Конспект классного часа "Дорогою любви"; 4 класс
Методическая разработка классных часов
по основам православной культуры
из цикла «Дорогою любви»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 11 лет
Дмитриенко Надежда
Михайловна, учитель ОПК
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
-
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………с.3
-
ГЛАВА 1. Методическая разработка классных часов в 4 классе …….с.4
-
Классный час «О доброделании»……………………………………….с.4
-
Классный час «О честности»……………………………………………с.12
-
ГЛАВА 2. Методическая разработка классных часов в 5 классе..……с.17
-
Классный час «О благодарности»………………………………………с.17
-
Классный час «О прощении»……………………………………………с.23
-
ГЛАВА 3. Методическая разработка классных часов в 6 классе….….с.30
-
Классный час «О таланте»………………………………………………с.30
-
Классный час «О бескорыстии»………………………………………...с.36
-
ГЛАВА 4. Методическая разработка классных часов в 7 классе….….с.41
-
Классный час «Об ответственности»…………………………………...с.41
-
Классный час «О трудолюбии и успехе»………………………………с.50
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..с.56
-
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ………………………………………………….с.57
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ВВЕДЕНИЕ
Основы православной культуры (ОПК) – предмет, имеющий большой образовательный и воспитательный потенциал, дающий возможность детям и подросткам иметь представление о православной традиции в различных ее проявлениях. Целью методической разработки является духовно-нравственное развитие личности, усвоение учащимися нравственных ценностей через православную культуру страны.
Ученикам, изучающим предмет «Основ православной культуры» один раз в неделю, требуется больше знаний для полноценного восприятия культурного наследия наших предков на основе православных ценностей. Поэтому, актуальность дополнительного и более расширенного изучения предмета не вызывает сомнения. Новизной представленной работы является проведение классных часов в форме дискуссионной площадки, что позволяет закрепить материал в интересной и необычной форме. Практическая значимость работы заключается в том, что у учащихся появляется уверенность в том, что православные традиции органично сочетаются с современным взглядом на жизнь, они не архаичны. Они начинают более ответственно относиться к полученным знаниям и применять их в соответствии с православной традицией.
Кроме того, классные часы в таком формате разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов, что делает воспитательную работу более эффективной. Дискуссионная площадка «Уроки добродетели» объединяет образовательное и воспитательное пространство школы, что соответствует требованиям заявленной номинации.
Данная методическая разработка состоит из введения, четырех глав, состоящих из двух частей, заключения, интернет-ресурсов и приложений.
ГЛАВА 1
1.План-конспект классного часа в 4 классе «О доброделании»
Возраст участников (класс): 4 класс
Цель: расширить представления учащихся о таком понятии, как «доброделание», формировать способность осмысливать и оценивать различные житейские ситуации, доброго, внимательного отношения к окружающим, умению радоваться жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло.
Метапредметные: развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере; формирование способностей к работе в группе
Личностные: развитие умения публично выражать свою точку зрения
Форма занятия: дискуссионная площадка
Форма организации пространства: «Панельная дискуссия»
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Технологическая карта классного часа «О доброделании»
Этапы классного часа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационно-мотивированный |
1.Приветствует учащихся: «Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть Ваши добрые лица! Давайте подарим друг другу частичку своего настроения. Улыбнитесь! 2. Но вначале нашей встречи давайте вспомним правила дискуссии [1]. 3.Сегодня наша дискуссионная площадка будет проходить в форме «Панельной дискуссии» [2] 4. Учитель делит класс на 3 группы. 5.Тему нашей дискуссии поможет вам определить видеоролик. |
1.Учащиеся приветствуют учителя и друг друга улыбками. 2.Вспоминают правила проведения дискуссии. 3. Учащиеся знакомятся с правилами проведения дискуссии в форме «Панельной дискуссии». 4. Каждая группа располагаются по кругу. 5. Просмотр видеоролика «Доброта» [3].
|
Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими. |
Ценностно-ориентированный |
1.Как вы понимаете слово «Доброта»? 2.Тысячелетие люди спорили о том, нужна ли доброта или нет, достойна или смешна. -Нужна ли доброта сегодня? -Что нужно, чтобы доброта восторжествовала?
|
1.Работа в группах. 1-2 группы составляют ассоциации к этой теме. 3группа – составляет коллаж, выбирая дела добра. Учащиеся после обсуждения предъявляют свой материал и защищают его. 2.Обсуждение, выступление экспертов. |
Умение работать в группе, формирование доброжелательности, стремление к самосовершенствованию. |
Конструктивный |
1.Примеров добрых дел много в жития святых, которые помогут вам найти выход из ситуаций, описание которых находится на столе в каждой группе. Но не просто найти выход, но и составить правила, которые помогут вам быть добрыми. Эти правила мы напишем на доске. -Житие какого святого поможет вам принять решение? - А что ещё можно было бы сделать? -Что нужно, чтобы добро восторжествовало?
2. Как вы оцениваете поступок Светлячка? Найдите высказывание святых отцов, помогающих составить правило и ответить на самый главный вопрос: Что нужно, чтобы добро восторжествовало? 3.Найдите цитату из Евангелия, которое поможет вам составить правило и ответить на наш главный вопрос. 4. Какие ещё правила доброты можно составить |
1.Работа групп в дискуссии: Первая группа. Текст: Ко мне пришла моя подруга, мы пили чай и смотрели в окно. На улице было светло, и мелкий снежок падал на землю. Через окно было видно, как разные птички прилетали и улетали, а некоторые искали зёрнышки или какой-либо корм. Только один маленький воронёнок никуда не улетал. Он тихо сидел на одном месте. Когда мы вышли гулять, то увидели. Что у воронёнка перебито крыло. -Что сделал бы я? Выбор учащихся (Приложение 1): житие Святителя Николая[4], Святителя Спиридона [5], Святителя Луки [6] Обсуждение по форме Технология ПОПС: Считаем… Потому что.. Например… Поэтому…) Одна группа ответила и вопросы детей из других групп. Составляют правила и записывают. (Помоги, защити слабого) Вторая группа читает «Сказку о светлячке» (Приложение 2) [7]. Высказывания святых отцов (Приложение 3): Паисий Святогорец, преподобный Пимен Великий, святой авва Дорофей, святитель Филарет Московский [8-11]. Составление правила: Бескорыстное творение добра. Третья группа читает рассказ В Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела» (Приложение 4) [12]. Находят цитату из Евангелия: « Не собирайте себе сокровища на земле, но собирайте себе сокровища на Небе». (Мф.6:19-21). «Во всём как хотите чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф.7:12-14). «Любите врагов ваших, творите добро ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас» (Мф.5:42-48). «Итак, как творишь милостыню, не труби перед собою» (Мф:6:1-15). Составляют правила (Творить добро ради любви к ближнему) 4. Учащиеся составляют правила. (Прощать ошибки. Быть внимательным к людям. Говорить вежливые, добрые слова.) Обсуждение между экспертами, запись правил на доске. |
Умение делать выбор, анализировать, выстраивать логическую цепочку. |
Рефлексивный
|
1.Учитель предлагает объединить все выводы, которые были сделаны во время дискуссии для того, чтобы уточнить, нужна ли доброта сегодня и что нужно, чтобы она восторжествовала. 2.Многие участвуют в акциях милосердия. Эти акции- привлечь как можно больше людей. Ведь добрые дела исцеляют нас от равнодушия, жадности. - В каких акциях вы бы хотели поучаствовать? (слайды добрых дел на экране) - Помочь пожилым людям. - Поздравить ветерана. - Отдать игрушку в детский дом. -Защитить животных. -Наведём порядок в парке. - Мастерим домики для птиц. |
1.Учащиеся объединяют все выводы, правила и отвечают на вопрос.
2.Учащиеся отвечают, в каких акциях они бы хотели участвовать.
|
Умение анализировать и синтезировать информацию, делать социально значимый выбор. |
Итоговый. |
- Над чем вы задумались на сегодняшней встрече. - О чём бы вам хотелось поразмышлять после уроков? |
Ответы учащихся.
|
Делать вывод |
2.План-конспект классного часа в 4 классе «О честности»
Возраст участников (класс): 4 класс
Цель: расширить представление учащихся о честности.
Планируемые результаты:
Предметные: стремление к ознакомлению с традиционной отечественной культурой.
Метапредметные: формирование способности к работе в группе, уважительного отношения к одноклассникам
Личностные: развитие умения публично выражать свою точку зрения
Форма занятия: дискуссионная площадка
Форма организации пространства: «Эстафета»
Технологическая карта классного часа «О честности»
Этап классного часа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационно-мотивационный |
1.Приветствует учащихся. 2. Но вначале нашей встречи вспомним правила ведения дискуссии (Приложение 1). 3.Сегодня наша дискуссионная площадка будет проходить в форме «Эстафеты». |
1. Учащиеся приветствуют учителя улыбкой. 2.Вспоминают главные правила. 3.Знакомятся с алгоритмом дискуссии (Приложение 2). |
Добрый настрой на встречу, умение планировать работу совместно с одноклассниками |
Ценностно-ориентировочный |
1.Давайте вместе с вами определим, о чём предстоит наш разговор. 2.а) Почему мальчик не ушёл с поста, когда ему взрослый предложил пойти домой? б) Почему военный на прощание сказал, что из него воин получиться. А ведь он плакал. Да ещё руку пожал. Так выйдет из него герой или нет. 3.Что значит быть честным? 4. Вам приходилось давать честное слово, как вы его выполняли. 5. Мы часто слышим слова о том, что надо говорить правду. Легко ли говорить правду? 6. Давайте послушаем рассказ «Лгун» о подумаем над этим вопросом [14]. Какой урок можно извлечь из этой сказки? 7. Оказывается, честность - богатство человека. О том, умён ли человек, можно судить по тому, насколько он правдив. Солгать – в любом случае поступить глупо. И Богу ложь настолько неприятна, что Он говорит об этом в одной из 10 Заповедей! Священное Писание говорит о том, что не должен человек лгать, иначе не будет мира в его душе. Господь радуется, когда мы говорим правду и, прежде чем сказать, подумай, не огорчит ли это Бога? 8.Как вы думаете, а когда нужно начать формировать такое качество в себе, как честность, чтобы оставаться человеком? 9. Какие шаги мы должны сделать для этого? 10.Что значит поступить честно? Иногда человек попадает в такие ситуации, когда трудно сделать выбор. А как поступил бы я? Вы нашли вещь, которая вам очень понравилась. Вы стали свидетелем того, как ваш лучший друг обманул кого-то. |
1.Ролевое проигрывание проблемной ситуации. Рассказ Л.Пантелеева «Честное слово» [13]. 2. Запись общего решения на листе. Лист передаётся по часовой стрелке следующей группе а) Он не хотел подводить других ребят, дорожил честным словом. б) Он не струсил, не оставил пост. Возможно, слезами он преодолевал страх. Он умеет держать слово и из него получится настоящий человек. Пожал руку в знак уважения к его поступку. (Передали листочки) 3. Дал слово – держи его и, несмотря ни на что, не подводи. 4.Рассказы детей. 5. «Честный человек не боится сказать правду». 6. Учащиеся слушают рассказ « Лгун». Каждая группа фиксируют своё мнение на листочке и передают. 8. Ответы детей. (с детства) 9. Запись общего мнения и передача листочков по часовой стрелке. (признавать свои ошибки, прилагать все усилия, чтобы сдержать слово, уметь попросить прощение.) 10.Учащиеся анализируют ситуации.
|
Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России |
Рефлексия |
Каждой группе возвращается выданный первоначально лист и даётся время на анализ и согласования всех точек зрения на вопрос: «Что значит быть честным?»
|
Учащиеся анализируют, согласовывают все точки зрения на вопрос: «Что значит быть честным?» Группы озвучивают результаты работы. |
Умение анализировать и сопоставлять информацию. |
Итоговый |
Довольны ли вы дискуссией? Какие разногласия возникли, как решили. Что заставило вас задуматься. |
Ответы учащихся. |
|
ГЛАВА 2
1.План-конспект классного часа в 5 классе «О благодарности»
Возраст участников (класс): 5 класс
Цель: формирование нравственных ценностей личности, воспитание навыков выражения благодарности.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование потребности в нравственном совершенствовании
Предметные: приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа
Метапредметные: умение высказывать свои идеи корректно, слушать и слышать собеседника.
Форма занятия: дискуссионная площадка
Форма организации пространства: «Телевизионное ток-шоу»
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Технологическая карта классного часа «О благодарности»
Этап классного часа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационно- мотивированный |
1.Приветствует учащихся. 2.Но вначале нашей встречи вспомним правила ведения дискуссии. 3. Представляет 5 учащихся, которые будут вести дискуссию.
|
1.Учащиеся приветствуют учителя. 2.Учащиеся знакомятся с правилами проведения дискуссии. 3.Группа из 5 учащихся занимает место в середине кабинета. |
Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими |
Ценностно-ориентировочный |
1.Как вы думаете, что чувствовал мальчик, когда выпил стакан молока, принесённый ему вместо воды? А что чувствовала женщина, когда прочитала слова « Оплачено стаканом молока»? |
1. Учащиеся знакомятся с историей «Стакан молока» с показом слайдов [15] (благодарность) |
Умение делать вывод, сопереживание |
Конструктивный |
1.Итак, сегодня самый главный вопрос нашей дискуссии: «Что значит быть благодарным»?
2. Без чего невозможна искренняя благодарность? 3. Я бы хотела познакомить вас с рассказом В.А. Сухомлинского «Для чего говорят «спасибо»[19]. -Подумайте, кому нужно говорить «спасибо». Надо научиться видеть добро. Как можно чаще говорить « спасибо». Каждое утро начинать со слов благодарности к Богу за новый день, за солнце, за родителей, и вы увидите, как изменится ваша жизнь. |
1.Высказывания ведущих по теме. Точка зрения обосновывается и доказывается. 1ведущий: «Я считаю, что человек должен быть благодарным. Из этой истории мы видим, что чувство благодарности наполняет сердца теплом и радостью. Но не только людей, но и Бога мы должны благодарить за его милости к нам. Я бы хотел (а) рассказать Библейскую историю об исцелении десяти прокажённых (Лк. 17: 11 — 19) (Приложение 5) [16]. - Я думаю, что Иисусу была приятна благодарность выздоровевшего человека.
Ведь каждому приятно, когда его
благодарят за сделанное добро. Благодарность, которую ты испытываешь и выражаешь, приносит духовную радость. И в доказательство слова Иисуса Христа: «Встань, иди: вера твоя спасла тебя» с чувством признательности. Зрители: А за что можно в жизни благодарить Бога?( родителей, друзей, пищу, красоту природы..)
Второй ведущий. О благодарности размышляют не только мы, но и известные люди. « Обиды записывай на песке, благодарность вырезай на мраморе»[17] Пьер Бауст. «Пусть молчит тот, кто дал, пусть говорит тот, кто получает»[18]. Сервантес. Вопросы зрителей ведущему - Что значит записывать обиды на песке? -Молчать, это значить не на показ? Ведущий. Ты не показываешь свои добрые дела, чтобы не гордиться. Это тебе Господь дал возможность и силы творить добрые дела. 2.Обсуждение зрителей, ведущих. Выработка единого мнения (без любви) 3. Обсуждение всех участников. |
Умение обосновывать и аргументировать свое высказывание. Умение работать с информацией, делать вывод. |
Рефлексия |
И в завершении нашей встречи послушайте рассказ В.А. Сухомлинского « Трудно быть человеком» [20]. Закончим предложение нужным словом. « Человеком ты становишься тогда, когда испытываешь ….благодарность..» |
Ответы учеников. |
|
Итоговый |
-Что вас сегодня особенно заинтересовало ? -С какой точкой зрения вы были не согласны, изменилось ли оно? |
Ответы учащихся. |
Самоанализ, умение размышлять над своими впечатлениями |
2.План-конспект классного часа в 5 классе «О прощении»
Возраст участников (класс): 5 класс
Цель: Создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий , осознания своих поступков через понятие прощение.
Планируемые результаты:
Личностные: стремление учащихся к развитию в формате православно-ориентированных нравственных ценностей.
Предметные: усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России
Метапредметные: умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники
Форма занятия: дискуссионная площадка
Форма организации пространства: «Круглый стол»
Оборудование и учебные пособия: Оборудование: компьютер, экран, видеоролик
Технологическая карта классного часа «О прощении»
Этап классного часа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационно-мотиваитонный |
1.Приветствует учащихся. 2.Но вначале нашей встречи вспомним правила ведения дискуссии. Сегодня наша дискуссионная площадка будет проходить в форме «Круглого стола». |
1. Учащиеся приветствуют учителя улыбкой. 2.Учащиеся знакомятся с правилами проведения дискуссии в форме «Круглого стола». |
Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими |
Ценностно- ориентировочный |
1.Внимательно послушайте стихотворение Сергея Погореловского «Побил меня Гуляев Колька..»и подумайте о чувствах мальчика, главного героя [21]. 2.Кто из вас испытывал чувство обиды? Что чувствует обиженный человек? 3. А чтобы этого не случалось с нами, мы должны найти лекарство от обид, ведь нелегко жить с обидой. 4.Почти все сталкивались с обидой. Кто-то быстро забывал, а кто-то нет. Обида- тяжёлый груз на плечах. Так что же значит забыть обиду? а) Какой совет мы слышим? б) Почему мы должны прощать? Самое страшное - остаться одному. А чтобы не остаться одному, нам надо научиться прощать. Каждый из нас делает ошибки и если мы делаем такую же ошибку, мы хотим, чтобы нас простили. 5. Поиграем в игру «Чувства». В первый столбик мы запишем те чувства, которые мешают нам простить, а во второй, что помогает нам простить. а) Что чаще всего мешает нам прощать друг друга? б) А что поможет простить другого? - Любовь. Это дар Божий. А если нет любви, как воспитать в себе такое чувство? И здесь важно подумать, а что Христос сделал ля нас? Он пожертвовал себя нам. И если каждый из нас будет жертвовать другому словом, улыбкой, готовностью помочь, мы будем развивать в себе любовь. А там где любовь, там и прощение. Апостол Павел спрашивал у Христа: «Господи, сколько раз прощать брату моему , согрешающему против меня?» ( Мф18:21-22). И Господь ответил: «Не говорю тебе до семи раз, но до седмиждысемидесяти раз». Это значит «бесконечно много». -Тебя обидели, тебе дали шанс простить. От слова « Прости» уходит печаль, на душе становится радостно. 6.Послушаем стихотворение Бориса Пастернака «Учись прощать» [23]. -Назовите главную мысль стихотворения. 7. – А если у вас нет сил на прощение? -Здесь поможет единственный совет- просить силы у Бога. « Господи, помоги!». Пройдя через все испытания, Он как никто другой слышит наши мольбы. 8. Какие слова мы говорим, когда просим прощения? В игре мы будем просить прощение. Выберите одноклассника, у которого бы вы хотели попросить прощение». Прости меня за то, что я… и к кому обращаются - ответить. |
1.Учащиеся знакомятся со стихотворением Сергея Погореловского, отвечают на вопрос. 2.Ответы учащихся (плохое настроение, плохо спит..) («Правило поднятой руки»). 3. Просмотр видеоролика « Прощение обид» [22].
4.Учащиеся отвечают: а) простить. б) победить обиду, плохое настроение… 5.Учащиеся распределяют слова в два столбика. (любовь, зависть, уважение, гнев, досада, ревность, высокое мнение о себе, непонимание, доброта) а) непонимание б) любовь 6.Учащиеся слушают стихотворение «Учись прощать» [23]. (Учись прощать, чтоб ты был сам прощён). 7.Ответы учащихся. 8.Участие учащихся в игровых упражнениях.
|
Умение анализировать, делать выводы, систематизировать материал, выделять главную мысль |
Рефлексия. |
-Тебя обидел друг. Как поступить, чтобы сохранить дружбу. -Чтобы вы посоветовали человеку, который не умеет прощать? |
Ответы учащихся. |
формирование потребности в нравственном совершенствовании |
Итоговый |
Чему вы научились во время этой встречи? Что не понравилось? Что заставило вас задуматься |
Ответы учащихся |
Формирование способностей к самоанализу |
ГЛАВА 3
1.План-конспект классного часа в 6 классе «О таланте»
Возраст участников (класс): 6 класс
Цель: формирование у учащихся понимания, что талант является даром Божиим, который необходимо развивать.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание школьниками необходимости использовать талант в сочетании с трудом, стремление учащихся к развитию в формате православно-ориентированных нравственных ценностей.
Предметные: раскрытие понятий «талант», «дар», «успех», «карьера», «духовность», закрепление знания детей о Новом Завете.
Метапредметные: формирование представлений о православных ценностях; усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную в результате общения; высказывать своѐ предположение (версию), умение донести свою позицию до других,
Форма занятия: дискуссионная площадка
Форма организации пространства: «Круглый стол»
Оборудование и учебные пособия: компьютер, проектор, экран; Новый Завет
Технологическая карта классного часа «О таланте»
Этапы классного часа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационно-мотивационный |
1.Учитель приветствует учащихся. 2.Сегодня в рамках дискуссионной площадки проведем «Круглый стол». Для этого вспомним правила проведения дискуссии, определим тему и обсудим проблему, подведем итог (возможное решение проблемы) 3. Определение понятийного тезауруса. Что такое талант, дар, успех, карьера, духовность? 4.Учитель зачитывает стихотворение В.Кириленко: Талант – природы дар, помноженный на труд. 5. Учитель ставит проблему. Участники «Круглого стола» отвечают на вопросы: - Назовите слово, характеризующее стихотворение В. Кириленко. - Что означает слово «успех» для вас? - Что обеспечивает успех: талант или труд? |
1.Приветствуют учителя. 2.Учащиеся зачитывают правила проведения дискуссии на экране (Приложение 1), при необходимости уточняют действия. 3. Работают с понятиями, которые встретятся во время дискуссии (внесены на экран) 4.Учащиеся слушают стихотворение 5.Учащиеся отвечают: - Успех - Добиться рекорда в спорте, подружиться с популярной девочкой в классе, научиться рисовать/танцевать/хорошо говорить по-английски, исправить оценки по математике, выиграть конкурс чтецов На третий вопрос учащиеся затрудняются ответить, т.к. в процессе обсуждения не пришли к единому мнению. |
Cовместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. |
Ценностно-ориентировочный |
1.Учитель предлагает учащимся познакомится с притчей о талантах (Мф. 25:14–30) (Приложение 6) [25]. |
Учащиеся зачитывают притчу с экрана |
Знакомиться с новым материалом, внутренне перерабатывая информацию |
Конструктивный |
Учитель выдвигает тезисы для обсуждения. -Можно ли сказать, что в притче говорится только о деньгах (и о духовных дарах тоже) ? - Что имеем в виду, говоря «духовный дар»? - Почему такая разница в накоплении талантов (кто-то усерден, кто-то предприимчив, кому-то повезло, кто-то ленив и т.д.)? - Почему хозяин наградил их именно столькими талантами, сколько они заработали (по их способностям или по их усердию или по их труду) ? - Какие качества пришлось работникам проявить для выполнения поручения? - Для чего даны таланты: карьерный рост, духовный рост, профессиональный рост, для получения удовольствия (хобби) - Являются ли карьерный и профессиональный рост одним и тем же? - Можно ли сказать, что успех возможен без духовного развития? - Как в притче говорится о необходимости духовного развития. - Прокомментируйте слова Иисуса Христа: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и тó, чтó имеет». |
Выступление членов дискуссионной площадки по вопросам дискуссии. Учащиеся используют опорные фразы для дискуссии: - я согласен / не согласен…, - я бы добавил…, - можно понять этого человека, потому что…, - думаю, он понадеялся на авось…
|
Осмысливать и перерабатывать полученную информацию, уметь строить речь по заданному образцу. |
Рефлексивный |
Проводится рефлексия: что полезного извлекли вы из сегодняшней дискуссии? |
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос по желанию |
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. |
Итоговый |
Подведем итог встречи. - Что обеспечивает успех: талант или труд? Предлагаю вывести формулу успеха, вновь обратившись к стихотворению В. Кириленко. Завершающая речь учителя: талант – это Божий дар, который православные стараются развивать и преумножать, а без труда любой талант пропадает. |
После обсуждения учащиеся выдают результат: «Талант - дар Божий, помноженный на труд» |
Уметь анализировать и соотносить информацию, делать выводы. |
2.План-конспект классного часа в 6 классе «О бескорыстии»
Возраст участников (класс): 6 класс
Цель: формирование у учащихся представления о бескорыстии как добродетели и осознания важности этого качества в развитии личности.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание школьниками необходимости использовать талант в сочетании с трудом, стремление учащихся к развитию в формате православно-ориентированных нравственных ценностей.
Предметные: раскрытие понятий «корысть» и «бескорыстие», знакомство с отрывком Евангелия от Луки.
Метапредметные: действие саморегуляции; развитие умения публично выражать свою точку зрения, действия постановки и решения проблемы.
Форма занятия: дискуссионная площадка
Форма организации пространства: «Диспут»
Оборудование и учебные пособия: компьютер, проектор, экран; Новый Завет
Технологическая карта классного часа «О бескорыстии»
Этап классного часа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационно-мотивационный |
1.Учитель приветствует учащихся. 2.Учитель знакомит учащихся с правилами проведения диспута. 3. Определение понятийного тезауруса. Что такое корысть и бескорыстие? 4.Учитель просит назвать слова, сочетающиеся со словом «бескорыстно». 5. Учитель ставит проблему. - Согласны ли вы, что дружить, любить, делать, помогать, дарить что-либо нужно только бескорыстно или возможно ожидать награды за это? |
1.Приветствуют учителя. 2.Учащиеся зачитывают правила проведения диспута (Приложение 1), при необходимости уточняют действия. 3. Учащиеся дают собственное объяснение понятиям, при необходимости учитель уточняет их высказывания. 4.Учащиеся называют следующие слова: дружить, любить, делать, помогать, дарить. 5. Согласно выбранным ответам учащиеся делятся на две группы: первая считает, что не надо ожидать награды, вторая – каждый труд должен вознаграждаться. |
Действия саморегуляции. |
Ценностно-ориентировочный |
Учитель предлагает учащимся познакомиться с притчей о бескорыстии Н.Скорняковой (Приложение 7) [26]. Просит выделить особенно важные места в тексте. |
Учащиеся индивидуально знакомятся с притчей в стихах, а затем в группах, после обсуждения выделяют нужные места, далее знакомят с результатом другую группу. Одна группа выбирает слова «Как жаль, что бескорыстье в мире есть Порой для тех, кто менее достоин». Другая группа – слова «…не за долг и за награды, А от того, что 'иначе нельзя, Всегда быть своей чести верным надо». бескорыстным быть |
Умение извлекать информацию, выделять нужные фрагменты, осознание необходимости для личностного развития добродетелей |
Конструктивный |
1.Учитель предлагает провести обсуждение и выяснить, является ли бескорыстие добродетелью. 2.В конце диспута приводятся слова Господа Иисуса Христа в Евангелии от Луки (Лк. 6: 27-36) (Приложение 8) [27] ,
|
1.Группы готовятся защищать свой выбор. Первая – защищает тезис о ненужности бескорыстия и приводит аргументы, опираясь на слова стихотворения; вторая – о его необходимости, тоже с аргументами. Представители групп выходят парами к центру и обмениваются своим мнением. После них вторая пара и т.д. 2.После ознакомления с текстом Евангелия диспут продолжается. |
Умение аргументировать свои высказывания, отстаивать свою точку зрения, нравственный выбор. |
Рефлексивный |
Проводится рефлексия: что полезного извлекли вы из сегодняшней дискуссии? |
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос по желанию |
Самоанализ, умение делать выводы |
Итоговый |
Подведем итог встречи. - Является ли бескорыстие добродетелью? Итоговая речь учителя: как мы видим, бескорыстие является одной из главных добродетелей православного человека, т.к. основана на законе любви. |
Вывод учащихся: «Бескорыстие является добродетелью, об этом говорит Евангелие» |
Умение сопоставлять информацию, делать выводы |
ГЛАВА 4
1.План-конспект классного часа в 7 классе «Об ответственности»
Возраст участников (класс): 7 класс
Цель: формирование у учащихся чувства необходимости ответственно относится к любому делу.
Планируемые результаты:
Личностные: стремление учащихся к развитию в формате православно-ориентированных нравственных ценностей, способность контролировать собственную деятельность на основе ответственного отношения к делу.
Предметные: приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
Метапредметные: формирование способности четко выражать свою мысль, планировать свое высказывание
Форма занятия: дискуссионная площадка
Форма организации пространства: «Аквариум»
Технологическая карта классного часа «Об ответственности»
Этап классного часа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационно-мотивационный |
1.Приветствует учащихся: «Добрый день! Я прошу ответить мне не словами, а жестом, мимикой и т.д.» «Оказывается, добрые мысли можно выражать не только словами». 2. Но в начале нашей встречи вспомним правила ведения дискуссии. Сегодня наша дискуссионная площадка будет проходить в форме «Аквариума». 3.Учитель делит класс на активные (в количестве трех) и пассивную рабочие группы, которые по очереди будут принимать участие в обсуждении. |
1.Учащиеся приветствуют учителя улыбкой, поклоном, прикладывают руку к сердцу. 2.Учащиеся в парах знакомятся с правилами проведения дискуссии в форме «Аквариум», при необходимости задают вопросы (Приложение 1). 3. Первая активная группа занимает место в середине кабинета, пассивная – располагается полукругом, если нет возможности, учащиеся остаются за партами. |
Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими, на конструктивную работу. |
Ценностно-ориентировочный |
1. Найдите слово, для которого все эти слова: ручательство, порука, совесть, обязательность, надежность, поручительство, ответ, важность, серьезность, обязательство, являются синонимами [28]. 2. А эта притча подскажет, о каком виде ответственности мы сегодня поговорим. «Однажды маленький мальчик потерялся в лесу. Он долго искал дорогу, но так и не смог выбраться из леса. И вдруг увидел старичка. Мальчик очень обрадовался и бросился к нему. «Я потерялся,- сказал он.- Мне очень страшно в этом лесу, я очень хочу есть. Пожалуйста, помоги мне». Старик посмотрел на малыша, покачал головой… и пошел дальше своей дорогой. Мальчик побежал за ним, повторяя: «Я хочу есть…» Но старик опять не предложил ему помощь… Через некоторое время мальчик стал наблюдать за тем, что делает старик – он собирал ягоды и срывал с дерева орехи. И мальчик стал повторять за ним. Старик хорошо знал, как выжить в глухом лесу, и мальчик многому научился у него. Он научился собирать ягоды, грибы и орехи, ловить рыбу, строить жилище. Он стал сам нести ответственность за себя. Мудрый старик научил его этому, вместо того, чтобы взять ответственность за ребенка на себя» [29] |
1. После обсуждения в парах, учащиеся называют слово «ответственность». 2.Вывод: о личной ответственности
|
Способность к анализу, умение делать вывод, умение работать в микрогруппе. |
Конструктивный |
Для обсуждения вам предлагаются афоризмы об ответственности. Ваша задача – обсудив цитату, назвать основную мысль фразы (можно просто перефразировать), согласиться или нет с высказыванием и обосновать свой ответ. После того, как группа в «аквариуме» выдаст результат обсуждения, пассивная группа высказывает свое мнение о самом обсуждении по алгоритму: - согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась? - была эта мысль достаточно аргументированной? - какой из аргументов вы считаете наиболее убедительным? Далее в «аквариум» перемещается вторая активная группа, после нее – третья. Высказывания пассивной группы завершает обсуждение вопросов каждой активной. |
Работа групп в «аквариуме». 1.Первая группа после работы с цитатой «Ответственность — мужество иметь дело со всеми последствиями своих дел» Александра Круглова [30] и обсуждения, выдает свой результат вместе с аргументами: «Я несу ответственность за ВСЕ свои поступки», говорит автор. Но мы не согласны с этим утверждением, т.к. иногда мы не можем влиять на события. Ответ пассивной группы: «Выбор есть всегда, даже если он и не желателен. Если я знаю, что мне придется отвечать, я постараюсь исправить положение, а не пытаться возложить ответственность на другого человека. Надо быть честным». Вторая группа обсуждала слова Сомерсета Моэма «Человек может поступать как ему угодно, если он согласен нести за это ответственность» [30]. Вывод группы: «Ты можешь делать все, что угодно, а отвечать за нехорошие поступки может и не придется, повезет. Мы не согласны, т.к. думать надо о своей душе, о том, чтобы поступать правильно, помнить о Заповедях Божиих». Пассивная группа согласилась с выводами. Третья группа обсудила высказывание Томаса Карлайля «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» [30] . Заключение группы: «Мы ДОЛЖНЫ испытывать чувство ответственности за происходящее, т.к. мы живем на одной планете и все мы братья. А братья должны помогать друг другу и заботиться. А кто заботится – тот всегда в ответе, за того, о ком заботишься». Пассивная группа также согласилась с этими выводами. |
Способность извлекать информацию, выделять главную мысль, приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности, умение встраивать собственное мнение в соответствии с планом. |
Рефлексивный |
Учитель предлагает выбрать предложение, которое соответствует мнению учащихся: 1.Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать. 2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть… 3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время. |
Учащиеся выбирают карточки с плюсом, минусом и вопросом, в соответствии со своим мнением, и демонстрируют их. |
Умение отстаивать свою точку зрения; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы |
Итоговый |
Учитель: в православной традиции брать ответственность на себя. Вспомним благоверного князя Александра Невского или святителя Луку. Потому что они понимали: ответственны перед Богом. |
Учащиеся продолжают мысль учителя, приводя примеры из жизни, книг и фильмов, житийной литературы |
Умение строить логическую цепочку и аргументировать свой выбор. |
2.План-конспект классного часа в 7 классе «О трудолюбии и успехе»
Возраст участников (класс): 7 класс
Цель: формирование у учащихся понимания того, что любовь к труду является «не просто умение себя заставить трудиться, а свойство души получать от труда радость» (протоиерей Сергий Николаев) [31].
Планируемые результаты:
Личностные: стремление учащихся к развитию в формате православно-ориентированных нравственных ценностей.
Предметные: приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности
Метапредметные: формирование способности четко выражать свою мысль, аргументировать, анализировать, работать с информацией.
Форма занятия: дискуссионная площадка
Форма организации пространства: «Карусель»
Технологическая карта классного часа «О трудолюбии и успехе»
Этап классного часа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационно-мотивационный |
1.Приветствует учащихся: «Добрый день! Надеюсь, что наша встреча будет интересной и полезной, и нам будет сопутствовать успех» 2. Как всегда, в начале нашей встречи узнаем о правилах ведения дискуссии. Сегодня наша дискуссионная площадка будет проходить в форме «Карусели». Разговор будет вестись по кругу, после определения темы и поставленной проблемы. Каждому участнику дискуссии будут даны 2 минуты для высказывания своего мнения (ответа на поставленный вопрос) 3.Учитель рассаживает класс по кругу |
1.Учащиеся приветствуют учителя. 2.Учащиеся, при необходимости, уточняют правила ведения дискуссии. 3. Первая активная группа занимает место в середине кабинета, пассивная – располагается полукругом, если нет возможности, учащиеся остаются за партами. |
Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими |
Ценностно-ориентировочный |
1. Задание следующее: надо назвать слова по ассоциации со словом «успешный». 2. Вы нарисовали портрет успешного человека. Почему эти качества могут помочь добиться успеха? 3.Портрет успешного человека включает в себя очень много качеств. Все вместе они дают положительный результат. Но если брать по отдельности, могут ли они обеспечить успех?
|
1. Учащиеся называют слова «уверенный в себе», «прилежный», «волевой», «трудолюбивый», «дружелюбный», «умный», «талантливый», «любознательный». 2.Учащиеся высказывают предположения по кругу после того, как учитель называет качество. 3.Учащиеся дают характеристику каждому качеству (если справиться не может, ему помогают соседи справа или слева), но после «карусели» приходят к выводу, что это сложно определить, какое из качеств может однозначно привести к успеху. |
Развитие ассоциативного мышления, умение делать предположения |
Конструктивный |
Для обсуждения учитель выбрал рассказы В.Сухомлинского 1.Учитель предлагает вниманию учащихся небольшой рассказ «Не потерял, а нашел» (Приложение 9) [32]. 2.Далее учитель знакомит учеников с рассказом «Счастье и труд» (Приложение 10) [32] 3.Третий рассказ «Правильно думай о труде» (Приложение 11) [32] |
1.Учащиеся обсуждают вопрос «Почему желание трудиться является важным?». 2.Вопрос для обсуждения в «карусели»: «почему труд приносит счастье?» 3.Вопрос: «Что означает правильно думать о труде?» |
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий |
Рефлексивный |
1.Учитель предлагает сделать общий вывод
2. Апостол Павел говорил: «…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10). Что он имел в виду?
|
1.Вывод учащихся: чтобы появилось желание трудиться (чтобы стать трудолюбивым), надо изменить свое отношение к труду и тогда он станет приносить счастье. 2.Результат работы «карусели»: апостол Павел имел в виду именно пропитание. Но наш разговор говорит о другом: не будешь трудолюбивым – результаты труда будут скудными, об успехе можно не мечтать. |
Умение делать выводы |
Итоговый |
1.Христиане всегда считали труд делом священным. Примером тому жития многих наших святых. Труд может быть и физическим, и интеллектуальным, и духовным. Приведите, пожалуйста, примеры духовного труда. 2.Может ли духовный труд помочь нам в достижении цели? 3.Можем ли ответить на вопрос «Какое качество может принести успех в любом деле?» 4.Изменилось ли ваше отношение к труду? |
2.Молитва, пост, работа по искоренению плохих привычек. 2.Если цель благородная, то можно помолиться. 3. Трудолюбие. «Без труда не втащишь и рыбку из пруда», 4.Учащиеся отвечают на вопрос. |
Формирование потребности в нравственном совершенствовании |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая разработка «Дискуссионная площадка «Уроки добродетели» дала возможность решить несколько задач. Во-первых, учащиеся, изучающие ОПК в 4-7 классах, смогли расширить свои знания по предмету, так как проведение урока один раз в неделю не предоставляет возможности для достаточного усвоения материала. Во-вторых, форма дискуссионной площадки позволила углубить воспитательный момент, практически предоставила ученикам возможность применять свои знания о православной культуре в жизни, т.е. усвоить традиционные православные ценности. В третьих, благодаря дискуссии в различных ее видах были созданы условия для формирования умения выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, анализировать высказывания оппонентов, а также корректно вступать с критикой и планировать свое выступление.
В результате удалось достигнуть поставленную цель – обеспечить развитие нравственных качеств личности учащегося на основе традиционных православных ценностей.
Данная методическая разработка может быть применена не только в классах, изучающих основы православной культуры. В дальнейшем ее можно дополнить работами для продолжения усвоения православных традиций в старших классах.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
-
http://4oratory.ru/sovety/pravila-vedeniya-diskussii
-
https://vuzlit.ru/342384/vidy_uchebnoy_diskussii
-
https://www.youtube.com/watch?v=CoLpzLdOzco
-
http://nhero.ru/skazka_o_svetlyachke/
-
https://predanie.ru/paisiy-svyatogorec-prepodobnyy/book/85231-duhovnoe-probuzhdenie/
-
http://prosto-slova.ru/korotkie-rasskazy/71-krasivye-slova-i-krasivye-dela.html
-
http://www.stihi.ru/2012/01/06/2543
-
https://azbyka.ru/biblia/?Lk.17:11-19
-
https://tsitaty.com/цитата/132550
-
https://skazki.rustih.ru/vasilij-suxomlinskij-dlya-chego-govoryat-spasibo/
-
https://skazki.rustih.ru/vasilij-suxomlinskij-trudno-byt-chelovekom/
-
https://rustih.ru/sergej-pogorelovskij-v-dedushkinoj-komnate/
-
https://azbyka.ru/fiction/uchis-proshhat-molis-za-obizhayushhix-pasternak-boris/
-
http://poem4you.ru/vikela/Talant--prirodyi-dar--pomnojennyiy-na-trud.html
-
https://azbyka.ru/biblia/?Mt.25:14-30
-
http://www.stihi.ru/2014/02/22/10517
-
https://azbyka.ru/biblia/?Lk.6:27-36
-
http://thingx.ru/lifestyle/pritcha-ob-otvetstvennosti/
-
http://aforisimo.ru/pro-otvetstvennost/
-
http://www.slavianka.com/read/slovo-pastyrya/Slovo-pastyrya1/
-
https://rebenok.mirtesen.ru/blog/43543526880/10-pravilnyih-detskih-rasskazov-o-trudolyubii-i-leni
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Житие святых
Святитель Николай.
Святитель Николай тайно творит добрые дела и не ждёт благодарности. Он не может оставаться равнодушным и пройти мимо нуждающихся. Он семью от нищеты, подбрасывая ночью узелки с золотом. Он помогает всем, даже тем , кто не просит его о помощи.
Святитель Спиридон
Однажды на острове Кипре было бездожие и страшная засуха, за которой последовал голод и множество людей погибло. Святитель Спиридон, видя бедствие, постигшее народ, и, жалея погибающих, обратился с усердной молитвой к Богу. И пролился дождь на землю, и земля дала плоды, и было великое изобилие.
Святитель Лука
Приёма в больнице ему казалось недостаточно, и он стал приводить больных к себе домой. Они лежали в комнатах, как в палатах. Святитель Лука лечил их, а мать кормила.
Приложение 2.
Сказка о светлячке
Уже забрезжил рассвет. «Пора вставать» — сказал себе Сашка, томно потягиваясь в бабушкиной кровати. «Как же здесь хорошо — лес, речка, чистый воздух — вот они, долгожданные каникулы.» Мальчик быстро оделся, взял дедушкину удочку и отправился на рыбалку. Река встретила его приветливо, водная гладь будто замерла в ожидании встречи. Гордо шагая по тропинке, мальчик услышал еле уловимый голос. Это был маленький Cветлячок. «Давай дружить» — промолвил он, — «я тут совсем один, запутался в траве, помоги мне выбраться к солнышку.» «Зачем ты мне, какой от тебя прок», — ответил мальчик и уверенно перешагнул через него. Распутав удилище, Сашка принялся за дело и совсем не заметил, как прошёл день. Наступил вечер, мрачная дымка тумана окутала всё вокруг. Стало страшно, «Как же я доберусь до дома?» — подумал мальчик, как вдруг снова услышал знакомый голос. «Я помогу тебе» — сказал Светлячок и ярко заблестел в ночном полумраке. Так и шли они вдвоём прямо до крыльца.
Приложение 3
Высказывания святых отцов
«Добро является добром лишь в том случае, если делая его, ты жертвуешь чем-то своим: словом, покоем и тому подобным». Паисий Святогорец.
«Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрые дела уничтожали злобу». Преподобный Пимен Великий
«Кода ты подал милостыню, ты умножил количества добра в мире. Бедняк, которому ты помог, получил десятую часть добра. Остальное добро ты сделал для себя. Ведь от этого у тебя душа стала светлее». Святой Дорофей
«Мало не делать зло, надо делать добро, надо даже искать случая его делать». Филарет Московский
Приложение 4
Рассказ В.А. Сухомлинского « Красивые слова и красивые дела»
Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Приложение 5
Лк.17: 11-19.
Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Приложение 6
Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и тó, чтó имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Приложение 7
Притча о Бескорыстии
Шел человек. Был долог его путь,
Да и тяжел - все ямы, буераки.
На камень придорожный отдохнуть
Присел. Вдруг истощалая собака,
Откуда ни возьмись, хвостом метя,
Дорожной пыли облако взметнула
И ластится к ногам, ну как дитя.
Но человек устал был, отмахнулся.
Не разделил он пищу с ней. Едва
Доел, прибрал остатки и в дорогу,
Не став лохматую с собою звать.
Однако та, не отставая, в ногу
За ним бежит. Отгонит человек,
Остановившись, наглую попутку.
Она замрет на миг, и снова в бег,
Не выпустив из глаз ни на минутку.
Темнеет небо. Ночь спешит накрыть.
Огней селения не видно. Деревами
Подернут горизонт. Лишь солнца нить
Едва видна у них над головами.
Вот порвана она. Взошла луна.
И в отдаленьи, то справа, а то слева
Победный волчий вой - охоты знак.
Не скрыться путнику. Он замер. Что же делать?
Но тут собака, оголив свои клыки,
Ощерившись в оскале леденящем,
Меж ним и стай вклинилась, в штыки
Сородичей приняв. И вой стоящий
От неожиданной заминки приумолк.
Толкнула мордой под колено. Мол, иди.
Ты - человек, а я - почти что волк.
Я разберусь. Не прерывай пути.
Опешил человек, но припустил
Быстрее к дому прочь и без оглядки.
Собака, ринулась к волкам что было сил,
И завязалась на дороге схватка.
Под рев и рык, спеша скорей уйти,
Увидел путник цель - огни поселка.
Всего-то сто шагов - конец пути.
А в доме есть огонь и есть двустволка.
Не увязался бы за ним коварный зверь.
Но страх напрасен. Стойкая дворняга
Их не пропустит. Вот уже и дверь.
Рывок один - последние два шага.
В дом заскочил, дверь запер на замок,
Разжег огонь в печи. Однако на подмогу
Не кинулся. В кровать скорее лег
И похвалы свои направил к Богу.
Собака билась из последних сил,
Держала оборону как боец.
Но ослабела. Серый прокусил
Ей горло в схватке. Встретила конец
Достойно. И в тускнеющих глазах
Мелькнул на миг блаженный огонек.
Завыли волки, и досада в голосах
Ей подсказала - путник уж далек.
Так жизнь отдав за труса и скупца,
Не стоящего и ее шерстинки,
Она ушла достойно, и лицо,
Точнее морду, не утратив в поединке.
И долго выли волки в ее честь,
А путник глубже кутался от воя.
Как жаль, что бескорыстье в мире есть
Порой для тех, кто менее достоин.
К чему рассказ я завела, друзья?
К тому, что не за долг и за награды,
А от того, что 'иначе нельзя,
Всегда быть своей чести верным надо.
Приложение 8
Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Приложение 9
Не потерял, а нашел
Когда сыну исполнилось двенадцать лет, отец дал ему новую лопатку и сказал:
– Иди, сын, в поле, отмерь участок площадью сто ступней вдоль и сто поперек и вскопай.
Пошел сын в поле, отмерил участок и стал копать. А копать он еще не умел. Трудно было вначале, пока приловчился копать и к лопате приспособился.
К концу работа пошла все лучше и лучше. Но, когда сын вонзил лопату в землю, чтобы перевернуть последнюю горсть почвы, лопата сломалась.
Возвратился сын домой, а на душе неспокойно: что скажет отец за сломанную лопату?
– Простите меня, отец, – сказал сын. – Я допустил потерю в хозяйстве. Лопата сломалась.
– А копать ты научился? Копать тебе в конце было трудно или легко?
– Научился, и копать в конце мне было легче, чем в начале.
– Значит, ты не потерял, а нашел.
– Что же я нашел, отец?
– Желание трудиться. Это самая дорогая находка.
Приложение 10.
Счастье и труд
У одной бедной женщины были два сына-близнеца. Когда сыновьям исполнилось семь лет, мать дала им по ведру, взяла за руки и сказала:
– Пойдем, сыны, добывать разум.
Шли они день, шли другой, а на третий пришли к высокой горе.
– В этой горе, – рассказала мать, – маленькими золотыми крупицами рассыпан разум. Чтобы добыть разум, нужно найти полное ведро маленьких золотых крупинок. Добывайте себе разум. – И дала сыновьям по маленькой лопатке.
Сыновья-близнецы были очень похожи друг на друга: синие глаза, черные брови, белое лицо… но душа у них была разная. Один сын – Работящий, а другой – Ленивый.
Ленивый взял ведро и лопатку и пошел прочь от горы.
– Пойду к речке, – сказал он Работящему, – рыбу половлю и уху сварю.
А Работящий сел возле высокой горы и начал пересыпать землю маленькой лопаткой. Наберет лопатку земли, высыпет, а из нее иногда падает золотая крупинка. Он ту крупинку и кладет в ведро.
Прошло много лет. Ленивый сын вспомнил о своем Работящем брате и решил: пойду посмотрю, жив ли он еще.
Идет день, идет другой, на третий день приходит к горе. Но гора совсем не там, где была много лет тому назад, когда они с братом были семилетними детьми. Стоит возле горы Работящий брат, а рядом с ним полное ведро золотых крупинок.
Удивился Ленивый, понял, что его Работящий брат пересыпал всю земляную гору и добыл разум. А он, Ленивый, только и научился рыбу ловить и уху варить.
– Что же ты теперь будешь делать? – поинтересовался Ленивый брат у Работящего.
– Пойду добывать счастье для матери.
– За золото, счастье купишь? – спросил Ленивый.
– Счастье не покупается, – отвечал Работящий брат, – счастье достигается трудом.
Приложение 11
Правильно думай о труде
Пятиклассники посадили много кустов рябины. Когда-нибудь целая роща вырастет. А пока что нужно поливать кусты, ухаживать за ними.
Разделили кусты между учениками. Каждому досталось по четыре деревца.
Марийка и Оля сидят за одной партой. И кусты рябины их рядом.
Договариваются девочки и приходят вместе поливать деревья.
Первую рябину Марийке поливать очень легко, вторую – немного труднее, третью – трудно, а на четвертую уже совсем мало остается сил.
Но вот заболела Оля, и пионервожатая попросила Марийку:
– Поливай и Олины деревца. Она же твоя подруга.
Марийка тяжело вздохнула, взяла ведро и пошла к рябиновой роще. Она все думала: теперь ей поливать восемь деревьев. Восемь поливалок воды надо нести от колодца.
Девочка взялась за работу. Полила одно дерево, второе, третье. И вот что странно: работа казалась ей легкой. Уже на шестом деревце стало труднее. Седьмое деревце поливать было совсем трудно, а на восьмое едва хватило сил.
«Вот оно что, – думала Марийка, окончив работу. – Теперь я знаю, как облегчить работу. Надо думать: мне поливать двенадцать деревьев. Тогда восемь поливать будет совсем легко».
Так она и сделала на следующий день. Собираясь на работу, она все время думала: мне надо полить двенадцать деревьев. Вытащить из колодца и отнести в рябиновую рощу двенадцать ведер воды.
Поливая, она все время думала только об одном: мне сегодня надо полить двенадцать деревьев.
Полила восемь – и не ощутила усталости. «Самое трудное – приучить себе правильно думать о труде», – вспомнила Марийка слова учителя.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дмитриенко Надежда Михайловна
→ Публикатор 04.11.2020 0 2319 277 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.