Слайд 1
ЭКОНОМИКА
История возникновения
денег в Российском
государстве
Фомина Наталья Федоровна,
учитель экономики
МОУ «Водоватовская СОШ»
с. Водоватово, Арзамасского района, Нижегородской
области
Организационная информация |
|
Тема урока
|
История возникновения денег в Российском государстве. |
Предмет |
Экономика |
Класс |
6 |
Автор урока (ФИО, должность) |
Наталья Федоровна Фомина, учитель экономики |
Образовательное учреждение |
МОУ «Водоватовская СОШ» |
Республика/край, город/поселение |
Нижегородская область, Арзамасский район, с. Водоватово |
Методическая информация |
|
Тип урока
|
Урок изучения нового |
Цели урока
Задачи урока
|
Рассказать об истории возникновения денег в Российском государстве1. Образовательные:1.Выяснить предпосылки появления денег 2.Аргументировать утверждение о том, что деньги ускоряют и облегчают обмен тем самым ,способствуя более полному удовлетворению потребностей 3. Проследить историю возникновения звонкой монеты. 2. Развивающие:1. Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез). 2. Развивать произвольное внимание, логическое мышление. 3. Развивать интерес к способам учебной деятельности. 3. Воспитательные:1.Воспитывать чувство доброты и взаимопомощи . 2.Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу. .
|
Знания, умения, навыки которые ученики приобретут на уроке |
- узнают причину возникновения денег -познакомятся с заменителями денег - проследят историю появления и виды денег
|
Необходимое оборудование и материалы |
компьютер, проектор, экран; презентация; рабочая тетрадь по экономике : Нижегородский гуманитарный центр- 2006год.Составитель Р.С Лукьянова, И.А Симонов. - конверт с зданием №1, №2 - кроссворд; - различные предметы для игры магазин
|
Подробный конспект урока |
|
Мотивация учащихся
|
Ход урока. Организационный момент. - Здравствуйте! Садитесь. Посмотрите, друг на друга и приветливо улыбнитесь. Проверьте свои рабочие места. А теперь произнесем девиз нашего урока Экономику мы любим Обещаем не болтать А серьезно будем думать И все заданья выполнять
Мы совершим с вами увлекательное путешествие, где познакомимся с ….. а впрочем, догадайтесь сами. Посмотрите на слайд, прочитайте текст и догадайтесь о чем идет речь (слайд 2) Ответ: деньги
|
Ход и содержание урока
|
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, где познакомимся с различными видами денег. Путешествовать мы будем по карте совершая остановки. Оформим маршрутные листы. (В приложении.) Дети подписывают листы.
Ребята посмотрите на карту нашего путешествия .Первая станция это школа , откуда мы с вами и отправимся в путешествие. ( слайд №3) Вы готовы, тогда в путь.
3.1 .Остановка Мальдивские острова (слайд 4) ( разыгрывается сценка или учитель сам рассказывает) Мы с вами на Мальдивских островах. На островах правит мудрый король ( выходит король). У короля был придворный художник Акварель (выходит художник) Он любил гулять по берегу Острова и собирать маленькие блестящие штучки. Некоторые из них он раскрашивал яркие цвета. Он был уверен , что его штучки всем Нравятся, и он пробовал менять их На еду, одежду и другие вещи, но Меняться с ним никто не хотел. И жил на острове рыбак ( входит рыбак) Однажды у него заболела мать, Ей нужно было лекарство. Взял рыбак свою рыбу и побежал к лекарю. (Выходит за дверь и возвращается обратно грустный) Король: Почему ты такой грустный рыбак? Рыбак: У меня заболела мать, ей нужно лекарство, но лекарю не нужна моя рыба, ему нужно кокосовое молоко.. Я побежал к хозяину кокосов, но и ему не нужна рыба, взамен он просит москитную сетку Король: Да, похоже, лекарство тебе нелегко достанется. Надо что-то придумать, чтобы не тратить столько сил на покупку. Художник: Я придумал ,нам нужна вещь ,которую каждый бы обменял на свой товар. Рыбак: Пусть это будет рыба Король: Нет, рыба быстро портится, и она бывает большая. А эта вещь должна быть маленькая, легкая и прочная. Художник: Так пусть это будут мои маленькие блестящие штучки.
Учитель : а чтобы узнать что это за штучки, возьмите конверт под №1. Разгадайте задание на конверте и узнайте что лежит внутри( а внутри лежит ракушка каури-фото) Вртоамкуивтшмква - вычеркни буквы в, т, м, о, и
Предполагаемый ответ учеников: ракушка
Учитель: Правильно, а далее послушаем сообщение о заменителях денег Ученик: Это ракушки морского моллюска каури.( по щелчку на слайде 3 появляются ракушки каури) Сначала они использовались в качестве денег у туземцев Мальдивских островов в Индийском океане, а потом купцы выгодно их покупали и развозили по всему свету. Их стали называть эквивалентом – заменителем денег. В качестве денег использовалась (нажав на фото ракушки появятся другие заменители)соль в Западном Судане, скот у римлян, чай в Монголии, мех и шкуры в Древней Руси .Со временем люди обратили внимание на драгоценные металлы :серебро и золото , из них и стали изготавливать первые деньги.
Игра « Магазин »
Учитель: Ребята на столе у вас лежит конверт с № 2 .Я предлагаю, вам его открыть и на монетки что лежат внутри купить предложенные мною вещи. Прошу пройти в мой магазин. (ученики совершают покупку)
Учитель: Как вы думаете, на примере игры что произошло с появлением денег? Предполагаемый ответ учеников: С появлением денег обмен упростился и ускорился.
Учитель: Ну а теперь ответьте мне на вопрос, поставленный в начале урока. Почему появись деньги? Предполагаемый ответ учеников: Для ускорения и облегчения обмена, а так же для более полного удовлетворения потребностей.
- запишите определение Деньги – это всеобще признанный эквивалент ( ученики записывают определение в маршрутный лист)
Учитель: отправляемся дальше
3.2 Остановка древняя Русь.
( слайд 5)
Учитель: В каком государстве мы с вами живем Предполагаемый ответ учеников: в России
Учитель: Верно, поэтому мы и будем рассматривать историю возникновения денег в Российском государстве. Учитель рассказывает, сопровождая показом фото из слайда 5. По щелчку появляются по ходу рассказа картинки. В древней Руси имели хождение куны – кожаные деньги. Это была шкурка куницы - отсюда и название. В России, а точнее в Киевской Руси чеканка монет началась во времена князя Владимира, но очень скоро прекратилась. Первые монеты Руси гривны - это небольшой продолговатый слиток серебра. Гривны были различные: новгородские в виде длинного бруска и весом около 200 грамм, киевские в виде шестиугольного слитка весом около 160 грамм ,тверские и полоцкие, весом около 150 грамм. Но не каждый товар стоил гривну ,поэтому от нее отрубали часть и платили. Отсюда и название следующей монеты – рубль, от слова рубить . Рубили гривну на 4 части. Рубль еще называли тина и этот тин тоже рубили пополам отсюда и появилось название еще одной монеты полтинник- половина тина. В Киевской Руси собственной добычи металлов не было. Поэтому в торговле использовались заграничные монеты. Самые ранние монеты, которые встречались на территории нашей страны это римские динарии. Позднее на Руси появились дирхемы – серебряные монеты с арабскими надписями. В 1380 году Дмитрий Донской начал чеканку собственной монеты деньги по образцу дирхема. При Иване III в 15 веке на монетах стали чеканить всадника с копьем - отсюда и название копейка. В копейке было 2 деньги. Запишем в маршрутный лист то, о чем я сейчас сказала ( оформление маршрутного листа)
3.3 Остановка Санкт – Петербург
( слайд 6) При Петре I была проведена первая денежная реформа. Отечественная монета приняла форму правильного круга. Деньги стали единым расчетным средством на территории всей империи. Были выпущены деньги разного достоинства : рубли, копейки, алтыны, пятаки, гривенники, полушки. При Екатерине II в 1769 году были введены в обращение первые бумажные деньги ассигнации. Сделано это было для удобства и скорости расчетов. ( оформляют маршрутный лист )
Показ различных видов денег имевших хождение в России ( деньги должны быть настоящие и разных годов выпуска)
Физкультминутка для глаз
|
Проверка и оценивание ЗУН
|
Остановка « Река знаний» (слайд 6)
Наше путешествие подходит к концу , и для успешного возвращения нам предстоит переплыть реку знаний
Задание № 1.Волшебный квадрат ( см приложение) ( вычеркнуть знакомые слова, а из оставшихся букв составить слово) Вычеркивают знакомые слова ( алтын, ассигнация, рубль, гривна, куны) Слово из букв - деньги
проверка по слайду № 6 ( по щелчку появится волшебный квадрат)
Задание №2.Самостоятельная работа «кроссворд» (раздается каждому ученику) смотри приложение Проверка вслух под руководством учителя
|
Домашнее задание
|
1.Прочитать дополнительный материал об истории возникновения денег. 2. Составить толстые (сложные) вопросы по теме сильным учащимся 3. Составить тонкие (простые) вопросы по теме слабым учащимся
|
Рефлексия деятельности на уроке
|
- Вот и подошло к концу наше путешествие, и мы опять в родной школе. ( слайд 8) - Ребята что
нового мы узнали на уроке? - Кому было на уроке всё понятно? - Спасибо за урок! ( слайд 9)
|
Пояснительная записка к презентации
Слайд 2
На слайде 2 при нажатии на подсказку появится фото денег , при щелчке на вопрос появится слово деньги
Слайд 3
на картинке установлена гиперссылка при нажатии ,на которую перенесемся на слайд 4
на картинке установлена гиперссылка при нажатии ,на которую перенесемся на слайд 5
установлена гиперссылка при нажатии ,на которую перенесемся на слайд 6
установлена гиперссылка при нажатии ,на которую перенесемся на слайд 7
Слайд 3.
По щечку на стрелку вперед появляются картинки.
- возвращает на слайд 3
Слайд 4, 5 . 6 и 7 принцип работы такой же.
На слайде 7 переносит нас на слайд 8, а при нажатии домика на слайде 8 перенесемся на слайд 9.
Приложение
Волшебный квадрат
г |
р |
к |
у |
н |
ы |
д |
и |
в |
н |
а |
р |
и |
н |
ы |
н |
а |
у |
а |
л |
т |
г |
ц |
б |
ь |
е |
н |
и |
и |
л |
г |
а |
с |
с |
я |
ь |
Кроссворд
1 |
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
|
3 |
|
||||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
4 |
|
|
|
5 |
||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
|
1.Кожаные деньги ( куны)
2.Имя императрицы, которая ввела ассигнации ( Екатерина)
4.Название древнерусской монеты (алтын)
По вертикали
1.Монета, на которой изображен всадник с копьем ( копейка)
3.Продолговатый слиток серебра (гривна)
5.Как еще называли рубль.(тин)
Маршрутный лист
Тема урока_______________________________________________________
__________________________________________________________________
Мальдивские острова
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Древняя Русь
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3Санкт –Петербург
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Река знаний
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
http://www.nomad.by/ru/Maldives/0004_19668.jpg Мальдивские острова
http://s51.radikal.ru/i133/0811/ed/883079764f7a.jpg каури
http://www.profile.ru/img/picitems/10699_1b.jpg соль
http://www.nedelya.ru/cache/gorzakaz/2009-08-04/15626.jpg мех
http://olzzzja.ucoz.ru/_pu/0/77149.jpg чай
http://www.mdkidspage.org/images/DrinkMilk.jpg скот
http://s44.radikal.ru/i104/0810/8d/2cfc9a0eabe6.jpg Екатерина 2
http://www.petrohol.ru/photos/zd3.jpg санкт -Петербург
http://smidsc5.narod.ru/mhk/image/zimniy01.jpg зим дворе
http://www.istorya.ru/imagens/izdelia/dengi/1769-100r-ls.jpg ассигнация
http://lori.ru/images/0000100531-preview.jpg золото
http://shkolniki.at.ua/_pu/8/5 4269.jpg алтын
http://numizmat.ru/netcat_files/Image/image001_edited(6).jpg копейка
http://wiki.iteach.ru/images/8/8a/%d0%9d%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b92008.jpg Дмитрий Донской
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/646/35646400_inf_1797_ses.jpg Иван 3
http://vspb.ru/wp-content/uploads/dhydhunn-dhdhudhdhdhdhdh-331x400.jpg Петр 1
http://moneyrussia.narod.ru/BezmonetnyiPeriod/5.jpg полтинник
http://bibliotekar.ru/novgorod/66.files/image001.jpg новгородский Кремль
http://www.koipkro.kostroma.ru/Buy/School_13/DocLib/_w/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_bmp.jpg школа
http://www.oldvladivostok.ru/files/board/231_3.jpg Петровская копейка
http://www.russian-money.ru/UsersImages/Coins/1198.PNG Петровский рубль
http://grivnaklad.narod.ru/grivna_kiev_ar_1_01a.jpg киевская гривна
http://daniart.ru/wp-content/uploads/img/2009/08/bdir2.jpg дирхем
http://i058.radikal.ru/0908/6d/11599a97805c.jpg река
http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp137/rabot/14/images/1.jpg древний рубль
http://www.novgorod.ru/images/1048.gif новгородская гривна
Автор: Фомина Наталья Федоровна
→ fnf 26.01.2010 5 14372 3229 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.