Социальный тренинг «Друг другу навстречу»


Фамилия, имя, отчество авторов: Ваганова Светлана Федоровна,

Лапшова Людмила Владимировна.

Должность: педагог-психолог.

Наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко».

Населенный пункт: село Яр-Сале.

Название конкурсной работы: совместно-культурное досуговое мероприятие. Социальный тренинг «Друг другу навстречу».





































Социальный тренинг «Друг другу навстречу

Цель мероприятия: создание условий для установления позитивного взаимодействия в малой группе (тренинговой), осознание ролевых функций членов семьи, находящихся в социально опасном положении, мотивация участников тренинга на социально значимые семейные ценности; профилактика семейного неблагополучия.

Задачи мероприятия:

  1. Формировать у участников информационной культуры, благодаря использованию информационно-коммуникативной технологии.

  2. Способствовать  установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства родителя с ребенком.

  3. Расширять возможности понимания родителем сво­его ребенка.

  4. Развивать у родителей умения  эффективной коммуникации, направленной на установление контактов с окружающими людьми, создание интереса, определённой мотивационной направленности мероприятия.

  5. Создать условия для раскрытия потенциальных возможностей участников тренинга (познать себя, свои возможности, увидеть себя глазами других, раскрепоститься, снять психологические барьеры)


Используемая технология: игровая (коммуникативная); социальная (направленная на работу с семьями, находящимися в социально опасном положении). Цели использования: создание возможности для формирования у участников тренинга информационной культуры, благодаря использованию информационно-коммуникативной технологии.

Метод: ролевая игра. Цели использования: создание условий для родителей возможности смоделировать варианты своего поведения в игровой обстановке; для раскрытия потенциальных возможностей ребенка.

Приемы: коллективно-творческая деятельность, манипулятивные игры, коммуникативные упражнения. Цели использования: гармонизация детско-родительских отношений; профилактика семейного неблагополучия.

Форма работы: тренинг. Цели использования: создание условий для раз­вития коммуникативной, творческой способностей участников; установления отношений партнерства и сотрудничества роди­теля с ребенком.

Возраст участников мероприятия (целевая аудитория): воспитанники среднего, старшего возрастов и их родители.

Используемое оборудование: музыкальное сопровождение; раздаточный и демонстрационный материал (листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры, ватман, корзина, атрибуты для игр)






Сценарий

социального тренинга «Друг другу навстречу»


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. Обозначить начало тренинга, позитивный настрой участников.

Психолог: добрый день, уважаемые родители и ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы немного поговорить, поиграть и лучше узнать друг друга. Ребятки, а с каким настроением вы сегодня пришли к нам? Вот у меня настроение просто чудесное! А у вас?  Мы надеемся, что вы будете активно работать, и у вас сохранится прекрасное настроение (ответы детей).

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ.

Психолог: прошу всех подойти поближе, встать в круг, протянуть вперед правые руки, сложить их вместе: ЗДАВСТВУЙТЕ! Меня зовут ..., а с вами мы познакомимся в процессе игры.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Психолог: а сейчас я предлагаю поиграть и поближе познакомиться. Вы согласны? Обычно люди здороваются с помощью речи, они говорят: «Здравствуйте» или «Добрый день». Сейчас мы будем здороваться необычным способом. Для этого под музыку вы можете передвигаться по помещению. По моему сигналу здороваетесь с участниками предложенным способом. Начали!

(игроки передвигаются хаотично. Поздоровайтесь за руки. Поздоровайтесь плечами, носами, бедром, ушами, коленками, ногами.).

РАЗМИНКА. Упражнение «Мамино ожерелье».

Психолог: перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. В этом нам поможет игровая разминка. Каждый из вас будет исполнять определенную роль. Дети будут бусинками, а их родители – ювелирами. Дети представьте, что вы – мамино ожерелье, которое состоит из бусинок. Каждый из вас - красивая бусинка. Бусинки переливаются разными цветами. Давайте возьмемся за руки. Ожерелье крутится вокруг маминой шеи.

(Дети кружатся по кругу в одну сторону, потом в другую).

Психолог: но вот ниточка порвалась и, ожерелье рассыпалось.

(Дети хаотично бегают по помещению).

Психолог: каждый ювелир берет за руку свою «бусинку», своего ребенка, тот берет за руку другого человека, пока не получится одно ожерелье. Уважаемые ювелиры, вот мы и собрали мамино ожерелье, давайте полюбуемся им!

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Психолог: наш тренинг будет проходить в форме игры, которая называется «Друг другу навстречу». А сейчас я вам предлагаю отгадать ребус, который подскажет нам тему нашей сегодняшней встречи.

(Дети разгадывают ребус).

Семья - словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну "Я" - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать

А надо просто сосчитать:

Два дедушки, две бабушки

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается: Семь человек, Семь Я.

Психолог: молодцы! Итак, сегодня мы поговорим о том, что всегда в вашем сердце, что согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят - о семье. Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется дружной.

ОСНОВНОЙ ЭТАП. Краткая теоретическая часть.

Вопрос к детям и взрослым: а что же такое семья?

(ответы детей. Затем отвечают взрослые, что для них означает слово «семья»).

Психолог: семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Вопрос к детям: а как вы считаете, для чего человеку семья?  (ответы детей).

Психолог: уважаемые родители, в процессе общения с вами ребенок формируется как личность. Наблюдая за тем, как общаются между собой мать и отец, ребенок учится поведению, которое и будет использовать в своей будущей взрослой жизни. Поэтому наша задача: способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

- Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:

  • Дети должны быть для нас, прежде всего, не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.

  • Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны (обусловленная любовь), это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.

  • Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены и от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.

  • Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.

Психологи советуют мамам и папам (рекомендации психологов):

  • Для установления взаимосвязи с детьми, для того, чтобы найти с ними общий язык, - СМОТРЕТЬ ДЕТЯМ В ГЛАЗА! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.

  • Для ребенка ВАЖЕН ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Не обязательно целовать и обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваше прикосновение делает его более уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.

  • Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а КАЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Надо уметь ВДУМАТЬСЯ в то, что ребенок хочет, ВСЛУШАТЬСЯ В ЕГО СЛОВА.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Психолог: сегодня мы с вами поиграем в ролевую игру «Друг другу навстречу». У каждой семьи есть свой дом (показывает направо, налево, где полукругом стоят стулья) и есть своя продуктовая корзина, куда мы будем складывать призы за выигрыш в каждом конкурсе.

(Разбивка участников на команды-семьи, распределение ролей в семье)

Психолог: ребята, скажите, пожалуйста, что нам нужно сделать, для того, чтобы начать игру. (Рассуждения детей).

Психолог: правильно! Нам нужно распределить роли. Для нашей игры нам нужны: мама, папа, дочка, сынок, бабушка, дедушка.

(Дети выбирают маму, папу, детей, бабушку, дедушку и обосновывают свой выбор).

Психолог: молодцы, роли распределили. А теперь, посмотрим, какая семья быстрее войдет в образ! Вам необходимо примерить свой образ. В корзинке лежат костюмы семьи: раз, два, три, четыре, пять – образ новый показать!

(семьи примеряют образ, используя костюмы из сюжетно-ролевой игры «Семья»)

Упражнение «Интервью»

Психолог: а сейчас ребята к нам в гости приехал корреспондент с телевидения. Он хочет взять у каждой семьи интервью: будет задавать вопросы, а мы с вами будем отвечать.

(Корреспондент подходит к каждой семье и задает вопросы и взрослым, и детям; упражнение может быть построено по другой схеме. Ребенок- корреспондент вызывает кого-то из родителей в круг и задает вопросы, касающиеся личности ребенка.)

Вопросы:

- Как вас зовут?

- Сколько вам лет?

- Где вы живете?

- Как вы считаете у вас дружная семья?

- Чем любите заниматься в свободное время?

- Кем хотите стать, когда вырастите? И т.д.

(Далее идет обсуждение упражнения).

Психолог: на какие вопросы было отвечать труднее, на какие легче.

(Ведущий подводит итог, отмечает, что все люди разные, у каждого свои интересы, свои увлечения, свои мысли).

- Спасибо всем за интервью. Мы всё больше узнаем друг о друге. Но так как, мы живем в обществе, ходим в детский сад, посещаем культурные мероприятия, мы общаемся между собой. Поэтому необходимо научиться эффективно общаться.

Психолог: итак, мы продолжаем нашу игру.

Роль мамы - Выявление роли мамы.

Вопрос к детям: Какое первое слово произносит ребенок? (ответы детей).

Психолог: правильно: мама! Мама – главное слово в жизни каждого человека. Расскажите, какие же они, ваши мамы? Как вы считаете, какую роль в семье играет мама? Что делает мама для своих детей? (Высказывания ребят).

Упражнение «Найди свою маму»

Инструкция: ребенку завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму. Играют все участники.

Психолог: мама всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли? А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка…. А у мамы такой палочки нет. Впрочем,… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто?  (папы).

Роль отца. Выявление роли папы.

Вопрос к детям: какие у вас папы? (ответы детей).

Психолог: папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Конкурс «Сделай комплимент своей семье (жене)»

(проводится конкурс среди пап)

Психолог: ребята, а что рассказывают ваши мамы и папы вам перед сном? (Высказывания ребят).

-Сейчас мы проверим ваши семьи на знание сказок. Объявляем следующий конкурс «Кто больше назовет сказок» (проводится конкурс среди семей).

Роль ребенка.

Психолог: жили-были четыре человека, а после них на Земле осталось только два. Раньше считалось, что богатство семьи - это дети. Семья без ребенка – не семья.

Вопрос родителям: уважаемые родители, вопрос к вам: «А зачем семье нужен ребенок?», «Сколько детей должно быть в семье?»

Психолог: каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и больше знают.

Вопрос к детям: поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы детей).

Психолог: ребята, обязательно старших членов семьи надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

Психолог: конечно, семья – это наш дом, нам там уютно, тепло и безопасно.

В семье нас кормят, одевают, воспитывают, лечат, учат, а, главное – нас любят! Просто любят нас такими, какие мы есть.

Упражнение «Круг общения»

Участники делятся считалкой: «Родители – детки» на два круга. Внутренний круг - «родители» - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – «детки». «Детки» двигаются по часовой стрелке вокруг «родителей» и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.

Задание:

1. Пообщайтесь друг с другом руками:

- поздоровайтесь;
- потанцуйте;
- улыбнитесь;
- помиритесь;
- попрощайтесь.

Психолог: а как вы считаете, можно ли нас с вами сейчас назвать одной дружной командой? Сейчас мы проверим, как вы справитесь со следующим заданием.

(проводится подвижный конкурс - эстафета «Кто быстрее?»)

Упражнение «Беседа одним карандашом»

Психолог: участники делятся на пары, желательно с тем, с кем еще не были, выбирают карандаш один на двоих по обоюдному согласию, берут лист бумаги, садятся отдельно и по знаку ведущего рисуют общий рисунок, взявшись за карандаш правыми руками. Затем необходимо подписать этот рисунок, выбрав вместе название.

Упражнение «Пирамида»

Психолог: все садятся в круг. Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Расскажите, кого и что вы любите (следуют рассказы). А теперь давайте построим “пирамиду любви” из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей (все участники выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами.

Упражнение «Ромашка из ладошек».

Психолог: скажите, пожалуйста, уважаемые родители, какой из цветков является символом семьи? (ответы родителей).

Психолог: сейчас мы с вами «вырастим» цветок нашей общей большой семьи. Обведите свою ладонь на ватмане и напишите в центре свое имя (детям помогают писать родители). Располагайте ладони на ватмане таким образом, чтобы из них получилась ромашка. В центре ладони напишите пожелание кому-либо из присутствующих.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Подведение итогов, получение обратной связи (шерринг чувств), рефлексия.

(Все участники, взявшись за руки, образуют круг. Психолог предлагает группе поделиться опытом, который они получили за тренинг).


Психолог: прошу всех подойти ко мне. Наша игра завершается, но вначале я бы хотела спросить наших юных участников

Вопрос к детям: ребята, у вас настроение такое же хорошее, как на начало игры? Представьте, что у вас есть по одному желанию. Что бы вы пожелали своим родителям?

Психолог: уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, опытом, который вы получили за тренинг, выразите свое мнение.

Ритуал прощания.  

Упражнение «Аплодисменты».

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения. 
Психолог: мы с вами хорошо поработали. И в завершение, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. 

- Дорогие родители и ребята, мы от всего сердца желаем вам, чтобы ваши семьи были любящими и теплыми. Спасибо вам всем за вашу замечательную игру!



(Родителям раздаются буклеты «Семь важных правил»).


Полный текст материала Социальный тренинг «Друг другу навстречу» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лапшова Л. В., Ваганова С. Ф.  Публикатор
24.03.2017 0 8570 439

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК