Адаптированная рабочая программа по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"


 

Муниципальноебюджетноеобразовательноеучреждение

«Общеобразовательнаяшколапсихолого-педагогическойподдержки№104»

 

 

 


 

РАССМОТРЕННО

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ:

назаседанииМО

сметодическимсоветом

Директоршколы

« » 2021г.

« » 2021г.

« » 2021г.

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯРАБОЧАЯПРОГРАММА

попрограммекурсакоррекционныхзанятий«Развитиепсихомоторикиисенсорныхпроцессовв1-3классах

 

Данная программа курса коррекционных занятий составлена на основе программыУдаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» дляучащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022учебныйгод

Пояснительнаязаписка

 

Младшийшкольныйвозраст–важнейшийпериодформированияжизненногоресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений,обогащениямировосприятияиразвитияличностныхкачеств.Особеннозначимэтотпериодвжизнидетейсограниченнымивозможностямиздоровья.

Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктуетнеобходимостьболееполнореализоватьидеюиндивидуализацииобучения,учитывающегоготовностьдетейкшколе,степеньтяжестиихдефекта,состояниездоровья,индивидуально–типологическиеособенности.Азначит,речьидетонеобходимостиоказаниякомплекснойдифференцированнойпомощидетям,направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениямии навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации иинтеграцииихвобщество.

Цельпрограммы:

  • на основе создания оптимальных условий познания ребенком окружающегообъектавсовокупностисенсорныхсвойств,качеств,признаковдатьправильноемногогранное полифункциональное представление об окружающейдействительности,способствующееоптимизациипсихическогоразвитияребенкаиболееэффективнойсоциализацииеговобществе:обогащениечувственногопознавательногоопытанаоснове формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признакипредметовиявленийиотражатьихвречи,нацеленноенаразвитиепсихическихпроцессовпамяти,мышления,речи,воображения.

Задачипрограммы:

  • формированиенаосновеактивизацииработывсехоргановчувств,адекватноговосприятияявленийиобъектовокружающейдействительностивсовокупностиихсвойств;

  • коррекциянедостатковпознавательнойдеятельностишкольниковпутемсистематическогоицеленаправленноговоспитанияунихполноценноговосприятияформы,конструкции,величины,цвета,особыхсвойствпредметов,ихположениявпространстве;

  • формированиепространственновременныхориентировок;

  • развитиеслуховыхкоординаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир вовсем многообразии свойств и признаков его объектов, цветов, вкусов, запахов, звуков,ритмов;

  • совершенствованиесенсорноперцептивнойдеятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использованиясоответствующейтерминологии;

  • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно –двигательнойкоординации;

  • формированиеточностиицеленаправленностидвиженийидействий.

 

Разделыпрограммы:

 

    • развитиекрупнойи мелкоймоторики;графомоторныхнавыков;

    • тактильнодвигательноевосприятие;

    • кинестетическоеи кинетическоевосприятие;

    • восприятиеформы,величины,цвета;конструированиепредметов;

    • восприятиеособыхсвойствпредметовчерезразвитиеосязания,обоняния,барическихощущений,вкусовыхкачеств;

    • развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти;

    • восприятиепространства;

    • восприятиевремени.

Сроки реализации программы –3 года.Программа рассчитанана202часа:

  1. класс– 66 часов(2 часавнеделю);

  2. класс– 68 часов(2 часавнеделю);

  3. класс– 68 часов(2 часавнеделю);

Вначалеиконцеучебногогодапроводитсядиагностикапсихомоторныхисенсорныхпроцессов.Количествоиндивидуальныхиподгрупповыхзанятий,ихсоотношение определяетпедагог– психолог, исходя из потребностейдетей в каждомклассе.

Все курсы занятий взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход в решениипоставленныхзадач.

Дляпроведениякоррекционныхзанятийтребуетсяспециальноорганизованная

предметнопространственнаяразвивающаясреда:

  • функциональноориентированныеигрушкиипособиядляразвитиясенсорныхфункций(строительныеконструкторыскомплектомцветныхдеталей,раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,полоскицветногокартонаразнойдлиныиширины,геометрическое лотоидр.);

  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарьдляразвитиякрупноймоторики(шнуровки,мозаики,мячи,кольцебросы,обручи,сенсорнаятропадляног,массажныйковрик идр.);

  • оборудованиедлязанятиймузыкой,ритмикой,изобразительнойдеятельностью(магнитофон,звучащиемузыкальныеинструменты,набораудио–видеокассетдлярелаксации,изобразительныематериалыидр.);

  • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетныеигрушки,элементыодеждыидр.).Следуетпомнить,чтолюбойдидактическийматериал,в овладении которым ребенок активно включается,оказываетсильное воздействие нарастущийорганизм.

 

Ожидаемыйрезультат

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитиюпсихомоторикиисенсорныхпроцессовшкольникидолжнынаучиться:

    • ориентироватьсянасенсорныеэталоны;

    • узнаватьпредметыпозаданнымпризнакам;

    • сравниватьпредметыповнешнимпризнакам;

    • классифицировать предметы по форме, величине, цвету,функциональномуназначению;

    • составлятьсериационныерядыпредметовиихизображенийпоразнымпризнакам;

    • практическивыделятьпризнакиисвойстваобъектови явлений;

    • давать полноеописаниеобъектовиявлений;

    • различатьпротивоположнонаправленныедействияиявления;

    • видетьвременныерамки своейдеятельности;

    • определятьпоследовательностьсобытий;

    • ориентироватьсявпространстве;

    • целенаправленновыделятьдействияпоинструкции;

    • самопроизвольно согласовыватьсвоидвиженияидействия;

    • опосредоватьсвоюдеятельностьречью.

 

 

Своевременная психолого–педагогическая помощь учащимся начальных классов снарушением интеллекта является необходимой предпосылкой их успешного обучения ивоспитания.

Даннаяпрограммаможетбытьадаптированадляучащихсяначальныхклассовобщеобразовательныхшкол,которыеимеютпроблемывусвоенииучебногоматериала.

Содержаниепрограммы—1класс

  1. Развитеекрупнойимелкоймоторики,графомоторныхнавыков.

Развитие крупноймоторики. Целенаправленность выполнения действий и движений поинструкции,педагога(броскивцель,ходьбапо«дорожкеследов»).Согласованностьдействийидвиженийразныхчастейтела(поворотыиброски,наклоныиповороты).Развитиеикоординациядвижений кисти рук и пальцев.Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения дляудержания письменных принадлежностей.Развитие координации движений руки и глаза(нанизываниебус,завязываниеузелков,бантиков).Обводка,штриховкапотрафарету.Аппликация,сгибаниебумаги.

  1. Тактильно-двигательноевосприятие.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа спластилином(раскатывание).Игрыскрупноймозаикой.

  1. Кинестетическоеикинетическоеразвитие.

Формированиеощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижнихконечностей, головы. Выполнение упражнений по заданиюпедагога, обозначение, словом поположенияразличныхчастейтела.Выразительностьдвижений(имитацияповадокзверей,игранаразличныхмузыкальныхинструментах).

  1. Восприятиеформы,величины,цвета;конструированиепредметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрическихфигур (круг, квадрат,прямоугольник, треугольник)на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.Выделениепризнаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификацияпредметов и их изображенийпо форме по признаку. Работа с геометрическим конструктором.Сопоставление2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине;обозначениесловом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий,черный,белый).Конструированиегеометрическихфигурипредметовизсоставляющихчастей(2-3детали).Составлениецелогоизчастейнаразрезномнаглядномматериале(2-3детали).

  1. Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти.

Формированиенавыковзрительногоанализаисинтеза(обследованиепредметов,состоящихиз 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие2-х предметов: нахождение различительныхи общих признаков. Определение изменений впредъявленном ряду. Нахождение«лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики икоррекциизрения.

  1. Восприятие особых свойствпредметов (развитие осязания, обоняния, вкусовыхкачеств,барическихощущений).

Контрастныетемпературныеощущения(холодный-горячий).Различениенавкус(кислый,сладкий, горький, соленый). Обозначение, словом собственных ощущений.Запах приятный инеприятный.Различениеисравнениеразныхпредметовпопризнакувеса(тяжелый-легкий).

  1. Развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти.

Различение звуковокружающейсреды(стук,стон, звон, гудение,жужжание)имузыкальныхзвуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевымзвукам.

  1. Восприятиепространства.

Ориентировканасобственномтеле:дифференциацияправой/левой/руки/ноги/,правой/левой/ части тела. Определение расположенияпредметов в пространстве (справа - слева,вверх - вниз и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед,назад, т.д.).Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейномряду (порядокследования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх,/низ/,правая/левая/сторона).

 

  1. Восприятиевремени.

Сутки. Части суток.Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речивременных представлений. Последовательность событий (смена временисуток). Вчера, сегодня,завтра.Днинедели.

 

Содержаниепрограммы—2класс

  1. Развитеекрупнойимелкоймоторики,графомоторныхнавыков.

Обучение целенаправленнымдействиям и движений по инструкции педагога, состоящейиз2 - 3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тигр», игры с мячом, обручем).Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формированиеграфических навыков. Обводкаи рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях.Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание).Работа с ножницами. Аппликация.Графическийдиктантпопоказу.

  1. Тактильно-двигательноевосприятие.

Определениена ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные,теплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета.Работа с пластилином иглиной(твердоеимягкоесостояние).Игрысосреднеймозаикой.

  1. Кинестетическоеикинетическоеразвитие.

Формированиеощущений от статических и динамических движений различных частейтела(верхниеинижниеконечности,голова,тело),вербализацияощущений.Игрытипа«Зеркало»:копированиепозидвиженийведущего.Имитациядвиженийипоз(повадкиживотныхприродныеявления).

  1. Восприятиеформы,величины,цвета;конструированиепредметов.

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат,прямоугольник, треугольник, куб, шар), обобщениесловом. Группировка предметов по 1-2признакам(поформеи величине,поцвету иформе).Конструирование предметовизгеометрических фигур (2-4 детали – машина, дом, т.д.). Различение основных хорошо знакомыхпредметов.Составлениецелогоизчастейнаразрезномнаглядномматериале(3-4детали).

  1. Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти.

Формирование произвольности зрительно восприятияи развитие зрительной памяти.Определениеизменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождениеразличий у двух схожих сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов(2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходнойпоследовательности.Упражнениядляпрофилактикиикоррекциизрения.

  1. Восприятие особых свойствпредметов (развитие осязания, обоняния, вкусовыхкачеств,барическихощущений).

Температурныеощущенияоттеплых,горячих,холодныхпредметов.Измерениетемпературы воздуха с помощью градусника. Вкусовыекачества (сладкий - горький, сырое -вареное),обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий,свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов(вата, гвозди,брусок); словесноеобозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу(тяжелыйсреднийлегкий).

  1. Развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти.

Дифференцировкашумовыхимузыкальныхинструментов(погремушка,барабан,колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристиказвуков по громкости и длительности(шумы, музыкальныеи речевые звуки). Различениемелодии по характеру (веселая, грустная).Подражаниезвукамокружающейсреды.Различениепоголосузнакомыхлюдей.

  1. Восприятиепространства.

Ориентировка в помещении, понятие «ближе» - «дальше»; движенияв заданномнаправлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в полелиста (выделениевсехуглов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальномполелиста.Выражениепространственныхотношениймеждуконкретнымиобъектамипосредствампредметов.Пространственнаяориентировканаповерхностипарты.

  1. Восприятиевремени.

Порядокмесяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».Изменение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат,стрелки).Определениевременипочасам(сточностьюдо1часа).

Содержаниепрограммы-3класс

  1. Развитеекрупнойимелкоймоторики,графомоторныхнавыков.

Развитиесогласованностидвиженийнаразныегруппымышц(броскивцель,кольцеброс,игрысмячом,обручем).Обучениецеленаправленнымдействиямпотрехзвеннойинструкциипедагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевымсопровождением.Развитие моторики руки. Совершенствование точности движений (завязывание,развязывание,расстегивание).Обводкаконтуровизображенийпредметовигеометрическихфигур,дорисовываниенезаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графическийдиктант (зрительный и на слух).Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметныхизображений.Работавтехнике«объемной»и«рваной»аппликации.

  1. Тактильно-двигательноевосприятие.

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие - жесткие,мелкие-крупные).Восприятиеповерхностинаощупь(гладкая,шершавая,колючая,пушистая).Работаспластилиномиглиной(раскатывание,скатывание,вдавливание).Игрыссюжетноймозаикой.

  1. Кинестетическоеикинетическоеразвитие.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелкихчастей лица итела (глаза,рот,пальцы,т.д.).Выполнениеупражненийпозаданиюпедагога,вербализация собственных ощущений. Выразительностьдвижений - имитация животных(походкагуся,зайца,кенгуру,т.д.),инсценирование.

  1. Восприятиеформы,величины,цвета;конструированиепредметов.

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.Сравнениеи обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение 2-х объемных геометрическихфигур - круга, овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора.Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам(длинныйи широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине.Составление сериационныхрядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовойспектр.Цветатеплыеихолодные.Составлениепредметаилицелостнойконструкцииизболеемелкихдеталей.

  1. Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти

Совершенствованиезрительно-двигательнойкоординациирукииглаза.Рисованиебордюровпонаглядномуобразцу.Тренировказрительнойпамяти;дидактическиеигрытипа

«Сложитакойжеузор».Составлениекартинкиизразрезныхчастей.Нахождениеотличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трехпредметов, отличающихся незначительнымикачествами или свойствами. Упражнения дляпрофилактикиикоррекциизрения.

  1. Восприятие особых свойствпредметов (развитие осязания, обоняния, вкусовыхкачеств,барическихощущений).

Развитиеосязания(теплее-холоднее),определениеконтрастныхтемпературразныхпредметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесноеобозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость,вязкость).Дифференцировкаощущенийчувстватяжести(тяжелее-легче);взвешиваниеналадони;определение«весанаглаз».

  1. Развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти.

Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади).Выполнениедействий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушиваниемузыкальныхпроизведений.Развитиечувстваритма.

  1. Восприятиепространства.

Ориентировкавпомещениипоинструкциипедагога,вербальноеобозначениепространственныхотношенийсиспользованиемпредлогов.Развитиепространственногопраксиса. Моделирование пространственного расположениямебели в комнате по инструкциипедагога.Ориентировканавертикальнорасположенномлистебумаги,выделениевсехуглов.Делениелистанаглазна2и4рваныечасти.Пространственнаяориентировканаповерхностипарты,расположениеиперемещениепредметовпоинструкциипедагога.

  1. Восприятиевремени.

Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).Длительностьвременныхинтервалов(1час,1минута,1секунда).Временагода,ихзакономернаясмена.

 

 

 

Тематическоепланированиезанятийпоразвитиюпсихомоторныхисенсорных

процессов-1класс

 

 

 

Названиераздела

Количествочасов

 

1.

Обследованиедетей,комплектованиегруппдлякоррекционныхзанятий

 

2

2.

Развитиекрупнойимелкоймоторики,графомоторныхнавыков

12

3.

Тактильно-двигательноевосприятие

4

4.

Кинестетическоеикинетическоеразвитие

4

5.

Восприятиеформы,величины,цвета;конструированиепредметов

17

6.

Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти

5

 

7.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания,

обоняния,вкусовыхкачеств,барическихощущений)

 

4

8.

Развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти

5

9.

Восприятиепространства

6

10.

Восприятиевремени

3

11.

Диагностикаучащихся

2

Общееколичествочасов

64

 

Тематическоепланированиезанятийпоразвитиюпсихомоторныхисенсорных

процессов-2класс.

 

Названиераздела

Количество

часов

 

1.

Обследованиедетей,комплектованиегруппдля коррекционныхзанятии

 

2

 

2.

Развитиекрупнойимелкоймоторики,графомоторныхнавыков

 

12

3.

Тактильно-двигательноевосприятие

4

4.

Кинестетическоеикинетическоеразвитие

4

5.

Восприятиеформы,величины,цвета;

конструированиепредметов

12

6.

Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти.

5

 

7.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания,обоняния,вкусовыхкачеств,барическихощущений)

 

5

8.

Развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти

8

9.

Восприятиепространства

7

 

10.

 

Восприятиевремени

 

7

11.

Диагностикаучащихся

2

Общееколичествочасов

68

Тематическоепланированиезанятийпоразвитиюпсихомоторныхисенсорных

процессов-3класс.

 

Названиераздела

Количество

часов

1.

Обследованиевновьпринятыхдетей

1

 

2.

Развитиекрупнойимелкоймоторики,графомоторныхнавыков

 

12

3.

Тактильно-двигательноевосприятие

5

4.

Кинестетическоеикинетическоеразвитие

4

 

5.

Восприятие формы, величины,цвета;конструирование предметов

 

13

6.

Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти

6

 

7.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания,обоняния,вкусовыхкачеств,барическихощущений)

 

5

8.

Развитиеслуховоговосприятияислуховойпамяти

5

9.

Восприятиепространства

8

10.

Восприятиевремени

7

11.

Диагностикаучащихся

2

Общееколичествочасов

68

Развитиепсихомоторныхи сенсорных процессов1класс

(календарноепланирование)

 

Темы занятий

Кол-вочасов

 

Формазанятия

Деятельностьучащихся

Дата

 

Iчетверть

 

 

 

 

 

1.

Обследованиевновьпринятыхдетей

 

2

Групповоеи

индивидуальноеобследование

Выполнениезаданий

3.09.,5.09.

 

2.

Развитиекрупнойимелкоймоторикирук;графомоторных

навыков

 

12

 

 

10.09. -17.10.

 

1.

Развитиекрупноймоторики.Целенаправленностьвыполнения

действийидвиженийпоинструкциипедагога(бросаниевцель).

 

1

Занятие-игра

Работавгруппах

10.09.

 

2.

Развитиекрупноймоторики.Целенаправленностьвыполнениядействийидвиженийпо инструкции педагога(повороты,

перестроения).

 

1

Традиционноезанятие

Работавгруппах

12.09.

3.

Формированиечувстваравновесия(«дорожкаследов»).

1

Практическое

занятие

Пальчиковая

гимнастика.

17.09.

 

4.

Развитиесогласованностидействийидвиженийразныхчастей

тела (повороты сдвижениямирук, ходьба с изменениемнаправления,т.д.).

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

19.09.

 

5.

Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая

гимнастика.

 

2

Пальчиковаягимнастика.

Работавгруппах

24.09.,

26.09.

 

6.

Развитиенавыковвладенияписьменнымипринадлежностями

(карандашом,ручкой)

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

1.10.

7.

Обводкапотрафарету(внутреннемуи внешнему) и штриховка.

1

Практическоезанятие

Индивидуальная

работа

3.10.

 

8.

Развитиекоординациидвиженийрукииглаза(завязывание,

нанизывание).

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

8.10.

9.

Работавтехнике«рванойаппликации».

2

Практическоезанятие

Работавгруппах

10.10.,

15.10.

10.

Сгибаниебумаги. Вырезаниепрямыхполос.

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

17.10.

3.

Тактильно– двигательноевосприятие

4

 

 

22.10 –7.11.

 

 

1.

Определениенаощупьвеличиныпредмета(большой–маленький – самый маленький). Дидактическая игра «Чудесныймешочек»

 

 

1

Практическоезанятие

РолевоепроигрываниеСравнительныйанализ по

заданномупризнаку

22.10.

 

 

2.

Определениенаощупьплоскостныхфигурипредметов.

 

 

1

Практическоезанятие

Группировкаплоскостныхпредметовконтрастных по

величине ицвету

24.10.

 

IIчетверть

 

 

 

 

3.

Упражнениявраскатываниипластилина.Лепка«Угощение».

1

Практическоезанятие

Индивидуальная

работа

5.11.

4.

Играскрупноймозаикой.

1

Практическоезанятие

Индивидуальная

работа

7.11.

4.

Кинестетическоеикинетическоеразвитие

4

 

 

12.11. –

21.11.

 

1.

Формированиеощущенийотразличныхпозтела;вербализация

собственныхощущений.Дидактическаяигра«Мореволнуется».

 

1

Дидактическаяигра

Работавгруппах

12.11

2.

Движенияипозыверхнихинижнихконечностей.Сенсорная

 

1

Практическоезанятие

Изображение

движений ветра,

14.11

 

 

тропадляног.

 

 

акробатов

 

 

3.

Движенияипозыголовыпопоказу;вербализациясобственных

ощущений.

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

19.11.

 

 

4.

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр,повадкизверей).

 

 

1

Практическоезанятие

Изображениеживотных,игрушек,насекомых,

техники.

21.11.

 

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование

предметов

 

17

 

 

26.11 –11.02.

 

1.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных

геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник,треугольник).

 

2

Практическоезанятие

Анализпредметовпопараметрам

26.11.,

28.11.

 

2.

Выделениеформыпредмета;обозначениеформыпредметасловом.

 

1

Практическоезанятие

Сравнительныйанализпредметов

по заданномупризнаку

3.12.

 

 

3.

Группировкапредметовиихизображенийпоформе(попоказу:круглые,квадратные,прямоугольные,треугольные).

 

 

2

Практическоезанятие

Группировкапредметовобъемных иплоскостных

форм

5.12.,

10.12.

 

4.

Дидактическаяигра«Ккаждойфигуреподберипредметы,похожиепоформе».

 

1

Дидактическаяигра

Сравнительныйанализпредметовпо заданному

признаку

12.12.

 

 

 

5.

Работасгеометрическимконструктором (попоказу:крупный,напольный«Лего»).

 

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

17.12.

 

 

6.

Дидактическаяигра, «Какой фигурынестало».(3-4)предмета.

 

1

Дидактическаяигра

Анализ позаданномупризнаку

19.12.

 

Дидактическаяигра, «Какойфигурынестало».(5-7)предметов.

 

1

 

 

 

24.12.

 

IIIчетверть

 

 

 

 

 

 

7.

Различиепредметовповеличине(большой- маленький).

 

 

2

Практическоезанятие

РолевоепроигрываниеСравнительныйанализ по

заданномупризнаку

 

26.12.;

14.01.

 

8.

Сравнение2-хпредметовпо высотеидлине.

 

1

Практическоезанятие

Сравнительныйанализ по

заданному

признаку

16.01.

 

9.

Сравнение2-хпредметовпо ширинеитолщине.

 

1

Практическоезанятие

Сравнительныйанализ по

заданному

признаку

21.01.

 

10.

Моделированиегеометрическихфигуризсоставляющихчастейпообразцу.

 

1

Практическоезанятие

Сравнительныйанализ по

заданному

признаку

23.01.

 

 

11.

Знакомствососновнымицветами(красный,желтый,зеленый,

синий,белый).

 

1

Дидактическаяигра

Работавгруппах

28.01.

12.

Дидактическаяигра«Назовицветпредмета».

1

Дидактическаяигра

Работавгруппах

30.01.

 

13.

Различениеиобозначениеосновныхцветов.Дидактическаяигра

«Угадай,какогоцветанет?»

 

1

Дидактическаяигра

Работавгруппах

4.02.

 

14.

Конструированиеобъемныхпредметовизсоставныхчастей(2-3

детали).

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

6.02.

 

15.

Конструированиецелогоизчастей(2-3детали)наразрезном

наглядномматериале.

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

11.02.

6.

Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти

5

 

 

13.02. –

5.03.

 

1.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза(обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по

инструкциипедагога).

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

13.02.

 

2.

Нахождениеотличительныхиобщихпризнаков2-хпредметов,

«Сравнипредметы».

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

25.02.

 

3.

Дидактическаяигра«Какойдеталинехватает»стола-ножки,у

стула-спинки,уведра-ручки).

 

1

Дидактическаяигра

Индивидуальнаяработа

27.02.

4.

Дидактическаяигра«Что изменилось»(2-3предмета)

1

Дидактическаяигра

Индивидуальная

работа

3.02.

5.

Упражнениедляпрофилактикиикоррекциизрения.

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

5.03.

7.

Восприятиеособыхсвойствпредметов

4

 

 

10.03. –19.03.

1.

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения:

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

10.03.

 

 

холодный-горячий);обозначениесловом.

 

 

 

 

 

2.

Вкусовыеощущения(кислый,сладкий,горький,соленый).

Дидактическаяигра«Узнайповкусу».

 

1

Дидактическаяигра

Работавгруппах

12.03.

 

3.

Развитие обоняния (приятный – неприятный запах).

Дидактическаяигра«Определипо запаху».

 

1

Дидактическаяигра

Работавгруппах

17.03.

 

IVчетверть

 

 

 

 

4.

Кинетическиеощущения(восприятиечувстватяжести:тяжелый

легкий).Упражнениенасравнениеразличныхпредметовпотяжести.

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

2.04.

8.

Развитиеслухового восприятияислуховойпамяти

5

 

 

7.04. –9.04.

1.

Выделениеиразличениезвуковокружающейсреды(стон,звон,

гудение,жужжание).Дидактическаяигра«Узнайнаслух».

 

2

Дидактическаяигра

Индивидуальнаяработа

Работавгруппах

7.04.,14.04.

 

2.

Различениемузыкальныхзвуковизвуковокружающейсреды(шелестлистьев,скрипснега,шумшин).Прослушиваниемузыкальных

произведений.

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

Работавгруппах

9.04.

 

3.

Дидактическаяигра«Ктоикакголосподает»(имитациякрика

животных).

 

2

Дидактическаяигра

Работавгруппах

14.04.

9.

Восприятиепространства

6

 

 

16.04.

30.04.

1.

Ориентировканасобственномтеле(правая/левая/рука/нога).

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

Работавгруппах

16.04.

 

2.

Движениев заданномнаправлениивпространстве(вперед, назад,т.д.).

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

Работавгруппах

21.04.

 

4.

Ориентировкавлинейномряду(крайнийпредмет,первый,натретьем

месте,т.д.).

 

2

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

Работавгруппах

23.04.,27.0

4.

5.

Ориентировка на листебумаги(центр,верх,правая/левая/сторона).

2

Практическоезанятие

Индивидуальная

работа

28.04.,

30.04.

 

 

 

 

 

Работавгруппах

 

10.

Восприятиевремени

3

 

 

7.05.

14.05.

 

1.

Сутки.Частисуток(утро,день,вечер,ночь).Упражнениянаграфическоймодели«Сутки».

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

7.05.

2.

Понятие«сегодня»,«завтра»,«вчера».

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

12.05.

3.

Неделя.Семьсоток.Порядокднейнедели.

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

14.05

 

11.

Диагностикаучащихся

 

2

Групповое и

индивидуальноеобследование

Выполнениезаданий

19.05.,

21.05.

 

 

Развитиепсихомоторныхи сенсорных процессов-2класс

(календарноепланирование)

 

 

 

 

Темы занятий

Кол-вочасов

Формазанятия

Деятельностьучащихся

Дата

 

Iчетверть

 

 

 

 

 

1.

Обследование детей; комплектование групп для

коррекционныхзанятий

 

2

Диагностика

Выполнениезаданий

 

4.09.,6.09.

 

2.

Развитиекрупнойимелкоймоторикииграфомоторных

навыков

 

12

 

 

 

11.09. –18.10.

 

1.

Развитиеточностидвижений(метаниевцельмячом,стрелами;

кольцеброс).

 

2

Игра

Работавгруппах

 

 

11.09.,13.09.

 

2.

Координациядвижений(игры смячом,обручем).

 

1

Игра

Работавгруппах

 

18.09.

 

 

3.

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной

инструкциипедагога(2шагавперед– поворотнаправо,т.д.).

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

20.09.

 

4.

Пальчиковаягимнастикасречевымсопровождением.

 

1

Пальчиковаягимнастика

Работа в

группах,индивидуально

 

25.09.

 

5.

Упражнениянасинхронностьработыобеихрук(работасо

шнуром,нанизываниебус).

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

 

27.09.

 

6.

Штриховкавразныхнаправленияхирисованиепотрафарету.

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

 

2.10.

 

7.

Обводкапотрафаретуорнаментаизгеометрическихфигур.

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

 

4.10.

 

8.

Развитиекоординациидвиженийрукииглаза(поинструкции

педагога).

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

 

9.10

 

9.

Графическийдиктант(попоказу).

 

1

диагностика

Индивидуальнаяработа

 

11.10.

 

10.

Вырезаниеножницамиизбумагипошаблонупрямоугольных,

квадратных, треугольныхформ.

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

 

16.10.

 

11.

Работавтехнике«объемнойаппликации».

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

 

18.10.

3.

Тактильно– двигательноевосприятие

4

 

 

 

23.108.11.

 

1.

Определениенаощупьпредметовсразными свойствами

(мягкие,жесткие,холодные, теплые).

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

 

23.10.

2.

Определениенаощупьпредметов.Дидактическая игра

1

Дидактическаяигра

Работавгруппах

 

25.10.

 

 

«Волшебныймешочек».

 

 

 

 

 

IIчетверть

 

 

 

 

 

3.

Работаспластилином(твердоеимягкоесостояние).

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

 

6.11.

 

4.

Играсосреднеймозаикой.

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

 

8.11

4.

Кинестетическоеикинетическоеразвитие

4

 

 

 

13.1122.11.

 

1.

Движенияипозыверхнихинижнихконечностей(упражнения

поинструкциипедагога).

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

13.11.

 

2.

Движения и позы головы (по инструкции педагога);

вербализациясобственныхощущений.

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

15.11.

3.

Движенияипозывсеготела.Дидактическаяигра«Зеркало».

1

Дидактическаяигра

Работавгруппах

 

20.11.

 

 

4.

Имитация движений и поз (повадки зверей, природныхявлений).

 

 

1

Практическоезанятие

Изображениеживотных,игрушек,насекомых,

явленийприроды

 

 

22.11.

 

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование

предметов

 

12

 

 

 

27.11 –29.01.

 

1.

Формированиеэталоновобъемныхгеометрическихфигур(шар,

куб).

 

2

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

27.11.,29.11.

2.

Группировкапредметовпоформе(объемныеиплоскостные).

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

4.12.

 

3.

Сравнение2-3предметовпо высотеитолщине.

2

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

6.12.,9.12.

4.

Сравнение2-3предметовподлинеиширине.

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

11.12.

 

5.

Группировкапредметовпоформеивеличинепоинструкции

педагога.

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

13.12.

 

6.

Группировкапредметовпоформеицветупоинструкции

педагога.

 

2

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

16.12.,18.12.

 

7.

Составлениесериационныхрядовповеличинеиз3-4предметов

позаданномупризнаку.

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

20.12.

 

IIIчетверть

 

 

 

 

 

8.

Различениецветовиоттенков.Дидактическаяигра«Чтобывает

такогоцвета».

 

1

Дидактическаяигра

Работавгруппах

 

10.01.

 

9.

Подбороттенковкосновнымцветам.Дидактическаяигра

«Подберипредметытакогожецвета».

 

1

Дидактическаяигра

Работавгруппах

 

15.01.

 

10.

Конструированиепредметовизгеометрическихфигур(2-4

детали).

 

2

 

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

 

17.01.,22.01.

 

11.

Выделениеизразличныхчастейзнакомых предметов(стул

спинка,ножки,сиденье;шкафдверцы,стенки,т.д.).

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

 

24.01.

 

12.

Составлениецелогоизчастей(3-4детали)на разрезном

наглядномматериале.

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

 

29.01.

6.

Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти

5

 

 

 

31.01.12.02.

 

1.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза

предметов,состоящихиз3-4деталей(поинструкциипедагога).

 

1

Практическоезанятие

Сравнительныйанализ 2-3-х

картинок

 

31.01.

 

 

2.

Нахождениеотличийнанаглядномматериале(сравнение2-х

картинок).

 

1

Практическоезанятие

Сравнительныйанализ 2-х

картинок

 

3.02.

 

3.

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что

изменилось»(4-5предметов).

 

1

Дидактическаяигра

Работавгруппахииндивидуально

 

5.02.

 

4.

Различение «наложенных» изображений предметов (2-3

изображения).

 

1

Практическоезанятие

Сравнительныйанализ 2-3-х

картинок

 

7.02.

5.

Упражнениядляпрофилактикиикоррекциизрения.

1

Игра

Работавгруппахииндивидуально

 

12.02.

7.

Восприятиеособыхсвойств предметов

5

 

 

 

14.02.28.02.

 

1.

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы

измерениятемпературы(градусник).

 

2

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

14.02.,19.02.

 

2.

Различиевкусовыхкачеств(сладкое-горькое,сыроевареное).

Дидактическаяигра«Узнайнавкус».

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

21.02.

 

3.

Развитиеобоняния(контрастныеароматы:резкиймягкий;

пищевыезапахи);обозначениесловомощущений.

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

26.02.

 

4.

Восприятиечувстватяжестиотразныхпредметов(вата,гвозди,

брусок, т.д.);словесноеобозначениебарическихощущений.

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

28.02.

8.

Развитиеслухового восприятияи слуховойпамяти

8

 

 

 

4.03.20.03.

 

1.

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальныхинструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки,

гармошки,бубен).

 

2

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

4.03.,6.03

 

2.

Характеристиказвуковпогромкостиидлительности(шумы,

музыкальныеиречевыезвуки).

 

2

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

11.03.,13.03.

 

 

3.

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).

Прослушиваниемузыкальныхпроизведений.

 

2

Практическоезанятие

Работавгруппа

 

18.03.,20.03.

 

IVчетверть

 

 

 

 

4.

Звуковаяимитация(подражаниезвукамокружающейсреды)

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

1.04.

 

5.

Дидактическаяигра«Ктопозвалтебя,скажи»(различениепо

голосу).

 

1

Дидактическаяигра

Работавгруппах

 

3.04.

9.

Восприятиепространства

7

 

 

 

8.04.6.05.

 

1.

Ориентировкавпомещении;движениевзаданномнаправлении;

обозначениесловомнаправлениядвижения

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

8.04.

 

Ориентировкавшкольномпомещении;понятие«дальше»-

«ближе».

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

10.04.

3.

Ориентировканалистебумаги(выделениевсехуглов).

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

15.04.

 

4.

Расположение плоскостных и объемных предметов в

вертикальномполелиста.

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

17.04.

 

5.

Расположение плоскостных и объемных предметов вгоризонтальном поле листа; словесное обозначение

пространственныхотношениймеждупредметами.

 

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

 

22.04.

6.

Пространственнаяориентировканаповерхностипарты.

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

29.04.

 

7.

Дидактическая игра «Определи положение предмета»;вербализацияпространственныхотношенийсиспользованием

предлогов.

 

1

Дидактическаяигра

Работавгруппах

 

6.05.

 

10.

Восприятиевремени

7

 

 

 

8.05.22.05.

1.

Порядокмесяцеввгоду.

2

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

8.05.

2.

Временагода.Работасграфическоймоделью«Временагода».

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

13.05.

3.

Знакомствосчасами(циферблат,стрелки).

1

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

15.05.

4.

Мерывремени(секунды,минута,час,сутки).

2

Практическоезанятие

Работавгруппах

 

20.05.

5.

Определениевременипочасам.Игры смодельючасов.

1

Игрысмодельючасов

Работавгруппах

 

22.05.

11.

Диагностикаучащихся

2

Диагностика

Выполнение

заданий

 

27.05.,29.05.

 

 

 

 

 

Развитиепсихомоторныхи сенсорных процессов– 3 класс

(календарноепланирование)

 

 

Темы занятий

Кол-вочасов

 

 

Дата

 

1четверть

 

 

 

 

1.

Обследованиевновьпринятыхдетей.

1

Диагностика

Выполнение

заданий

2.09.

 

2.

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных

навыков

12

 

 

 

6.09.7.10.

 

1.

 

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

6.09.

 

 

2.

Упражнениянаразвитиеметкости(кольцеброс, дартц,«Тигр»).

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

9.09.

 

3.

Развитиесогласованностидвиженийнаразныегруппымышц(по

инструкциипедагога).

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

13.09.

 

4.

Пальчиковаягимнастикасречевымсопровождением.

1

Пальчиковаягимнастика

Индивидуальнаяработа

16.09.

 

5.

Совершенствованиеточностимелкихдвиженийрук(завязывание,

развязывание,шнуровка,застегивание).

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

20.09.

 

6.

Обводкаконтуровпредметныхизображений,штриховкавразных

направлениях.

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

23.09.

 

7.

Рисованиебордюровпообразцу.

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

27.09.

 

8.

Графическийдиктант(зрительныйинаслух).

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

30.09.

 

9.

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных

изображений.

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

4.10.

 

10.

Работавтехнике«объемной»и«рваной»аппликации.

2

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

7.10.

3.

Тактильно– двигательноевосприятие

5

 

 

11.10.8.11.

 

1.

Определениепредметовнаощупь;выделениеразныхсвойстви

качеств(мягкиеижесткие;крупныеи мелкиепредметы).

1

Практическоезанятие

Индивидуальн

аяработаивгруппах

11.10.

 

2.

Восприятиеповерхностинаощупь(гладкая,шершавая,колючая,

пушистая).Дидактическаяигра«Чтобывает…(пушистое)».

2

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработаив

группах

14.10.,18.10

 

 

3.

Работа спластилином иглиной(раскатывание, скатывание,

вдавливание).Лепка«Овощи».

2

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработаив

группах

21.10,25.10.

 

II четверть

 

 

 

 

4.

Игры ссюжетноймозаикой.

 

Практическое

занятие

Индивидуальн

аяработа

8.11.

4.

Кинестетическоеикинетическоеразвитие

4

 

 

11.1118.11.

 

1.

Формированиеощущенийразличныхчастейтела.Вербализация

собственныхощущений.

2

Игровыеупражнения

Индивидуальн

аяработаивгруппах

11.11.

 

2.

Выразительностьдвижений(имитацияповадокживотных).

2

Игровыеупражнения

Индивидуальнаяработаив

группах

15.11.,18.11.

 

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование

предметов

13

 

 

22.11.17.01.

 

1.

Сравнениеиобозначениесловомформыпредметов(3-4 предмета).

2

Практическоезанятие

Сравнительныйанализ3-4-х

картинок

22.11.,25.11.

 

2.

Понятие«овал». Упражнениявсравнениикругаиовала.

1

Практическоезанятие

Групповая и

индивидуальнаяработа

29.11.

 

3.

Комбинированиеразныхформизгеометрическогоконструктора

поинструкции.

1

Практическоезанятие

Групповая ииндивидуальн

аяработа

2.12.

 

4.

Сравнениеиобозначениесловомвеличиныразныхпредметовпо

двумпараметрам (длинныйиширокий, узкий икороткий,т.д.).

1

Практическоезанятие

Групповая ииндивидуальн

аяработа

6.12.

5.

Дидактическаяигра«Частьицелое».

1

Дидактическая

игра

Групповая

работа

9.12.

 

6.

Составлениесериационныхрядовпо величинеиз4-5предметов.

1

Практическоезанятие

Сравнительны

йанализ4-5-хкартинок

13.12.

 

 

7.

Группировкапредметовпосамостоятельновыделенномупризнаку.

1

Практическоезанятие

Групповая ииндивидуальн

аяработа

16.12.

 

8.

Цветовой спектр.Цветатеплыеи холодные.

1

Практическоезанятие

Групповая и

индивидуальнаяработа

20.12.

 

9.

Составлениесериационногоряда4-5круговразнойнасыщенности

одногоцвета.

1

Практическоезанятие

Групповая ииндивидуальн

аяработа

23.12.

 

IIIчетверть

 

 

 

 

10.

Дидактическаяигра«Цветик-семицветик».

1

Дидактическая

игра

Групповая

работа

10.01.

 

11.

Названиепредметапоегоотдельнымчастям.Дорисовывание

незаконченныхизображенийзнакомыхпредметов.

1

Практическоезанятие

Групповаяработа

13.01.

 

12.

Составлениепредметаилицелойконструкцииизмелкихдеталей

(пазлы,напольный«Лего»).

1

Практическоезанятие

Групповая ииндивидуальнаяработа

17.01.

6.

Развитиезрительноговосприятияизрительнойпамяти

6

 

 

20.01.7.02.

 

1.

Совершенствованиезрительно-двигательнойкоординациирукии

глаза.

1

Практическоезанятие

Индивидуальнаяработа

20.01.

 

2.

Нахождениеотличительныхиобщихпризнаковнанаглядном

материале (сравнение2-хкартинок).

1

Практическоезанятие

Сравнительныйанализ2-х

картинок

24.01.

 

3.

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительнымикачествамиили свойствами.

1

Практическоезанятие

Сравнительный

анализ 3-хкартинок

27.01.

 

4.

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что

изменилось».

1

Дидактическаяигра

Индивидуальнаяработа

31.01.

5.

Дидактическаяигра«Повториузор»(«Сделайтакже»).

1

Дидактическая

Индивидуальн

3.02.

 

 

 

 

игра

аяработа

 

6.

Упражнениядляпрофилактикиикоррекциизрения.

1

Гимнастика для

глаз

Индивидуальн

аяработа

7.02.

7.

Восприятиеособыхсвойств предметов

5

 

 

10.02.24.02.

 

1.

Развитиеосязания(теплеехолоднее);словесноеобозначение.

Определениеконтрастныхтемпературпредметов(грелка,утюг,чайник).

1

Практическоезанятие

Групповая ииндивидуальнаяработа

10.02.

 

2.

Различениепищевыхзапахов ивкусов,ихсловесноеобозначение.

1

Практическоезанятие

Групповая ииндивидуальн

аяработа

14.02.

 

3.

Определениеразличныхсвойстввеществ(твердость,сыпучесть,

вязкость,растворимость).

1

Практическоезанятие

Групповая и

индивидуальнаяработа

17.02.

 

4.

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести

(тяжелее -легче).

1

Практическоезанятие

Групповая ииндивидуальн

аяработа

21.02.

 

5.

Взвешиваниеналадони;определениевеса«наглаз».

1

Практическоезанятие

Групповая и

индивидуальнаяработа

24.02.

8.

Развитиеслухового восприятияи слуховойпамяти

5

 

 

28.02.16.03.

 

1.

Определениенаправлениезвукавпространстве(справаслева

спередисзади).Дидактическаяигра«Догадайся,откудазвук».

1

Дидактическаяигра

Групповая и

индивидуальнаяработа

28.02.

 

2.

Выполнениедействийпозвуковомусигналу(поворотголовына

определенныйградус).Дидактическаяигра«Прерваннаяпесня».

1

Дидактическаяигра

Групповая ииндивидуальн

аяработа

2.03.

 

3.

Различениемузыкальныхиречевыхзвуковповысотетона.

1

Практическоезанятие

Групповая и

индивидуальнаяработа

6.03.

 

IVчетверть

 

 

 

 

4.

Различение мелодийпо темпу;прослушивание музыкальных

1

Практическое

Групповая и

13.03.

 

 

отрывков.

 

занятие

индивидуальн

аяработа

 

5.

Развитиечувстваритма.Дидактическаяигра«Мыбарабанщики».

1

Дидактическая

игра

Групповая

работа

16.03.

9.

Восприятиепространства

8

 

 

20.03.22.04.

 

1.

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице);

вербализацияпространственныхотношенийсиспользованиемпредлогов.

2

Практическоезанятие

Групповая ииндивидуальнаяработа

20.03.,3.04.

 

2.

Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о

выполнениизадания.

1

Практическоезанятие

Групповая и

индивидуальнаяработа

6.04.

 

3.

Дидактическаяигра«Кудапойдешь,тонайдешь».

1

Дидактическаяигра

Групповая ииндивидуальн

аяработа

8.04.

 

4.

Моделирование пространственного расположения мебели в

комнате.Дидактическаяигра«Обставимкомнату».

1

Дидактическаяигра

Групповая и

индивидуальнаяработа

10.04.

 

5.

Делениелистана«глаз»на2и4равные части.

1

Практическоезанятие

Групповая ииндивидуальн

аяработа

13.04.

 

6.

Расположениепредметовввертикальномигоризонтальномполях

листа.

1

Практическоезанятие

Групповая и

индивидуальнаяработа

15.04.

 

7.

Ориентировканалистебумагиразногоразмера,прикрепленномк

доске(вертикальноерасположениелиста).

2

Практическоезанятие

Групповая ииндивидуальн

аяработа

17.04.,20.04.

 

8.

Расположениепредметовиихрасположениенаповерхности

парты.

1

Практическоезанятие

Групповая ииндивидуальн

аяработа

22.04.

10.

Восприятиевремени

7

 

 

24.04.24.05.

1.

Определениевременипочасам.

2

Практическое

занятие

Групповая и

индивидуальн

24.04.,27.04.

 

 

 

 

 

аяработа

 

 

2.

Длительностьвременныхинтервалов(1секунда,1минута,5

минут,1час).

2

Практическоезанятие

Групповая и

индивидуальнаяработа

8.05.,15.05.

 

3.

Дидактическаяигра«Успейза1-2-5минут».

1

Дидактическаяигра

Групповая ииндивидуальн

аяработа

18.05.

 

4.

Объемностьвремени(сутки,неделя, месяц,год).

1

Практическоезанятие

Групповая ииндивидуальн

аяработа

22.05.

 

5.

Временагода,ихзакономернаясмена.Дидактическаяигра«Когда

это бывает».

1

Дидактическаяигра

Групповая и

индивидуальнаяработа

24.05.

11.

Диагностикаучащихся

2

Диагностика

Выполнение

заданий

28.05.,31.05.

 

Учебно-методическоеобеспечение

 

  1. Алябьева, Е.А. Психогимнастикавдетскомсаду/Е.А.Алябьева

//Методическиематериалывпомощьпсихологамипедагогам.-М.:Изд-воСфера,2005.87с.

  1. Алябьева, Е.А.Психогимнастикавначальнойшколе/Е.А.Алябьева

// Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М. : Изд-воСфера,2003.-94с.

  1. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /В.В.Воронкова//Книгадля учителей.М.: Из-воШкола –пресс,1994.– 407с.

  2. Вейзман, Н.П.Психомоторикаумственноотсталыхдетей/Н.П.Вейзман.– М.

:Из-воАграф,1997.– 127с.

  1. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать /С.Е.Гаврина,И.Л.Кутявина//Популярноепособиедляродителейипедагогов.

– Ярославль:Из-воАкадкмия развития,2007.185 с.

  1. Гафиатулина, Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителяначальныхклассов/Н.Х.Гафиатулина,А.В.Роженко//Психологическиеподсказки.Ростов-на-Дону:Из-воФеникс,2009.283с.

  2. Психокоррекционнаяиразвивающаяработа/В.И.Дубровина,А.Д.Андреева,Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. В.И. дубровиной. – М. : Из-воАкадемия,2001.160с.

  3. Удалова, Э.Я. Программа курса коррекционных занятий / Э.Я. Удалова, Л.А.Метиева // Развитие психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 1-4классов специальных (коррекцонных) образовательных учреждений VIII вида.Из-воКоррекционнаяпедагогика,№3(9),2005.

  4. Нижегеродцева,Н.В.Психологопедагогическаяготовностьребенкакшколе

/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков // Пособие для практических психологов,педагоговиродителей.-М.:Из-воВладос,2001.185с.

  1. Рогов, Е.И. Психология познания. / Е.И. Рогов. – М. : Из-во Владос, 1998. – 289с.

  2. Фопель,К. Энергияпаузы. /К.Фопель.//Психологическиеигрыиупражнения.

М.:Из-воГенезис, 2001.–178с.

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторныхфункций;

  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь дляразвитиякрупноймоторики;

  • оборудованиедлязанятиймузыкой,изобразительнойдеятельностью;

  • разнообразный арсенал техники арттерапии. Следует помнить, что любойдидактический материал, в овладение которым ребенок активно включается,оказываетсильноевоздействиена растущийорганизм.


Полный текст материала Адаптированная рабочая программа по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Долгих Анастасия Викторовна  Публикатор
30.09.2021 0 1442 150

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК