Программа предпрофильного курса "Креативное мышление"; 9 класс; 17 часов


Муниципальное учреждение

«Северский общеобразовательный лицей»


















Предпрофильный межпредметный курс

«Креативное мышление»















Емельянова Е.Ю.

Учитель информатики

МУ «Северский общеобразовательный лицей»





Северск – 2007

Предпрофильный курс

«Креативное мышление»

(17 часов)


Цель: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

- возможности продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату;

- возможности создавать что-либо, обладающее новизной и оригинальностью.

Задачи:

1. Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости, и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации.

2. Демонстрация возможностей использования креативности при решении жизненных проблем, а также достижение личных и профессиональных целей.

3. Формирование навыков командной творческой работы.

В процессе занятий учащиеся развивают качества, способствующие результативному творчеству:

  • открытость новому опыту;

  • толерантность по отношению к неопределенности;

  • независимость;

  • «открытость ума»;

  • эстетическое чувство, стремление к красоте;

  • интуиция;

  • воображение;

  • быстрота мышления;

  • артистизм;

  • оригинальность.

Пояснительная записка


Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и актуальности тематики курса. Обучение школьников по этой программе дает учащимся возможность активизировать творческие способности и находить оригинальные решения учебных и жизненных проблем, быстро и эффективно справляться с поставленными задачами. Данный курс сопровождается проектной деятельностью учащихся 11 класса, результатом которой будет мультимедийный продукт по данному курсу. В процессе работы будет фиксироваться динамика интереса с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседования в процессе выполнения заданий.

Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане творчество не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к творческим, как рисование, сочинение музыки или стихов, игра на сцене т.п. Оно имеет место во всех тех случаях, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий.

Креативность включает в себя:

  1. интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющей создавать нечто новое, ранее неизвестное, а также предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать;

  2. личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность;

  3. «метатворчество» - жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.

Очевидно, что далеко не все реальные жизненные и профессиональные задачи и проблемы, с которыми сталкивается человек, соответствуют следующим допущениям: имеется четко ограниченный круг решений, алгоритм решения и полные исходные данные. Значительная часть ситуаций отвечает им не полностью или не отвечает вообще, особенно если приходится действовать в быстро изменяющихся условиях. Таким образом, традиционный интеллект отнюдь не гарантирует, что проблема будет решена адекватно, даже если мы точно знаем, как именно ее решать. Между тем, большинство учебных задач, которые человек тренируется решать в школе, а потом в вузе, выстроены таким образом, что решаются в соответствии с конвергентной стратегией интеллектуального поиска. Может быть, именно в этом состоит одно из объяснений того факта, что многие отличники, прекрасно справляющиеся с учебными задачами, оказываются беспомощными при попытках решить реальные проблемы, подстерегающие их как на работе, так и в других жизненных ситуациях.

При традиционном мышлении требуются верность, правильность каждого шага в решении проблемы. В качестве примера можно привести решение математических и физических задач. В творческом же мышлении ошибочность какого-то конкретного шага необязательно ведет к некорректности общего результата. Так происходит потому, что это мышление протекает сразу по нескольким направлениям, представляет собой своего рода «сетевой поиск» решения проблемы.

«Современную школу философы называют капканом, выставленным человечеством у себя на пути. Только 3% выпускников средних школ способны создавать творческую образовательную продукцию достаточно высокого уровня тогда как в начальной школе этот процент на порядок выше»

Хуторской А.В.

Данный курс представляет собой обучение посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей. Такое моделирование осуществляется с помощью игровых методов и групповых дискуссий. Занятия не сводятся к передаче знаний и умений в неизменном виде, а направлены на создание возможности прямого соприкосновения с изучаемой реальностью, обучения на собственном опыте.

