Конспект урока на тему "Конфликты", 4 класс



Базга Ольга Михайловна

педагог- психолог

МБОУ СОШ № 6

















































Тема: Конфликт.

Задачи:

  • учить детей умениям совместного решения поставленной цели;

  • формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях;

  • развивать у детей эмпатию, понимание собственных чувств и чувств других людей, возникающих в проблемных ситуациях;

  • учить детей радоваться мелочам, которые обычно воспринимаются само собой разумеющимися и не замечающих в повседневной жизни;

  • учить детей проявлять терпение и настойчивость в достижении цели.

1. Приветствие "Привет Саша".

Участники берутся за руки, каждый участник по очереди называет своё имя, например, Саша, а остальные кричат "Привет Саша".

2.Упражнение "Новое, хорошее"

Цель: актуализация позитивного опыта участников.

Ребята, что хорошее, новое произошло у вас за прошедшие дни? Что красивого, смешного вы видели?

3. Упражнение "Подними монету"

Цель: сплочение группы, включение в работу.

Материалы: газеты, по одной монете на каждого ребёнка.

Инструкция: дети делятся на две группы по 3 человека и встают всей группой на одну из газет, кладут на свободные края свои монеты. Каждый из них должен поднять одну монету. При этом запрещается наступать на пол или держаться за что- нибудь. Дети могут поддерживать друг друга, им разрешается разговаривать между собой. Команды приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают и готовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В конце все аплодируют.

Обсуждение:

1.Какой команде удалось выполнить задание?

2. От чего это зависело?

Что было самым трудным?

Вывод: работа в команде требует от каждого взаимоподдержки и взаимовыручки.

4. Обсуждение понятия "конфликт".

Цель: осознание ребятами личностного смысла понятия "конфликт".

1. Ребята, я бы хотела узнать, как вы понимаете слово "конфликт" или какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Конфликт - это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и подробностей одного человека.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов.

2. Ребята, как вы думаете, почему возникают конфликтные ситуации?

  • не понимают друг друга;

  • не уступают друг другу;

  • не владеют своими эмоциями;

  • не принимают чужого мнения;

  • пытаются во всём доминировать;

  • не умеют слушать других;

  • хотят умышленно обидеть друг друга.

Вывод: ребята, самое важное при общении с другими людьми, это владеть собой при общении, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать.

5. Упражнение "На мостике"

Цель: развитие конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях.

Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется "На мостике". Разбейтесь на 2 команды.

Инструкция: Представьте себе, что вы находитесь на мостике, внизу пропасть. Ваша задача- пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть. При этом постарайтесь прочувствовать ваши чувства.

Обсуждение:

1. Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

2. Как выглядят со стороны два упрямых человека?

3.К чему приводит взаимное упрямство?

4. Что можно противоставить такому поведению?

5. В жизни вы предпочитаете уступить или идти напролом?

6. Ролевое проигрывание ситуации "Дай мне книгу!"

Цель: поиск конструктивных приёмов эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Инструкция. Я сейчас зачитаю ситуацию, а вы представьте себя в этой ситуации, и подумайте, как бы вы поступили в данной ситуации.

"Вы заходите в класс и видите на столе интересную книгу в красивой обложке. Вам очень хочется взять её и полистать, взглянуть на картинки. Вы приближаетесь к столу, но в этот момент книгу берёт ваш товарищ. А посмотреть книгу так хочется. Как вы поступите в этой ситуации".

Обсуждение по кругу: Как бы вы поступили в данной ситуации?

А сейчас разбейтесь на пары. Я зачитаю наиболее распространенные варианты получения книги, а вы проиграете одну из ситуаций.

  • Попытка отобрать книгу силой, вплоть до драки;

  • Намерение овладеть книгой хитростью, обманом;

  • Покупка или бартер (обмен книги на деньги или другую вещь);

  • Просьба ("Дай, пожалуйста" или "Давай вместе почитаем").

Обсуждение: Ребята, какая пара показала наиболее конструктивную форму достижения результата (получение книги)?

7. Беседа: Приёмы - техники выхода из проблемных ситуаций.

Цель: обучение детей техниках выхода из конфликтных ситуациях.

Ребята, что вы испытываете в конфликтных ситуациях, какие внутренние ощущения у вас возникают в эти моменты?

Для того, чтоб сдержаться, быстро успокоиться, не наделать глупостей в состоянии горячности, существуют специальные приёмы - техники, помогающие сдержаться, быстро успокоиться, не довести ситуацию до конфликта.

  • Самый простой способ - это посчитать до десяти, прежде чем начать действовать;

  • Можно обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди - это поза выдержанного, сильного духом человека;

  • Можно сильно до боли сжать кулачки и медленно разжать. Давайте попробуем. Как вы себя чувствуете?

  • Способов может быть множество. Важно найти свои, те, которые помогут именно тебе.

9. Упражнение "Комплименты".

Цель: развитие эмпатии, повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.

Материал: мяч.

Дети, встав в круг и перекидываясь мячом, по очереди говорят что - нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме, и что им нравится в нём. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, манера поведения.

Обсуждение:

1. Какие чувства испытывали, произнося комплименты?

2. Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?

3. Испытывали ли вы какие - то сложности в ходе придумывания комплементов? Какие?

4. Какие комплименты производят большее впечатление общие или конкретные? Почему?

10. Рефлексия.

  • Что нового, интересного узнали на занятии?

  • Что было самым трудным?

  • Что понравилось - не понравилось сегодня?

  • Какие приёмы для вас наиболее приемлемы для решения в жизни проблемных ситуаций?


11. Ритуал выхода"Улыбка".

Все берутся за руки и "передают" улыбку по кругу: каждый участник поворачивается к своему соседу слева или справа и, пожелав чего - нибудь хорошего и приятного, улыбается ему, тот улыбается следующему и т.д.



































Литература:


  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов. «Речь» Санкт- Петербург, 2007.

  2. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- Спб: Речь, 2006;

  3. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- Спб: «Речь», 2006;

  4. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.- Спб: Речь, 2006;

  5. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. “Генезис” Москва, 2009;

  6. Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. "Генезис" Москва, 2010.



Полный текст материала Конспект урока на тему "Конфликты", 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Базга ОЛьга Михайловна  Olya1983
24.01.2013 3 13018 3346

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК