2001.
2. Хомченко Г.П. , Хомченко И.Г. Сборник задач по химии. — М., 2000 .
3. http://hydorlysis.narod.ru/pages/teoria.htm
4. http://www.xumuk.ru/encyklopedia/1047.html
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Ирина Петровна
→ irena7 05.10.2010 12 27935 2717 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.