Конспект урока ОДНКНР "Береги землю родимую, как мать любимую"; 5 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 179 Калининского района
Санкт – Петербурга
Тема урока: «Береги землю родимую, как мать любимую»
Разработчик:
Масная Ирина Николаевна
учитель ОРКСЭ и ОДНКНР
Занятие 5. Береги землю родимую, как мать любимую. Дата проведения: 1.10.2020
Педагогические |
Формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности. Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем. Создать условия для осознания учащимися, что защита Отечества – долг каждого гражданина. Способствовать пониманию защиты Родины в течение времен - через священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Содействовать раскрытию мысли, что подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России. Подвиги воинов – представителей разных народов. Расширение знаний о российской многонациональной культуре.
|
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование |
Задачи Образовательные: |
формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать учащихся самостоятельному добыванию знаний |
Развивающие: |
развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать умение давать характеристику герою, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса. |
Воспитательные: |
содействовать формированию положительных личных качеств обучающихся, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; углубить раскрытие нравственных категорий: ответственность, служение, любовь к Отечеству; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая его прямую связь с жизнью. |
Планируемые |
Расширить знания о былинах, русских богатырях – защитниках Отечества. |
Личностные |
формировать целостный социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; работать в группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. Осознавать свою принадлежность к российскому народу. |
Регулятивные |
обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности. |
Познавательные: |
ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация); обрабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. |
Коммуникативные: |
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; учиться выслушивать другую точку зрения, быть готовым изменить свою; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. |
Метапредметные результаты |
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, социальном окружении и др.; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной, монологической контекстной речью |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. |
Образовательные ресурсы |
Наборы пословиц и поговорок, картина В.М.Васнецова «Богатыри» , Интеллектуальная карта . |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Сообщает тему урока, предлагает попробовать себя в роли исследователей. |
Слушают учителя
|
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
|
III. Усвоение знаний
|
Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Работа с текстом, беседа, рассказ |
Организует работу по группам с пословицами и поговорками разных народов России о защите Родины, картинами, иллюстрациям. Создает пазлы на основе известных картин о защитниках Родины. |
Знакомятся с пословицами и поговорками, определяют, чему они учат; составляют картины из пазлов, объясняют содержание картин. |
Регулятивные: составляют план Познавательные: исследуют пословицы и поговорки, выделяют общую мысль. Коммуникативные: работают в группах, стараются принести пользу своей группе. |
Беседа по вопросам, рассказ |
IV. Проектная деятельность. |
Индивидуальная и групповая. Творческий. |
Создает условия для создания Интеллектуальной карты. |
Слушают выступающих, создают проекты "Интеллектуальная карта" (совместно с учителем) |
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; создают проект в процессе коллективной работы. |
Защита мини-проектов, создание коллективных проектов. |
V. Закрепление знаний |
Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический |
Организует рефлексию. |
Рассказывают Мне понравилось... Мне не понравилось... Я сегодня узнал... Я хочу дополнительно узнать... |
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
|
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Подготовить сообщение о подвигах в годы Великой Отечественной войны представителей разных народов нашей страны. |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Сообщение, презентация |
Конспект урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие. Мы будем исследовать далекое и загадочное прошлое, отголоски которого тесно переплетаются с нашей современной жизнью. Вы уже знаете, что Родина хранит немало неизведанных страниц, и поэтому я предлагаю вам изучать их сквозь призму самых разных направлений. Давайте разделимся на группы..
II. Постановка учебной задачи
Учитель: Мы очень часто употребляем в речи слово «Родина». У каждого человека есть тот уголок земли, который дорог и памятен ему, с которым связаны самые светлые и тёплые воспоминания. Русский педагог К.Д.Ушинский говорил о Родине: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека мать, одна у него и Родина». Замечательные, искренние слова.
Учитель: Я предлагаю вам послушать песню на стихи Михаила Матусовского «С чего начинается Родина»
-
-
-
Но как вы понимаете его значение?
-
Какие однокоренные слова вы можете подобрать? (ответы детей)
-
Ребята, а с чего начинается Родина для вас? (ответы детей)
-
О чём же сегодня на уроке мы будем с вами говорить?
-
Давайте сформулируем тему урока.
-
Что вы знаете по этой теме?
-
Что хотели бы узнать?
-
Давайте определим цель нашего урока.
-
-
III. Усвоение знаний и способов действий.
Учитель: Одно лишь слово «Родина» способно вызвать необычайный трепет в душе каждого из нас. Но, пожалуй, человек не сумел бы прочувствовать все глубинные чувства любви, гордости, уважения, если б не познал горечь потерь. На Земле уже не осталось ни одного государства, ни одного народа, которые не столкнулись бы со страшным словом «война».
Работа с учебником
Ребята, на стр.19 вашего учебника вам предлагают обсудить вопрос, почему люди воюют? Почему одна страна нападает на другую? Как вы понимаете словосочетание «война освободительная» и «война захватническая»?
Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство. У всех народов есть множество пословиц и поговорок о любви к родине.
IV. Работа в группах
Учитель: Сейчас работаем в группах. Выберете себе пословицу или поговорку и обсудив, объясните всем, как вы понимаете смысл данной пословицы.
-
-
-
Человек без родины, что соловей без песни
-
Жить - Родине служить
-
У чужой еды и вкус чужой
-
На родной стороне даже дым сладок
-
Смело иди в бой, Родина за тобой.
-
Родина — мать, умей за нее постоять.
-
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
-
Если народ един, он непобедим.
-
Честь солдата береги свято.
-
Умелый боец везде молодец.
-
В бою побывать — цену жизни узнать.
-
-
Учитель: Сегодня мы поговорим о тех, кто не боялся смотреть в лицо страшной опасности, угрожающей Родине. Используя текст о герое якутского эпоса Нюргуне Боотуре . Составьте его словесный портрет.
Ответы учеников.
Словесный портрет Нюрун Боотура: герой якутского эпоса, смелый, отважный воин, который борется с врагами родной земли. Его зовут « стремительным», потому что его действия похожи на
полет стрелы, а его кровь быстро течет по жилам. Его называют сильнейшим и храбрейшим, потому что по силе и храбрости ему нет равных. С самым страшным змеем сражался Нюрун Боотура и победил его.
Прочитай башкирскую легенду об Урал –батыре.
-
-
-
Какова главная мысль легенды?
-
О каких нравственных качествах говорит герой?
-
Имеют ли значения слова, сказанные Урал-батыром, для современных людей?
-
-
Учитель: На уроках истории вы говорили о том, что Русь подвергалась частым нападениям. И во все времена находились герои, которые вставали на защиту родного края. Мы познакомимся с одними из первых защитников нашей Родины. Об их подвигах слагали легенды, ими восхищались, их могущество и силу отражали картины самых известных художников. Кто же это?
Ученики: Богатыри.
Учитель: Конечно же, богатыри. А кого на Руси так называли?
Ответы учеников.
Богатыри (от др.-тюрк. багатур — храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. Словарь Владимира Ивановича Даля (В.Даль(1801 - 1872) - писатель, врач, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка») гласит: Богатырь-человек рослый, дородный и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
Учитель: Из былин многие из вас знают, что богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от порабощения и унижения. Их образы обросли легендами, но они всегда были примером для народа. А почему?
Ответы учеников.
Учитель: Да, читая об их подвигах, люди проникались уважением к ним, и им хотелось поступать так же, как нашим далеким предкам, творить добро и противостоять злу в лице захватчиков, защищать землю от врага. Нет такого врага, которого не смогли бы одолеть богатыри. Обычно богатырь в одиночку справляется с неприятелем. Так сказатели усиливали его личностные качества: смелость, отвагу, силу, бесстрашие. На примере богатырей воспитывались нравственные качества у народа. А как называются произведения, в которых воспевается сила и могущество богатырей?
Ученики: Былины.
Учитель: что такое былины и когда они впервые возникли?
Ответы учеников
Учитель: Были́на (стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков.
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».
Учитель: В старших классах на уроках литературы вы обязательно познакомитесь с текстом «Слова о полку Игореве». А сегодня мы рассмотрим былины о самых известных русских богатырях. Их имена знакомы вам с раннего детства. Нет ни одного школьника, который бы не восхищался подвигами Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца. Мы знаем их как бесстрашных воинов. А что говорит о них наука История?
Учитель: Известный искусствовед А.М.Марков выдвинул гипотезу о том, что Алеша Попович был сыном боярина и соратником князя Владимира Мономаха, а звали его Ольбергом Ратиборовичем.
В 1095г. именно он убил половецкого хана Итларя, а со временем имя Итларь исказилось и превратилось в Итларище, а затем и в Идолище. Так битва Алеши Поповича и Идолища поганого дошла до наших дней.
Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином змеем. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея". А имя Ольберг со временем превратилось в Алешу. Вот таким был наш младший богатырь.
По сведениям Добрыня Никитич вовсе не носил это отчество. Он был родом из села Низкиничи, которое и присоединилось к отчеству.
Также стало известно, что Илья Муромец был уроженцем села Карачарово, где до сих пор проживают люди, считающиеся его потомками. А в конце жизни он стал иноком Илией Печерским, в XVII веке был причислен к лику святых.
Учитель: Образы богатырей запечатлены не только в произведениях литературы, но и в музыке, живописи и даже архитектуре. Давайте обратимся к одной из самых известных картин В.М.Васнецова «Богатыри». Доподлинно известно, что Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич жили в разное время, но художник, объединив их на картине, показывает нам, что необъятная сила этих героев будет передана потомкам. Что придет время, когда и мы, подобно богатырям, будем стоять на страже покоя Родины. Скажите, как художник изображает былинных богатырей? Как передает их настроение?
Ответы детей.
Физкультминутка «Богатыри» (музыка «Богатырская сила» в исполнение группы С. Намина).
Есть среди вас богатыри?
Вправо-влево посмотри
Мы сегодня вместе с вами
Будем все богатырями
Раз, два! Две ноги-
Надеваем сапоги
Три, четыре! На живот
Нам кольчуга подойдет
Пять, шесть! Латы здесь
Семь, восемь! Шлемы носим
Девять, десять! Это меч-
Будем Родину беречь!
Богатыри готовы в путь,
Осталось лишь ряды сомкнуть.
Учитель: Давайте на основе текстов былин, наших представлений о богатырях в картине В.М.Васнецова составим интеллект- карту о русских защитниках Родины.
(учитель напоминает классу правила создания интеллект-карт)
-
Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
-
Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
-
С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
-
Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
-
Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет лучше запомнить и усвоить новую информацию.
-
Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Учитель: Как вы считаете, что объединяет Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича?
Ответы детей.
Учитель: Конечно же, это любовь к Родине, на которую способен только человек с большим сердцем. Поэтому на нашей интеллект - карте я в центр помещу огромное сердце, внутри которого мы разместим богатырей.
(учитель совместно с детьми приступает к созданию интеллект -карты)
-
-
-
Что придаёт людям и предметам, изображённым на полотне, особую живопись и убедительность?
-
Назовите основные краски, которые художник использует в картине?
-
Что этими красками изобразил живописец на полотне?
-
Какое настроение оставляет вся картина? Почему вы так думаете?
-
-
Ответы детей.
Учитель: А теперь давайте посмотрим, как снаряжался русский богатырь.
Основное вооружение богатыря – меч и щит. Вначале меч был рубящим и колющим оружием. Мечи конников делались с изогнутым концом. Щит- это средство обороны, которое известно с глубокой древности. Укрепление щита в стене неприятеля является символом победы над врагом. Щиты богатырей изготавливались из слоновой кости.
Ещё один предмет воинского вооружения – лук со стрелами. Лук – симметрично обточенная палка из твёрдой и гибкой породы дерева – вяза, ясеня).
Тело богатыря защищала кольчуга – рубашка, сплетённая из железных колец для предохранения тела от поражения металлическим оружием. Колец в кольчуге было очень много – 15-20 тысяч, поэтому стоила она очень дорого. Весила 12-16 кг. Её ещё называли панцирем, байданой.
Голову богатыря защищал шлем – один из распространённых видов воинских металлических наголовий древности. На вершине шлеме (шишак) не позволяло противнику нанести прямой удар. Можно было ударить только сбоку; сила удара уменьшалась. Основная особенность русского шлема – его коническое окончание, называемое навершием. К шлемам прикреплялись металлические сетки бармицы, закрывавшие уши, шею, плечи.
Непременные атрибуты богатырского снаряжения: копьеили рогатина, палица, булава. Копье - колющее металлическое оружие на древке. Наконечник копья железный или булатный (стальной) 15-20 см длиной. Разновидность копья с более широким, тяжёлым, обоюдоострым наконечником – рогатина, палица -деревянная дубина с утолщённым концом. Булава – усовершенствованная палица (палица булатная, или стальная): на коротком древке укреплена металлическая головка в виде шара. Служила для поражения защищённой шлемом головы воина.
Учитель: Мы назвали самых известных русских богатырей. Давайте еще и назовем три главных качества, которыми они обладали (мудрость, смелость, верность Отчизне). А теперь перенесем их на нашу карту.
Объясним каждое понятие. Как вы понимаете, что такое мудрость?
(совместное заполнение с учителем интеллект-карты (снаряжение богатырей)
Ответы учеников.
V. Закрепление знаний
Подведение итогов
Учитель: Как вы думаете, а что придавало смелости богатырям?
Ответы детей (умение найти выход из любой сложной ситуации, победить самого сильного врага, любовь к Родине).
Учитель: Вы все назвали этот правильно, а как называется чувство бесконечной любви, преданности и благодарности своей Родине?
Ученики: Патриотизм.
Учитель: Как вы считаете, только ли в сражениях проявляются богатырские качества, каким надо быть и как надо себя вести, чтобы стать патриотом Родины?
Ответы детей.
Учитель: Я соглашусь с вами, что человеку нельзя жить без Родины. Это чувство приходит к нам с колыбельными песнями, с запахом родных полей. И наша задача заботиться о ней, сохраняя природу, язык, исторические памятники. Думаю, что вы все согласитесь, что любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что нас окружает. А вокруг нас с детских лет природа родного края. Природа дала нам жизнь, и наша задача отплатить ей тем же, сохраняя леса, реки и поля в чистоте, приумножая ее богатства. Мы должны защитить ее от войн и несправедливости, потребительского отношения. «Береги землю любимую, как мать родимую». И вот мы опять вернулись к теме нашего урока.
Рефлексия.
Мне понравилось...
Мне не понравилось...
Я сегодня узнал...
Я хочу дополнительно узнать...
VI. Информация о домашнем задании
-Ребята, я надеюсь, вы будете и дальше любить и беречь свою родину, гордиться ее красотой и славными подвигами ее героев.
Домашнее задание я предлагаю:
Подготовить сообщение о подвигах в годы Великой Отечественной войны представителей разных народов нашей страны
VII. Выставление оценок за урок
На странице приведен фрагмент.
Автор: Масная Ирина Николаевна
→ Публикатор 12.10.2020 0 19655 1370 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.