Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Вышневолоцкого района Тверской области.
Бинарный урок по ОРКСЭ (модуль ОПК ) и музыки
« Храм. Музыка в храме.»
Работу выполнила:
учитель начальных классов Корнилова Л.Н.
МОБУ «Солнечная СОШ» Вышневолоцкого района.
2018 год.
Тип урока: Открытие новых знаний .
Цель
- дать представление о назначении православного храма и его устройстве; о духовной музыке, звучащей в храме.
Задачи:
направленные на достижение личностных результатов обучения:
– воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;
– воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям;
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
– развивать у учащихся навык слушания;
– развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным текстовым материалом;
– развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;
– развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активировать историко-культурный словарь учащихся.
- формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству как части его жизни.
направленные на достижение предметных результатов обучения:
– познакомить с устройством православного храма;
- с видами церковного пения, колокольнего звона
Основные термины и понятия: храм, священник, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.
Формы работы
индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Предварительная подготовка: посещение храма, работа со словарем музыкальных терминов.
Оборудование, инструментарий:
-
мультимедийная презентация;
-
учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры»; Рабочая тетрадь.
-
карточки с заданиями;
-
музыкальное сопровождение;
-
Словарь С.И.Ожегова.
-
Смайлики, с дифференцированными заданиями в группах;
-
Изображение большого колокола на ватмане, маленькие колокольчики разных цветов
-
Фильм « Край Вышневолоцкий»
I.Мотивация к учебной деятельности
Учитель начальных классов ( ОРКСЭ):
Здравствуйте, ребята!
Улыбнемся солнышку,
Дадим друг другу руку,
Поднимем настроение себе и другу.
Желаю вам успешной работы на уроке.
Учитель музыки: Доброе утро! Сегодня у нас необычный урок, этот урок мы будем проводить вместе с …
Учитель ОРКСЭ: …и ….
Учитель музыки: Мы уже знаем, что музыка связана со многими учебными предметами, потому что она помогает вызвать в вашем воображении живописные образы, определенные картины и даже события.
Учитель ОРКСЭ: Мы так же знаем, что постигать ОПК нам помогают такие виды искусства как музыка. Поэтому сегодня мы совместим урок музыки и урок ОПК.
II. . Проблемная ситуация. Актуализация знаний
Учитель музыки:
– Пожалуйста, внимательно послушайте, что сейчас прозвучит?
(аудиозапись колокольного звона). СЛАЙД 6
– Какую музыку вы сейчас слышали?
Учитель ОРКСЭ:
– Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Назовите слова, которые ассоциируются с колокольным звоном (Прием «Кластер»).
Учитель музыки: СЛАЙД 7
На Руси колокола появились в середине IX века и стали неотъемленной частью церковных обрядов. По одной из легенд, родиной христианских колоколов является христианский город Нола в провинции Кампань, в Италии. СЛАЙД
В предании говорится, что, однажды, возвращаясь домой, святой, которого звали Павлин Милостивый ,прилег отдохнуть на поле, поросшем колокольчиками. Во сне он увидел, как с неба сходят ангелы и раскачивают колокольчики. Цветы издавали замечательные серебристые звуки. Вернувшись, святой Павлин приказал отлить большую копию полевого цветка. И верно, форма колокола и форма цветка колокольчика очень похожи. Колокола почитали как атрибут богослужения. Звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания.
Колокольный звон служил для людей сигналом – тревоги или радостного события.
III. Формулирование темы урока
Постановка цели урока. Планирование деятельности.
Учитель ОРКСЭ:
Посмотрите на кластер.
– Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? СЛАЙД 8
Как можно сформулировать тему нашего урока?
( Храм. )
Учитель музыки:
Как вы думаете, колокола – это музыкальный инструмент?
Что еще должно прозвучать в теме урока?
(Музыка в храме)
Духовная музыка в храме
Учитель ОРКСЭ:
– Попробуйте дать определение слову «храм».
Обобщение ответов уч-ся СЛАЙД 9, 10
Как вы считаете, какова ваша цель на этом уроке?
Уч.-ся 1) получить знания о назначении православного храма;
2) познакомиться с устройством православного храма.
3)узнать о мелодиях, звучащих в храме.
– Зачем люди посещают Храм?
Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земли. Храмы нужны человеку».
– Нам нужны знания о православных храмах, чтобы познакомиться с историческим наследием и культурой русского народа, а музыка поможет вызвать в вашем воображении живописные образы, определенные картины и даже события.
IV. Изучение нового материала
1. Беседа с учащимися
Учитель музыки: Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию. Во время праздничной службы в храме всегда звучит колокольный звон.
Сегодня я расскажу вам о видах колокольного звона. СЛАЙД 11
Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги.
Перезвон - удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот звон может быть не только светлым, но и скорбным.
Трезвон - один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами.
Благовест - особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол.
За мелодичность и богатство музыкальной гаммы народ ласково называл благозвучные колокольные звоны малиновыми, красными…
Учитель ОРКСЭ. Жизнь православного человека с самого рождения до смерти связана с храмом. В самые сложные и тяжелые времена люди всегда обращались за помощью к Богу. Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.
Русская земля всегда славилась красотой своих храмов СЛАЙД 12
2. Работа в группах
– Итак, сейчас мы с вами «отправляемся в храм».
Повторим правила поведения в храме.
Вход в Храм называется паперть СЛАЙД 13
А сейчас, чтобы узнать о внутреннем строении храма, используя цветовые смайлики, мы разделимся на пять групп. У каждой группы своё задание. Ваша задача: используя материал учебника с . 48-51, объяснить понятия и подготовить сообщение. В этой работе вам помогут карточки.
1-я группа – канун, поминальная записка
Группа №1
Объясни следующие понятия:
Канун – это…
Поминальная записка – это…
Куда можно поставить свечи, молясь за себя и за других живых людей?
2-я группа – икона, благословение
Группа №2.
Ответь на вопросы:
– Что такое икона?
– Может ли православный человек молится без иконы?
– О чём обычно люди молятся?
– Почему в молитве нельзя просить зла?
- Что такое Благословение
3-я группа – иконостас
Группа №3.
Заполни пропуски:
Целая стена из икон называется … . В центре расположены двери. Они называются … . Справа от Царских врат всегда икона … . Слева всегда икона … … .
4-я группа – алтарь
Группа №4.
Закончи предложения:
За иконостасом находится … . Никто не имеет права туда входить без … … . Система запретов в православной культуре способствует … человека. Надо уметь …, уметь …, уметь … и … .
(Слова для справок: благословения, алтарь, развитие, ждать, останавливаться, уступать, понимать.)
5-я группа – священник
Группа №5.
Подумай и ответь:
1) Человек, совершающий в храме все таинства и богослужения?
2) Священник в храме работает или служит?
3) При встрече с детьми священник сказал важные слова, которые относятся как к крещеным, так и некрещеным людям, верующим и неверующим в Бога. Каким должна быть жизнь человека?
3. Выступление групп.
СЛАЙДЫ 14 – 19.
Вывод: При встрече с детьми священник сказал важные слова, которые относятся как к крещеным, так и некрещеным людям, верующим и неверующим в Бога. «Душой тянутся к Небу, а делами помогать ближним».
Учитель музыки :Очень красивые мелодии звучат в храмах. У хора в храме есть специальное место, оттуда не видно поющих, но голоса разносятся по всему храму, создавая ощущения действительно неземного звучания.
Клирос – место в храме, предназначенное для хора. СЛАЙД 20 - 21
Церковное пение Древней Руси было сначала одноголосным, унисонным, мужским, но потом появилось многоголосное пение.
Ещё одно отличительной чертой русской православной музыки являлось пение без сопровождения – а капелла.
Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом. Певчие пели молитвенные песни.
Сегодня мы послушаем Тропарь праздника Преображения Господня.
Но прежде, чем мы услышим это песнопение, обратим внимание на музыкальные термины. На прошлом уроке музыки ребята получили задание – найти объяснение словам, используя словари и Интернет-ресурсы.
(работа с музыкальными терминами) Слайд.
За мелодичность и богатство музыкальной гаммы народ ласково называл благозвучные колокольные звоны малиновыми, красными…
V. Применение знаний и умений
- Вспомните, как называется наш храм в с. Леонтьево
- Храм «Преображения Господне» Почему? СЛАЙД 22
Работа в тетрадях. С. 29.
(Работа в парах с последующей взаимопроверкой).
VI. Подведение итогов урока
– Сегодня на уроке мы много узнали о православном храме.
Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:
– Мне запомнилось…
– Я узнал…
– Мне бы хотелось …
VII. Рефлексия. (Слайд №13)
Учитель музыки
Говорят: Икона – молитва в красках, храм молитва в камне, колокол – молитва в звуке.
Звучит колокольный звон.
(Рефлексия) СЛАЙД 23
Учитель ОРКСЭ: Давайте составим общий колокол.
( Колокол большого размера белого цвета из ватмана на доске)
У вас на столе маленькие колокольчики разных цветов, выберите колокольчик того цвета, который ближе к состоянию вашей души. Свой колокольчик вы разместите на нашем общем колоколе.
Подумайте и подходите.
Итак, наш колокол засверкал красивым, ярким цветом.
И мы вам желаем, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Мы надеемся, что в сердце каждого из вас поселился добрый свет, радость, надежда и любовь.
Учитель ОРКСЭ: Д/з. (По желанию) Узнать, какие храмы есть в нашем Вышневолоцком районе; составить сенквейн о нашем храме
Просмотр фильма « Край Вышневолоцкий…»
Интернет –ресурсы:
http://www.ipkpro.ru/forum/forum34/
http://serebrovaen.ucoz.ru/index/izuchaem_orkseh/0-153
http://easyen.ru/load/orkseh/294
(http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)
http://www.oprf.ru
http://svetoch.ucoz.ru
Использованы материалы экскурсии в местный Храм