Конспект урока ОРКСЭ "Добро и Зло в православной традиции"; 4 класс



 


 


 


 

 Конспект урока по курсу: Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса

« ДОБРО И ЗЛО В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ»

 

Тема «Добро и Зло в православной традиции»

Актуальность данной темы состоит в том, что в наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

Цель : развитие представлений учащихся о добре и зле, формировать понимание того, что творить добро – духовная радость.

Задачи:

  • раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»

  • введение детей в проблему добра и зла;

  • воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;

  • мотивация младших школьников на нравственные поступки и деяния;

  • формирование умений согласовывать свои действия с коллективом;

  • создание мотивации для дальнейшей работы по данной теме;

  • формировать умение правильно оценивать себя и других;

  • развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;

  • воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу;

  • осознать, что библейские заповеди, указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить с ладу со своей совестью, испытывая духовную радость.

Оборудование:

ватман, мультимедийная презентация, мультфильм Каин и Авель суперкнига, плакаты с пословицами и высказываниями, раздаточный материал.

Место проведения: классный кабинет

Требуемая предварительная подготовка: нарисовать то, что ты представляешь, когда слышишь слово добро и зло (домашняя подготовка учащихся).

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Повернулись, улыбнулись друг другу и опять ко мне вернулись.

2. Изучение нового материала.

- Послушайте, пожалуйста, притчу:

-Дедушка, а что такое Добро и Зло?

- Добро и Зло внучек это то, что прячется в человеке! В каждом из нас идёт борьба похожая на поединок двух рыцарей. Один тёмный воин, сражается за Зло в мире людей: Ложь, Зависть и ненависть. А другой белый рыцарь, дерётся во имя добра на земле: Веры, Любви и Надежды.

И спросил задумчиво мальчик: «А какой из них чаще побеждает в жизни?»

- Спасибо за внимательное прослушивание, а теперь придумайте заглавие к этой притчи. (Название притчи «Кроткая притча о Добре и Зле в человеке»)

- Как Вы думаете, что ответил дедушка на вопрос внука? (Ответы детей, рассуждения).

- А теперь я Вам прочитаю, что написал автор притчи: «Побеждает тот, за которого ты болеешь».

- Кто из Вас был ближе к ответу?

- Молодец!

- А теперь пришло время выяснить смысл главных понятий сегодняшнего урока. Что является Добром и Злом?

- Дома Вы рисовали рисунки, поднимите и покажите, что для Вас значит добро? ( Ответы детей).

- Покажите, что значит для Вас Зло? (ответы учащихся)

- Мы с Вами живём на планете Земля, на которой существует и Добро и Зло, поэтому люди могут совершать добрые и злые дела.

По моему мнению, Добро – это всё в жизни хорошее, положительное. Добром я считаю счастье, справедливость, гуманность, благополучие, образование, здоровье, мир, долголетие, хорошие друзья, любовь, исполнение желаний, богатство, радость, привязанность между людьми, хорошую работу, славу (известность), удачную карьеру, полезные для общества дела, весна, солнце, улыбка, МАМА…

А Зло - всё недоброе, несправедливое. Зло означает намеренное, сознательное причинение кому-то вреда, ущерба, страданий.

Добро и зло – противоположные понятия, таким образом, они отрицают друг друга.

- Как Вы думаете, что появилось на свете раньше Добро или Зло? (Ответы детей).

- Библия говорит о том, что Бог создал вначале ангелов (духи, у которых нет тела). Они все были добрыми. Но один из ангелов позавидовал Богу, захотел быть равным Ему. Он начал спорить с Богом и превратился в темного злого духа – сатану.

Тогда против дьявола выступил один из высших ангелов – Архангел Михаил. Он сказал: «Кто равен Богу? Никто как Бог!» И произошла на небе война…

Так Зло вошло в мир людей, дьявол позавидовал людям, что Господь любит их.

- Когда мы завидуем друг другу? (Ответы детей).

3. Просмотр мультфильма

Мы сейчас посмотрим мультфильм «Каин и Авель» и ответим на вопросы о героях этого мультфильма.

Вопросы:

  • Почему мальчик грубо отзывался о собаке?

  • Кто виноват в плохой учёбе?

  • Как звали братьев? (Авель и Каин).

  • Чем они отличались друг от друга?

  • Каким был Каин?

  • Какое плохое качество души (зависть) проявил Каин?

  • Какой плохой поступок совершил Каин? (умертвил брата)

  • Какой выход Господь предложил Каину в этой ситуации? (покаяться)

Обобщение:

- После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.
Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота.
Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, — дым от нее вознесся к небу.
Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, — дым от нее стелился по земле.

Чему учит нас этот мультфильм? (Он нас учит тому, что Человек должен уметь признавать свои ошибки и их исправлять.)

4.Работа с пословицами (работа по группам)

- Ребята, скажите, а как часто Вы произносите слово «добро», в каких случаях? ( Добро пожаловать, в добрый путь, в добрый час, доброе утро, добрый день, добрый вечер).

- Вежливые, добрые слова в детстве ещё называют «волшебными». Почему?

- Слово «ДОБРО» является исконно русским. Доброжелательность ценилась русскими. Об этом говорят пословицы и поговорки.

- Как вы понимаете смысл следующих слов и пословиц (выражения и пословицы раздаются по группам):

  • Дать добро

  • Получить добро

  • Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.

  • Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

5. Работа по «Шкале Добра и Зла».

- На некоторых старинных иконах есть изображение лестницы, на которой показано как маленькие люди карабкаются по ней вверх, а другие падают вниз. Наверху этой лестнице Господь Бог, ангелы, святые, а все люди внизу, на разных уровнях, стараются лезть наверх к Господу Богу. Со всех сторон ангелы их поддерживают, а нечистая сила тянет вниз. На самом верху Господь Бог и там максимум добра, и ноль зла. В другом конце шкалы, внизу, ноль добра и максимум зла. Мы же все с Вами, где то на этой шкале, кто выше, а кто ниже. Наше положение на шкале зависит от того, насколько в нас количество добра и зла. Итак, добрый человек ближе к Богу, святой ещё ближе, а злой далеко, а криминально злой совсем далеко, то есть внизу.

Кроме того, наше положение на шкале не постоянное, а может меняться. Зависит от нашего образа жизни.

- Если быть перед собой честным, то каждый из нас совершал плохие поступки. Перед Вами «Шкала Добра и Зла». Оцените себя на этой шкале по своим последним поступкам.

6. Заключение.

- В конце нашего урока я хотела бы Вам прочитать ещё одну притчу:

Песок и камень

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

- Что Вам хотелось сказать после прослушивания этой притчи?

7. Итог урока.

- Мне очень хочется, чтобы Вы помнили только хорошие, добрые дела друзей, а плохие забывали. А человек, поступивший плохо понял, осознал – и никогда так больше не поступал.

8. Домашнее задание.

Нарисовать дерево «Добра».

 


 


Полный текст материала Конспект урока ОРКСЭ "Добро и Зло в православной традиции"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чадаева Наталья Анатольевна  Публикатор
04.07.2021 0 3701 279

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК