Конспект урока ОДНКНР "Береги землю родимую, как мать любимую"; 5 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 179 Калининского района

Санкт – Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Береги землю родимую, как мать любимую»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Масная Ирина Николаевна

учитель ОРКСЭ и ОДНКНР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 5. Береги землю родимую, как мать любимую. Дата проведения: 1.10.2020

Педагогические
цели

Формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности. Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем. Создать условия для осознания учащимися, что защита Отечества – долг каждого гражданина. Способствовать пониманию защиты Родины в течение времен - через священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Содействовать раскрытию мысли, что подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России. Подвиги воинов – представителей разных народов. Расширение знаний о российской многонациональной культуре.

 

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование

Задачи

Образовательные:

 

формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать учащихся самостоятельному добыванию знаний

Развивающие: 

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать умение давать характеристику герою, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса. 

Воспитательные: 

содействовать формированию положительных личных качеств обучающихся, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; углубить раскрытие нравственных категорий: ответственность, служение, любовь к Отечеству; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая его прямую связь с жизнью.

Планируемые
результаты
(предметные)

Расширить знания о былинах, русских богатырях – защитниках Отечества. 

Личностные
результаты

формировать целостный социально-ориентированный  взгляда на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; работать в группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. Осознавать свою принадлежность к российскому народу.

Регулятивные

обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные: 

ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация); обрабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: 

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; учиться выслушивать другую точку зрения, быть готовым изменить свою; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

Метапредметные результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, социальном окружении и др.; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной, монологической контекстной речью

Основное содержание темы, понятия и термины

Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.

Образовательные ресурсы

Наборы пословиц и поговорок, картина В.М.Васнецова «Богатыри» , Интеллектуальная карта .

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

 

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Сообщает тему урока, предлагает попробовать себя в роли исследователей.

Слушают учителя

 

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

 

III. Усвоение знаний
и способов действий.

 

Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Работа с текстом, беседа, рассказ

Организует работу по группам с пословицами и поговорками разных народов России о защите Родины, картинами, иллюстрациям. Создает пазлы на основе известных картин о защитниках Родины.

Знакомятся с пословицами и поговорками, определяют, чему они учат; составляют картины из пазлов, объясняют содержание картин.

Регулятивные: составляют план
и последовательность действий.

Познавательные: исследуют пословицы и поговорки, выделяют общую мысль.

Коммуникативные: работают в группах, стараются принести пользу своей группе.

Беседа по вопросам, рассказ

IV. Проектная деятельность.

Индивидуальная и групповая. Творческий.

Создает условия для создания Интеллектуальной карты.

Слушают выступающих, создают проекты "Интеллектуальная карта" (совместно с учителем)

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации
с использованием учебной литературы, знаково-символических средств.

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; создают проект в процессе коллективной работы.

Защита мини-проектов, создание коллективных проектов.

V. Закрепление знаний
и способов действий

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический

Организует рефлексию.

Рассказывают
о своих впечатлениях, начиная словами:

Мне понравилось...

Мне не понравилось...

Я сегодня узнал...

Я хочу дополнительно узнать...

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Подготовить сообщение о подвигах в годы Великой Отечественной войны представителей разных народов нашей страны.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Сообщение, презентация


 

Конспект урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие. Мы будем исследовать далекое и загадочное прошлое, отголоски которого тесно переплетаются с нашей современной жизнью. Вы уже знаете, что Родина хранит немало неизведанных страниц, и поэтому я предлагаю вам изучать их сквозь призму самых разных направлений. Давайте разделимся на группы..

II. Постановка учебной задачи

Учитель: Мы очень часто употребляем в речи слово «Родина». У каждого человека есть тот уголок земли, который дорог и памятен ему, с которым связаны самые светлые и тёплые воспоминания. Русский педагог К.Д.Ушинский говорил о Родине: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека мать, одна у него и Родина». Замечательные, искренние слова.

Учитель: Я предлагаю вам послушать песню на стихи Михаила Матусовского «С чего начинается Родина»

      • Но как вы понимаете его значение?

      • Какие однокоренные слова вы можете подобрать? (ответы детей)

      • Ребята, а с чего начинается Родина для вас? (ответы детей)

      • О чём же сегодня на уроке мы будем с вами говорить?

      • Давайте сформулируем тему урока.

      • Что вы знаете по этой теме?

      • Что хотели бы узнать?

      • Давайте определим цель нашего урока.

III. Усвоение знаний и способов действий.

Учитель: Одно лишь слово «Родина» способно вызвать необычайный трепет в душе каждого из нас. Но, пожалуй, человек не сумел бы прочувствовать все глубинные чувства любви, гордости, уважения, если б не познал горечь потерь. На Земле уже не осталось ни одного государства, ни одного народа, которые не столкнулись бы со страшным словом «война». 

Работа с учебником

Ребята, на стр.19 вашего учебника вам предлагают обсудить вопрос, почему люди воюют? Почему одна страна нападает на другую? Как вы понимаете словосочетание «война освободительная» и «война захватническая»?

Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство. У всех народов есть множество пословиц и поговорок о любви к родине.

 

IV. Работа в группах

 

Учитель: Сейчас работаем в группах. Выберете себе пословицу или поговорку и обсудив, объясните всем, как вы понимаете смысл данной пословицы.

 

      • Человек без родины, что соловей без песни

      • Жить - Родине служить

      • У чужой еды и вкус чужой

      • На родной стороне даже дым сладок

      • Смело иди в бой, Родина за тобой.

      • Родина — мать, умей за нее постоять.

      • Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

      • Если народ един, он непобедим.

      • Честь солдата береги свято.

      • Умелый боец везде молодец.

      • В бою побывать — цену жизни узнать.

Учитель: Сегодня мы поговорим о тех, кто не боялся смотреть в лицо страшной опасности, угрожающей Родине. Используя текст о герое якутского эпоса Нюргуне Боотуре . Составьте его словесный портрет.
Ответы учеников.

Словесный портрет Нюрун Боотура: герой якутского эпоса, смелый, отважный воин, который борется с врагами родной земли. Его зовут « стремительным», потому что его действия похожи на
полет стрелы, а его кровь быстро течет по жилам. Его называют сильнейшим и храбрейшим, потому что по силе и храбрости ему нет равных. С самым страшным змеем сражался Нюрун Боотура и победил его.


 

Прочитай башкирскую легенду об Урал –батыре.

      • Какова главная мысль легенды?

      • О каких нравственных качествах говорит герой?

      • Имеют ли значения слова, сказанные Урал-батыром, для современных людей?

Учитель: На уроках истории вы говорили о том, что Русь подвергалась частым нападениям. И во все времена находились герои, которые вставали на защиту родного края. Мы познакомимся с одними из первых защитников нашей Родины. Об их подвигах слагали легенды, ими восхищались, их могущество и силу отражали картины самых известных художников. Кто же это?

Ученики: Богатыри.

Учитель: Конечно же, богатыри. А кого на Руси так называли?

Ответы учеников.

Богатыри (от др.-тюрк. багатур — храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. Словарь Владимира Ивановича Даля (В.Даль(1801 - 1872) - писатель, врач, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка») гласит: Богатырь-человек рослый, дородный и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. 

Учитель: Из былин многие из вас знают, что богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от порабощения и унижения. Их образы обросли легендами, но они всегда были примером для народа. А почему?

Ответы учеников.

Учитель: Да, читая об их подвигах, люди проникались уважением к ним, и им хотелось поступать так же, как нашим далеким предкам, творить добро и противостоять злу в лице захватчиков, защищать землю от врага. Нет такого врага, которого не смогли бы одолеть богатыри. Обычно богатырь в одиночку справляется с неприятелем. Так сказатели усиливали его личностные качества: смелость, отвагу, силу, бесстрашие. На примере богатырей воспитывались нравственные качества у народа. А как называются произведения, в которых воспевается сила и могущество богатырей?

Ученики: Былины.

Учитель: что такое былины и когда они впервые возникли?

Ответы учеников

Учитель: Были́на (стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Учитель: В старших классах на уроках литературы вы обязательно познакомитесь с текстом «Слова о полку Игореве». А сегодня мы рассмотрим былины о самых известных русских богатырях. Их имена знакомы вам с раннего детства. Нет ни одного школьника, который бы не восхищался подвигами Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца. Мы знаем их как бесстрашных воинов. А что говорит о них наука История?

Учитель: Известный искусствовед А.М.Марков выдвинул гипотезу о том, что Алеша Попович был сыном боярина и соратником князя Владимира Мономаха, а звали его Ольбергом Ратиборовичем.

В 1095г. именно он убил половецкого хана Итларя, а со временем имя Итларь исказилось и превратилось в Итларище, а затем и в Идолище. Так битва Алеши Поповича и Идолища поганого дошла до наших дней.
Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином змеем. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея". А имя Ольберг со временем превратилось в Алешу. Вот таким был наш младший богатырь.

По сведениям Добрыня Никитич вовсе не носил это отчество. Он был родом из села Низкиничи, которое и присоединилось к отчеству.

Также стало известно, что Илья Муромец был уроженцем села Карачарово, где до сих пор проживают люди, считающиеся его потомками. А в конце жизни он стал иноком Илией Печерским, в XVII веке был причислен к лику святых.

Учитель:  Образы богатырей запечатлены не только в произведениях литературы, но и в музыке, живописи и даже архитектуре. Давайте обратимся к одной из самых известных картин В.М.Васнецова «Богатыри». Доподлинно известно, что Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич жили в разное время, но художник, объединив их на картине, показывает нам, что необъятная сила этих героев будет передана потомкам. Что придет время, когда и мы, подобно богатырям, будем стоять на страже покоя Родины. Скажите, как художник изображает былинных богатырей? Как передает их настроение?

Ответы детей.

Физкультминутка «Богатыри» (музыка «Богатырская сила» в исполнение группы С. Намина).

Есть среди вас богатыри?

Вправо-влево посмотри

Мы сегодня вместе с вами

Будем все богатырями

Раз, два! Две ноги-

Надеваем сапоги

Три, четыре! На живот

Нам кольчуга подойдет

Пять, шесть! Латы здесь

Семь, восемь! Шлемы носим

Девять, десять! Это меч-

Будем Родину беречь!

Богатыри готовы в путь,

Осталось лишь ряды сомкнуть.

Учитель: Давайте на основе текстов былин, наших представлений о богатырях в картине В.М.Васнецова составим интеллект- карту о русских защитниках Родины.

(учитель напоминает классу правила создания интеллект-карт)

  • Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка. 

  • Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет. 

  • С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями. 

  • Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово. 

  • Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет лучше запомнить и усвоить новую информацию. 

  • Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

Учитель: Как вы считаете, что объединяет Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича?

Ответы детей.

Учитель: Конечно же, это любовь к Родине, на которую способен только человек с большим сердцем. Поэтому на нашей интеллект - карте я в центр помещу огромное сердце, внутри которого мы разместим богатырей.

(учитель совместно с детьми приступает к созданию интеллект -карты)

      • Что придаёт людям и предметам, изображённым на полотне, особую живопись и убедительность?

      • Назовите основные краски, которые художник использует в картине?

      • Что этими красками изобразил живописец на полотне?

      • Какое настроение оставляет вся картина? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, как снаряжался русский богатырь.

Основное вооружение богатыря – меч и щит. Вначале меч был рубящим и колющим оружием. Мечи конников делались с изогнутым концом. Щит- это средство обороны, которое известно с глубокой древности. Укрепление щита в стене неприятеля является символом победы над врагом. Щиты богатырей изготавливались из слоновой кости.

Ещё один предмет воинского вооружения – лук со стрелами. Лук – симметрично обточенная палка из твёрдой и гибкой породы дерева – вяза, ясеня).

Тело богатыря защищала кольчуга – рубашка, сплетённая из железных колец для предохранения тела от поражения металлическим оружием. Колец в кольчуге было очень много – 15-20 тысяч, поэтому стоила она очень дорого. Весила 12-16 кг. Её ещё называли панцирем, байданой.

Голову богатыря защищал шлем – один из распространённых видов воинских металлических наголовий древности. На вершине шлеме (шишак) не позволяло противнику нанести прямой удар. Можно было ударить только сбоку; сила удара уменьшалась. Основная особенность русского шлема – его коническое окончание, называемое навершием. К шлемам прикреплялись металлические сетки бармицы, закрывавшие уши, шею, плечи.

Непременные атрибуты богатырского снаряжения: копьеили рогатина, палица, булава. Копье - колющее металлическое оружие на древке. Наконечник копья железный или булатный (стальной) 15-20 см длиной. Разновидность копья с более широким, тяжёлым, обоюдоострым наконечником – рогатина, палица -деревянная дубина с утолщённым концом. Булава – усовершенствованная палица (палица булатная, или стальная): на коротком древке укреплена металлическая головка в виде шара. Служила для поражения защищённой шлемом головы воина.

Учитель: Мы назвали самых известных русских богатырей. Давайте еще и назовем три главных качества, которыми они обладали (мудрость, смелость, верность Отчизне). А теперь перенесем их на нашу карту.

Объясним каждое понятие. Как вы понимаете, что такое мудрость?

(совместное заполнение с учителем интеллект-карты (снаряжение богатырей)

Ответы учеников.

V. Закрепление знаний

Подведение итогов

Учитель: Как вы думаете, а что придавало смелости богатырям?

Ответы детей (умение найти выход из любой сложной ситуации, победить самого сильного врага, любовь к Родине).

Учитель: Вы все назвали этот правильно, а как называется чувство бесконечной любви, преданности и благодарности своей Родине?

Ученики: Патриотизм.

Учитель: Как вы считаете, только ли в сражениях проявляются богатырские качества, каким надо быть и как надо себя вести, чтобы стать патриотом Родины?

Ответы детей.

Учитель: Я соглашусь с вами, что человеку нельзя жить без Родины. Это чувство приходит к нам с колыбельными песнями, с запахом родных полей. И наша задача заботиться о ней, сохраняя природу, язык, исторические памятники. Думаю, что вы все согласитесь, что любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что нас окружает. А вокруг нас с детских лет природа родного края. Природа дала нам жизнь, и наша задача отплатить ей тем же, сохраняя леса, реки и поля в чистоте, приумножая ее богатства. Мы должны защитить ее от войн и несправедливости, потребительского отношения. «Береги землю любимую, как мать родимую». И вот мы опять вернулись к теме нашего урока.

 

Рефлексия.

Мне понравилось...

Мне не понравилось...

Я сегодня узнал...

Я хочу дополнительно узнать...

 

VI. Информация о домашнем задании

-Ребята, я надеюсь, вы будете и дальше любить и беречь свою родину, гордиться ее красотой и славными подвигами ее героев.

Домашнее задание я предлагаю:

Подготовить сообщение о подвигах в годы Великой Отечественной войны представителей разных народов нашей страны

VII. Выставление оценок за урок


 


Полный текст материала Конспект урока ОДНКНР "Береги землю родимую, как мать любимую"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Масная Ирина Николаевна  Публикатор
12.10.2020 0 18872 1348

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК