Конспект урока ОРКиСЭ "Как христианство пришло на Русь"; 4 класс
Конспект урока ОРКиСЭ "Как христианство пришло на Русь"; 4 класс
Цель: формирование представления о Крещении Руси, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.
Задачи:
обучающая: узнать о дохристианском этапе развития Руси – язычестве древних славян; узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси.
развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны; развитие навыков критического мышления; развитие памяти, внимания, речи обучающихся;
воспитывающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости; способствовать воспитанию уважительного отношения к нашим предкам, к их духовному образу жизни.
Оборудование: учебник, лист с текстом на каждую парту для работы в парах; листочки для теста каждому учащемуся.
Медиаприложение: презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Самоопределение к деятельности
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. (Презентация. Слайд 2). Что на ней изображено? (В храме крестят ребёнка). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей). Да, мы поговорим о крещении, как христианство пришло на Русь.
Учитель: Что вы знаете об обряде крещения? (Ответы детей)
Притча Учащиеся читают в учебнике с. 58 вверху.
Однажды
молодой христианин зашел в храм к старому
священнику, который славился святостью
своей жизни. И вдруг услышал, что тот с
ошибкой произнес молитву. Юноша говорит:
–
Отче, ты не прав!
Старый священник не
соглашается:
– Я молюсь так, как меня
научили. Если бы я был неправ, Бог не
посылал бы ангелов, которые часто
молятся вместе со мной.
Юноша попросил
священника спросить ангелов – кто
же из них прав… На следующий день
священник сказал ему:
– Ангелы
сказали, что прав ты. А когда я их спросил,
отчего же они раньше молчали, они сказали,
что Бог так устроил, что люди должны
научаться от людей.
Учитель: Найдите
главную мысль в этой притче? (дети находят
в тексте и зачитывают)
«Бог так
устроил, что люди должны научаться от
людей».
Т.е. все люди зависят друг от
друга.
Актуализация знаний
Учитель: Как вы думаете, в чём смысл крещения православного человека? Зачем совершается этот обряд? (Ответы детей). А что было до крещения Руси? Какие боги были у наших предков? Вспомните, мы это изучали с вами по окружающему миру.
Изучение нового материала. Рассказ учителя. Язычество в древней Руси (Слайд 3)
Языческое
мировоззрение земледельцев сложилось
в эпоху первобытного строя. У древних
славян сформировался культ земли,
солнца, дождя, рек, источников, то есть
всего того, что было связано с
производственной деятельностью
земледельца. Зависимость величины
урожая от природных, прежде всего
погодных, условий, от правильного выбора
времени работ придавало особое значение
годовому сельскохозяйственному циклу
и подчиняла ему всю жизнь деревенского
хлебопашца. Не располагая научными
знаниями об окружающем мире, причинах
погодных явлений, смены времен года,
рождения и смерти, человек раннего
средневековья находился в плену сложных
религиозных, в частности магических,
верований, обожествляя постоянно
повторяющиеся природные явления.
Рассказ
учителя о древнеславянских божествах
(Слайд 4-8)
Информация
для учителя (о боге Род): Знаете
ли вы, какова история сохранившегося в
детских играх до нашего времени выражения
«чур меня»? В каждой славянской семье
почитали умершего предка – родоначальника,
которого называли «чур» или «щур» (
отсюда и слово «пращур»). Восклицание
«чур меня» в то время означало: храни
меня, предок. Обращение к чуру с просьбой
о защите и помощи в минуту опасности
передавалось из поколения в поколение
и закрепилось в нашем языке. Из тех же
давних-предавних времён идёт обычай
вопрошать кукушку в лесу, сколько лет
суждено нам прожить. Каждое «ку-ку»,
услышанное от птицы, означает год жизни.
Этот обычай мы восприняли от предков,
считавших, что по весне в кукушку
превращается родоначальник всего живого
– могущественный славянский бог Род.
От него –то и зависела продолжительность
жизни человека.
Работа
в парах:
Какие ещё были древнеславянские божества.
Нужно соотнести иллюстрации божеств с
их описанием и определить, кто из них
кто, как они назывались. Каких-то божеств
вы, наверняка, знаете, а тем, кого вы не
знаете попытайтесь дать названия. (На
партах у обучающихся листы с описанием
божеств).
(Слайд 9)
Информация для учителя:
Дрёма — один из домовых духов-оберегов. Доброе божество, вызывающее умиротворенное состояние души и расслабленность тела, нам дающее мирный, спокойный сон. Дрема заботился о сохранении и восстановлении физических и душевных сил человека.Дрему представляли в образе маленького человечка или в виде маленькой старушки-бабушки с добрыми, ласковыми руками. Приходит дрема к детям, закрывает им глазки, поглаживает по головке, поправляет одеяло.
Банник.Часто банника представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной бородой, покрытой плесенью. Банник – исконный обитатель банного пространства. Чаще всего «хозяин» бани строг, опасен для людей («Банник человеку не товарищ»). Его воле предписывают обмороки, несчастные случаи и смерти в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то считается, что это проказы банника. Любимое же развлечение – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни и «стрелять» ими в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком в стенку.
Леший – дух леса, который, по преданию, живёт в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниями, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Она больше напоминает шум деревьев на сильном ветру. Во время бури. Леший – хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нём звериная шкура, на голове рога, на ногах не пальцы, а копыта. Глаза у лешего зелёные и светятся в темноте.По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами – дубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего. Если кто-то заблудится в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Считалось, что он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.
Водяной – дух рек и озёр. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных ( ухал, крякал, стонал, выл, блеял и др.). Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто чёрной чешуёй и тиной, вместо рук – лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, свиньёй, коровой или собакой. Любил ездить верхом на соме, которого за это прозвали «чёртов конь». «Место жительства» выбирал глубокое, любил селиться под мельницами, и друживший с ним мельник ежегодно приносил в жертву водяному свинью
Домовой – дух дома, любитель пошалить, пошуметь, но он всегда готов помогать и защищать тех, кто в этом нуждается.Чтобы в доме всё было хорошо, никто не болел и не попадал в беду, нужно было выставлять домовому угощение.Лучше всего – мёд на хлебе или блюдце с вареньем. Тогда сладкоежка домовой останется доволен, а в доме будет мир, покой и согласие.
Полевик – дух храниель полей. Полевик воспринимался как хозяин поля, и они полагали, что от него зависит плодородие земли. Функция полевика – следить за ростом и сохранностью посевов хлебных растений и за травами. В народе считали, что именно полевик был изобретателем хмельных напитков из злаков. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.
Для работы в парах:
Доброе
божество, вызывающее умиротворенное
состояние души и расслабленность тела,
нам дающее мирный, спокойный сон.
Заботился о сохранении и восстановлении
физических и душевных сил человека. Это
божество представляли в образе маленького
человечка или в виде маленькой
старушки-бабушки с добрыми, ласковыми
руками. Приходит он к детям, закрывает
им глазки, поглаживает по головке,
поправляет одеяло.
Часто это божество
представляют в виде крохотного, но очень
сильного старичка с длинной бородой,
покрытой плесенью. Это обитатель банного
пространства. Чаще всего «хозяин» бани
строг, опасен для людей . Его воле
предписывают обмороки, несчастные
случаи и смерти в бане. Если кто-то
обжёгся, ударился, поскользнулся, то
считается, что это его проказы. Любимое
же развлечение – шпарить моющихся
кипятком, раскалывать камни и «стрелять»
ими в печи-каменке, а также пугать
парящихся стуком в стенку.
Это божество
– дух леса, который, по преданию, живёт
в дупле старого дерева и наводит на
людей ужас своими протяжными завываниями,
жутким хохотом, стонами и плачем. Он
– хозяин леса и повелитель зверей.
Если кто-то заблудится в лесу, потерял
тропинку, которая вела назад, к дому,
значит, в том виноват он. Считалось, что
он сбивает человека с пути, заставляет
его кружить и плутать в глухой чаще на
одном и том же месте.
Это божество –
дух рек и озёр. Славяне считали, что он
для запугивания людей громко хохотал,
хлопал в ладоши. Мог подражать речи
человека или животных ( ухал, крякал,
стонал, выл, блеял и др.). Любил заманивать
путников в свой подводный дворец.
Выглядел он так: на пухлом лице горящие
красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело
покрыто чёрной чешуёй и тиной, вместо
рук – лапы с перепонками.
Это божество
– дух дома, любитель пошалить, пошуметь,
но он всегда готов помогать и защищать
тех, кто в этом нуждается. Чтобы в доме
всё было хорошо, никто не болел и не
попадал в беду, нужно было выставлять
ему угощение. Лучше всего – мёд на хлебе
или блюдце с вареньем. Тогда сладкоежка
останется доволен, а в доме будет мир,
покой и согласие.
Это божество – дух-
хранитель полей. Он воспринимался как
хозяин поля, и люди полагали, что от него
зависит плодородие земли. Функция этого
божества – следить за ростом и сохранностью
посевов хлебных растений и за травами.
Физкультминутка + закрепление изученного
Учитель: С культурой какого народа связана такая же вера в сверхъестественные силы? (Боги в Древней Греции – недавно изучали по литературному чтению) . Каких древнегреческих богов вы помните? (Ответы детей). Сейчас я буду называть древнегреческих богов и древнеславянских. Если называю древнегреческого бога – вы прыгаете, если древнеславянского – шагаете.
Учитель: Зевс, Род, Афина, Аид, Кикимора, Лихо, Посейдон, Гипнос, Даждьбог, Леший, Гермес, Персефона, Велес, Перун.
Изучение нового материала (продолжение)
Первое проникновение христианства на Русь
Учитель: По преданию святой Апостол Андрей Первозванный, поднявшись на киевские горы, поставил там деревянный крест, и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера христианства. (Слайд 10)
Мозговой штурм. Вдумайтесь в слово «первозванный». Почему апостола Андрея так прозвали? (Выслушиваются версии учащихся). Святой Андрей – один из 12 апостолов. Его первым Иисус Христос призвал к себе в ученики: отсюда и именование – Первозванный. Посмотрите на изображение апостола Андрея Первозванного. Как называется это изображение? (Икона) Почему на заднем плане перекладины в виде буквы Х? (Ответы детей). За приверженность христианству его предали мучительной казне: он был заживо распят, но в отличие от Иисуса пригвождён к кресту, поперечные брусья которого были сбиты наискось, в виде греческой буквы «Х» – первой в имени Христа. Когда-то святой Андрей был рыбаком, и потому на Руси его почитали как покровителя мореплавателей. Посмотрите на флаг. Где вы его могли видеть? (В армии, на флоте) Это объясняет, почему на флаге Военно-морского флота России – косой крест голубого цвета, известный как Андреевский.
Работа по учебнику с. 58-60 (Крещение Руси).Прочитайте текст, отметьте карандашом знаком «+» те сведения, которые мы уже знаем о крещении Руси.
Проверка: Дети комментируют уже известные сведения о крещении Руси.
Учитель: Хотите
ли вы узнать, кто ещё из исторических
лиц принимал участие в крещении
Руси?
Однако христианство не проникало
еще глубоко в древнерусское общество.
Его влияние распространилось лишь на
некоторых представителей высшей знати
и купечества.
Известно, что первой
христианкой из русских князей была
княгиня Ольга, причисленная позднее к
лику святых. (Слайды
11-12) После
смерти мужа, князя Игоря, она установила
порядок внутри государства и обратила
свои взоры на внешнею политику.
В 957
году Ольга отправилась в Константинополь,
сама возглавив посольство, состоявшее
более чем из ста человек, не считая
обслуги, корабельщиков.
Ольга уже
была знакома с христианством – известно,
что княгиня симпатизировала христианам,
видя их добродетельную жизнь. В
крупных городах среди купечества,
горожан, части боярства было уже немало
христиан и они имели равные права с
язычниками. Но чем дальше от центра
государства, тем влияние языческих
порядков, а главное – языческих волхвов
было сильнее. Поэтому Ольга решила
принять личное крещение, положив этому
процессу начало в княжеской среде.
Крещение
Ольги происходило в храме святой
Софии. Ее
крестным отцом был сам император, а
крестил ее патриарх. Ольга приняла в
крещении имя Елены, в честь матери
Константина Великого, византийского
императора, сделавшего в IV в. христианство
официальной религией империи. После
крещения Ольга была принята патриархом
и имела с ним беседу о вере.
Повозвращению
в Киев Ольга начала уговаривать сына
Святослава к принятию христианства, но
он и слышать не хотел об этом.
Крещение
Руси состоялось при святом равноапостольном
князе Владимире. (Слайд
13-16)
Это
главная улица города Киева –
Крещатик. (Слайд
17) В
стародавние времена здесь расстилалась
покрытая лесом долина, по которой
протекал ручей. Именно здесь проходило
первое Крещение русичей. Потому и
местность эта получила название
Крещатик.
Первыми, вслед за князем
Владимиром, крестились его воины –
дружина. С той поры, идя в бой, русские
дружинники несли с собой хоругви (т.е.
знамена) с изображением лика Христа. (Слайды
18)
По
возвращению в Киев Владимир крестил
сыновей и людей близких. Вслед за тем
велел ниспровергнуть идолов – одних
рассекали на части, других сжигали, а
главного Перуна привязали к хвосту
лошади и столкнули в Днепр. (Слайд
19)
После
того, как были свергнуты идолы, стали
крестить киевлян. (Слайд
20)
Кто шел добровольно, а кого пришлось
сгонять силой. Вслед за Киевом был крещен
Новгород и другие города.
Значение
христианства.
Обсуждение.
Люди объединились вокруг церкви; вера в единого Бога объединила славянские племена и и помогла ощутить себя единым народом;
Появление первой азбуки и книг (Кирилл и Мефодий);
Строительство храмов;
Изменение нравственных качеств князя Владимира.( Слайды 21-22 )
Работа по учебнику с. 60-61.( Святая Русь)
Учитель: Прочитайте стихотворение О В. Рубцова «Святая Русь». (Слайд 23) Как вы понимаете выражение «святая Русь».
Рефлексия
Тест.(Слайды 24-26)
1.Язычество – это:
поклонение обожествлённым силам природы и душам усопших;
знание нескольких языков;
умение общаться с людьми мимикой и жестами, без произношения слов.
2.Найди строку, в которой указаны только древнеславянские божества:
Перун, Афина, Домовой;
Зевс, Аид, Гипнос;
Велес, Род, Банник.
3.Кто из апостолов предсказал, что русская земля будет христианской:
Апостол Пётр;
Апостол Андрей;
Апостол Иоанн.
4.В каком году произошло Крещение Руси:
1045 год;
988 год;
2000 год.
5.На какой реке произошло Крещение Руси:
Нил;
Москва;
Днепр.
6.При каком князе произошло Крещение Руси:
при князе Владимире;
при князе Игоре;
при князе Олеге.
Проверка теста, самооценка своих знаний.
Итог урока: Был ли урок интересным? Чем запомнился? О чём сможете рассказать дома родителям по теме урока?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ферганова Оксана Анатольевна
→ ocsansh 20.06.2023 0 1271 2 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.