Статья "Из опыта работы по введению курса ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры (размышления директора)"


Из опыта работы по введению курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

В нашей школе, как и в других пилотных образовательных учреждениях, введение курса «Основы православной культуры» было воспринято как новый путь в образовании. Мы понимали, что изучение этого предмета позволит восполнить у обучающихся дефицит нравственности, потерю важных духовных ориентиров, утрату уважительного отношения к истории страны и своего народа.

Конечно, было тревожно, потому что школьный учитель столкнулся с областью, мало для себя изученной. Чему учить и как учить? Как быть, если ребёнок совсем далёк от благочестия и в семьях утрачены христианские ценности? Как пробиться к его сердцу? Не станет ли при этом светская школа воскресной?

Универсальных решений не было. Мы шли методом проб и ошибок. И сегодня по истечении 10 лет инновационной деятельности мы можем сказать, что в нашей школе в рамках изучения курса «Основы православной культуры» сложилась система работы по духовно-нравственному воспитанию. Важно, чтобы не путём воцеркновления, а через нетрадиционные формы обучения ученик прикоснулся к истокам православия, русской культуры. Поэтому основной ведущей педагогической идеей считаем преподавание основ православной культуры с широким применением краеведческого материала по истории культуры родного края, с использованием самых интересных форм работы.

Одним из ресурсов, способствующих созданию образовательного пространства, комфортного для сотрудничества и диалога о ценностных ориентирах, которые нам открывает православная культура, явилась проектная деятельность. Проект «Возрождение духовных традиций Отечества» стал одним из первых. Он был направлен на то, чтобы ввести родителей в новое направление деятельности и обрести в них единомышленников. В результате 98 % родителей четвероклассников – уже в первый год работы по введению курса «Основ православной культуры» в образовательный процесс нашей школы – дали согласие на изучение этого предмета своими детьми. И отказов в течение года не было.

Своеобразным «паломничеством» по Святой Руси, совершенным учителями, управленцами, детьми и их родителями, стал проект «Святая Русь». Он позволил увидеть, понять и приблизить к сердцу каждого смысл слов Дмитрия Сергеевича Лихачева о нашем Отечестве: «… Святая Русь – это, прежде всего, святыни Русской Земли в их соборности, в их целом. Это ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, святые события истории Руси, праведники…» (проект демонстрировался на Павловских педагогических встречах, Третьих Таганрогских Рождественских чтениях).

Проект «Святая Русь» получил свое развитие в нынешнем учебном году на уровне исследовательской деятельности уже межшкольного педагогического сообщества (лицей № 28, школы № 27, 16 и 36) в сотрудничестве с представителями духовенства православных приходов Таганрога.

Как известно, одна из форм познания мира, источник проектной деятельности - поездки, экскурсии, походы, посещение выставок, встречи с интересными людьми. Помня слова В.А.Сухомлинского: «Идите в поле, парк, пейте из источников мысли, и это живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами», наши педагоги организовали ряд экскурсий в Псковскую и Новгородскую области, в Пушкиногорье и Санкт-Петербург, по Ростовской области и родному городу. И карта Святой Руси ожила… Возникла потребность поделиться увиденным. Так родилась идея еще одного проекта - «Храмы Святой Руси».

Только общими усилиями: Церковь – школа – семья – можно достичь хороших результатов в патриотическом и духовно – нравственном воспитании наших детей. Поэтому педагоги нашей школы обращаются к опыту по проектной деятельности других регионов.

Осознание чувства гордости за свою Родину, народ, историю формируется в ходе работы над проектом «Забытый памятник незабытой войны». Работа над этим проектом познакомила наших ребят с удивительным человеком, учителем-фронтовиком Орловым Николаем Владимировичем. В школу№ 27 он пришел в 1950 году и проработал в ней до самой пенсии учителем истории и краеведения. Очень многим школьникам привил Николай Владимирович любовь к истории, помог выбрать свой жизненный путь. Но самое главное начиналось после уроков...

В нашей школе Николай Владимирович организовал отряд красных следопытов. Он сплотил вокруг себя ребят, которые были неравнодушны к своей истории. До самой смерти как самую дорогую реликвию хранил он зеленые погончики с надписью: «КС-27», что значит «Красные следопыты школы 27». Занимаясь поисковой работой, они объездили полстраны, познакомились со многими ветеранами, создали школьный музей и во дворе школы открыли памятник учителям и ученикам, погибшим в годы войны. К сожалению, в лихие девяностые этот памятник был разрушен. Но мы исправили ошибки прошлого. Памятник был вновь открыт. Он немного отличается от старого по внешнему виду, но по просьбе Николая Владимировича мы сохранили на нем надпись: «Любите Родину так, как мы ее любили». А восстановление школьного музея- это следующий масштабный проект нашей школы, над которым трудятся ребята, учителя и их родители

В заключение хотелось бы сказать, что одно из достоинств проектно-исследовательской деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои универсальные умения.

Опыт проведения проектов на уроках Основ православной культуры показывает, что этот метод способствует установлению духовной, творческой атмосферы в классе, собственному духовному совершенствованию учителя, учащихся и их родителей, развитию высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них стремления к доброделям и любви к родине, родному краю, Отчизне.

В завершении хотелось бы вспомнить слова профессора Уральского государственного педагогического университета Погорелова Станислава Тимофеевича: «Нельзя быть христианином по принуждению. Люди свободны в выборе. Но свобода предлагает ответственность! И в России можно быть кем угодно, но нельзя быть враждебным православию. Иначе гражданином России быть нельзя». Коллектив нашей школы разделяет эту мысль.


Полный текст материала Статья "Из опыта работы по введению курса ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры (размышления директора)" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вера Михайловна Липало  Публикатор
15.06.2021 0 1314 187

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК