Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"


 Духовно-нравственное воспитание младших школьников

на уроках ОРКСЭ» (из опыта работы)

Сидорова Альбина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»,

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является  воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается  не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

  Введению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в нашей школе предшествовала подготовительная работа с родителями. Введение  в школе  курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало вначале множество опасений со стороны родителей. Они не понимали, для чего необходимо все это детям и что они будут делать на этих уроках. Классные руководители, завуч школы познакомили родителей на собрании с нормативно-правовой базой, рассказали обо всех модулях, объясняли, что у родителей есть право выбора, ознакомили с вопросами анкеты, предлагали познакомиться с отзывами в Интернете. На  родительских собраниях родители получили возможность познакомиться с учебниками, получили информацию о том, что могут активно включаться в учебно-воспитательный процесс и посещать уроки. После собрания родители отнеслись с пониманием к курсу, им понравились не только учебники, но и в целом содержание модулей. Было проведено анкетирование родителей. Все родители остановили свой выбор на модуле «Основы светской этики».

Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 часа в год, отводится 1 час в неделю. Обучение безотметочное. Учителя нашей школы осуществляют реализацию модуля «Основы светской этики» по учебникам автора М.Т. Студеникина «Основы светской этики 4 класс», «Основы светской этики 5 класс». Все учащиеся обеспечены учебниками.

У педагогов ведущих ОРКСЭ имеется программа по данному учебному предмету, разработано календарно-тематическое планирование, которое включило в себя не только тематику учебных занятий, но и такие компоненты как виды и формы работы с учащимися, домашние задания, оборудование каждого учебного занятия.

Главными педагогическими технологиями, которые используются педагогами в преподавании курса ОРКСЭ, являются личностно-ориентированные, предметно - деятельностные технологии. Личностно-ориентированные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения. Изучение каждого предмета в общеобразовательной школе является не целью, а средством для развития личности ребенка, развитие его мышления, речи, памяти, интеллектуальных умений, чувств, эмоций, характера может происходить только в деятельности.

При планировании и проведении учебных занятий по курсу ОРКСЭ я использую следующие методы обучения:

• проблемный;

• частично-поисковый (эвристический);

• исследовательский;

• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Использую технологии:

• проблемное обучение;

• информационно – коммуникационные технологии; • игровые технологии.

Формы организации учебной деятельности:

• фронтальная работа;

• групповая работа;

• парная работа;

• индивидуальная работа.

Использую эвристические беседы, дискуссии; учебные проекты, викторины; уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; метод неоконченных предложений; самостоятельную работа с первоисточниками, самостоятельная постановка детьми учебной задачи урока; художественно-графические задания (моделирование, рисунки), устные (драматизация, рассказ от первого лица, пересказ) и письменные задания (мини-сочинения, творческие рассказы).
Веду работу на различных уровнях обучения:
репродуктивном (задания воспроизводящего характера, карточки-подсказки);
продуктивном (метод постановки целей, метод логических цепочек, метод причинно-следственных связей); творческие задания.
Наиболее эффективной технологией работы на уроках в начальной школе является игровая технология. Использую словесные игры: «Спасибо», «Мозговой штурм», «Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Найди ошибку», «Да-нет», «Найди соответствия», «Угадай героя», «Назови синонимы, антонимы к словам». Например, «Цепочка слов», где нужно подобрать однокоренные слова к слову ДОБРО: доброта, добрый, добродетель, доброжелательность, Добрыня, добролюбие, добряк и т.д., составить предложения с этими словами; «Продолжи фразу»: «Доброта - это...», «Добрый человек - это...».

Игры - драматизации, сюжетно-ролевые, где ученики разыгрывают диалог, сюжет, делятся личным опытом. Игры - путешествия, в них ученики путешествуют по времени, по карте, по святым местам, по литературным памятникам.

Большое значение в ориентации по освоению и принятию социально-значимых ценностей имеет работа с текстом (притча, рассказ, сказка, стихи).

Я применяю на уроках следующие задания к текстам, которые показали высокую эффективность:

• составить характеристику героя;

• составить вопросы по тексту;

• продумать концовку (незаконченный текст)

• выписать существенные качества;

• нарисовать иллюстрацию к тексту;

• вставить пропущенные слова;

• сформулировать основную мысль, проблему;

• высказать свое мнение по поводу прочитанного;

• преобразовать текстовый материал в графический;

• составить план, конспект;

• словарная работа (поиск нужных или непонятных слов).

Необходимо проводить взаимосвязь прочитанного с жизнью. В этом помогут учебные вопросы разного типа.

Простые (фактические) вопросы (Что.? Кто...? Когда…?).

Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…?).

Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему…?, В чём причина…?).

Оценочные (В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?).

Практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…?).

Творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если…?).

Как ты думаешь, какой выход может быть из сложившейся ситуации? Хотелось бы тебе оказаться в такой жизненной ситуации, почему?).

Можно предоставить детям текст без концовки, предложить домыслить самим, а потом сравнить с авторским вариантом.

Ориентирует учащихся на принятие нравственных ценностей и задание «Домысли и закончи». В качестве материала послужат тексты пословиц, поговорок и крылатых выражений. Например:

Добро помнится долго, но зло…(еще дольше). Кто посеял колючки,…(не пожнёт виноград) (урок «Добро и зло»). Труд кормит,… (а лень портит), Семь раз отмерь, …(один отрежь) (урок «Терпение и труд»).

Самая большая глупость в жизни человека - это…(ложь), самая большая печаль - это…(зависть), самое большое утешение - это…(добрые дела) (урок «Дружба и порядочность»).

Предлагаю детям творческие задания. Подобрать пословицы и поговорки, которые наиболее точно подходят по смыслу к данному тексту. «Добро побеждает зло» (Как на свете жить? В. Сухомлинский). «Всё хорошо, что хорошо кончается» (Тайное становится явным. В. Драгунский). «Во зле жить, по миру ходить». «Зло как волна, ударившись о берег, возвращается назад» (Над кем лучше смеяться? Л. Сергеев). «На миру и смерть красна», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей» (былины о Добрыне Никитиче, Илье Муромце)

Понять внутренний мир ребёнка помогают творческие работы: ассоциативные цепочки, сочинения по этим цепочкам, синквейны. Например, (урок «Сердце матери») синквейн:

Мама.

Добрая, любимая.

Заботится, любит, оберегает.

Мама – самый родной человек.

Счастье.

Не менее значимой является работа над толкованием притч, пониманием их аллегорического смысла, развитием речи, умением высказывать собственное суждение. При работе с притчей использую следующие формы работы:

• обсуждение основной идеи и смысла истории;

• анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);

• притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;

• иллюстрация (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения);

• сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;

• выделить ключевые понятия;

• инсценировка притчи (истории);

• найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

• связь содержания притч с современной жизнью;

• рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, социальной роли);

• сравнение нескольких притч.

Обучение в основном носит наглядный характер. Это вызвано особенностями восприятия детей начальной школы, необходимостью иллюстрирования большей части изучаемых понятий, так как большинству детей не понятен их смысл, поэтому я активно применяю ИКТ: презентации, работа с интерактивной доской. Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность рассмотреть всё в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия из одной точки мира в другую, путешествовать во времени. Демонстрации видеороликов позволяет учащимся совершить виртуальную экскурсию. В сети Интернет можно найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, а так же и учащиеся могут самостоятельно подготовить и оформить дополнительный материал по конкретной теме или проекту. Например, виртуальные экскурсии по городам нашей страны, Эрмитажу, Царскому селу и др.

Использую  технологию сотрудничества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе, в паре, которое позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса. Примеры некоторых форм и приемов работы в данной технологии: беседа, взаимные вопросы и задания («Чёрный ящик», «Волшебный мешочек»), взаимообъяснение (учащиеся выступают в роли учителя), интервью (например, по теме «Семья», «Семейные традиции»).