Предлагаемая программа рассчитана на старшеклассников. Оптимальный размер группы 8-16 человек. Тренинговые упражнения объединены в 16 занятий. Описание каждого занятия начинается с небольшого пояснения, далее представлены подробные описания входящих в его состав упражнений, его психологический смысл, обсуждение, в некоторых случаях – примеры выполнения. Последовательность занятий и упражнений внутри каждого из них выстроена исходя из принципа системности в представлении материала и правил организации социально-психологических тренингов.









Тематический план


Содержание

Количество часов

Вид занятий

1. Знакомство и сплочение

  • «Запутки»

  • «Скрепки»

  • «Назови число»

  • «Перекинь мячик»

  • «Стоп-кадр»

1

семинар

2. Творческое мышление

  • «Оригинальное использование»

  • «Фотозагадки»

  • «Невероятная ситуация»

  • «Логические задачки»

  • «Способы действия»

  • «Кругом вода»

2

семинар

3. Ассоциативное мышление

  • «Ассоциации»

  • «Причины и следствия»

  • «Мерчендайзер»

  • «Мнемотехника»

  • «Классификации»

  • «Кроссенс»

1

семинар

4. Необычное в обычном

  • «Иностранец»

  • «Необычные ситуации»

  • «Необычные названия»

  • «Ошибки»

1

семинар

5. Преодоление барьеров

  • «Только со мной»

  • «Горячий снег»

  • «Арка»

  • «Вешалка»

  • «Что имеет…крышки»

1

семинар

6. Воображение и выразительность

  • «Что делает буква»

  • «Угадывание цветов»

  • «Гулливер»

  • «Четыре буквы»

  • «Противоположности»

  • «Промежуточное звено»

1

семинар

7. Артистизм

  • «Живые цифры»

  • «Зеркало»

  • «Покажи профессию»

  • «Драматический этюд»

1

семинар

8. Художественное творчество

  • «Завершение рисунков»

  • «Письмена-рисунки»

  • «Рисунки из фигур»

  • «Ладошка»

  • «(Не)Творческий человек»

  • «Спрячь рисунки»

  • «Хочу-могу-надо»

2

семинар

9. Творчество и взаимопонимание

  • «Глаза, рты, руки»

  • «Властелины кольца»

  • «Построимся»

  • «Формализм в искусстве»

  • «Пиктограмма»

  • «Ассоциации»

1

семинар

10. Командное творчество

  • «На льдине»

  • «Мина-растяжка»

  • «Волшебный ключ»

  • «Покорители воздуха»

  • «Шалтай-Болтай»

  • «Живое препятствие»

2

семинар

11. Прикладное творчество

  • «Шпаргалки»

  • «Применение умений»

  • «Восточный базар»

  • «Значимые события»

  • «Ресторан «Грибоедов»

  • «Кто умеет»

1

семинар

12. Креативное решение проблем

  • «Шаг к цели»

  • «Карта препятствий»

  • «Злой гений»

  • «Случайный предмет»

  • «Смятый лист»

1

семинар

13. Стиль жизни

  • «Необычные действия»

  • «Волшебный бинокль»

  • «Вживание в предмет»

  • «Шведский стол»

  • «Жизненный путь»

1

семинар

Итоговое занятие

1

семинар


«В Швейцарии производят бренди, в бутылку которого помещена целая груша. Как она туда попала? Самое первое предположение: горлышко бутылки было отлито после того, как груша оказалась в ней. Другая догадка: дно бутылки приварили, когда груша уже была внутри. Все полагают: раз груша спелая – значит, и поместили ее в бутылку уже полностью созревшей. На самом же деле, если бы мы увидели, как в бутылку через горлышко просовывают ветку с крохотным ростком, который через какое-то время превращается в зрелую грушу, нам бы не пришлось долго ломать голову над поставленным вопросом»

Де Боно Э.


Литература:

  1. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. Грецов А.Г., Питер – 2007, 204с.

  2. Нестандартное мышление. Де Боно Э.


Полный текст материала Программа предпрофильного курса "Креативное мышление"; 9 класс; 17 часов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Емельянова Елена Юрьевна  ЕленаЮрьевнаЕмельянова
12.04.2011 2 8322 1489

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК