Адаптированная рабочая программа по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Муниципальноебюджетноеобразовательноеучреждение
«Общеобразовательнаяшколапсихолого-педагогическойподдержки№104»
РАССМОТРЕННО |
СОГЛАСОВАННО |
УТВЕРЖДАЮ: |
назаседанииМО |
сметодическимсоветом |
Директоршколы |
« » 2021г. |
« » 2021г. |
« » 2021г. |
АДАПТИРОВАННАЯРАБОЧАЯПРОГРАММА
попрограммекурсакоррекционныхзанятий«Развитиепсихомоторикиисенсорныхпроцессовв1-3классах
Данная программа курса коррекционных занятий составлена на основе программыУдаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» дляучащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида.
2021-2022учебныйгод
Пояснительнаязаписка
Младшийшкольныйвозраст–важнейшийпериодформированияжизненногоресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений,обогащениямировосприятияиразвитияличностныхкачеств.Особеннозначимэтотпериодвжизнидетейсограниченнымивозможностямиздоровья.
Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктуетнеобходимостьболееполнореализоватьидеюиндивидуализацииобучения,учитывающегоготовностьдетейкшколе,степеньтяжестиихдефекта,состояниездоровья,индивидуально–типологическиеособенности.Азначит,речьидетонеобходимостиоказаниякомплекснойдифференцированнойпомощидетям,направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениямии навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации иинтеграцииихвобщество.
Цельпрограммы:
-
на основе создания оптимальных условий познания ребенком окружающегообъектавсовокупностисенсорныхсвойств,качеств,признаковдатьправильноемногогранное полифункциональное представление об окружающейдействительности,способствующееоптимизациипсихическогоразвитияребенкаиболееэффективнойсоциализацииеговобществе:обогащениечувственногопознавательногоопытанаоснове формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признакипредметовиявленийиотражатьихвречи,нацеленноенаразвитиепсихическихпроцессовпамяти,мышления,речи,воображения.
Задачипрограммы:
-
формированиенаосновеактивизацииработывсехоргановчувств,адекватноговосприятияявленийиобъектовокружающейдействительностивсовокупностиихсвойств;
-
коррекциянедостатковпознавательнойдеятельностишкольниковпутемсистематическогоицеленаправленноговоспитанияунихполноценноговосприятияформы,конструкции,величины,цвета,особыхсвойствпредметов,ихположениявпространстве;
-
формированиепространственно–временныхориентировок;
-
развитиеслуховыхкоординаций;
-
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир вовсем многообразии свойств и признаков его объектов, цветов, вкусов, запахов, звуков,ритмов;
-
совершенствованиесенсорно–перцептивнойдеятельности;
-
обогащение словарного запаса детей на основе использованиясоответствующейтерминологии;
-
исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно –двигательнойкоординации;
-
формированиеточностиицеленаправленностидвиженийидействий.
Разделыпрограммы:
-
-
развитиекрупнойи мелкоймоторики;графомоторныхнавыков;
-
тактильно–двигательноевосприятие;
-
кинестетическоеи кинетическоевосприятие;
-
восприятиеформы,величины,цвета;конструированиепредметов;
-
восприятиеособыхсвойствпредметовчерезразвитиеосязания,обоняния,барическихощущений,вкусовыхкачеств;
-
развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти;
-
восприятиепространства;
-
восприятиевремени.
-
Сроки реализации программы –3 года.Программа рассчитанана202часа:
-
класс– 66 часов(2 часавнеделю);
-
класс– 68 часов(2 часавнеделю);
-
класс– 68 часов(2 часавнеделю);
Вначалеиконцеучебногогодапроводитсядиагностикапсихомоторныхисенсорныхпроцессов.Количествоиндивидуальныхиподгрупповыхзанятий,ихсоотношение определяетпедагог– психолог, исходя из потребностейдетей в каждомклассе.
Все курсы занятий взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход в решениипоставленныхзадач.
Дляпроведениякоррекционныхзанятийтребуетсяспециальноорганизованная
предметно–пространственнаяразвивающаясреда:
-
функциональноориентированныеигрушкиипособиядляразвитиясенсорныхфункций(строительныеконструкторыскомплектомцветныхдеталей,раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,полоскицветногокартонаразнойдлиныиширины,геометрическое лотоидр.);
-
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарьдляразвитиякрупноймоторики(шнуровки,мозаики,мячи,кольцебросы,обручи,сенсорнаятропадляног,массажныйковрик идр.);
-
оборудованиедлязанятиймузыкой,ритмикой,изобразительнойдеятельностью(магнитофон,звучащиемузыкальныеинструменты,набораудио–видеокассетдлярелаксации,изобразительныематериалыидр.);
-
разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетныеигрушки,элементыодеждыидр.).Следуетпомнить,чтолюбойдидактическийматериал,в овладении которым ребенок активно включается,оказываетсильное воздействие нарастущийорганизм.
Ожидаемыйрезультат
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитиюпсихомоторикиисенсорныхпроцессовшкольникидолжнынаучиться:
-
-
ориентироватьсянасенсорныеэталоны;
-
узнаватьпредметыпозаданнымпризнакам;
-
сравниватьпредметыповнешнимпризнакам;
-
классифицировать предметы по форме, величине, цвету,функциональномуназначению;
-
составлятьсериационныерядыпредметовиихизображенийпоразнымпризнакам;
-
практическивыделятьпризнакиисвойстваобъектови явлений;
-
давать полноеописаниеобъектовиявлений;
-
различатьпротивоположнонаправленныедействияиявления;
-
видетьвременныерамки своейдеятельности;
-
определятьпоследовательностьсобытий;
-
ориентироватьсявпространстве;
-
целенаправленновыделятьдействияпоинструкции;
-
самопроизвольно согласовыватьсвоидвиженияидействия;
-
опосредоватьсвоюдеятельностьречью.
-
Своевременная психолого–педагогическая помощь учащимся начальных классов снарушением интеллекта является необходимой предпосылкой их успешного обучения ивоспитания.
Даннаяпрограммаможетбытьадаптированадляучащихсяначальныхклассовобщеобразовательныхшкол,которыеимеютпроблемывусвоенииучебногоматериала.
Содержаниепрограммы—1класс
-
Развитеекрупнойимелкоймоторики,графомоторныхнавыков.
Развитие крупноймоторики. Целенаправленность выполнения действий и движений поинструкции,педагога(броскивцель,ходьбапо«дорожкеследов»).Согласованностьдействийидвиженийразныхчастейтела(поворотыиброски,наклоныиповороты).Развитиеикоординациядвижений кисти рук и пальцев.Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения дляудержания письменных принадлежностей.Развитие координации движений руки и глаза(нанизываниебус,завязываниеузелков,бантиков).Обводка,штриховкапотрафарету.Аппликация,сгибаниебумаги.
-
Тактильно-двигательноевосприятие.
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа спластилином(раскатывание).Игрыскрупноймозаикой.
-
Кинестетическоеикинетическоеразвитие.
Формированиеощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижнихконечностей, головы. Выполнение упражнений по заданиюпедагога, обозначение, словом поположенияразличныхчастейтела.Выразительностьдвижений(имитацияповадокзверей,игранаразличныхмузыкальныхинструментах).
-
Восприятиеформы,величины,цвета;конструированиепредметов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрическихфигур (круг, квадрат,прямоугольник, треугольник)на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.Выделениепризнаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификацияпредметов и их изображенийпо форме по признаку. Работа с геометрическим конструктором.Сопоставление2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине;обозначениесловом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий,черный,белый).Конструированиегеометрическихфигурипредметовизсоставляющихчастей(2-3детали).Составлениецелогоизчастейнаразрезномнаглядномматериале(2-3детали).
-
Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти.
Формированиенавыковзрительногоанализаисинтеза(обследованиепредметов,состоящихиз 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие2-х предметов: нахождение различительныхи общих признаков. Определение изменений впредъявленном ряду. Нахождение«лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики икоррекциизрения.
-
Восприятие особых свойствпредметов (развитие осязания, обоняния, вкусовыхкачеств,барическихощущений).
Контрастныетемпературныеощущения(холодный-горячий).Различениенавкус(кислый,сладкий, горький, соленый). Обозначение, словом собственных ощущений.Запах приятный инеприятный.Различениеисравнениеразныхпредметовпопризнакувеса(тяжелый-легкий).
-
Развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти.
Различение звуковокружающейсреды(стук,стон, звон, гудение,жужжание)имузыкальныхзвуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевымзвукам.
-
Восприятиепространства.
Ориентировканасобственномтеле:дифференциацияправой/левой/руки/ноги/,правой/левой/ части тела. Определение расположенияпредметов в пространстве (справа - слева,вверх - вниз и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед,назад, т.д.).Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейномряду (порядокследования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх,/низ/,правая/левая/сторона).
-
Восприятиевремени.
Сутки. Части суток.Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речивременных представлений. Последовательность событий (смена временисуток). Вчера, сегодня,завтра.Днинедели.
Содержаниепрограммы—2класс
-
Развитеекрупнойимелкоймоторики,графомоторныхнавыков.
Обучение целенаправленнымдействиям и движений по инструкции педагога, состоящейиз2 - 3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тигр», игры с мячом, обручем).Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формированиеграфических навыков. Обводкаи рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях.Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание).Работа с ножницами. Аппликация.Графическийдиктантпопоказу.
-
Тактильно-двигательноевосприятие.
Определениена ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные,теплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета.Работа с пластилином иглиной(твердоеимягкоесостояние).Игрысосреднеймозаикой.
-
Кинестетическоеикинетическоеразвитие.
Формированиеощущений от статических и динамических движений различных частейтела(верхниеинижниеконечности,голова,тело),вербализацияощущений.Игрытипа«Зеркало»:копированиепозидвиженийведущего.Имитациядвиженийипоз(повадкиживотныхприродныеявления).
-
Восприятиеформы,величины,цвета;конструированиепредметов.
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат,прямоугольник, треугольник, куб, шар), обобщениесловом. Группировка предметов по 1-2признакам(поформеи величине,поцвету иформе).Конструирование предметовизгеометрических фигур (2-4 детали – машина, дом, т.д.). Различение основных хорошо знакомыхпредметов.Составлениецелогоизчастейнаразрезномнаглядномматериале(3-4детали).
-
Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти.
Формирование произвольности зрительно восприятияи развитие зрительной памяти.Определениеизменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождениеразличий у двух схожих сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов(2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходнойпоследовательности.Упражнениядляпрофилактикиикоррекциизрения.
-
Восприятие особых свойствпредметов (развитие осязания, обоняния, вкусовыхкачеств,барическихощущений).
Температурныеощущенияоттеплых,горячих,холодныхпредметов.Измерениетемпературы воздуха с помощью градусника. Вкусовыекачества (сладкий - горький, сырое -вареное),обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий,свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов(вата, гвозди,брусок); словесноеобозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу(тяжелый–средний–легкий).
-
Развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти.
Дифференцировкашумовыхимузыкальныхинструментов(погремушка,барабан,колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристиказвуков по громкости и длительности(шумы, музыкальныеи речевые звуки). Различениемелодии по характеру (веселая, грустная).Подражаниезвукамокружающейсреды.Различениепоголосузнакомыхлюдей.
-
Восприятиепространства.
Ориентировка в помещении, понятие «ближе» - «дальше»; движенияв заданномнаправлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в полелиста (выделениевсехуглов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальномполелиста.Выражениепространственныхотношениймеждуконкретнымиобъектамипосредствампредметов.Пространственнаяориентировканаповерхностипарты.
-
Восприятиевремени.
Порядокмесяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».Изменение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат,стрелки).Определениевременипочасам(сточностьюдо1часа).
Содержаниепрограммы-3класс
-
Развитеекрупнойимелкоймоторики,графомоторныхнавыков.
Развитиесогласованностидвиженийнаразныегруппымышц(броскивцель,кольцеброс,игрысмячом,обручем).Обучениецеленаправленнымдействиямпотрехзвеннойинструкциипедагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевымсопровождением.Развитие моторики руки. Совершенствование точности движений (завязывание,развязывание,расстегивание).Обводкаконтуровизображенийпредметовигеометрическихфигур,дорисовываниенезаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графическийдиктант (зрительный и на слух).Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметныхизображений.Работавтехнике«объемной»и«рваной»аппликации.
-
Тактильно-двигательноевосприятие.
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие - жесткие,мелкие-крупные).Восприятиеповерхностинаощупь(гладкая,шершавая,колючая,пушистая).Работаспластилиномиглиной(раскатывание,скатывание,вдавливание).Игрыссюжетноймозаикой.
-
Кинестетическоеикинетическоеразвитие.
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелкихчастей лица итела (глаза,рот,пальцы,т.д.).Выполнениеупражненийпозаданиюпедагога,вербализация собственных ощущений. Выразительностьдвижений - имитация животных(походкагуся,зайца,кенгуру,т.д.),инсценирование.
-
Восприятиеформы,величины,цвета;конструированиепредметов.
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.Сравнениеи обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение 2-х объемных геометрическихфигур - круга, овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора.Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам(длинныйи широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине.Составление сериационныхрядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовойспектр.Цветатеплыеихолодные.Составлениепредметаилицелостнойконструкцииизболеемелкихдеталей.
-
Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти
Совершенствованиезрительно-двигательнойкоординациирукииглаза.Рисованиебордюровпонаглядномуобразцу.Тренировказрительнойпамяти;дидактическиеигрытипа
«Сложитакойжеузор».Составлениекартинкиизразрезныхчастей.Нахождениеотличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трехпредметов, отличающихся незначительнымикачествами или свойствами. Упражнения дляпрофилактикиикоррекциизрения.
-
Восприятие особых свойствпредметов (развитие осязания, обоняния, вкусовыхкачеств,барическихощущений).
Развитиеосязания(теплее-холоднее),определениеконтрастныхтемпературразныхпредметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесноеобозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость,вязкость).Дифференцировкаощущенийчувстватяжести(тяжелее-легче);взвешиваниеналадони;определение«весанаглаз».
-
Развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти.
Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади).Выполнениедействий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушиваниемузыкальныхпроизведений.Развитиечувстваритма.
-
Восприятиепространства.
Ориентировкавпомещениипоинструкциипедагога,вербальноеобозначениепространственныхотношенийсиспользованиемпредлогов.Развитиепространственногопраксиса. Моделирование пространственного расположениямебели в комнате по инструкциипедагога.Ориентировканавертикальнорасположенномлистебумаги,выделениевсехуглов.Делениелистанаглазна2и4рваныечасти.Пространственнаяориентировканаповерхностипарты,расположениеиперемещениепредметовпоинструкциипедагога.
-
Восприятиевремени.
Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).Длительностьвременныхинтервалов(1час,1минута,1секунда).Временагода,ихзакономернаясмена.
Тематическоепланированиезанятийпоразвитиюпсихомоторныхисенсорных
процессов-1класс
№ |
Названиераздела |
Количествочасов |
1. |
Обследованиедетей,комплектованиегруппдлякоррекционныхзанятий |
2 |
2. |
Развитиекрупнойимелкоймоторики,графомоторныхнавыков |
12 |
3. |
Тактильно-двигательноевосприятие |
4 |
4. |
Кинестетическоеикинетическоеразвитие |
4 |
5. |
Восприятиеформы,величины,цвета;конструированиепредметов |
17 |
6. |
Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти |
5 |
7. |
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,вкусовыхкачеств,барическихощущений) |
4 |
8. |
Развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти |
5 |
9. |
Восприятиепространства |
6 |
10. |
Восприятиевремени |
3 |
11. |
Диагностикаучащихся |
2 |
Общееколичествочасов |
64 |
Тематическоепланированиезанятийпоразвитиюпсихомоторныхисенсорных
процессов-2класс.
№ |
Названиераздела |
Количество часов |
1. |
Обследованиедетей,комплектованиегруппдля коррекционныхзанятии |
2 |
2. |
Развитиекрупнойимелкоймоторики,графомоторныхнавыков |
12 |
3. |
Тактильно-двигательноевосприятие |
4 |
4. |
Кинестетическоеикинетическоеразвитие |
4 |
5. |
Восприятиеформы,величины,цвета; конструированиепредметов |
12 |
6. |
Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти. |
5 |
7. |
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания,обоняния,вкусовыхкачеств,барическихощущений) |
5 |
8. |
Развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти |
8 |
9. |
Восприятиепространства |
7 |
10. |
Восприятиевремени |
7 |
11. |
Диагностикаучащихся |
2 |
Общееколичествочасов |
68 |
Тематическоепланированиезанятийпоразвитиюпсихомоторныхисенсорных
процессов-3класс.
№ |
Названиераздела |
Количество часов |
1. |
Обследованиевновьпринятыхдетей |
1 |
2. |
Развитиекрупнойимелкоймоторики,графомоторныхнавыков |
12 |
3. |
Тактильно-двигательноевосприятие |
5 |
4. |
Кинестетическоеикинетическоеразвитие |
4 |
5. |
Восприятие формы, величины,цвета;конструирование предметов |
13 |
6. |
Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти |
6 |
7. |
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания,обоняния,вкусовыхкачеств,барическихощущений) |
5 |
8. |
Развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти |
5 |
9. |
Восприятиепространства |
8 |
10. |
Восприятиевремени |
7 |
11. |
Диагностикаучащихся |
2 |
Общееколичествочасов |
68 |
Развитиепсихомоторныхи сенсорных процессов–1класс
(календарноепланирование)
|
Темы занятий |
Кол-вочасов |
Формазанятия |
Деятельностьучащихся |
Дата |
|
Iчетверть |
|
|
|
|
1. |
Обследованиевновьпринятыхдетей |
2 |
Групповоеи индивидуальноеобследование |
Выполнениезаданий |
3.09.,5.09. |
2. |
Развитиекрупнойимелкоймоторикирук;графомоторных навыков |
12 |
|
|
10.09. -17.10. |
1. |
Развитиекрупноймоторики.Целенаправленностьвыполнения действийидвиженийпоинструкциипедагога(бросаниевцель). |
1 |
Занятие-игра |
Работавгруппах |
10.09. |
2. |
Развитиекрупноймоторики.Целенаправленностьвыполнениядействийидвиженийпо инструкции педагога(повороты, перестроения). |
1 |
Традиционноезанятие |
Работавгруппах |
12.09. |
3. |
Формированиечувстваравновесия(«дорожкаследов»). |
1 |
Практическое занятие |
Пальчиковая гимнастика. |
17.09. |
4. |
Развитиесогласованностидействийидвиженийразныхчастей тела (повороты сдвижениямирук, ходьба с изменениемнаправления,т.д.). |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
19.09. |
5. |
Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика. |
2 |
Пальчиковаягимнастика. |
Работавгруппах |
24.09., 26.09. |
6. |
Развитиенавыковвладенияписьменнымипринадлежностями (карандашом,ручкой) |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
1.10. |
7. |
Обводкапотрафарету(внутреннемуи внешнему) и штриховка. |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальная работа |
3.10. |
8. |
Развитиекоординациидвиженийрукииглаза(завязывание, нанизывание). |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
8.10. |
9. |
Работавтехнике«рванойаппликации». |
2 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
10.10., 15.10. |
10. |
Сгибаниебумаги. Вырезаниепрямыхполос. |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
17.10. |
3. |
Тактильно– двигательноевосприятие |
4 |
|
|
22.10 –7.11. |
1. |
Определениенаощупьвеличиныпредмета(большой–маленький – самый маленький). Дидактическая игра «Чудесныймешочек» |
1 |
Практическоезанятие |
РолевоепроигрываниеСравнительныйанализ по заданномупризнаку |
22.10. |
2. |
Определениенаощупьплоскостныхфигурипредметов. |
1 |
Практическоезанятие |
Группировкаплоскостныхпредметовконтрастных по величине ицвету |
24.10. |
|
IIчетверть |
|
|
|
|
3. |
Упражнениявраскатываниипластилина.Лепка«Угощение». |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальная работа |
5.11. |
4. |
Играскрупноймозаикой. |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальная работа |
7.11. |
4. |
Кинестетическоеикинетическоеразвитие |
4 |
|
|
12.11. – 21.11. |
1. |
Формированиеощущенийотразличныхпозтела;вербализация собственныхощущений.Дидактическаяигра«Мореволнуется». |
1 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппах |
12.11 |
2. |
Движенияипозыверхнихинижнихконечностей.Сенсорная |
1 |
Практическоезанятие |
Изображение движений ветра, |
14.11 |
|
тропадляног. |
|
|
акробатов |
|
3. |
Движенияипозыголовыпопоказу;вербализациясобственных ощущений. |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
19.11. |
4. |
Выразительность движений. Имитация движений (оркестр,повадкизверей). |
1 |
Практическоезанятие |
Изображениеживотных,игрушек,насекомых, техники. |
21.11. |
5. |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов |
17 |
|
|
26.11 –11.02. |
1. |
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник,треугольник). |
2 |
Практическоезанятие |
Анализпредметовпопараметрам |
26.11., 28.11. |
2. |
Выделениеформыпредмета;обозначениеформыпредметасловом. |
1 |
Практическоезанятие |
Сравнительныйанализпредметов по заданномупризнаку |
3.12. |
3. |
Группировкапредметовиихизображенийпоформе(попоказу:круглые,квадратные,прямоугольные,треугольные). |
2 |
Практическоезанятие |
Группировкапредметовобъемных иплоскостных форм |
5.12., 10.12. |
4. |
Дидактическаяигра«Ккаждойфигуреподберипредметы,похожиепоформе». |
1 |
Дидактическаяигра |
Сравнительныйанализпредметовпо заданному признаку |
12.12. |
5. |
Работасгеометрическимконструктором (попоказу:крупный,напольный«Лего»). |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
17.12. |
6. |
Дидактическаяигра, «Какой фигурынестало».(3-4)предмета. |
1 |
Дидактическаяигра |
Анализ позаданномупризнаку |
19.12. |
|
Дидактическаяигра, «Какойфигурынестало».(5-7)предметов. |
1 |
|
|
24.12. |
|
IIIчетверть |
|
|
|
|
7. |
Различиепредметовповеличине(большой- маленький). |
2 |
Практическоезанятие |
РолевоепроигрываниеСравнительныйанализ по заданномупризнаку |
26.12.; 14.01. |
8. |
Сравнение2-хпредметовпо высотеидлине. |
1 |
Практическоезанятие |
Сравнительныйанализ по заданному признаку |
16.01. |
9. |
Сравнение2-хпредметовпо ширинеитолщине. |
1 |
Практическоезанятие |
Сравнительныйанализ по заданному признаку |
21.01. |
10. |
Моделированиегеометрическихфигуризсоставляющихчастейпообразцу. |
1 |
Практическоезанятие |
Сравнительныйанализ по заданному признаку |
23.01. |
11. |
Знакомствососновнымицветами(красный,желтый,зеленый, синий,белый). |
1 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппах |
28.01. |
12. |
Дидактическаяигра«Назовицветпредмета». |
1 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппах |
30.01. |
13. |
Различениеиобозначениеосновныхцветов.Дидактическаяигра «Угадай,какогоцветанет?» |
1 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппах |
4.02. |
14. |
Конструированиеобъемныхпредметовизсоставныхчастей(2-3 детали). |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
6.02. |
15. |
Конструированиецелогоизчастей(2-3детали)наразрезном наглядномматериале. |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
11.02. |
6. |
Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти |
5 |
|
|
13.02. – 5.03. |
1. |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза(обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкциипедагога). |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
13.02. |
2. |
Нахождениеотличительныхиобщихпризнаков2-хпредметов, «Сравнипредметы». |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
25.02. |
3. |
Дидактическаяигра«Какойдеталинехватает»(устола-ножки,у стула-спинки,уведра-ручки). |
1 |
Дидактическаяигра |
Индивидуальнаяработа |
27.02. |
4. |
Дидактическаяигра«Что изменилось»(2-3предмета) |
1 |
Дидактическаяигра |
Индивидуальная работа |
3.02. |
5. |
Упражнениедляпрофилактикиикоррекциизрения. |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
5.03. |
7. |
Восприятиеособыхсвойствпредметов |
4 |
|
|
10.03. –19.03. |
1. |
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
10.03. |
|
холодный-горячий);обозначениесловом. |
|
|
|
|
2. |
Вкусовыеощущения(кислый,сладкий,горький,соленый). Дидактическаяигра«Узнайповкусу». |
1 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппах |
12.03. |
3. |
Развитие обоняния (приятный – неприятный запах). Дидактическаяигра«Определипо запаху». |
1 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппах |
17.03. |
|
IVчетверть |
|
|
|
|
4. |
Кинетическиеощущения(восприятиечувстватяжести:тяжелый– легкий).Упражнениенасравнениеразличныхпредметовпотяжести. |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
2.04. |
8. |
Развитиеслухового восприятияислуховойпамяти |
5 |
|
|
7.04. –9.04. |
1. |
Выделениеиразличениезвуковокружающейсреды(стон,звон, гудение,жужжание).Дидактическаяигра«Узнайнаслух». |
2 |
Дидактическаяигра |
Индивидуальнаяработа Работавгруппах |
7.04.,14.04. |
2. |
Различениемузыкальныхзвуковизвуковокружающейсреды(шелестлистьев,скрипснега,шумшин).Прослушиваниемузыкальных произведений. |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа Работавгруппах |
9.04. |
3. |
Дидактическаяигра«Ктоикакголосподает»(имитациякрика животных). |
2 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппах |
14.04. |
9. |
Восприятиепространства |
6 |
|
|
16.04.– 30.04. |
1. |
Ориентировканасобственномтеле(правая/левая/рука/нога). |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа Работавгруппах |
16.04. |
2. |
Движениев заданномнаправлениивпространстве(вперед, назад,т.д.). |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа Работавгруппах |
21.04. |
4. |
Ориентировкавлинейномряду(крайнийпредмет,первый,натретьем месте,т.д.). |
2 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа Работавгруппах |
23.04.,27.0 4. |
5. |
Ориентировка на листебумаги(центр,верх,правая/левая/сторона). |
2 |
Практическоезанятие |
Индивидуальная работа |
28.04., 30.04. |
|
|
|
|
Работавгруппах |
|
10. |
Восприятиевремени |
3 |
|
|
7.05.– 14.05. |
1. |
Сутки.Частисуток(утро,день,вечер,ночь).Упражнениянаграфическоймодели«Сутки». |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
7.05. |
2. |
Понятие«сегодня»,«завтра»,«вчера». |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
12.05. |
3. |
Неделя.Семьсоток.Порядокднейнедели. |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
14.05 |
11. |
Диагностикаучащихся |
2 |
Групповое и индивидуальноеобследование |
Выполнениезаданий |
19.05., 21.05. |
Развитиепсихомоторныхи сенсорных процессов-2класс
(календарноепланирование)
№ |
Темы занятий |
Кол-вочасов |
Формазанятия |
Деятельностьучащихся |
Дата |
|
Iчетверть |
|
|
|
|
1. |
Обследование детей; комплектование групп для коррекционныхзанятий |
2 |
Диагностика |
Выполнениезаданий |
4.09.,6.09. |
2. |
Развитиекрупнойимелкоймоторикииграфомоторных навыков |
12 |
|
|
11.09. –18.10. |
1. |
Развитиеточностидвижений(метаниевцельмячом,стрелами; кольцеброс). |
2 |
Игра |
Работавгруппах |
11.09.,13.09. |
2. |
Координациядвижений(игры смячом,обручем). |
1 |
Игра |
Работавгруппах |
18.09. |
3. |
Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкциипедагога(2шагавперед– поворотнаправо,т.д.). |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
20.09. |
4. |
Пальчиковаягимнастикасречевымсопровождением. |
1 |
Пальчиковаягимнастика |
Работа в группах,индивидуально |
25.09. |
5. |
Упражнениянасинхронностьработыобеихрук(работасо шнуром,нанизываниебус). |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
27.09. |
6. |
Штриховкавразныхнаправленияхирисованиепотрафарету. |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
2.10. |
7. |
Обводкапотрафаретуорнаментаизгеометрическихфигур. |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
4.10. |
8. |
Развитиекоординациидвиженийрукииглаза(поинструкции педагога). |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
9.10 |
9. |
Графическийдиктант(попоказу). |
1 |
диагностика |
Индивидуальнаяработа |
11.10. |
10. |
Вырезаниеножницамиизбумагипошаблонупрямоугольных, квадратных, треугольныхформ. |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
16.10. |
11. |
Работавтехнике«объемнойаппликации». |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
18.10. |
3. |
Тактильно– двигательноевосприятие |
4 |
|
|
23.10–8.11. |
1. |
Определениенаощупьпредметовсразными свойствами (мягкие,жесткие,холодные, теплые). |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
23.10. |
2. |
Определениенаощупьпредметов.Дидактическая игра |
1 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппах |
25.10. |
|
«Волшебныймешочек». |
|
|
|
|
|
IIчетверть |
|
|
|
|
3. |
Работаспластилином(твердоеимягкоесостояние). |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
6.11. |
4. |
Играсосреднеймозаикой. |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
8.11 |
4. |
Кинестетическоеикинетическоеразвитие |
4 |
|
|
13.11–22.11. |
1. |
Движенияипозыверхнихинижнихконечностей(упражнения поинструкциипедагога). |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
13.11. |
2. |
Движения и позы головы (по инструкции педагога); вербализациясобственныхощущений. |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
15.11. |
3. |
Движенияипозывсеготела.Дидактическаяигра«Зеркало». |
1 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппах |
20.11. |
4. |
Имитация движений и поз (повадки зверей, природныхявлений). |
1 |
Практическоезанятие |
Изображениеживотных,игрушек,насекомых, явленийприроды |
22.11. |
5. |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов |
12 |
|
|
27.11 –29.01. |
1. |
Формированиеэталоновобъемныхгеометрическихфигур(шар, куб). |
2 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
27.11.,29.11. |
2. |
Группировкапредметовпоформе(объемныеиплоскостные). |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
4.12. |
3. |
Сравнение2-3предметовпо высотеитолщине. |
2 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
6.12.,9.12. |
4. |
Сравнение2-3предметовподлинеиширине. |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
11.12. |
5. |
Группировкапредметовпоформеивеличинепоинструкции педагога. |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
13.12. |
6. |
Группировкапредметовпоформеицветупоинструкции педагога. |
2 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
16.12.,18.12. |
7. |
Составлениесериационныхрядовповеличинеиз3-4предметов позаданномупризнаку. |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
20.12. |
|
IIIчетверть |
|
|
|
|
8. |
Различениецветовиоттенков.Дидактическаяигра«Чтобывает такогоцвета». |
1 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппах |
10.01. |
9. |
Подбороттенковкосновнымцветам.Дидактическаяигра «Подберипредметытакогожецвета». |
1 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппах |
15.01. |
10. |
Конструированиепредметовизгеометрическихфигур(2-4 детали). |
2 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
17.01.,22.01. |
11. |
Выделениеизразличныхчастейзнакомых предметов(стул– спинка,ножки,сиденье;шкаф–дверцы,стенки,т.д.). |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
24.01. |
12. |
Составлениецелогоизчастей(3-4детали)на разрезном наглядномматериале. |
1 |
Практическоезанятие |
Индивидуальнаяработа |
29.01. |
6. |
Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти |
5 |
|
|
31.01.–12.02. |
1. |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов,состоящихиз3-4деталей(поинструкциипедагога). |
1 |
Практическоезанятие |
Сравнительныйанализ 2-3-х картинок |
31.01. |
2. |
Нахождениеотличийнанаглядномматериале(сравнение2-х картинок). |
1 |
Практическоезанятие |
Сравнительныйанализ 2-х картинок |
3.02. |
3. |
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось»(4-5предметов). |
1 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппахииндивидуально |
5.02. |
4. |
Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). |
1 |
Практическоезанятие |
Сравнительныйанализ 2-3-х картинок |
7.02. |
5. |
Упражнениядляпрофилактикиикоррекциизрения. |
1 |
Игра |
Работавгруппахииндивидуально |
12.02. |
7. |
Восприятиеособыхсвойств предметов |
5 |
|
|
14.02.–28.02. |
1. |
Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерениятемпературы(градусник). |
2 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
14.02.,19.02. |
2. |
Различиевкусовыхкачеств(сладкое-горькое,сырое–вареное). Дидактическаяигра«Узнайнавкус». |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
21.02. |
3. |
Развитиеобоняния(контрастныеароматы:резкий–мягкий; пищевыезапахи);обозначениесловомощущений. |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
26.02. |
4. |
Восприятиечувстватяжестиотразныхпредметов(вата,гвозди, брусок, т.д.);словесноеобозначениебарическихощущений. |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
28.02. |
8. |
Развитиеслухового восприятияи слуховойпамяти |
8 |
|
|
4.03.–20.03. |
1. |
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальныхинструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошки,бубен). |
2 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
4.03.,6.03 |
2. |
Характеристиказвуковпогромкостиидлительности(шумы, музыкальныеиречевыезвуки). |
2 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
11.03.,13.03. |
3. |
Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушиваниемузыкальныхпроизведений. |
2 |
Практическоезанятие |
Работавгруппа |
18.03.,20.03. |
|
IVчетверть |
|
|
|
|
4. |
Звуковаяимитация(подражаниезвукамокружающейсреды) |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
1.04. |
5. |
Дидактическаяигра«Ктопозвалтебя,скажи»(различениепо голосу). |
1 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппах |
3.04. |
9. |
Восприятиепространства |
7 |
|
|
8.04.–6.05. |
1. |
Ориентировкавпомещении;движениевзаданномнаправлении; обозначениесловомнаправлениядвижения |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
8.04. |
|
Ориентировкавшкольномпомещении;понятие«дальше»- «ближе». |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
10.04. |
3. |
Ориентировканалистебумаги(выделениевсехуглов). |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
15.04. |
4. |
Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальномполелиста. |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
17.04. |
5. |
Расположение плоскостных и объемных предметов вгоризонтальном поле листа; словесное обозначение пространственныхотношениймеждупредметами. |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
22.04. |
6. |
Пространственнаяориентировканаповерхностипарты. |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
29.04. |
7. |
Дидактическая игра «Определи положение предмета»;вербализацияпространственныхотношенийсиспользованием предлогов. |
1 |
Дидактическаяигра |
Работавгруппах |
6.05. |
10. |
Восприятиевремени |
7 |
|
|
8.05.–22.05. |
1. |
Порядокмесяцеввгоду. |
2 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
8.05. |
2. |
Временагода.Работасграфическоймоделью«Временагода». |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
13.05. |
3. |
Знакомствосчасами(циферблат,стрелки). |
1 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
15.05. |
4. |
Мерывремени(секунды,минута,час,сутки). |
2 |
Практическоезанятие |
Работавгруппах |
20.05. |
5. |
Определениевременипочасам.Игры смодельючасов. |
1 |
Игрысмодельючасов |
Работавгруппах |
22.05. |
11. |
Диагностикаучащихся |
2 |
Диагностика |
Выполнение заданий |
27.05.,29.05. |
Развитиепсихомоторныхи сенсорных процессов– 3 класс
(календарноепланирование)
-
№
Темы занятий
Кол-вочасов
Дата
1четверть
1.
Обследованиевновьпринятыхдетей.
1
Диагностика
Выполнение
заданий
2.09.
2.
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных
навыков
12
6.09.–7.10.
1.
1
Практическоезанятие
Индивидуальнаяработа
6.09.
-
2.
Упражнениянаразвитиеметкости(кольцеброс, дартц,«Тигр»).
1
Практическоезанятие
Индивидуальнаяработа
9.09.
3.
Развитиесогласованностидвиженийнаразныегруппымышц(по
инструкциипедагога).
1
Практическоезанятие
Индивидуальнаяработа
13.09.
4.
Пальчиковаягимнастикасречевымсопровождением.
1
Пальчиковаягимнастика
Индивидуальнаяработа
16.09.
5.
Совершенствованиеточностимелкихдвиженийрук(завязывание,
развязывание,шнуровка,застегивание).
1
Практическоезанятие
Индивидуальнаяработа
20.09.
6.
Обводкаконтуровпредметныхизображений,штриховкавразных
направлениях.
1
Практическоезанятие
Индивидуальнаяработа
23.09.
7.
Рисованиебордюровпообразцу.
1
Практическоезанятие
Индивидуальнаяработа
27.09.
8.
Графическийдиктант(зрительныйинаслух).
1
Практическоезанятие
Индивидуальнаяработа
30.09.
9.
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных
изображений.
1
Практическоезанятие
Индивидуальнаяработа
4.10.
10.
Работавтехнике«объемной»и«рваной»аппликации.
2
Практическоезанятие
Индивидуальнаяработа
7.10.
3.
Тактильно– двигательноевосприятие
5
11.10.–8.11.
1.
Определениепредметовнаощупь;выделениеразныхсвойстви
качеств(мягкиеижесткие;крупныеи мелкиепредметы).
1
Практическоезанятие
Индивидуальн
аяработаивгруппах
11.10.
2.
Восприятиеповерхностинаощупь(гладкая,шершавая,колючая,
пушистая).Дидактическаяигра«Чтобывает…(пушистое)».
2
Практическоезанятие
Индивидуальнаяработаив
группах
14.10.,18.10
-
3.
Работа спластилином иглиной(раскатывание, скатывание,
вдавливание).Лепка«Овощи».
2
Практическоезанятие
Индивидуальнаяработаив
группах
21.10,25.10.
II четверть
4.
Игры ссюжетноймозаикой.
Практическое
занятие
Индивидуальн
аяработа
8.11.
4.
Кинестетическоеикинетическоеразвитие
4
11.11–18.11.
1.
Формированиеощущенийразличныхчастейтела.Вербализация
собственныхощущений.
2
Игровыеупражнения
Индивидуальн
аяработаивгруппах
11.11.
2.
Выразительностьдвижений(имитацияповадокживотных).
2
Игровыеупражнения
Индивидуальнаяработаив
группах
15.11.,18.11.
5.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов
13
22.11.–17.01.
1.
Сравнениеиобозначениесловомформыпредметов(3-4 предмета).
2
Практическоезанятие
Сравнительныйанализ3-4-х
картинок
22.11.,25.11.
2.
Понятие«овал». Упражнениявсравнениикругаиовала.
1
Практическоезанятие
Групповая и
индивидуальнаяработа
29.11.
3.
Комбинированиеразныхформизгеометрическогоконструктора
поинструкции.
1
Практическоезанятие
Групповая ииндивидуальн
аяработа
2.12.
4.
Сравнениеиобозначениесловомвеличиныразныхпредметовпо
двумпараметрам (длинныйиширокий, узкий икороткий,т.д.).
1
Практическоезанятие
Групповая ииндивидуальн
аяработа
6.12.
5.
Дидактическаяигра«Частьицелое».
1
Дидактическая
игра
Групповая
работа
9.12.
6.
Составлениесериационныхрядовпо величинеиз4-5предметов.
1
Практическоезанятие
Сравнительны
йанализ4-5-хкартинок
13.12.
-
7.
Группировкапредметовпосамостоятельновыделенномупризнаку.
1
Практическоезанятие
Групповая ииндивидуальн
аяработа
16.12.
8.
Цветовой спектр.Цветатеплыеи холодные.
1
Практическоезанятие
Групповая и
индивидуальнаяработа
20.12.
9.
Составлениесериационногоряда4-5круговразнойнасыщенности
одногоцвета.
1
Практическоезанятие
Групповая ииндивидуальн
аяработа
23.12.
IIIчетверть
10.
Дидактическаяигра«Цветик-семицветик».
1
Дидактическая
игра
Групповая
работа
10.01.
11.
Названиепредметапоегоотдельнымчастям.Дорисовывание
незаконченныхизображенийзнакомыхпредметов.
1
Практическоезанятие
Групповаяработа
13.01.
12.
Составлениепредметаилицелойконструкцииизмелкихдеталей
(пазлы,напольный«Лего»).
1
Практическоезанятие
Групповая ииндивидуальнаяработа
17.01.
6.
Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти
6
20.01.–7.02.
1.
Совершенствованиезрительно-двигательнойкоординациирукии
глаза.
1
Практическоезанятие
Индивидуальнаяработа
20.01.
2.
Нахождениеотличительныхиобщихпризнаковнанаглядном
материале (сравнение2-хкартинок).
1
Практическоезанятие
Сравнительныйанализ2-х
картинок
24.01.
3.
Сравнение трех предметов, отличающихся незначительнымикачествамиили свойствами.
1
Практическоезанятие
Сравнительный
анализ 3-хкартинок
27.01.
4.
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что
изменилось».
1
Дидактическаяигра
Индивидуальнаяработа
31.01.
5.
Дидактическаяигра«Повториузор»(«Сделайтакже»).
1
Дидактическая
Индивидуальн
3.02.
-
игра
аяработа
6.
Упражнениядляпрофилактикиикоррекциизрения.
1
Гимнастика для
глаз
Индивидуальн
аяработа
7.02.
7.
Восприятиеособыхсвойств предметов
5
10.02.–24.02.
1.
Развитиеосязания(теплее–холоднее);словесноеобозначение.
Определениеконтрастныхтемпературпредметов(грелка,утюг,чайник).
1
Практическоезанятие
Групповая ииндивидуальнаяработа
10.02.
2.
Различениепищевыхзапахов ивкусов,ихсловесноеобозначение.
1
Практическоезанятие
Групповая ииндивидуальн
аяработа
14.02.
3.
Определениеразличныхсвойстввеществ(твердость,сыпучесть,
вязкость,растворимость).
1
Практическоезанятие
Групповая и
индивидуальнаяработа
17.02.
4.
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести
(тяжелее -легче).
1
Практическоезанятие
Групповая ииндивидуальн
аяработа
21.02.
5.
Взвешиваниеналадони;определениевеса«наглаз».
1
Практическоезанятие
Групповая и
индивидуальнаяработа
24.02.
8.
Развитиеслухового восприятияи слуховойпамяти
5
28.02.–16.03.
1.
Определениенаправлениезвукавпространстве(справа–слева–
спереди–сзади).Дидактическаяигра«Догадайся,откудазвук».
1
Дидактическаяигра
Групповая и
индивидуальнаяработа
28.02.
2.
Выполнениедействийпозвуковомусигналу(поворотголовына
определенныйградус).Дидактическаяигра«Прерваннаяпесня».
1
Дидактическаяигра
Групповая ииндивидуальн
аяработа
2.03.
3.
Различениемузыкальныхиречевыхзвуковповысотетона.
1
Практическоезанятие
Групповая и
индивидуальнаяработа
6.03.
IVчетверть
4.
Различение мелодийпо темпу;прослушивание музыкальных
1
Практическое
Групповая и
13.03.
-
отрывков.
занятие
индивидуальн
аяработа
5.
Развитиечувстваритма.Дидактическаяигра«Мы–барабанщики».
1
Дидактическая
игра
Групповая
работа
16.03.
9.
Восприятиепространства
8
20.03.–22.04.
1.
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице);
вербализацияпространственныхотношенийсиспользованиемпредлогов.
2
Практическоезанятие
Групповая ииндивидуальнаяработа
20.03.,3.04.
2.
Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о
выполнениизадания.
1
Практическоезанятие
Групповая и
индивидуальнаяработа
6.04.
3.
Дидактическаяигра«Кудапойдешь,тонайдешь».
1
Дидактическаяигра
Групповая ииндивидуальн
аяработа
8.04.
4.
Моделирование пространственного расположения мебели в
комнате.Дидактическаяигра«Обставимкомнату».
1
Дидактическаяигра
Групповая и
индивидуальнаяработа
10.04.
5.
Делениелистана«глаз»на2и4равные части.
1
Практическоезанятие
Групповая ииндивидуальн
аяработа
13.04.
6.
Расположениепредметовввертикальномигоризонтальномполях
листа.
1
Практическоезанятие
Групповая и
индивидуальнаяработа
15.04.
7.
Ориентировканалистебумагиразногоразмера,прикрепленномк
доске(вертикальноерасположениелиста).
2
Практическоезанятие
Групповая ииндивидуальн
аяработа
17.04.,20.04.
8.
Расположениепредметовиихрасположениенаповерхности
парты.
1
Практическоезанятие
Групповая ииндивидуальн
аяработа
22.04.
10.
Восприятиевремени
7
24.04.–24.05.
1.
Определениевременипочасам.
2
Практическое
занятие
Групповая и
индивидуальн
24.04.,27.04.
-
аяработа
2.
Длительностьвременныхинтервалов(1секунда,1минута,5
минут,1час).
2
Практическоезанятие
Групповая и
индивидуальнаяработа
8.05.,15.05.
3.
Дидактическаяигра«Успейза1-2-5минут».
1
Дидактическаяигра
Групповая ииндивидуальн
аяработа
18.05.
4.
Объемностьвремени(сутки,неделя, месяц,год).
1
Практическоезанятие
Групповая ииндивидуальн
аяработа
22.05.
5.
Временагода,ихзакономернаясмена.Дидактическаяигра«Когда
это бывает».
1
Дидактическаяигра
Групповая и
индивидуальнаяработа
24.05.
11.
Диагностикаучащихся
2
Диагностика
Выполнение
заданий
28.05.,31.05.
Учебно-методическоеобеспечение
-
Алябьева, Е.А. Психогимнастикавдетскомсаду/Е.А.Алябьева
//Методическиематериалывпомощьпсихологамипедагогам.-М.:Изд-воСфера,2005.–87с.
-
Алябьева, Е.А.Психогимнастикавначальнойшколе/Е.А.Алябьева
// Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М. : Изд-воСфера,2003.-94с.
-
Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /В.В.Воронкова//Книгадля учителей.–М.: Из-воШкола –пресс,1994.– 407с.
-
Вейзман, Н.П.Психомоторикаумственноотсталыхдетей/Н.П.Вейзман.– М.
:Из-воАграф,1997.– 127с.
-
Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать /С.Е.Гаврина,И.Л.Кутявина//Популярноепособиедляродителейипедагогов.
– Ярославль:Из-воАкадкмия развития,2007.–185 с.
-
Гафиатулина, Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителяначальныхклассов/Н.Х.Гафиатулина,А.В.Роженко//Психологическиеподсказки.–Ростов-на-Дону:Из-воФеникс,2009.–283с.
-
Психокоррекционнаяиразвивающаяработа/В.И.Дубровина,А.Д.Андреева,Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. В.И. дубровиной. – М. : Из-воАкадемия,2001.–160с.
-
Удалова, Э.Я. Программа курса коррекционных занятий / Э.Я. Удалова, Л.А.Метиева // Развитие психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 1-4классов специальных (коррекцонных) образовательных учреждений VIII вида.Из-воКоррекционнаяпедагогика,№3(9),2005.
-
Нижегеродцева,Н.В.Психолого–педагогическаяготовностьребенкакшколе
/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков // Пособие для практических психологов,педагоговиродителей.-М.:Из-воВладос,2001.–185с.
-
Рогов, Е.И. Психология познания. / Е.И. Рогов. – М. : Из-во Владос, 1998. – 289с.
-
Фопель,К. Энергияпаузы. /К.Фопель.//Психологическиеигрыиупражнения.
–М.:Из-воГенезис, 2001.–178с.
-
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторныхфункций;
-
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь дляразвитиякрупноймоторики;
-
оборудованиедлязанятиймузыкой,изобразительнойдеятельностью;
-
разнообразный арсенал техники арттерапии. Следует помнить, что любойдидактический материал, в овладение которым ребенок активно включается,оказываетсильноевоздействиена растущийорганизм.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Долгих Анастасия Викторовна
→ Публикатор 30.09.2021 0 1418 149 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.