Модульный курс психологической реабилитации детей с ОВ
Актуальность данного вопроса связана с ежегодным ростом числа детей с ОВ. В виду некоторых факторов, а именно:
- Ухудшение экологии,
- Снижение уровня интеллектуального развития общества,
- Социальная незащищённость людей,
- Увеличения числа смешанных браков и др.
Число детей-инвалидов растёт, а вместе с ним растёт число семей, переживающих дезадаптацию в обществе, что никак не может отразиться на состоянии страны в целом.
Инвалидность в детском возрасте рассматривается как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, снижения способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем. Поэтому особое внимание необходимо уделять реабилитации таких детей, так как реабилитационные мероприятия в детском возрасте наиболее эффективны.
Основная цель психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями заключается в восстановлении психического равновесия ребенка и его вхождение в нормальную социальную жизнь.
Реабилитация предотвращает нарушение связи человека с внешним миром. Реабилитация опирается на социальные механизмы компенсации и адаптации. Она способствует восстановлению у ребенка бытовой и общественной деятельности на уровне, который соответствует его потенциалу.
К сожалению, большинство родителей не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики годы жизни, когда формируются взаимоотношения с окружающей средой. Между тем именно навыки самостоятельного существования определяют судьбу ребенка в зрелом возрасте, тем более что родители не вечны.
Реабилитация детей в силу их особого положения – это процесс длительный, многолетний, требующий непрерывных усилий, как со стороны инвалида, так и со стороны его семьи, окружения. Трудности ребенка-инвалида заключаются не только (а возможно, и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот.
Ребёнок-инвалид имеет следующие психологические особенности:
- ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире;
- недостатки в развитии моторики;
- замедленное восприятие;
- недостатки в развитии речи;
- низкая познавательная активность;
- нарушения в формировании личности (повышенная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, неадекватная самооценка, эгоистические тенденции);
- недостатки в саморегуляции поведения;
- нарушения в эмоционально-волевой сфере;
- чувство неполноценности.
Таким образом, задачами психологической реабилитации детей-инвалидов может быть:
- снятие нервно-психического напряжения;
- коррекция самооценки;
- развитие психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания;
- преодоление пассивности;
- коррекция эмоционально-волевой сферы;
- формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции;
- преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков.
Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.
Опираясь на специфику развития ребенка-инвалида, был создан данный модульный курс, который включает в себя работу с ребёнком с ОВ по самым разным направлениям. Особенностью курса является и тот факт, что реабилитация будет происходить в тесном сотрудничестве с родителями ребёнка.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерёмин Игорь Викторович
→ psiholog7 19.12.2014 1 5010 887 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.