Адаптационная игра: «Учимся взаимодействовать или одна необычная прогулка» для 5 кл.


ГОУ СОШ № 347 г. Санкт- Петербург

Педагог-психолог: Гасникова Татьяна Олеговна,

Педагог- психолог: Гасникова Надежда Викторовна

Разработка адаптационной игры: «Учимся взаимодействовать или одна Необычная прогулка» для 5-х классов


Игра в 5-х классах:

« Учимся взаимодействовать или одна Необычная прогулка»

Цель: дать возможность пятиклассникам прочувствовать опыт коллективного решения проблем.

Задачи:

  • Овладеть различными способами разрешения противоречий;

  • Выделить условия успешного коллективного решения проблем;

  • Учиться понимать друг друга на вербальном и невербальном уровне;

Формы работы: групповая с коллективным обсуждением, разыгрыванием игровых упражнений, требующая взаимодействия;

Материалы:

  • Цветные карандаши или фломастеры;

  • Большие листы бумаги;

  • Каточки для игры «Покажи животное»;

  • Карточки и памятки для игры «Секрет Джованни»;

  • Карточки для деления на группы;


Этапы работы:

  1. Введение

«В очередные выходные, каждый из нас решил посетить разные места - одни из вас решили пойти в кино, другие на каток, третье- пойти на спектакль, четвертые – в музей и пятые просто совершить прогулку по нашему городу.

Чтобы узнать, кто и куда и с кем пошел, мы вытащим из волшебного мешочка свернутые листочки и это узнаем. По - моему сигналы вы их развернете и будете искать единомышленников, найдя их объединяйтесь и садитесь вместе в круг.

Теперь мы точно знаем - куда и с кем мы ходили. Посетив намеченные места нашего города, мы решили все вместе сходить в зоопарк. Но время до закрытия оставалось уже не так много, поэтому посовещавшись, мы решили разделиться и побывать у разных вольеров с животными, с желанием потом поделиться впечатлениями, но сделаем мы это необычным образом.

  1. Игровое упражнение: «Покажи животное» (О. Хухлаева).

Участники групп получают карточки с названием животного и частей тела.

Карточки:

  • жираф;

  • слон;

  • кенгуру;

  • удав;

  • крокодил;

  • лев;

Им необходимо самостоятельно в группе распределить, кто какую часть будет изображать и как их соединить в единое целое. Остальные должны догадаться, что это за животное.

3. Игра «Необычный ресторан» (Т.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролова, Т. Грабенко).

«После того, как мы узнали кто где был и кого видел, мы с вами решили отправиться перекусить, т.к.за целый день времени на перекус у нас не было. А зашли мы с вами в необычный ресторан».

У хозяина ресторана свои причуды. Он не обслуживает единичные заказы. При этом его можно понять- в его маленькой кухне только одна сковородка и одна кастрюля и плита. Кроме того, дрова в этом городе очень дороги, рабочих рук мало, поэтому хозяин ресторана просит одиночных посетителей искать себе единомышленников в плане еды, т.е. тех, кто согласился бы есть то же самое блюдо.

К чести хозяина он выполнит любой заказ - от самого простого до самого изысканного. Некоторых посетителей это возмущал причуды хозяина ресторана и они порывались уйти, но в городке не было другого, даже самого захудалого, ресторана и им приходилось возвращаться. При этом они начинали знакомиться друг с другом, чтобы выяснить вкусы друг друга и понимали, что очень приятно находить точки соприкосновения с другими людьми, пусть даже по такому пустяковому поводу.

1 этап: ученики ищут себе единомышленников, двигаясь по комнате, и обсуждая пожелания друг друга. В результате участники игры объединяются за столиками примерно по 5 человек.

2 этап: «Групповой портрет» (К. Фопель).

«Как вы уже поняли, оплата в данном ресторане все необычная и даже оплата заказа. Хозяин данного ресторана страстный коллекционер рисунков посетителей, но не просто рисунков - а портретов тех людей, которые ели за одним столиком. Участники, сидящие за одним столиком будут создавать портрет друг друга из команды.

Условия следующие:

  1. рисовать себя нельзя, можно попросить кого- то нарисовать вас;

  2. все участники должны придумать сюжет и расположение на листе рисунков;

  3. должны быть изображены все;

  4. после создания группового портрета необходимо представить его и рассказать, как над ним работала группа»

Портреты, созданные группами, объединяются в один портрет класса и вывешиваются на доске. После этого происходит общее обсуждение, отвечая на вопросы:

  1. Удалось ли вам договориться?

  2. Если да, то что помогло? Если нет, то что помешало?

  3. Легко ли договариваться в группе?

  4. Понравилось ли вам сегодня решать совместные задачи?

  5. Игра «Секрет Джованни»( К. Фопель).

«Уже собираясь уходить, мы вдруг заметили, что в необычный ресторан зашел посетитель, выглядевший очень удрученным. Спросив, что случилось, мы узнали следующую причину его плохого настроения»

Этап 1. Группа садится в круг. Задача участников — раскрыть секрет Джованни. Они получают различную информацию, частью устно, частью письменно. Секрет будет разгадан только тогда, ког­да вся группа сконцентрируется на работе. Кроме этого, есть не­сколько человек (обычно два) - наблюдателей, которые не участву­ют в общей дискуссии. Их задача — молча фиксировать общение между участниками, степень активности участников, с чем она мо­жет быть связана, насколько рассматриваются и проверяются все идеи, ведет ли кто-то расследование один и т. д. Для каждого участ­ника понадобится копия приложения к упражнению. Кроме того, на маленьких карточках должны быть написать фразы (см. приложение)

Этап 2. Ведущий зачитывает следующий текст:
«Джованни Великий — знаменитый тяжелоатлет. Сегодня он очень взволнован. Взволнован он потому, что отказался выступать сегодня вечером в показательном выступлении, в котором прини­мает участие его злейший соперник Гарри Питтбул. Джованни ска­зал: «Я не могу пойти туда, пока я это не нашел».

Этап 3. Каждый участник получает по одной (или две) карточ­ке. Чтобы решение задачи было успешным, группа должна свести вместе всю имеющуюся на карточках информацию. Каждый игрок должен прочитать вслух, что написано на его карточке. При этом действуют три правила:

  • нельзя ничего записывать и составлять в письменном виде
    картину событий;

  • нельзя заставлять другого читать то, что написано у него на
    карточке, если тот не хочет;

  • никто не должен выпускать свою карточку из рук.

Ответ: Белло, пес Джованни, утащил его парик, который ле­жит под кроватью Джованни.

Когда группа нашла ответ, слово для презентации работы груп­пы дается наблюдателям — что они видели со стороны. Затем под­водятся общие итоги упражнения обсуждением следующих во­просов:

  • Как группа организовала свою работу?

  • Как использовалась информация, содержащаяся на карточках?

  • Какой была атмосфера во время работы?

  • Все ли предложения были серьезно рассмотрены?

  • Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

5. Подведение итогов.

«Вам сегодня удалось поработать в мини группах, составленных по вашему желанию, и в группах, состав участников которых определял жребий.

Какие ваши качества помогали вам сотрудничать с другими людьми, договариваться и эффективно находить возможные решения трудных ситуаций?

На сегодняшнем занятии вам приходилось уступать друг другу и это было нелегко, договариваться с людьми не только с теми, кого хорошо знаете, но и с теми, с кем меньше общались до этого момента.

Что для вас сегодня было самым интересным, полезным, а возможно трудным?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Джованни слушает музыку только в стиле кантри

Джованни никогда не ест суп

У Джованни аллергия на кошек

Поблизости от квартиры Мартина нет деревьев

Джованни лысый

Белло любит играть под кроватью Джованни

У Джованни нет машины


Белло не в воде

Джованни не умеет готовить


Джованни любит животных

Единственное украшение Джованни -перстень с печаткой

У Джованни есть собака Белло. Белло 6 лет

Эгон Айгенсинн – тренер Джовании


Эгон Айгенсинн часто ходит в оперу

Эгон Айгенсинн лежит в постели с гриппом

У Гарри Питтбулла есть одна страсть: он печет кексы

Лизы Лангбайн нет сейчас в городе. Она снимает свой первый фильм «Охотник»

Лиза Лангбайн любит брильянты

Гарри Питтбул совершенно невиновен


Гарри Питтбулл часто ходит на рыбалку

Джованни очень тщеславный

Джованни приобрел государственные ценные бумаги

Тетя Роза в Африке на сафари



ЧТО БЫЛО ПОТЕРЯНО?

  • Маленький котенок

  • Билет в оперу

  • Парик

  • Красный кабриолет

  • Рецепт кекса

  • Бриллиантовое кольцо

КТО ЭТО ПОХИТИЛ?

  • Белло, собака

  • Эгон Айгенсинн, тренер Джованни

  • Лиза Лангбайн его подруга

  • Гарри Питтбул, его соперник

  • Его любимая тетя Роза

ГДЕ ЭТО НАХОДИТСЯ?

  • В городском парке

  • Под кроватью

  • В стиральной машине

  • На дереве

  • В его купальном халате


ЧТО БЫЛО ПОТЕРЯНО?

  • Маленький котенок

  • Билет в оперу

  • Парик

  • Красный кабриолет

  • Рецепт кекса

  • Бриллиантовое кольцо

КТО ЭТО ПОХИТИЛ?

  • Белло, собака

  • Эгон Айгенсинн, тренер Джованни

  • Лиза Лангбайн его подруга

  • Гарри Питтбул, его соперник

  • Его любимая тетя Роза

ГДЕ ЭТО НАХОДИТСЯ?

  • В городском парке

  • Под кроватью

  • В стиральной машине

  • На дереве

  • В его купальном халате





Использованная литература:

  1. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно- методическое пособие для психологов и педагогов. -М.: Генезис, 2005-

  2. Зинкевич- Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. – СПб.: Речь, 2002

  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упржнения: Практическое пособие. В 4т.- М., Генезис, 1998.

  4. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие.– М., Генезис, 2000

  5. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М., Генезис, 2002

  6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психолгического здоровья у младших школьников. – М.: Генезис, 2001.


Полный текст материала Адаптационная игра: «Учимся взаимодействовать или одна необычная прогулка» для 5 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гасникова Н.В., Гасникова Т.О.  NadinVik
16.11.2011 0 11371 3601

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК