Элективный курс «Исследование свойств органических веществ»; 11 класс
Химия МОУ гимназия №19 г. Липецка
11 класс, естественнонаучный
Цопа Тамара Павловна, МОУ гимназия №19 г. Липецка
программа авторская (автор Цопа Т.П.)
5. Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе, Москва, Просвещение, 1973
Пояснительная записка.
Данный элективный курс, предназначенный для обучающихся 11 класса, является предметно-ориентированным и рассчитан на 34 часа.
Цели курса:
Обеспечить понимание обучающимися научной картины мира, характера химических процессов и явлений, прикладного значения химических соединений.
Способствовать развитию познавательной деятельности обучающихся
Оказать помощь в выборе дальнейшего образования.
Дать обучающемуся возможность реализовать свои творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении проектной работы.
Продолжить формировать общеучебные умения и навыки обучающихся планировать работу и поэтапно осуществлять ее, работать с дополнительной литературой, искать материалы в Интернете, готовить сообщения, доклады, умение проводить презентацию своего проекта, идей, навыки эксперимента.
Задачи курса:
Повысить уровень общей культуры и расширить кругозор обучающихся.
Продолжить формирование у обучающихся аналитических способностей и навыков исследовательской деятельности.
Обеспечить посредством эксперимента наглядное ознакомление с изучаемыми веществами.
Показать на конкретных фактах зависимость химических свойств веществ от их строения и характер взаимного влияния атомов в молекулах.
Содержание программы элективного курса (34 часа)
Тема №1. «Органические вещества»- 2 часа
Органические вещества и их классификация. Кислородсодержащие органические соединения.
Тема №2 «Спирты» - 4 часа
Практическое значение спиртов. Исследование и доказательство строения и свойств спиртов: взаимодействие этилового спирта с натрием; взаимодействие спирта с бромистым водородом; сравнение свойств однотомных спиртов; гигроскопичность глицерина; горение глицерина: сравнение с горением углеводородов.
Исследование: при каком процентном содержании глицерина в воде раствор перестанет замерзать на улице в зимнее время?
Тема №3. Кислоты - 4 часа
Практическое значение кислот (акриловая, метакриловая, щавелевая, бензойная кислоты). Высшие карбоновые кислоты, их применение.
Исследование свойств стеариновой, щавелевой, молочной кислот.
Получение акриловой, метакриловой, щавелевой кислот. Получение мыла из стеариновой кислоты
Тема №4. Сложные эфиры. - 2 часа.
Синтез аспирина, гидролиз аспирина; получение метилового эфира метакриловой кислоты из органического стекла; получение метилметакрилата
Тема № 5. «Жиры» - 4 часа
Жиры, биологическая роль. Исследование растворимости жиров в различных средах. Исследование отношения различных масел к окислению бромной водой перманганатом, растворимости жиров, реакции непредельных жиров (масел); присоединения иода по месту двойной связи; определение степени непредельности жиров; определение содержания кислот в жирах; гидролиз жиров; гидрогенизация масел (4 часа)
Тема № 6 «Углеводы» - 3 часа
Углеводы, биологическая роль. Исследование различных продуктов на присутствие крахмала. Обнаружение глюкозы в фруктах и ягодах. Синтез моносахаридов из формальдегида. Гидролиз
сахарозы (получение искусственного меда). Опыты с молочным сахаром. получение патоки и глюкозы из крахмала. получение крахмала из картофеля
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (34 ЧАСА)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Вид деятельности |
1 |
Органические вещества и их классификация. Кислородсодержащие органические соединения. Азотсодержащие органические вещества |
3 |
Лекция с элементами беседы |
2 |
Спирты. Практическое значение спиртов. Исследование и доказательство строения и свойств спиртов: взаимодействие этилового спирта с натрием; взаимодействие спирта с бромистым водородом; сравнение свойств однотомных спиртов; качественная реакция на спирт; гигроскопичность глицерина; горение глицерина: сравнение с горением углеводородов. Почему глицерин горит почти бесцветным пламенем? Исследование: при каком процентном содержании глицерина в воде раствор перестанет замерзать на улице в зимнее время?
|
5 |
Сообщения обучающихся Практическая работа: взаимодействие этилового спирта с натрием; взаимодействие спирта с бромистым водородом; сравнение свойств однотомных спиртов; гигроскопичность глицерина; горение глицерина: сравнение с горением углеводородов. |
|
Фенолы. Растворимость фенолов в воде и в щелочах. Фенол – слабая кислота. Реакция фенола с бромной водой и азотной кислотой. Дезинфицирующее действие фенола. Получение фенола из салициловой кислоты. |
2 |
Практическая работа: растворимость фенолов в воде и в щелочах; фенол – слабая кислота; реакция фенола с бромной водой и азотной кислотой; дезинфицирующее действие фенола; получение фенола из салициловой кислоты. |
|
|
|
|
3 |
Кислоты. Практическое значение кислот (акриловая, метакриловая, щавелевая, бензойная кислоты). Высшие карбоновые кислоты, их применение. Исследование свойств стеариновой, щавелевой, молочной кислот. Получение акриловой, метакриловой, щавелевой кислот. Получение мыла из стеариновой кислоты.
|
4 |
Сообщения обучающихся Практическая работа: моющее действие мыла; получение мыла из стеариновой кислоты к; получение кислых и средних солей щавелевой кислоты; получение препарата щавелевой кислоты окисление щавелевой кислоты получение метакриловой кислоты |
|
Простые эфиры. Исследование физических свойств диэтилового эфира. Получение эфира из спирта. Сравнение свойств диэтилового и бутилового эфиров |
2 |
Сообщения обучающихся Практическая работа: температура кипения диэтилового эфира; охлаждение при испарении диэтилового эфира; взаимная растворимость диэтилового эфира и воды; получение эфира из спирта; сравнение свойств диэтилового и бутилового эфиров |
4 |
Сложные эфиры. |
2 |
Сообщения обучающихся Практическая работа: синтез аспирина, гидролиз аспирина; получение метилового эфира метакриловой кислоты из органического стекла; получение метилметакрилата |
5 |
Жиры, биологическая роль. Исследование растворимости жиров в различных средах. Исследование: отношение различных масел к окислению бромной водой перманганатом калия.
|
4 |
Лекция с элементами беседы Сообщения обучающихся Практическая работа: растворимость жиров, экстрагирование жиров и масел; плавление и затвердевание жиров; реакции непредельных жиров (масел); присоединение иода по месту двойной связи; определение степени непредельности жиров; определение содержания кислот в жирах; гидролиз жиров; гидрогенизация масел |
6 |
Углеводы, биологическая роль. Исследование различных продуктов на присутствие крахмала |
3 |
Сообщения обучающихся. Практическая работа: Обнаружение глюкозы в фруктах и ягодах; Синтез моносахаридов из формальдегида; Гидролиз сахарозы (получение искусственного меда); опыты с молочным сахаром; получение патоки и глюкозы из крахмала; получение крахмала из картофеля
|
Список литературы
1.Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе, Москва, Просвещение, 1973
2. Егоров А.С. и др. Химия выбирает нас. Ростов – на - Дону, Феникс,2004.
3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных -Л.:Химия,1987.
4. Юдин А.М., Сучков В.Н.. Коростелин Ю.А.Химия для вас, Москва, Химия, 1984.
5. Аликберова Л.Ю., Занимательная химия, Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.
6. Артеменко А.И. Применение органических соединений, Москва, Дрофа, 2005.
7. Николаев Л.А. Химия жизни, Москва, Просвещение, 1973
8. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М: Высшая школа, 1992
На странице приведен фрагмент.
Автор: Цопа Тамара Павловна
→ o-nd 10.12.2011 0 5595 1134 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.