Статья "Использование притч на уроках ОРКСЭ"


Использование притч в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКСЭ, ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. А нам очень важно на этих уроках отдавать приоритет не когнитивной составляющей, а эмоциональной сфере. На уроках главной функцией является воспитание. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

«Притча — загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ». ( Г Дьяченко)

С точки зрения литературы, притча ‑ это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча ‑ есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них заложена мудрость. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.

Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.

Каждая притча ‑ выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Притча ‑ своеобразный посредник в межкультурных отношениях. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.

Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Свойства притчи: 1) краткость, 2) не требует доказательств, 3) подсказывает  4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность; осуждается не человек, а порок, 5) строится на сравнении, 6) предполагает мыслительную деятельность.


 

Способы использования притч в учебном процессе.

Обсуждение основной идеи и смысла притчи.

Сформулировать вопросы или ответить на поставленные.

Придумать название притчи.

Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).

Выделить ключевые слова ‑ понятия, с последующим комментированием.

Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

Инсценировка притчи.

Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

Подбор пословиц, поговорок.

Сравнение с басней (определить).

Найти или предложить вставить пропущенные слова.

Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).

Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.

Определение ценностей, которые отражает притча.

Как мы видим из перечисленных выше способов работы педагога с притчей, все они имеют творческую основу. Необходимо подбирать такую притчу на урок, чтобы она побуждала детей к духовной и интеллектуальной работе.

Урок 15. «Добро и зло»
Примеры организации работы с притчами.
1. Притча о человеке, построившем дом

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

1. Анализ притчи

1. Символы и значения, используемые в притче:

Дом – семья, жизнь, опора, защита…

Камни ‑ правила, законы…

Пламя – войны, беды, несчастья…



2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

3. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

4. Вопросы и задания учащимся:

1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца)

Как вы думаете, что произойдет дальше?

Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она пробудила у вас?

На сколько частей можно разделить данную притчу?

2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?



Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька – и человек на вершине, показать (зарисовать) иллюстрацию на доске)

Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

(Ступенька ниже)

Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька ниже)

Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?



(Демонстрация рисунков 4 группы учащихся)

Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?



2. Беседа

Охарактеризуйте качества человека? («Равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете?)

Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?

Что такое ДОМ в жизни каждого человека?

Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом?

(Ступенька последняя – вниз)

3. Общее знакомство с жанром притчи. Сравнение с басней

4. Обобщение

Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова основная мысль притчи?



Русские народные пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Делай другим добро - будешь сам без беды.

Не хвались серебром, а добром.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Делай добро и жди добра.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Обобщение. Чтобы помочь другим – не нужно богатырской силы, не нужно волшебной палочки. Нужно только желание. Еще важнее не ожидать просьб о помощи. И, самое главное не опоздать с помощью…

 


Полный текст материала Статья "Использование притч на уроках ОРКСЭ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романенко Ирина Сергеевна  Публикатор
13.04.2020 0 594 20

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0