Внеклассное мероприятие по химии "Детектив-шоу" для 9-11 классов



Автор разработки Лазаренко Наталья Геннадьевна учитель химии и биологии высшей категории ГУ «Жаныспайская СШ Есильского района»

Почтовый адрес 020906 Акмолинская область Есильский район с. Жаныспай

Телефоны 716 47-29-6-62 (дом), 716 47-29-6-50 (раб) +77019033638 (сот)



Интеллектуальная игра по химии

для учащихся 9 – 11 классов















Цель игры:

Привитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся;

развитие логического мышления, памяти, умений и навыков в решении поставленных задач;

воспитание чувства ответственности за команду, коллективизм,

умение работать в группе.

Оформление:

Плакат с высказыванием «Честь науке – ей дано уменье

Выводить нас из недоуменья!»

М. Светлов.

Для декораций – химическая посуда, оборудование и цветные реактивы

Условия игры:

Игра для учеников 9-11 классов проводится по примеру телевизионной

игры «Детектив-шоу». Набираются команды по 4 человека, которые придумывают себе интересные названия. К примеру: «Мур», «Мисс Марпл», «Шерлок Холмс», «Петровка 38», «Эркюль Пуаро» «Сыщики» и т.д. Ведущий задает вопросы, и та команда, которая быстрее всех наберёт 3 балла, садится за игровой стол. Остальные остаются в роли зрителей. Выигравшая команда теперь соревнуется с ведущим – она должна разгадать запутанные дела. На разгадку каждого дела дается одна минута. Если они ответят правильно – ведущий им предложит супер-игру, если нет – то они проиграли.

Ход игры

Ведущий: Я приветствую вас, истинных ценителей детективного жанра! Сегодня, мы предлагаем вам распутать интереснейшие дела. А поможет вам в этом эрудиция, смекалка, логика и конечно, знания законов химии.

Вопросы предварительного тура:

  1. Какое вещество используют для получения слепков отпечатков ног, протекторов шин и т.д.? (Гипс).

  2. Какое органическое вещество служит основой взрывчатых веществ? (Нитроглицерин).

  3. Каким веществом для устрашения была намазана собака Баскервиллей?

(белым фосфором)

  1. Как с помощью губной помады можно установить личность человека? (Отпечатки губ, как и отпечатки пальцев не повторяются).

  2. Как открыть сейф, не дотрагиваясь до него руками? (Газосварка и резка).

  3. Какое химическое соединение используется для приведения человека в чувства? ( раствор аммиака в воде – нашатырный спирт)

  4. Этот газ мы с удовольствием используем в пищу, а его родственник – сильнейший яд! ( углекислый газ СО2 и угарный газ СО)

  5. Чем был отравлен Наполеон? (Мышьяком).

  6. Как получить отпечатки пальцев, если под рукой только спиртовой раствор йода? (Подержать лист с отпечатками над раствором).

  7. Любимая наука Шерлока Холмса? (Химия).

Команда, набравшая три очка, садится за игровой стол.

Ведущий: Ну что ж, начинаем наше шоу! За одну минуту, дорогие мои сыщики вы должны будете угадать и распутать разные дела. Господин Секретарь, дайте нам дело позапутаннее.

Дело №1 «Убийство в грозу».

Ночь была неспокойная, шумели деревья, качаясь на ветру, были слышны раскаты грома, надвигающейся грозы. Дождь полил в три часа, затем всё стихло. Но этой ночью не спал учёный господин Артур. Он проводил эксперименты, для этого он прокаливал медный купорос. А утром, когда к нему в 7 часов зашёл секретарь, он обнаружил его лежащим на полу с проломленным черепом. Вызвали полицию. Детектив решил сначала опросить прислугу. Их было четверо: повариха, конюх, секретарь и дворецкий. Вот что рассказал каждый из них.

Повариха: Закончив мыть посуду около 1130 , я пошла спать. Я ничего не слышала и до утра не выходила.

Дворецкий: Я в 1230 обошёл дом и посмотрел, все ли двери заперты и в 1300 вернулся к себе. Проходя мимо комнаты секретаря, я увидел полоску света.

Секретарь: Я готовил документы для г. Артура и лёг спать в 230. Заходил в 200 к г. Артуру спросить, не надо ли чего. Он попросил меня закрыть форточку, что я и сделал. Вышел, плотно прикрыв дверь от сквозняков.

Конюх: Я проснулся от сильного ветра и решил посмотреть лошадей. Время не помню. Сделав своё дело, я пошёл спать. Как раз пошёл дождь.

Осмотрев лабораторию, детектив заметил, что форточка и дверь открыты, а медный купорос снова превратился в гидрат.

Сопоставив данные допроса с увиденным, детектив определил кто убийца.

Ведущий: Теперь и вы, услышав и сопоставив все данные в течение минуты, определите, кто убил г. Артура, если брать во внимание, что из допрошенных никто не врал.

Ответ: Артура убил конюх. Он вышел во время сильного ветра и открывал дверь. От сквозняка открылась форточка, пламя спиртовки погасло, а налетевший дождь снова превратил CuSO4 в CuSO4 * 5H2O.


Ведущий: А теперь дадим разрядку вашим серым клеточкам и рассмотрим дело полегче. Господин Секретарь, есть ли у нас такое дело?

Секретарь: Да! Конечно.

Дело №2 «Дело о яичной скорлупе».

На постоялый двор зашли три студента, которые возвращались после обучения домой. Один из них изучал математику, другой – химию, а третий – литературу. Денег у них хватило заплатить только за комнату, а на еду, увы, не осталось. Все постройки возле постоялого двора закрывались, кроме одной. Здесь хранились строительные материалы: цемент, песок, H2O, негашеная известь, глина, мел, асбест, инструменты, а в углу было куриное гнездо с яйцами. Утром, зайдя в постройку, хозяин обнаружил на полу скорлупу от вареных яиц, но ни каких приспособлений для варки, ни головешек от костра. Оглядев всё вокруг, хозяин понял, кто и как сварил яйца, и мысленно похвалил за сообразительность студента – химика.

Ведущий: Да действительно интересное и лёгкое дело для наших сыщиков. И, так, вопрос! Как хозяин определил, что полакомился яйцами студент – химик?

Ответ: Используя воду и негашеную известь, студент мог сварить яйца, так как при гашении СаО происходит экзотермическая реакция, идущая с выделением тепла и t столь высока, что можно сварить яйца.

Ведущий: Ну что, ж с этим заданием вы справились, теперь Г-н Секретарь дайте нам дело, связанное с кражей.

Секретарь: Есть и такое дело.

Дело №3 «Дело о золотом слитке».

Дежурный по монитору заметил, что в лаборатории драгоценных Ме находится человек в белом халате, который из сейфа извлёк плитку золота унцией весом. Объявив тревогу, дежурный бросился бежать по коридору. Ему навстречу попалось три человека в белых халатах, несущих лотки с реактивами. Один нёс бутыли со щелочами, другой с – кислотами, третий – с солями. Обыскав их, с подоспевшей охраной, он ничего не обнаружил. Лаборантов отпустили, вора не нашли. Его задержали некоторое время спустя, когда он пытался сбыть краденный Ме.


Ведущий: Вот так ловкач! Вопрос! Кто из лаборантов вынес золото из лаборатории, и как он это сделал?

Ответ: Это сделал лаборант, несущий лоток с бутылями кислоты. Смешав HCl и HNO3, он получил «царскую водку», в которой и растворил Ме. Так он его вынес. Затем, осадив, решил сбыть его.

Ведущий: Ну что ж! Все дела раскрыты. В этом деле, можно было бы поставить точку. Но! Я приглашаю сыграть со мной в супер – игру. Три ваших раскрытых дело против одного моего нераскрытого.

Господин Секретарь! Зачитайте нам это дело.


Секретарь: Дело №4 «Драка».

На одной из улиц города произошла драка. Прибывшая полиция задержала всех присутствующих. На допросе свидетель показал, что всего было семеро участников. Из них двое – зачинщики. По внешнему виду у них одинаковое строение тела, только рост разный. Потом подошли ещё двое, чтобы разнять их, и в результате они пострадали больше всех. Они одинакового роста, но внешне совершенно разные, непохожие. Трое в драке не принимали участие, они стояли и смотрели издали.

Ведущий: Вам необходимо назвать зачинщиков (у них похожее строение тела, но рост разный), двух пострадавших (один рост, внешне не похожи) и трёх зрителей. Вот они пред вами.


1. Н3С–СН–СН3 – Андрей 5. Н3С–СН2–СН–СН3 – Игорь

| |

СН3 СН3

СН3

2. Н3С–С≡С–СН3 – Сергей |

6. Н2С=СН–С– СН2–СН3 Дмитрий

3. Н3С–С=СН–СН3 – Олег |

| СН3

СН3

7. Н2С – СН2–СН3 Александр

4. Н2С=С–СН=СН2 – Вадим | |

| Н2С – СН2

СН3


Ответ: Зачинщики – Андрей и Игорь - гомологи

Пострадавшие – Олег и Александр - изомеры

Свидетели – Сергей, Вадим и Дмитрий.


Ведущий: Ну вот и подошла к концу наша игра. Вы показали, что можете разгадывать запутанные дела и вам в этом помогла наука Химия. Удачи вам, ребята, в жизни и пусть вам всегда помогают ваши знания!

4



Полный текст материала Внеклассное мероприятие по химии "Детектив-шоу" для 9-11 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лазаренко Наталья Геннадьевна  Натали9980
13.02.2012 0 11198 1298

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК