Адаптационная игра: «Учимся взаимодействовать или одна необычная прогулка» для 5 кл.
ГОУ СОШ № 347 г. Санкт- Петербург
Педагог-психолог: Гасникова Татьяна Олеговна,
Педагог- психолог: Гасникова Надежда Викторовна
Разработка адаптационной игры: «Учимся взаимодействовать или одна Необычная прогулка» для 5-х классов
Игра в 5-х классах:
« Учимся взаимодействовать или одна Необычная прогулка»
Цель: дать возможность пятиклассникам прочувствовать опыт коллективного решения проблем.
Задачи:
Овладеть различными способами разрешения противоречий;
Выделить условия успешного коллективного решения проблем;
Учиться понимать друг друга на вербальном и невербальном уровне;
Формы работы: групповая с коллективным обсуждением, разыгрыванием игровых упражнений, требующая взаимодействия;
Материалы:
Цветные карандаши или фломастеры;
Большие листы бумаги;
Каточки для игры «Покажи животное»;
Карточки и памятки для игры «Секрет Джованни»;
Карточки для деления на группы;
Этапы работы:
Введение
«В очередные выходные, каждый из нас решил посетить разные места - одни из вас решили пойти в кино, другие на каток, третье- пойти на спектакль, четвертые – в музей и пятые просто совершить прогулку по нашему городу.
Чтобы узнать, кто и куда и с кем пошел, мы вытащим из волшебного мешочка свернутые листочки и это узнаем. По - моему сигналы вы их развернете и будете искать единомышленников, найдя их объединяйтесь и садитесь вместе в круг.
Теперь мы точно знаем - куда и с кем мы ходили. Посетив намеченные места нашего города, мы решили все вместе сходить в зоопарк. Но время до закрытия оставалось уже не так много, поэтому посовещавшись, мы решили разделиться и побывать у разных вольеров с животными, с желанием потом поделиться впечатлениями, но сделаем мы это необычным образом.
Игровое упражнение: «Покажи животное» (О. Хухлаева).
Участники групп получают карточки с названием животного и частей тела.
Карточки:
жираф;
слон;
кенгуру;
удав;
крокодил;
лев;
Им необходимо самостоятельно в группе распределить, кто какую часть будет изображать и как их соединить в единое целое. Остальные должны догадаться, что это за животное.
3. Игра «Необычный ресторан» (Т.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролова, Т. Грабенко).
«После того, как мы узнали кто где был и кого видел, мы с вами решили отправиться перекусить, т.к.за целый день времени на перекус у нас не было. А зашли мы с вами в необычный ресторан».
У хозяина ресторана свои причуды. Он не обслуживает единичные заказы. При этом его можно понять- в его маленькой кухне только одна сковородка и одна кастрюля и плита. Кроме того, дрова в этом городе очень дороги, рабочих рук мало, поэтому хозяин ресторана просит одиночных посетителей искать себе единомышленников в плане еды, т.е. тех, кто согласился бы есть то же самое блюдо.
К чести хозяина он выполнит любой заказ - от самого простого до самого изысканного. Некоторых посетителей это возмущал причуды хозяина ресторана и они порывались уйти, но в городке не было другого, даже самого захудалого, ресторана и им приходилось возвращаться. При этом они начинали знакомиться друг с другом, чтобы выяснить вкусы друг друга и понимали, что очень приятно находить точки соприкосновения с другими людьми, пусть даже по такому пустяковому поводу.
1 этап: ученики ищут себе единомышленников, двигаясь по комнате, и обсуждая пожелания друг друга. В результате участники игры объединяются за столиками примерно по 5 человек.
2 этап: «Групповой портрет» (К. Фопель).
«Как вы уже поняли, оплата в данном ресторане все необычная и даже оплата заказа. Хозяин данного ресторана страстный коллекционер рисунков посетителей, но не просто рисунков - а портретов тех людей, которые ели за одним столиком. Участники, сидящие за одним столиком будут создавать портрет друг друга из команды.
Условия следующие:
рисовать себя нельзя, можно попросить кого- то нарисовать вас;
все участники должны придумать сюжет и расположение на листе рисунков;
должны быть изображены все;
после создания группового портрета необходимо представить его и рассказать, как над ним работала группа»
Портреты, созданные группами, объединяются в один портрет класса и вывешиваются на доске. После этого происходит общее обсуждение, отвечая на вопросы:
Удалось ли вам договориться?
Если да, то что помогло? Если нет, то что помешало?
Легко ли договариваться в группе?
Понравилось ли вам сегодня решать совместные задачи?
Игра «Секрет Джованни»( К. Фопель).
«Уже собираясь уходить, мы вдруг заметили, что в необычный ресторан зашел посетитель, выглядевший очень удрученным. Спросив, что случилось, мы узнали следующую причину его плохого настроения»
Этап 1. Группа садится в круг. Задача участников — раскрыть секрет Джованни. Они получают различную информацию, частью устно, частью письменно. Секрет будет разгадан только тогда, когда вся группа сконцентрируется на работе. Кроме этого, есть несколько человек (обычно два) - наблюдателей, которые не участвуют в общей дискуссии. Их задача — молча фиксировать общение между участниками, степень активности участников, с чем она может быть связана, насколько рассматриваются и проверяются все идеи, ведет ли кто-то расследование один и т. д. Для каждого участника понадобится копия приложения к упражнению. Кроме того, на маленьких карточках должны быть написать фразы (см. приложение)
Этап 2.
Ведущий зачитывает следующий
текст:
«Джованни
Великий — знаменитый тяжелоатлет.
Сегодня он очень взволнован. Взволнован
он потому, что отказался выступать
сегодня вечером в показательном
выступлении, в котором принимает
участие его злейший соперник Гарри
Питтбул. Джованни сказал: «Я не могу
пойти туда, пока я это не нашел».
Этап 3. Каждый участник получает по одной (или две) карточке. Чтобы решение задачи было успешным, группа должна свести вместе всю имеющуюся на карточках информацию. Каждый игрок должен прочитать вслух, что написано на его карточке. При этом действуют три правила:
нельзя ничего
записывать и составлять в письменном
виде
картину событий;
нельзя заставлять
другого читать то, что написано у него
на
карточке, если тот не хочет;
никто не должен выпускать свою карточку из рук.
Ответ: Белло, пес Джованни, утащил его парик, который лежит под кроватью Джованни.
Когда группа нашла ответ, слово для презентации работы группы дается наблюдателям — что они видели со стороны. Затем подводятся общие итоги упражнения обсуждением следующих вопросов:
Как группа организовала свою работу?
Как использовалась информация, содержащаяся на карточках?
Какой была атмосфера во время работы?
Все ли предложения были серьезно рассмотрены?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
5. Подведение итогов.
«Вам сегодня удалось поработать в мини группах, составленных по вашему желанию, и в группах, состав участников которых определял жребий.
Какие ваши качества помогали вам сотрудничать с другими людьми, договариваться и эффективно находить возможные решения трудных ситуаций?
На сегодняшнем занятии вам приходилось уступать друг другу и это было нелегко, договариваться с людьми не только с теми, кого хорошо знаете, но и с теми, с кем меньше общались до этого момента.
Что для вас сегодня было самым интересным, полезным, а возможно трудным?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Джованни слушает музыку только в стиле кантри |
Джованни никогда не ест суп |
У Джованни аллергия на кошек |
Поблизости от квартиры Мартина нет деревьев |
Джованни лысый |
Белло любит играть под кроватью Джованни |
У Джованни нет машины
|
Белло не в воде |
Джованни не умеет готовить
|
Джованни любит животных |
Единственное украшение Джованни -перстень с печаткой |
У Джованни есть собака Белло. Белло 6 лет |
Эгон Айгенсинн – тренер Джовании
|
Эгон Айгенсинн часто ходит в оперу |
Эгон Айгенсинн лежит в постели с гриппом |
У Гарри Питтбулла есть одна страсть: он печет кексы |
Лизы Лангбайн нет сейчас в городе. Она снимает свой первый фильм «Охотник» |
Лиза Лангбайн любит брильянты |
Гарри Питтбул совершенно невиновен
|
Гарри Питтбулл часто ходит на рыбалку |
Джованни очень тщеславный |
Джованни приобрел государственные ценные бумаги |
Тетя Роза в Африке на сафари |
|
ЧТО БЫЛО ПОТЕРЯНО? Маленький котенок Билет в оперу Парик Красный кабриолет Рецепт кекса Бриллиантовое кольцо КТО ЭТО ПОХИТИЛ? Белло, собака Эгон Айгенсинн, тренер Джованни Лиза Лангбайн его подруга Гарри Питтбул, его соперник Его любимая тетя Роза ГДЕ ЭТО НАХОДИТСЯ? В городском парке Под кроватью В стиральной машине На дереве В его купальном халате
|
ЧТО БЫЛО ПОТЕРЯНО? Маленький котенок Билет в оперу Парик Красный кабриолет Рецепт кекса Бриллиантовое кольцо КТО ЭТО ПОХИТИЛ? Белло, собака Эгон Айгенсинн, тренер Джованни Лиза Лангбайн его подруга Гарри Питтбул, его соперник Его любимая тетя Роза ГДЕ ЭТО НАХОДИТСЯ? В городском парке Под кроватью В стиральной машине На дереве В его купальном халате
|
Использованная литература:
Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно- методическое пособие для психологов и педагогов. -М.: Генезис, 2005-
Зинкевич- Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. – СПб.: Речь, 2002
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упржнения: Практическое пособие. В 4т.- М., Генезис, 1998.
Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие.– М., Генезис, 2000
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М., Генезис, 2002
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психолгического здоровья у младших школьников. – М.: Генезис, 2001.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гасникова Н.В., Гасникова Т.О.
→ NadinVik 16.11.2011 0 11371 3601 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.