Программа элективного курса "Начала исследовательской химии"
Многие педагоги испытывают недостаток времени на проведение
исследовательских работ с учащимися. Предложенный элективный курс
поможет решить данную проблему заинтересованным учителям и их
воспитанникам в ходе научно-исследовательской деятельности.
Элективный курс «Начала исследовательской химии» ориентирован на удовлетворение любознательности и развитие исследовательских навыков учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа в год (всего 68 часов за два года обучения).
Дополняя и развивая школьный базовый компонент, курс является информационной поддержкой для старшеклассников, открывает широкие возможности для химического эксперимента.
В современном образовательном процессе всё отчётливее проявляется возрастающая роль исследовательского метода в обучении - он позволяет значительно эффективнее решать задачи развития творческих способностей учащихся, укрепления интереса к предмету.
Навыки исследовательского подхода к выполнению проблемных ситуаций не только оказывают учителю методическую помощь в организации целенаправленной работы учащихся по усвоению элементарных приёмов работы в химической лаборатории, но и помогают учащимся овладевать доступными для них методами исследования химических веществ и процессов. Известный российский психолог С. Л. Рубинштейн писал, что мышление – это, по существу, познание, приводящее к решению встающих перед человеком проблем или задач. Процесс решения задач обеспечивает закрепление теоретических знаний, учит творчески применять их в новой ситуации. Решение сложных и нестандартных задач способствует самореализации учащегося.
Содержание данного курса имеет интегрированный характер. Оно основано на расширении химических знаний и практических навыков учащихся с привлечением адаптированных для ученика фундаментальных теоретических основ других предметов: биологии, экологии, математики, физики. Деятельность учащихся направлена на исследование таких важных для жизни человека объектов, как гидросфера, атмосфера, литосфера, продукты питания и др.
Широкий спектр рассматриваемых в курсе вопросов позволяет рассматривать курс как основу для выстраивания индивидуального маршрута исследований учащихся, целью которых является расширение знаний в области химии, в том числе экологической, обогащения практических навыков и расширения научного кругозора.
Содержание курса ориентировано на практику, которой предшествуют теоретические основы данной проблемы и имеет региональную направленность, что делает его личностно значимым для каждого ученика.
Цели курса
- формирование понимания тесного единства и взаимосвязанности различных сфер окружающего мира с выработкой активной жизненной позиции в природоохранных вопросах
- получение информации об окружающей среде через создание нестандартных ситуаций исследования, активизирующих познавательную деятельность учащихся и развивающих интеллектуальные и творческие способности в процессе поиска решения поставленной проблемы
Задачи курса
- сформировать умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал
- научиться переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении предметов на уровень исследовательской деятельности
- обучить учащихся осознавать смысл и результат знаний, добытых исследовательским путём
- расширить кругозор учащихся через решение задач, устанавливающих связь химии с другими науками, особенно экологией, биологией, математикой
- научиться оценивать свои действия в процессе решения задачи и выбирать рациональные способы решения
- сформировать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами как средства расширения политехнического кругозора
- обучить учащихся алгоритмам выполнения, написания и защиты исследовательской работы
Структура курса
1. Теоретический блок (лекции, семинары).
2. Исследовательский блок (экспериментальный).
3. Блок решения расчётных задач с элементами экологического и производственного содержания.
4. Защита и представление исследовательских работ.
5. Аналитический блок (анализ деятельности, анкетирование).
Формы занятий
Содержание курса предполагает использование разнообразных форм занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, выполнение групповых проектов, самостоятельная работа с литературными источниками, Интернет-ресурсами, практикумы по решению задач.
Средства обучения
а) учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, ТСО;
б) дидактико - методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;
в) психолого-педагогические: познавательные задания (вопросы, тесты, алгоритмы), проблемные ситуации.
Ожидаемый результат
По окончании курса учащиеся должны знать:
-особую роль химии в борьбе с экологическим невежеством общества
-особенности структуры, содержания и проведения исследовательских работ
- особенности биохимических процессов, происходящих в организме человека и окружающей среде
По окончании курса учащиеся должны уметь:
-самостоятельно работать с источниками информации (литературные источники, Интернет-ресурсы и т. д.)
- пользоваться лабораторным оборудованием для проведения опытов
- наблюдать, описывать результаты наблюдений, делать самостоятельные выводы,
сравнивать, анализировать.
-решать задачи различных типов.
Виды итогового контроля
Отчёт-конференция исследовательских работ, конкурс по числу решённых задач, составление сборников авторских задач, зачёт по решению задач.
Методические рекомендации
При выполнении учащимися исследований необходимо предоставлять возможность не только высказать предполагаемое решение предложенных проблем, но и давать возможность защитить или опровергнуть его в практических условиях. Роль педагога должна быть сведена к тактичной и грамотной коррекции деятельности, а не жёсткому контролю.
Методической основой решения задач является единство качественной и количественной сторон химических явлений, поэтому в процессе решения задачи очень важно обосновать химическую часть, а затем выполнять вычисления.
Информация о конкурсах и конференциях, в которых могут принять участие учащиеся.
Школьный конкурс исследовательских работ учащихся «Эрудит», школьный конкурс работ НОУ «Поиск», районный и зональный конкурсы компьютерных презентаций, областной конкурс «Юный исследователь», всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Элективный курс «Начала исследовательской химии» ориентирован на удовлетворение любознательности и развитие исследовательских навыков учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа в год (всего 68 часов за два года обучения).
Дополняя и развивая школьный базовый компонент, курс является информационной поддержкой для старшеклассников, открывает широкие возможности для химического эксперимента.
В современном образовательном процессе всё отчётливее проявляется возрастающая роль исследовательского метода в обучении - он позволяет значительно эффективнее решать задачи развития творческих способностей учащихся, укрепления интереса к предмету.
Навыки исследовательского подхода к выполнению проблемных ситуаций не только оказывают учителю методическую помощь в организации целенаправленной работы учащихся по усвоению элементарных приёмов работы в химической лаборатории, но и помогают учащимся овладевать доступными для них методами исследования химических веществ и процессов. Известный российский психолог С. Л. Рубинштейн писал, что мышление – это, по существу, познание, приводящее к решению встающих перед человеком проблем или задач. Процесс решения задач обеспечивает закрепление теоретических знаний, учит творчески применять их в новой ситуации. Решение сложных и нестандартных задач способствует самореализации учащегося.
Содержание данного курса имеет интегрированный характер. Оно основано на расширении химических знаний и практических навыков учащихся с привлечением адаптированных для ученика фундаментальных теоретических основ других предметов: биологии, экологии, математики, физики. Деятельность учащихся направлена на исследование таких важных для жизни человека объектов, как гидросфера, атмосфера, литосфера, продукты питания и др.
Широкий спектр рассматриваемых в курсе вопросов позволяет рассматривать курс как основу для выстраивания индивидуального маршрута исследований учащихся, целью которых является расширение знаний в области химии, в том числе экологической, обогащения практических навыков и расширения научного кругозора.
Содержание курса ориентировано на практику, которой предшествуют теоретические основы данной проблемы и имеет региональную направленность, что делает его личностно значимым для каждого ученика.
Цели курса
- формирование понимания тесного единства и взаимосвязанности различных сфер окружающего мира с выработкой активной жизненной позиции в природоохранных вопросах
- получение информации об окружающей среде через создание нестандартных ситуаций исследования, активизирующих познавательную деятельность учащихся и развивающих интеллектуальные и творческие способности в процессе поиска решения поставленной проблемы
Задачи курса
- сформировать умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал
- научиться переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении предметов на уровень исследовательской деятельности
- обучить учащихся осознавать смысл и результат знаний, добытых исследовательским путём
- расширить кругозор учащихся через решение задач, устанавливающих связь химии с другими науками, особенно экологией, биологией, математикой
- научиться оценивать свои действия в процессе решения задачи и выбирать рациональные способы решения
- сформировать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами как средства расширения политехнического кругозора
- обучить учащихся алгоритмам выполнения, написания и защиты исследовательской работы
Структура курса
1. Теоретический блок (лекции, семинары).
2. Исследовательский блок (экспериментальный).
3. Блок решения расчётных задач с элементами экологического и производственного содержания.
4. Защита и представление исследовательских работ.
5. Аналитический блок (анализ деятельности, анкетирование).
Формы занятий
Содержание курса предполагает использование разнообразных форм занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, выполнение групповых проектов, самостоятельная работа с литературными источниками, Интернет-ресурсами, практикумы по решению задач.
Средства обучения
а) учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, ТСО;
б) дидактико - методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;
в) психолого-педагогические: познавательные задания (вопросы, тесты, алгоритмы), проблемные ситуации.
Ожидаемый результат
По окончании курса учащиеся должны знать:
-особую роль химии в борьбе с экологическим невежеством общества
-особенности структуры, содержания и проведения исследовательских работ
- особенности биохимических процессов, происходящих в организме человека и окружающей среде
По окончании курса учащиеся должны уметь:
-самостоятельно работать с источниками информации (литературные источники, Интернет-ресурсы и т. д.)
- пользоваться лабораторным оборудованием для проведения опытов
- наблюдать, описывать результаты наблюдений, делать самостоятельные выводы,
сравнивать, анализировать.
-решать задачи различных типов.
Виды итогового контроля
Отчёт-конференция исследовательских работ, конкурс по числу решённых задач, составление сборников авторских задач, зачёт по решению задач.
Методические рекомендации
При выполнении учащимися исследований необходимо предоставлять возможность не только высказать предполагаемое решение предложенных проблем, но и давать возможность защитить или опровергнуть его в практических условиях. Роль педагога должна быть сведена к тактичной и грамотной коррекции деятельности, а не жёсткому контролю.
Методической основой решения задач является единство качественной и количественной сторон химических явлений, поэтому в процессе решения задачи очень важно обосновать химическую часть, а затем выполнять вычисления.
Информация о конкурсах и конференциях, в которых могут принять участие учащиеся.
Школьный конкурс исследовательских работ учащихся «Эрудит», школьный конкурс работ НОУ «Поиск», районный и зональный конкурсы компьютерных презентаций, областной конкурс «Юный исследователь», всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сметова Галина Александровна
→ GALINA35 04.02.2012 0 8787 1602 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК