Конспект урока химии с презентацией "Гидролиз солей" для 9 класса


Тема урока: «Гидролиз солей»

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Проблемно-исследовательский.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

Задачи урока:

1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.

2. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионное уравнение реакции гидролиза солей по первой стадии.

3. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

Оборудование:

Реактивы: растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия, индикаторы — лакмус, фенолфталеин.
Таблица сильных и слабых электролитов. Компьютер, проектор, диск с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов.

План урока

1. Повторение опорных знаний.

• Электролиты и неэлектролиты.

• Понятие степени электролитической диссоциации.

• Таблица сильных и слабых электролитов.

• Работа индикаторов в различных средах.

2. Подготовка таблицы для заполнения результатов опыта.

3. Эксперимент (изменение цвета индикаторов в растворах солей).

4. Схема эксперимента и выводы из опыта.

5. Доказательство через уравнения реакции.

6. Определение понятия «гидролиз солей».

7. Выполнение упражнений.

8. Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека.

9. Домашнее задание.

Ход урока:

I этап урока — подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыта

Содержание урока

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности учащихся

1. Опорные вопросы:
• Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?

• Что показывает степень электролитической диссоциации?

• Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?

• Какие вы знаете индикаторы?

Фронтальный опрос в форме беседы

Учащимся предложена таблица сильных и слабых электролитов

На экране терминала показываем цвета индикаторов в разных средах

Устные ответы на вопросы учителя

Объяснение формулы у доски. Запись на доске и в тетради

Ученик проделывает
опыт.

Делается вывод о том, какие ионы отвечают за цвет индикаторов

2. Подготовка таблицы для заполнения данными хода эксперимента

Таблица 1 проецируется на экран

Построение таблицы в тетради

3. Проведение эксперимента учащимися под руководством учителя

Вместе с учащимися заносит результаты наблюдений в таблицу

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водных растворах солей

II этап урока — проблемная задача. Обсуждение в парах и группах класса. Ответ формулируется учащимися

Учащиеся после проведения опыта заносят результаты в таблицу и делают самостоятельно вывод, что соли имеют кислую и щелочную реакцию.

Учитель задает вопросы:

1. Какие ионы окрашивают лакмус в красный цвет?

2. Какие ионы отвечают за цвет индикатора в щелочной среде?

3. Есть ли эти ионы в солях?

4. Является ли вода электролитом?

5. На какие ионы диссоциирует вода?

6. Учащиеся должны догадаться, что они исследовали водные растворы солей.

Учащиеся делают вывод, что вода участвует в гидролизе и дает ионы водорода и гидроксогруппы, избыток которых изменяет цвет индикаторов. Записывают в графу «Какие ионы» в таблице.

III этап урока — самостоятельный поиск информации в таблице, составление упрощенной схемы гидролиза солей, вывод и определение понятия гидролиза по схеме

На этом этапе урока учитель демонстрирует упрощенную схему на экране терминала с заранее созданными слайдами

AlCl3

Al(OH)3 HCl

слабое основание сильная кислота Что сильнее, того и больше!

[OH–] < [H+]

Кислая среда

Учащиеся делают вывод и записывают определение, используя данную схему.

Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, так как в растворе избыток ионов водорода.

Аналогично составляются схемы по другим солям и делаются соответствующие выводы.

Na2CO3

NaOH H2CO3

сильное основание слабая кислота Что сильнее, того и больше!

[OH–] > [H+]

Щелочная среда

Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.

Далее учитель просит ребят самостоятельно составить аналогичную схему для хлорида натрия.

IV этап урока — формирование решения проблемы, обсуждение в группах и фронтальные ответы

Учитель обращает внимание учащихся на то, что взаимодействие ионов соли с ионами воды приводит к наличию в растворах солей избытка ионов водорода или гидроксид-ионов.

Делается вывод, что гидролиз — это реакция обмена между некоторыми солями и водой: «гидро» — вода, «лизис» — разложение.

Затем составляются уравнения диссоциации соли и воды, с помощью которых доказывается получение избытка ионов водорода и гидроксид-ионов.

АlСl3 ↔ А13+ + 3Сl–

Н2O ↔ Н+ + ОН–
_____________________________________

Al3+ + 3Сl– + Н2O ↔ АlOН2+ + 3Сl– + Н+

Аl3+ + Н2O ↔ АlOН2+ + Н+

Избыток ионов водорода дает соли кислую реакцию, поэтому лакмус краснеет.

Na2CO3 ↔ 2Na+ + СO32–

Н2O ↔ Н+ + ОН–

________________________________________

2Na+ + СO32– + Н2O ↔ 2Na+ + HCO3– + ОН–

СO32– + Н2O ↔ НСO3– + ОН–

Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную реакцию, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малиновым.

V этап урока — закрепление изученного материала

1. На экран терминала проецируется задание:

• Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей:

1 вариант 2 вариант

а) нитрата цинка (II) а) хлорид меди (II)

б) сульфата калия б) сульфита натрия

в) сульфида натрия в) нитрата бария

• Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей.

• Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.

2. Затем на экран проецируются правильные ответы на эти вопросы, а учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или проверить и самим себе поставить оценку).

3. Учитель просит поднять правую руку тех учащихся, которые получили «5» и «4», и левую руку, которые получили «3».

4. Объективность поставленных оценок проверяется учителем после урока при проверке домашнего задания.

VI этап урока — подведение итогов

Беседа учителя с учащимися.

Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно будут изучать в 10 классе.

Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания.

Домашнее задание.

Пользуясь таблицей "Сильные и слабые электролиты", приведите свои примеры солей, которые будут иметь кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза.

Дополнительные материалы к уроку

О значении и применении гидролиза...

Гидролизу подвергаются всем хорошо известные органические вещества. Происходит это под действием биологических катализаторов — ферментов. В организме человека под действием следующих ферментов происходит гидролиз:

амилаза фермент крахмала

целлюлоза фермент целлюлозы

протеаза фермент белка

Продукты гидролиза жира всасываются ворсинками кишечника, а затем в организме образуется жир, но уже свойственный данному организму. Потоками крови жиры переносятся в другие органы и ткани организма, где накапливаются или снова гидролизуются и постепенно окисляются до углекислого газа и воды.

В промышленности гидролизу подвергаются сложные эфиры и жиры обязательно в щелочной среде. Такая реакция называется омылением. На этой реакции основано производство мыла, однако в настоящее время на производство моющих средств идут главным образом продукты переработки нефти.

В технике крахмал подвергают гидролизу при взаимодействии с разбавленной серной кислотой и превращают в глюкозу (это реакция Кирхгофа, 1811 г.). Продукты гидролиза крахмала широко используются в кондитерской промышленности, медицине, для технических целей.

Продукты гидролиза целлюлозы — это бумага, хлопчатобумажные ткани.

Источники материалов

1. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. — М.: Экзамен, 2001.

2. Хомченко Г.П. , Хомченко И.Г. Сборник задач по химии. — М., 2000 .

3. http://hydorlysis.narod.ru/pages/teoria.htm

4. http://www.xumuk.ru/encyklopedia/1047.html

Полный текст материала Конспект урока химии с презентацией "Гидролиз солей" для 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Ирина Петровна  irena7
05.10.2010 12 27935 2717

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК