Конспект урока химии с презентацией по теме "Металлическая связь" для 8 класса


Тема урока: «Металлическая связь»

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид занятия: Комбинированный урок.

Цель урока: Сформировать представления о металлической связи.

Задачи урока:

• выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов

• узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ

• обобщить знания о химической связи

Оборудование:

Компьютер, проектор, диск с презентацией.

План урока

1. Вводное слово учителя о цели и задачах урока.

2. Повторение опорных знаний о ковалентной и ионной связи.

3. Изучение нового материала:

4. Закрепление материала.

Ход урока.

1-й этап урока

ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ЦЕЛИ И ЗАДАЧАХ УРОКА

Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с видами химической связи. И на этом уроке мы поговорим о металлической связи. (Слайд 1)

Цели нашего урока: (Слайд 2)

- выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов

- узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ

- обобщить знания о химической связи

2-й этап урока

ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель: Вы узнали, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов и элементов-неметаллов, а также атомы элементов-неметаллов между собой. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на следующие вопросы. (Слайд 3)

Вопросы:

• Какие типы химической связи вы уже знаете?

• Что такое ионная связь?

• Что такое ковалентная связь?

• Какие виды ковалентной связи вы знаете? Как их можно различить?

Теперь давайте выполним следующие упражнения.

Упражнение 1 (Слайд 4)

• Запишите схемы образования ионной связи в следующих веществах:

а) CaS

б) MgCl2

в) Na3N

Упражнение 2 (Слайд 5)

• Запишите схемы образования ковалентной связи в следующих веществах:

а) N2

б) CH4

в) HF

3-й этап урока

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель: Теперь познакомимся с тем, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов.

Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия. (Слайд 6) Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме.

Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов – 1,2,3. Эти электроны легко отрываются (Слайд 7), и атомы металлов превращаются в ионы.

Ме0 – n ē ⇆ Men+
атомы ионы
металла металла

Оторвавшиеся электроны перемещаются от одного иона к другому, связывая их в единое целое. Разобраться, какой электрон принадлежит какому атому невозможно. Поэтому все оторвавшиеся электроны становятся общими.

Электроны могут соединятся с катионами, тогда временно образуются атомы, от которых снова отрываются электроны. Этот процесс происходит бесконечно. Таким образом, в объеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.

Объем металла можно изобразить так (Слайд 8). Оторвавшиеся электроны при сближении атомов свободно движутся от одного иона к другому. При этом небольшое число общих электронов связывает большое число атомов и ионов металла. Т. к. число электронов в металле равно общему заряду положительных ионов, то в целом металл остается электронейтральным.

Можно представить, что ионы металла находятся в облаке из электронов. Такое электронное облако называют «электронным газом». (Слайд 9)

Запишем определение: Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за счет обобществления электронов, называется металлической. (Слайд 10)

Теперь давайте подумаем, на какой вид связи похожа металлическая связь. (Слайд 11)

✓ Ионную связь (происходит образование катионов, ē связывают ионы Ме за счет электростатического притяжения)

✓ Ковалентную связь (основана на обобществлении ē) Только при ковалентной связи объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам.

Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов – сплавов (Слайд 12), находящихся в твердом и жидком состоянии.

Пары металлов состоят из отдельных молекул (одноатомных и двухатомных). Атомы металлов связаны между собой ковалентной связью. (Слайд 13)

Например:

Na. + .Na → Na:Na → Na – Na

Металлической связью обусловлены основные свойства металлов (Слайд 14)

- электропроводность

Электроны движутся в объеме металла беспорядочно (Слайд 15). Но даже небольшой разности потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. (Слайд 16) Лучшими проводниками тока являются Ag, Cu, Au, Al.

- пластичность (Слайд 17)

Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми пластичными являются Au, Ag, Cu.

- металлический блеск

Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения. Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg

4-й этап урока

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Теперь посмотрите на картинку и еще раз проговорите, каким образом образуется связь в металлах. (Слайд 18)

Сейчас давайте заполним обобщающую таблицу «Типы химических связей» (Слайд 19-23)

Тип хим. связи Между какими атомами возникает Разность ЭО 2-х соседних атомов Примеры

ковалентная полярная неМе(1) + неМе(2) <1,7 H2O

неполярная неМе(1) + неМе(1) 0 Cl2

ионная Ме + неМе >1,7 CaCl2

металлическая Ме + Ме 0 Na

Теперь давайте выполним следующие упражнения.

Упражнение 3 (Слайд 25)

Выберите формулы веществ

а) с ковалентной полярной связью: Cl2, KCl, NH3, O2, MgO, CCl4, SO2;

б) с ионной связью: HCl, KBr, P4, H2S, Na2O, CO2, CaS.

Ответ: (Слайд 26)

Упражнение 4 (Слайд 27)

Найдите лишнее:

а) CuCl2, Al, MgS

б) N2, HCl, O2

в) Ca, CO2, Fe

г) MgCl2, NH3, H2

Сначала учащиеся самостоятельно выполняют упражнения в тетради, отдельные ученики комментируют выполнение упражнений, а затем на экран проецируются правильные ответы на эти вопросы.

Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Слайд 28)

1. §12, повторить §9-11

2. Рабочая тетрадь №1-5


ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА (Слайд 29)

• Габриелян О.С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2007.

• Диск «Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Атомы и молекулы».

• http://www.pereplet.ru/news/index.cgi?id=9208

• http://zv.innovaterussia.ru/project/gallery/17091

• http://rcio.pnzgu.ru/personal/43/3/2/kristall.htm

• http://sci.informika.ru/text/database/chemy/Rus/Data/Text/Ch2_8-1.html

• http://him.1september.ru/view_article.php?id=200901205

• http://minerals.region-istra.ru/4/2.htm


Полный текст материала Конспект урока химии с презентацией по теме "Металлическая связь" для 8 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Ирина Петровна  irena7
18.10.2010 14 42993 5876

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 13
avatar
13 Ihar • 20:18, 18.11.2013
Благодарю за разработку.
Грамотно и лаконично!
Подходящие примеры.
Спасибо большое.
[Материал]
avatar
12 Юля6900 • 20:06, 13.11.2011
Cпасибо за разработку. Доступно изложен материал. Обязательно использую на уроке
[Материал]
avatar
11 romofob • 19:10, 10.10.2011
Отличный урок, коллега, спасибо!!!
[Материал]
avatar
10 smail5884 • 14:10, 07.08.2011
Интересный материал. Спасибо большое.
[Материал]
avatar
9 Svetlana1409 • 21:22, 28.07.2011
Спасибо большое, очень интересный материал!!!
[Материал]
avatar
8 Svetlanka-himik • 17:46, 27.02.2011
Изучение металлической химической связи в 8 классе- всегда неинтересно. Но здесь так изложен материал, так хорошо систематизирован, что данной проблемы не возникнет. Спасибо!
[Материал]
avatar
7 kslana • 19:42, 21.01.2011
Хороший урок. Материал изложен в нужном объёме. Изучение нового материала идёт на имеющейся базе, есть упражнения для закрепления. Всё чётко, ясно. Работа понравилась. Презентация подкрепляет материал. Думаю, что ученикам на данном уроке всё было понятно.
[Материал]
avatar
6 olga251276 • 15:13, 13.12.2010
Работа очень хорошая, я работаю второй год и такие разработки помогают.
[Материал]
avatar
5 КЕД • 15:30, 05.12.2010
Спасибо за огромную работу!
[Материал]
avatar
4 КЕД • 15:29, 05.12.2010
Большое спасибо за огромную работу.
[Материал]
avatar
3 vetrennaja • 16:00, 21.11.2010
хорошая работа, помогает, а не отвлекает
[Материал]
avatar
2 panteleyka • 20:39, 18.11.2010
Спасибо за такую замечательную презентацию! Очень помогла!
[Материал]
avatar
1 Инна5587 • 18:49, 27.10.2010
Спасибо большое мне это очень помогло в работе
[Материал]