Урок «Добро и зло». После прочтения пословиц на доске «Доброта - язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать». «Доброта что солнце» дети самостоятельно определили тему и цели урока. Вспомнили сказки, одна из главных в них тем – тема добра и зла, добрых и злых персонажей. С удовольствием ребята приводили примеры добрых поступков, называли качества, которые характеризуют доброго человека. Подбирали однокоренные слова с корнем добр-; слова приветствия; работали с текстом учебника: выделяли главное, составляли конспект, отвечали на вопросы после текста; работали над смысловым значением слов – распределяли их по двум колонкам: добро и зло; познакомились со смыслом притчи «Два волка». В конце урока, ребятам было предложено творческое задание – сотворить «Дерево доброты». На ватмане был нарисован ствол большого дерева, но не было кроны. Я раздала белые листочки и предложила раскрасить их и на каждом написать доброе слово (листья могли быть любого цвета) затем вместе создать крону дерева.

В курсе много  различных  понятий.  Мы составляем словарь терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению материала курса, используем толковые словари В. Даля и С. Ожегова. Для  контроля  за  усвоением  терминов и понятий на уроках использую следующие приёмы: домино (на одной  части карточки записано  понятие, на  другой - определение); кроссворды.

В работе по курсу ОРКСЭ эффективен метод проекта. Часто он является результатом урока, выражает стремление детей участвовать в коллективно-творческих делах. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться и т.д. Разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание. Продумать презентацию. Часть тем проекта предлагают авторы программы такие как: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка - защитник Родины». Учащиеся, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предложили темы близкие и интересные именно им с их точки зрения для своих итоговых творческих работ. Такие как: «Добро и зло в сказках», «Моя малая Родина», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни», «Мой четвероногий друг», «Моё генологическое дерево», «Профессии моих родителей». И каждая тема решает определённые воспитательные задачи.

Безотметочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, т.к. речь шла не об абстракциях, а о вполне обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были. Например, Рома из 4А класса порой коряво, но старательно и правильно выражает свои мысли на какую-либо тему, когда более сильные успешные ученики не могут правильно ответить на заданный вопрос. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ, возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся.

Многие уроки оказали на детей позитивное влияние, не оставили равнодушными. Дети не только говорили, как правильно поступить в том или ином случае, но и выполняли правила. Например, Максим из 4Г после обсуждения примеров на уроке «Совесть» сознался и извинился перед ребятами и классным руководителем о проступке, совершённом в начале учебного года. Объяснил, что «глодала» совесть, но ранее боялся сказать правду, что после признания стало легче.

На уроке «Семья» работали со словарём по точному выяснению смысла слов «семья», «родословная», «фамилия»; беседовали о том, почему в древности семьи были большие; как выглядят современные семьи; какие должны быть взаимоотношения в семье и почему; высказывали предположение о происхождении своих фамилий; работали с китайской притчей «Ладная семья». Выясняли, почему у всех народов, во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей. (Семья считается важнейшей ценностью потому, что именно в семье люди узнают о традициях народа своей страны, об основах веры, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом). Дома дети с большим интересом составляли генологическое дерево своей семьи, в этом им помогали все родственники. Предложено задание найти информацию о Петре и Февронии и подготовить небольшое сообщение о дне семьи.

С удовольствием дети готовились к уроку «Сердце матери»: принесли фотографии, нарисованные портреты своих мам, рассказывали о том кто их мамы по профессии, какие они по характеру, как относятся к своим детям, читали стихи о мамах. Мною была составлена презентация из иллюстраций картин художников о материнстве (Кипренский О.А. «Мать с ребёнком», И.Е. Репин «Портрет матери», Г. Климт «Мать с детьми», Ф. Решетников «Опять двойка», «Мадонна с младенцем» и др.), дети поделились впечатлениями о них. К уроку были подобраны пословицы и поговорки о мамах, которые дети должны были объяснить. Например: «Лучше матери друга не сыщешь», «Материнский гнев, что весенний снег, и много выпадает, да скоро тает», «При солнышке светло, при матушке тепло», «Ради ребёнка мать и в огонь бросится». Работали над рассказом Ю. Яковлева «Сердце матери». Подбирали эпитеты к слову «мама», однокоренные слова, работали с вопросами к тексту учебника. На дом было предложено задание – написать сочинение о маме.

