Статья "Школьный буллинг. Как его избежать"
Школьный буллинг. Как его избежать.
Изменение социальной ситуации развития современного ребенка, характеризующееся разрушением естественных институтов социализации – семьи и детского сообщества, ориентацией воспитания на индивидуалистическую модель, усилением процесса расслоения общества по социально-экономическим, политическим и другим показателям, тенденцией к обеднению, ограничению общения детей со сверстниками, негативно сказывается на процессе социализации детей, приводит к росту различных форм социальной депривации, в том числе увеличению количества детей отверженных, изолированных в детском сообществе, ставших жертвами агрессии со стороны сверстников, жертвами школьной травли или буллинга.
Буллинг или школьная травля - от англ. bullying – запугивание. Это физический и/или психологический террор, агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, в отношении ребенка – жертвы. От других форм агрессивного поведения буллинг отличается тем, что осуществляется более сильной группой или отдельными одноклассниками, против одноклассника, который заведомо слабее психически или физически, имеет разнообразные формы проявления, происходит систематически в течение длительного времени и осуществляется осознанно. Жертва остро переживает действие буллинга, но по разным причинам не может ответить на агрессию.
Таким образом, существенными признаками буллинга являются: неравенство сил; повторяемость; неадекватно высокая чувствительность жертвы.
Буллинг является международной проблемой. По данным ВОЗ каждый год несколько миллионов детей, начиная с восьми лет, становятся жертвами школьной травли. 10 - 15% детей 8-10 лет ежедневно подвергаются различным формам вербальной агрессии со стороны одноклассников (высмеивание, клички, оскорбления и другие), более половины – эпизодически становятся жертвами физического насилия. До 30% младших школьников испытывают трудности в общении со сверстниками и склонны к проявлению агрессии при разрешении простейших конфликтов, а 15% по различным причинам становятся изгоями в классе, исключенными из межличностного взаимодействия.
По данным ВОЗ в школах России регулярному насилию, не менее чем 2-3 раза в месяц подвергаются от 12 до 24% подростков от 11 до15 лет, а 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц сами становятся буллерами. В последнее время отмечена тенденция к росту распространения случаев буллинга.
По мнению ряда авторов, буллинг сопровождается развитием кризисных состояний у детей и подростков. Он не проходит бесследно ни для одного из его участников и буквально ломает личность детей. У зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям. В свою очередь, отвержение и изоляция в группе сверстников тяжело переживается «жертвами» и приводит к росту заболеваемости (невротические расстройства, депрессии, нарушение сна, аппетита, формирование посттравматического синдрома), является причиной проблем в учебе, повышает риск формирования деликвентного поведения (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом).
У жертв буллинга падает самооценка, формируются комплексы неполноценности, наблюдаются различные формы социальной дезадаптации, закрепляется роль «жертвы», «неудачника», которая часто экстраполируется и на другие сферы отношений. Жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, имеют низкий доход, чаще остаются без работы, ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей.
У подростков школьное насилие вызывает нарушение идентичности. Длительный стресс поражает чувство безнадежности и безысходности, что в свою очередь является благодатной почвой, фактором риска для возникновения мыслей о суициде.
Активно проблема буллинга начала разрабатываться американскими психологами с середины 70-х годов, хотя сама постановка проблемы возникла значительно раньше. Еще в 1910 году в Вене на конгрессе по теме: «О суициде… среди учащихся средней школы» Зигмунд Фрейд отмечал школьное насилие как одну из основных причин суицида у подростков.
Выделяют следующие виды буллинга:
А. Психологическое (моральное) насилие:
1. Вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, придирки, оскорбления, обзывательства, клички (дразнилки ругань) и пр.);
2. Социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.д.);
3. Кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.
Б. Физическое насилие: избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и др.
По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга - словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.). На втором месте бойкот, на третьем – физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Причиной суицидов, как правило, является не физическое насилие, а изоляция со стороны референтной группы, бойкот.
Как показали исследования – в младших классах частота встречаемости случаев буллинга выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.
В ситуации травли всегда есть зачинщики (провокатры), их жертвы, преследователи - основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю и нейтральные наблюдатели (молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.
Инициаторы травли:
1. Дети, страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе.
2. Школьники с нарциссическими чертами характера, стремящиеся к лидерству, власти, самоутверждению за счет других, которые не могут самоутвердиться в школе социально приемлемыми способами: за счет учебы, но претендуют на высокий статус в коллективе.
3. Агрессивные дети.
Преследователи как правило, не популярны в классе. Они сами не готовы стать инициаторами травли или защитить жертву, но легко подхватывают инициативу обидчика. Многие из них являясь конформистами подчиняются стадному чувству, делают как все, часто у них неразвита рефлексия, эмпатия; некоторые демонстративно травят непопулярного в надежде заслужить расположение лидера класса, другие делают это от скуки, неразвитости интересов, стремления к развлечениям; из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства; желания самоутвердиться.
В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. Они подразделяются на равнодушных, одобряющих (допускающих) и не одобряющих буллинг. Дети-наблюдатели в большинстве случаев испытывают большое психологическое давление, характеризуются тревожностью, проявляют чувство характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия. Часто их преследует чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за тог, что они присоединились к буллингу. Все это может постепенно изменить школьные отношения и нормы, сделать их циничными и безжалостными по отношению к жертвам.
Жертвы. Жертвой буллинга может стать любой ученик.
Характеристика жертв буллинга: дети, отличающиеся от основной массы по внешним признакам или поведению; с неприятными привычками (неопрятные, плаксивые, навязчивые, трусливые, заискивающие, жадные); дети, которые лучше общаются со взрослыми, чем со сверстниками; физически слабые, болезненные, со страхом школы, неуспешные в обучении, те, кого не любит учитель; новенькие; чудаковатые; сензитивные (чувствительные), не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее. Жертвами часто становятся дети, которые не могут спрятать своей незащищенности и провоцирую своим поведением повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.
Возможные роли непопулярных школьников: «Шут», «Козел отпущения», «Покорная жертва», «Раб», «Белая ворона» «Озлобленные», «Непопулярные», «Агрессоры»: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор, «Ябеды».
Факторы риска для ребенка стать жертвой буллинга:
-
Особенности воспитания в семье.
Семья имеет первостепенное значение в социализации ребенка. В семье ребенок получает первый опыт установления взаимоотношений, который является основой для формирования межличностных отношений со сверстниками. Если процесс социализации нарушен, в силу различных причин: отсутствие семьи, различные формы социального неблагополучия (неполная семья, алкоголизм родителей и др.), разорванности социальных связей в самой семье (отсутствие у родителей доверительных отношений, эмоционального контакта с ребенком, авторитарный стиль воспитания) или деформирован (гипер -, гипоопекаемость, частое использование наказаний, завышенный уровень требований к ребенку), это во многом определяет трудности социализации ребенка в школьном коллективе. Как правило, родители детей–изгоев, часто сами испытывают сложности во взаимоотношениях с людьми. Во многом это определяется их индивидуальными особенностями: низким уровнем сформированности социальных качеств, коммуникативной некомпетентностью, враждебностью по отношению к окружающим, в том числе из-за повышенной агрессивности, конфликтности и другим. Дети, подражая родителям, перенимают их формы взаимоотношений с окружающими, которые могут оказаться неэффективными во взаимоотношениях со сверстниками и другими значимыми взрослыми, личностные особенности, которые ребенок приобретает в процессе социализации в семье, могут стать одной из причин его отвержения в группе сверстников (например, агрессивность, конфликтность, тревожность, эгоизм, малообщительность и др.).
Буллеры, как правило, воспитываются в семьях: с недостатком тепла и включенности членов семьи в жизнь ребенка; недостаточным контролем и наблюдением за ребенком; попустительским стилем родительского поведения, вседозволенностью; жестоким стилем воспитания, использованием физических наказаний со стороны ребенка.
-
Взаимоотношения с учителем.
Вторым по значимости для школьника институтом социализации является школа, где основная инициатива в установлении межличностных отношений в процессе организации учебной деятельности принадлежит учителю. На начальных этапах формирования школьного коллектива часто отношения учителя к ученику определяет его отношения с классом, а оценка учителя становится значимой для оценки ученика в группе сверстников. Если отношения учителя и ученика, а также оценка его как личности производится учителем только через призму его успеваемости и «послушности», например, при авторитарном стиле педагогического общения, то дети неуспешные в обучении, нарушающие дисциплину рискуют оказаться изгоями среди одноклассников. Если учитель умеет подчеркнуть личностные достоинства каждого ребенка, создает атмосферу психологического комфорта на уроках, обеспечивает условия для самореализации школьника, целенаправленно создает условия для взаимодействия детей на основе сострадания, сопереживания, то в этих классах ученики более ориентированы на оценку одноклассника не только по успеваемости, но и личностные особенности, степени развития его морально-нравственных качеств, отличаются большей толерантностью к одноклассникам, активны в общении, а школьная группа отличается более высоким уровнем развития.
3. Особенности школьного коллектива (степень его сформированности, выработка общих ценностей, групповых норм).
4. Успешность в учебной деятельности.
Как остановить детскую травлю?
Противостоять насилию в детском коллективе можно, лишь развив в среде детей отношения творческого сотрудничества и дружбы, внедрив в коллектив гуманистические ценности и уважение к индивидуальности ребёнка, какой бы она ни была. Учителям необходимо создать вокруг учеников такую творческую атмосферу, которая бы демонстрировала им правильные и позитивные ценности и стратегии, направленные на уважение к личности и результатам её деятельности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вилюм Наталья Николаевна
→ Публикатор 16.10.2020 0 3064 380 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы