Рабочая программа факультативного курса «Решение задач по органической химии»; 10 класс
Иванова Анна Владимировна
ГБОУ СОШ №1909 ЮВАО г. Москвы
Учитель химии
Рабочая программа факультативного курса «Решение задач по органической химии» 10 класс.
Пояснительная записка.
Решение расчётных задач и выполнение различных упражнений является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал, учит мыслить логически. Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета , способствует политехнической подготовке учащихся и знакомству с проблемами охраны окружающей среды, расширяет кругозор учащихся, позволяет установить связь химии с другими науками, особенно с физикой и математикой, воспитывает самостоятельность. Поэтому на выпускных экзаменах и на экзаменах при поступлении в ВУЗы в экзаменационные билеты всегда включаются задачи, прежде всего расчётные. Это удобный способ проверки знаний.
Однако при изучении органической химии в школьном курсе на решение типичных задач отводится ограниченное количество времени, которого не всегда хватает для отработки данных заданий. Разбор и отработка упражнений повышенной сложности требуют дополнительных знаний, умений и дополнительной затраты времени.
Данный факультативный курс предназначен для учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля. Особенность этих классов- меньшее, по сравнению с типовой программой, количество часов, отводимое на изучение органической химии (34 ч. в год), Эти факультативные занятия позволяют помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к участию в химических олимпиадах, развивают интерес к изучению предмета. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной подход- разбор с помощью учителя задач и упражнений, предусмотренных программой, опирающийся на имеющуюся теоретическую базу, с последующим самостоятельным решением подобных и несколько усложнённых заданий, а затем - проверкой и обсуждением результатов. Курс основан на параллельном изучении теоретических основ органической химии в урочное время.
Поурочное планирование.
№п/п |
Тема занятия. |
|
Повторение основ неорганической химии |
|
Основные стехиометрические законы. |
|
Решение задач на нахождение массы продукта реакции по массе исходного вещества. |
|
Решение задач с использованием закона Авогадро. |
|
Составление формул алканов. Номенклатура. |
|
Решение задач на вывод формулы вещества по массовым долям химических элементов. |
|
Решение задач на избыток одного из реагирующих веществ по химическим свойствам предельных углеводородов. |
|
Изомерия циклоалканов. Номенклатура. |
|
Изомерия непредельных углеводородов. Составление формул. Номенклатура. |
|
Особенности строения алкадиенов. |
|
Составление уравнений химических реакций, отражающих химические свойства непредельных углеводородов. |
|
Реакции полимеризации: механизмы, уравнения, формулы полимеров. |
|
Решение задач на выход продукта реакции. |
|
Изомерия аренов. Составление формул. Номенклатура. |
|
Решение цепочек превращений. |
|
Изомерия галогенпроизводных углеводородов. Составление формул. Номенклатура. |
|
Классификация, изомерия, номенклатура спиртов. |
18-19. |
Решение задач на нахождение формул по продуктам сгорания веществ. |
20. |
Составление уравнений химических реакций, отражающих химические свойства альдегидов. |
21. |
Решение задач на нахождение массы продукта реакции, если одно из реагирующих веществ содержит примеси. |
22. |
Изомерия карбоновых кислот. Номенклатура. |
23. |
Ионный механизм химических реакций, характерных для карбоновых кислот. |
24. |
Решение цепочек превращений, отражающих взаимосвязи изученных классов органических веществ. |
25. |
Решение задач с использованием понятия «концентрация раствора». |
26. |
Обратимость химических реакций в органической химии. Условия смещения химического равновесия при протекании реакций этерификации. |
27. |
Составление формул углеводов. |
28. |
Составление уравнений реакций, отражающих альдегидный и спиртовой характер глюкозы, фруктозы. |
29-30. |
Решение комбинированных задач. |
31 |
Изомерия азотсодержащих соединений. Составление формул. Номенклатура. |
32. |
Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. |
33-34. |
Решение цепочек превращений, отражающих генетические взаимосвязи органических веществ. |
Рекомендуемая литература:
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г., «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы» -М., Высшая школа
Дайнеко В.И., «Как научить школьников решать задачи по органической химии»-М., Просвещение.
Магдесиева Н.Н., Кузьмегко Н.Е. «Учись решать задачи по химии»-М., Просвещение.
Берман Н. И., СШ «Решение задач по химии»-М.,Слово.
Пак М., «Алгоритмы в обучении химии».
Лабий Ю.М. «Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств»-М., Просвещение.
Гаврусейко Н.П. «Проверочные работы по органической химии»-М., просвещение.
Литература для учителя:
Вайзман Ф.Л. «Основы органической химии»-С-Пб, Химия.
Чертков И.Н. «Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии»-М., Просвещение
Гузик Н.П. «Обучение органической химии»-М., Просвещение.
«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МО Директор школы
Тимощук Т.Ю. Нагорнова Л.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ» 10 класс.
(1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
Учитель химии:
Иванова А.В.
Г. Москва
2004 год
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Анна Владимировна
→ zf 06.11.2011 0 12721 2744 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.