Конспект урока + презентация по химии по теме "Химические свойства оксидов" для 8 класса


Тема урока: «Химические свойства оксидов»

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цель урока: Научить учащихся записывать реакции химических свойств оксидов.

Задачи урока:

1. Выделить основные свойства оксидов по блок-схеме.

2. Показать различия и сходство между кислотными и основными оксидами.

3. Проговорить схему «словами».

4. Научить подставлять в схему формулы оксидов и писать соответствующие химические уравнения.

5. Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.

План урока:

1. Вводное слово учителя о цели и задачах урока.

2. Повторение опорных знаний о классификации оксидов.

3. Работа по блок-схеме:

• устная (проговаривание свойств «словами»);

• письменная (составление химических реакций по схеме).

4. Закрепление материала.

Ход урока.

1-й этап урока

РАБОТА С ОПОРНЫМИ ЗНАНИЯМИ

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поближе познакомимся с очень важными соединениями — оксидами.

Некоторые сведения о них вы уже имеете и, надеюсь, легко ответите на мои вопросы.

Вопросы:

1. Оксиды — это простые или сложные вещества? Свой ответ мотивируйте, т.е. докажите, почему вы так думаете.

2. Дайте определение оксидов.

3. В каком агрегатном состоянии можно встретить оксиды? Приведите примеры.

4. Какие виды оксидов вы знаете?

У каждого из вас на столе лежит лист контроля. Ваше первое задание – игра «Крестики-нолики».

Теперь рассмотрим данную схему. Прошу пока ничего не зарисовывать в своих тетрадях. Это вы сделаете немного позже.

Химические свойства оксидов

Оксиды


Основные Кислотные

Н2О

Основания Кислоты


(соль + Н2О) (соль + Н2О)

Друг с другом

Соль

2-й этап урока

УСТНАЯ РАБОТА СО СХЕМОЙ

Учитель: Почему одни оксиды называют кислотными, а другие — основными?

• Дети отвечают, что в кислотных помимо кислорода содержится неметалл, а в основных оксидах — металл.

Учитель: Это правильный ответ, но я хочу, чтобы вы еще раз внимательно вслушались в названия этих оксидов, может быть, в них самих кроется ответ на вопрос?

• Кислотные

• Основные

Почему в их названиях скрываются кислоты и основания?

• По всей видимости, они сами образуют эти вещества.

Учитель: Ребята, взгляните на схему и попытайтесь догадаться, с каким веществом реагируют оксиды с образованием кислот и оснований?

• Учащиеся отвечают, что это вода.

Учитель: Замечательно! Действительно кислотные оксиды с водой образуют кислоты, а основные — с водой образуют основания, поэтому они так и называются.

Кто догадается, видя стрелки в схеме, какими еще свойствами обладают оксиды?

• Кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями, в результате чего образуются соль и вода.

• Основные оксиды взаимодействуют с кислотами, в результате также образуются соль и вода.

Учитель просит учащихся еще раз повторить по схеме и провести по стрелкам «схемы» взаимодействия оксидов с водой, кислотами и основаниями и «проговорить», что в результате реакций образуется.

Учитель: И какое же последнее свойство у оксидов, исходя из схемы?

• Оксиды реагируют друг с другом с образованием соли.

Учитель: Ребята, теперь попробуйте внимательно мысленно повторить свойства оксидов (даю 2 минуты!), затем я закрою схему и вы постараетесь по памяти ее зарисовать в тетрадь. Итак, время пошло!

(Ограничение времени на задание обычно концентрирует у детей внимание и стимулирует желание быстрее и лучше других запомнить схему!)

После перенесения схемы в тетрадь по памяти учитель опять открывает свою рабочую схему, и учащиеся проверяют правильность сделанной работы, выясняют, где допустили неточность или ошибку.

3-й этап урока

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА СО СХЕМОЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ

Учитель: Ребята, прежде чем начать писать химические уравнения свойств оксидов, давайте вспомним, как мы узнаем кислоты, основания и соли?

• Учащиеся дают определения кислот, оснований и солей.

• Проводится быстрая игра «Найдите лишнее»

Учитель: Ребята, запомните, каждому кислотному оксиду соответствует определенная кислота. Например:

СО2 → Н2СО3

SО2 → H2SО3

SО3 → Н2SО4

N2О5 → HNO3

P2О5 → H3PO4

Каждому основному оксиду соответствует определенное основание. Например:

Na2O → NaOH

CaO → Ca(OH)2

Al2O3 → Al(OH)3

FeO → Fe(OH)2

Fe2O3 → Fe(OH)3

Как вы думаете, почему так происходит?

Учащиеся отвечают, что в этом опять играет роль вода, эти оксиды при взаимодействии с водой образуют соответствующие кислоты или основания.

Например: N2O5 + Н2O → 2HNO3

Учитель: А теперь давайте подставим вместо названий оксидов формулы и напишем химические свойства конкретных оксидов. Например: CaO и SO3.

СаО + Н2O → Ca(OH)2

(Осн. оксид + вода = основание)

СаО + H2SO4 → CaSO4 + H2O

(Осн. оксид + кислота = соль + вода)

SO3 + H2O → H2SO4

(Кисл. оксид + вода = кислота)

SO3 + Са(ОН)2 → CaSO4 + Н2O

(Кисл. оксид + осн-е = соль + вода)

СаО + SO3 → CaSO4

(Осн. оксид + кисл. оксид = соль)

Далее дается задание самостоятельно написать уравнения реакций химических свойств следующих оксидов:

1 вариант 2 вариант

a) SO2 a) MgO

б) Na2O б) CO2

Можно разрешить пользоваться схемой, зарисованной в тетрадь.

Заключение:

Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся.

Домашнее задание:

Выучить схему. Составить уравнения реакций химических свойств следующих оксидов: N2O5 и Al2O3.

Литература и средства обучения:

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2007.

2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. — М.: Экзамен, 2001.

3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD&stype=image

4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B0%D0%BF%D1%84%D0%B8%D1%80&stype=image

5. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4+%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&stype=image

6. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%82&stype=image

7. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B8&stype=image

8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4+%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B8%D1%8F&stype=image

9. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BA&stype=image

10. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F%D0%BA&stype=image

11. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D1%8B%D0%B9+%D0%B3%D0%B0%D0%B7&stype=image

12. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5&nl=1&stype=image

13. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0&stype=image

14. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8&stype=image

15. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0&stype=image&ed=1

16. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%85%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB&stype=image

17. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0+%D0%BE%D0%BAD1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B0&stype=image&ed=1


Полный текст материала Конспект урока + презентация по химии по теме "Химические свойства оксидов" для 8 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Ирина Петровна  irena7
06.10.2010 21 29454 3430

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 20
avatar
20 [Материал] Lalka • 09:47, 25.11.2013
Не плохо..
[Материал]
avatar
19 Юлия6900 • 20:18, 13.11.2011
Ирина Петровна, спасибо большое за еще одну отличную разработку!
[Материал]
avatar
18 эфир • 12:37, 10.04.2011
Спасибо за интересную разработку!
[Материал]
avatar
17 OLLEON • 11:45, 03.04.2011
Разработка, неплохая. Но смущают некоторые вопросы. Например, самостоятельная работа по написанию уравнений характеризующих свойства оксида магния. В конспекте не прзвучало, что лишь оксиды активных металлов реагируют с водой, а магний к ним не относится. Ну, и домашнее задание: Оксид азота (V) не существует как таковой, и не соответствует азотной кислоте( исключение). А об амфотерности вообще ничего не говорилось.
[Материал]
avatar
16 [Материал] Шарипова • 11:52, 17.03.2011
Спасибо за урок. Очень подробно написано и оформлено.
[Материал]
avatar
15 Незнакомка • 04:09, 22.02.2011
[b]Хорошая разработка. Спасибо. Из-за карантина и морозов произошёл сдвиг тем, но Вашей разработкой обязательно воспользуюсь. Только блок-схему дам в готовом виде (распечатанном), чтобы высвободить больше времени для отработки навыков.[/b]
[Материал]
avatar
14 НикитинаЛ • 14:15, 08.02.2011
Разработка понравилась, применила на уроке.Урок прошел на ура.
[Материал]
avatar
13 kslana • 22:47, 20.01.2011
Ирина Петровна, видно, что Вы немало времени затратили на подготовку данного материала. Используете презентацию, блок-схему, игровые моменты. Это всё замечательно. И всё же хотелось бы, чтобы у учащихся с самого начала формировались правильные представления о химических веществах и их свойствах. 1)Кислотные оксиды могут быть образованы и металлами.2)Оксиды алюминия и железа (III) не являются основными, и, разумеется, они не реагируют, как впрочем и оксид железа(II), с водой.4)Ну и в домашнем задании реакции для оксида алюминия, скорее всего, учащимися будут записаны неверно. Замечательно, что у вас есть стремление "улучшить" урок, и, если Вы будете более аккуратно подбирать материал, то со временем у Вас всё получится.
[Материал]
avatar
12 [Материал] Анна • 10:30, 18.01.2011
Спасибо за хорошую разработку!!!!
[Материал]
avatar
11 менделеев • 17:56, 11.01.2011
Спасибо, тема дана доступно.
[Материал]
avatar
10 КЕД • 15:36, 05.12.2010
Каждый раз , знакомясь с творением учителей, убеждаюсь в том, что наши педагоги самые талантливые. Спасибо.
[Материал]
avatar
9 ОльГенн • 15:45, 29.11.2010
Спасибо, обязательно воспользуюсь вашей презентацией в ближайшее время, для 8 класса будет интересной.
[Материал]
avatar
8 olga251276 • 17:24, 24.11.2010
Отличная разработка, пригодится на уроках
[Материал]
avatar
7 [Материал] Галина • 15:36, 21.11.2010
Своевременная и нужная презертация. Спасибо!
[Материал]
avatar
6 Ольга6180 • 19:08, 18.11.2010
Спасибо. Сегодня провела урок, за основу взяла Вашу презентацию. Урок прошел интересно и активно.
[Материал]
avatar
5 Самородова_ВН • 20:59, 14.11.2010
Спасибо, отличный материал, очень помог
[Материал]
avatar
4 Eugenia • 14:18, 30.10.2010
прекрасная разработка, позволившая мне провести хороший открытый урок
[Материал]
avatar
3 bhbyf18 • 17:24, 24.10.2010
спасибо, очень хороший материал
[Материал]
avatar
2 K@tti • 20:02, 07.10.2010
Спасибо!
[Материал]
avatar
1 K@tti • 12:14, 07.10.2010
Ирина Петровна, вы ошиблись при указании источников - вы указали Яндекс как источник, а нужно было сайты, на которых хранятся изображения.
[Материал]