К уроку «Защитники Отечества» была подготовлена презентация о Великой Отечественной войне. Заранее дома дети узнавали о жизни родных в годы Великой Отечественной войны, о подвигах родственников, о том, как и где служили их папы в армии (интервью), принесли фотографии, семейные альбомы, награды родственников. Например, Гамлет из 4А класса совместно с родителями написал статью в газету о жизни и трудовых подвигах своего деда. Два мальчика сказали, что хотели бы стать военными.

На уроке «Семейные традиции» работали со словарём по выяснению смысла слова «традиция», с текстом учебника, выясняли, как создаются семейные традиции. Дети рассказывали о традициях своей семьи: общие увлечения, изготовление подарков своими руками, совместные прогулки, чтение, просмотр фильмов и их обсуждение, уборка урожая. Катя из 4А класса поделилась «секретом» праздничного салата, который делает вместе с мамой. «Собирали» пословицы о семье: «Не будет скуки,…коли заняты руки», «Не красна изба углами,… красна пирогами» и др. Инсценировали притчу «Семь дочек».

К уроку «Праздники народов России» мною была показана презентация о том, какие бывают государственные, светские и религиозные, семейные праздники у разных народов (День России, День Победы; День защитника Отечества, 8 Марта; день рождения, свадьба; Пасха, Масленица, Рамадан-байрам, Чыл Пазы), дети поделились традициями проведения семейных праздников, мечтами о подарках, дальнейшей жизни. Работали с текстом учебника, выделяли главное, находили новые слова и выражения. На дом было предложено задание нарисовать иллюстрации любимых праздников.

На уроках возникали дискуссии по разным вопросам. Например, на уроке «Милосердие и сострадание» некоторые ребята возмутились оказанию помощи человеку, который тебя обидел. Они бурно выражали свое несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? каким быть? нужно ли гуманно относиться к людям, однажды преступившим закон, или к наркоманам, бомжам, можно ли их пожалеть, помочь изменить жизнь, как это сделать? Как относиться к обманувшему другу, и друг ли он? Нужно ли сердиться и обижаться на родителей, если они за что-то отругали? Как поступить, когда видишь, что кто-либо совершает плохой поступок? Можно ли жить по пословице «Не делай добра - не получишь зла?» Может быть, уже случались ситуации, когда вас за доброе дело наказывали? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть, злоба ожесточает и опустошает человека, приносит ему вред, нужно проявлять толерантность, милосердие, а на родителей не нужно обижаться - подумать прав ли был сам. Провели анкетирование «Добрый ли вы человек?»: 1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям? 2.Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так? 3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное? 4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение? 5. Любите ли вы злые шутки? 6. Вы злопамятны? 7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует? 8.Умеете ли на практике применять свои способности? 9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать? 10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента? 11. Вы охотно выполняете просьбы? 12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих? На следующем уроке поделились ответами на задание учебника «Чего в мире сегодня стало больше от моих поступков-добра или зла?»

Одним неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Для самостоятельной работы дома я давала различные виды домашних заданий:

- пересказ материала учебника;

- рисунки по пройденной теме;

- знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;

- сбор материалов из дополнительных источников;

- подготовка презентаций, интервью;

- подбор рассказов, стихов, пословиц и поговорок, материалов для галереи образов;

- самостоятельное составление плана ответа по теме или подготовка по этому плану;

- выделение в тексте основного и второстепенного материала; - написание мини-сочинения по теме урока. На всех уроках дети работали достаточно активно, самостоятельно составляли правила общения, поведения в обществе, правила как научиться быть добрым, милосердным, рисовали дерево справедливости, солнышко добра, ромашку дружбы. Вместе составляли галерею образов, кроссворды, ребусы, словарные карты, писали мини-сочинения.

Для рефлексии использовала метод неоконченных предложений: 1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я научился…

9. У меня получилось …

10. Я смог…

11. Я попробую…

12. Меня удивило…

13. Урок дал мне для жизни…

14. Мне захотелось… Вопросы: - Что нового узнали?

- Чему научились?

- Как это может пригодиться в жизни?

В течение года большинство родителей отмечали, что дети стали интересоваться историей своей семьи, проблемами родителей, традициями семьи. Через этот предмет родители стали ближе к школе, так как практически все домашние задания по новому курсу предполагают непосредственное участие родителей и других членов семьи (бабушек, дедушек) в их выполнении. Многие родители активно помогали своим детям готовить домашние задания, вместе находили иллюстрации, интересные произведения, пословицы, поговорки, вместе создавали небольшие проекты к урокам. Наблюдаются изменения в поведении детей: они стали более терпимыми во взаимоотношениях друг с другом, более ответственно относятся к своим поступкам, учёбе.

С целью выявления отношений учащихся к комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» мною было проведено анкетирование среди учеников двух 4-ых классов по удовлетворенности преподаванием учебного курса ОРКСЭ. В анкетировании приняли участие 47 учащихся. Вот как ответили ученики на поставленный вопрос: Что тебе дали уроки курса «Основы светской этики»?

- Мне нравятся эти уроки. Это очень интересно.
- Поняла, что такое светская этика, культура, традиции.
- Эти уроки научили доброте, добродетели.
- Эти уроки дали мне понимание, как правильно себя вести.
- Научилась понимать людей и правильно дружить.
- Больше узнал о доброте и зле, дружбе и любви, о родине.
- Я узнала, что такое нравственность, уважение к пожилым людям.
- Что каждый может выбирать свой путь в жизни.
- Уроки научили меня добру и вежливости, аккуратности.
- Получил знания о мире, уверенность в себе, что нужно за себя постоять.
- Поняла, что такое смирение и уважение, милосердие.
- Что надо быть добрее к людям и животным.
- Я стал добрее и умнее, научился выражать свои мысли.

- Больше узнал о других народах и их истории, праздниках.

Как показали данные анкет, большинство опрошенных учеников положительно оценили учебный курс «Основы светской этики». Положительное значение ученики видят в расширении кругозора, в духовном и культурном развитии, в формировании уважительного отношения к российским традициям, в воспитании культуры общения, доброте и дружбе, умении анализировать свои и чужие поступки, высказывать своё мнение, уважать мнение своих одноклассников.

Детям хотелось бы увидеть интересные учебные фильмы по данному курсу, иметь рабочие тетради, в которых были бы интересные задания, ребусы, иллюстрации для анализа, получить компьютерные игры. Я тоже считаю, что рабочие тетради по предмету могли бы служить дополнительным источником  информации по содержанию материала, оказывать помощь в организации  творческой, самостоятельной  деятельности учащихся,  а также при выполнении домашних заданий, но не было возможности их приобрести. Курс мы завершили тремя итоговыми занятиями. На этих занятиях ребята представили свои творческие работы: сочинения, проекты, презентации, газеты, фотоматериалы, где отразили свои взгляды на темы добра и зла, милосердия, дружбы, любви к Родине, своё отношение к миру, родным, семье, животным.

Очень хорошо, что учебный предмет ОРКСЭ преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются детьми и принимаются. Нравственная культура необходима каждому человеку. По словам учителя обществознания на её уроках мои пятиклассники умеют хорошо и правильно рассуждать о морали и нравственности, ответственном отношении к окружающим людям сверстникам и взрослым, природе, Родине, здоровью, и стараются не только говорить, но и поступать правильно. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение, чтобы родители выбирали не только «Основы светской этики», но и «Основы православной культуры».

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сидорова Альбина Сергеевна  Публикатор
15.09.2016 0 1184 214

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК