Имитационная игра "Катастрофа"; 10 - 11 классы


Игра-упражнение для 10-11 класса «Катастрофа».

Формирование эмоциональной устойчивости. Имитационная игра.

Цель:

1. Познакомиться с различными приемами регуляции и само регуляции эмоциональных состояний, познакомиться с приемами релаксации и контроля своих эмоциональных состояний;

2. Научиться групповой дискуссии в результате участия в имитационной игре.

Задачи:

1. Познакомиться с компонентами эмоциональной устойчивости;

2. Сформировать мотивацию достижения успеха, стимулировать преодоление жизненных установок, повысить уверенность в себе, укрепить веру в свои силы;

3. Отработать навыки поведения в дискуссии;

4. Потренировать способности выделять главное и отсеивать лишнее;

5. Научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги.

Оборудование: карточки с предметами, инструкция, презентация.

Время: 60 минут

Количество человек: 16-18, две команды

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие в формате имитационной игры. Мы попробуем с вами сформировать свою эмоциональную устойчивость с помощью некоторых упражнений.

Что такое эмоциональная устойчивость? Как вы считаете?

(ответы детей)

Психолог: «Эмоциональная устойчивость – это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели» Л.М. Аболин

М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях.

Эмоциональная устойчивость снижает отрицательное действие мощных эмоциональных воздействий, предостерегает крайний стресс, оказывает содействие проявлению готовности к действиям в сложной ситуации. В результате этого эмоциональная устойчивость – один из самых значимых психологических факторов эффективности надежности, и успеха деятельности в сложной ситуации.

Признаками эмоциональной устойчивости являются:

- сохранение у человека оптимистического настроения,

- отсутствие чувства страха, растерянности,

- у человека не возникает бесполезного возбуждения или апатии, скованности, приводящих к ухудшению мыслительных способностей, нарушению координации движений, ухудшению самочувствия, упадку сил.

Компоненты ЭУ:

  • мотивационный (разъяснить)

  • эмоционально-волевой (разъяснить)

  • интеллектуальный (разъяснить)

Имитационные игры - активный метод обучения, отличительная особенность которого - наличие заранее известного преподавателю (но не ученикам) правильного или наилучшего (оптимального) решения проблемы.

  • В имитационных играх воспроизводятся хозяйственные, правовые, социально-психологические, политические, математические и другие принципы, определяющие поведение людей, их взаимодействие в конкретной имитационной ситуации.

Эта игра имеет широкий диапазон задач:

  • отработать навыки поведения в дискуссии,

  • умения вести диспут, быть убедительным,

  • изучить на конкретном материале динамику группового спора,

  • открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике,

  • потренировать способности выделять главное и отсеивать “шелуху”, видеть существенные признаки предметов,

При обсуждении результатов необходимо акцентировать внимание на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время “отключить” механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).

Формат проведения упражнения Катастрофа

Инструкция: с этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров.

Под обломками самолета находится девять предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.

Ваша задача – получить эти предметы, чтобы выбраться из пустыни, выполнив некоторые задания (Приложение 1). После получения всех предметов, ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения.

Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до девятого, наименее важного для вас.

На общее групповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется 5-7 минут.

(Предметы выдаются каждой команде после выполнения одного упражнения. Одно упражнение 5-7 минут).

Список предметов:

1. Охотничий нож
2. Карманный фонарь
3. Летная карта окрестностей
4. Полиэтиленовый плащ
5. Магнитный компас
6. Переносная газовая плита с баллоном
7. Охотничье ружье с боеприпасами
8. Парашют красно-белого цвета
9. Пачка соли
10. Полтора литра воды на каждого
11. Определитель съедобных животных и растений
12. Солнечные очки на каждого
13. Литр водки на всех
14. Легкое полупальто на каждого
15. Карманное зеркало

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень навыка организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры.

Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является: “Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему”. Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.

Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

  • Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)?

  • Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?

  • Была ли выработана общая стратегия спасения?

  • Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?

  • Ты не согласен с принятым решением?

  • Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?

  • Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?

  • Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе?

  • На какой стадии появился лидер?

  • Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?

  • Какие способы поведения оказались наименее результативными?

  • Какие только мешали общей работе?

  • Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д.

При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы.

Предмет

Важность. Обоснование

1

Полтора литра воды на каждого

В пустыне необходима для утоления жажды

2

Карманное зеркало

Важно для сигнализации воздушным спасателям

3

Легкое полупальто на каждого

Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады

4

Карманный фонарь

Также средство сигнализации летчикам ночью

5

Парашют красно-белого цвета

И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям

6

Охотничий нож

Оружие для добычи пропитания

7

Полиэтиленовый плащ

Средство для сбора дождевой воды и росы

8

Охотничье ружье с боеприпасами

Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала

9

Солнечные очки на каждого

Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей

10

Переносная газовая плита с баллоном

Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи

11

Магнитный компас

Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения

12

Летная карта окрестностей

Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение

13

Определитель съедобных животных и растений

В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира

14

Литр водки на всех

Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах.  В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма

15

Пачка соли

Значимости практически не имеет


 

 

1

Полтора литра воды на каждого

2

Пачка соли

3

Магнитный компас

4

Летная карта окрестностей

5

Легкое полупальто на каждого

6

Солнечные очки на каждого

7

Литр водки на всех

8

Карманный фонарь

9

Полиэтиленовый плащ

10

Охотничий нож

11

Охотничье ружье с боеприпасами

12

Карманное зеркало

13

Определитель съедобных животных и растений

14

Парашют красно-белого цвета

15

Переносная газовая плита с баллоном

 

Для более запутанной ситуации можно предложить детям вытянуть для себя роли, которые они будут играть в процессе упражнений и принятия решений.

 

Приложение 1.

 

1 «Дракон кусает свой хвост».

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Процедура игры:

Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Замечания: педагогу необходимо следить, чтобы дети не отпускали друг друга, а также затем, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие.

 

2 «Свободное падение» Участники группы разбиваются на пары, и выбирается один «падающий». Он становится спиной к остальным. Члены группы сцепляют руки попарно, пары выстраиваются в ряд. Задача «падающего», стоя спиной к остальным, упасть им на руки. Затем задача может быть усложнена: можно предложить, падать со стула. Данную процедуру по возможности проходят все. После упражнения стоит проанализировать в кругу всё случившееся: 1. Насколько страшно было падать? 2. Доверяете ли вы теперь больше членам группы? 3. Какие ощущения вы испытывали перед падением, какие – после? 4. Готовы ли те, кто не смог перебороть свой страх, попробовать сделать это на следующих занятиях?

 

 

3 «Экспресс-АТ» Ведущий инструктирует участников: «А сейчас вы освоите «Экспресс-АТ». Речь идет об аутогенной тренировке. Сосредоточившись, уйдя в себя, человек способен особенно эффективно воздействовать на себя, внушать себе желаемое. Самовнушение полезно для самовоспитания. Удобно расположитесь в кресле, закройте глаза, расслабьтесь. Вы си-дите удобно, и ваши мышцы отдыхают. Вы отдыхаете, и внутренние органы спокойны. Вы не ощущаете своего тела, оно не беспокоит вас. Скажите себе: «Мое лицо неподвижно и маскообразно». Мышцы плеч должны быть расслаблены, и плечи свободно обвисают. Поднимите и опустите плечи, расслабьте мышцы плеч. Глаза закрыты, в комнате тихо, и информация со стороны органов чувств не беспокоит и не тревожит. Тело расслаблено. Вы отдыхаете, ничем не озабочены. Все, что скажете себе в этом состоянии, будет воспринято каждой клеточкой вашей нервной системы. Теперь я медленно, тихо и ритмично считаю до 25. Размеренный счет еще более подготовит вас к восприятию самовнушения. На занятиях вы будете повторять мои слова. Вы доверяете мне, вы знаете, что я желаю вам добра. Постепенно вы поймете, как это делать, и далее, уже без меня, будете сами себе внушать желаемое. А пока повторяйте за мной вполголоса: "Я никогда не соглашусь быть слабым, безвольным, боязливым, я никогда не соглашусь быть хуже других. Я сделаю все, что от меня зависит, чтобы быть развитым умственно, сильным физически, ловким, смелым, решительным, волевым, организованным человеком, ни в чем не уступающим своим сверстникам. Я никогда не буду самоуверенным, я обязательно добьюсь заслуженной уверенности в себе. Отныне и навсегда мой путь – путь постоянного самосовершенствования. Я так хочу, и так будет. Упорным трупом я сделаю сам себя, и это мое обещание самому себе. Я понимаю, что нельзя упустить этот шанс стать настоящим человеком.

 

4 «Скульптура»

Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая – человека без чувства собственного достоинства. Натурщиком может стать один из участников, которому каждый стремится придать и необходимую позу, мимику. Затем, выбранный «экскурсовод» описывает скульптуру, рассказывает, что и как она выражает. Далее студентам предлагается вспомнить не менее 6 событий повседневной жизни, оценив их с точки зрения того, повышали они чувство собственного достоинства, понижали или были безразличны к нему.

 

5 «Черное и белое» Это упражнение является вариантом распространенной процедуры – «горячий стул».

Вариант А. В комнате устанавливаются два кресла: одно из них накрывают белым материалом, другое – черным. Одному из участников (желательно кому-либо с неадекватной самооценкой) предлагается расположиться в белом кремле, все остальные члены группы по очереди садятся в черное кресло и говорят участнику, который сидит в белом кресле о его недостатках, мешающих, по их мнению, его успеху. Сидящий в белом кресле может попросить уточнить то или иное высказывание, задавать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание либо оправдание.

Вариант Б. Теперь один из участников занимает черное кресло, а все остальные – белое, характеризуя при этом сидящего напротив только положительно. Задача ведущего состоит в том, чтобы предлагать членам группы с завышенной самооценкой занимать белое кресло, а с заниженной – черное. Можно предложить чередовать черную и белую позицию, при этом отслеживая, чтобы каждый раз попадал тот, кому это нужно.

6 Давайте разделимся на две, равные по количеству участников команды. Я предлагаю вам сыграть в игру “Принцесса и самурай”. Эта игра похожа на детскую игрушку “Камень-Ножницы-Бумага». Помните такую игру? Ок. Только эта игра командная. Это означает, что у участников команд будет время, чтобы договориться какую фигуру они будут показывать. После того как вы договоритесь, команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по моей команде, вы одновременно, показываете выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: принцесса, самурай и дракон. Принцесса побеждает Самурая, Самурай дракона, Дракон Принцессу. Как показывать фигуры?

Самурай. Как будем его показывать? Обычный образ самурая это меч, он агрессивен и кричит “банзай”. Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим “банзай”! На счет три-четыре!

Дракон. Как дракона покажем? Он больший и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим – р-р-рррр.

Принцесса. “Ну, принцесса у нас будет “тепленькая”. Попробуем: девочка-припевочка, в руках подол, ногами как в варьете и поет “ля-ля-ля”.

Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т.е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда.

Игра будет играться до трех побед.

 

(Можно использовать меньше упражнений, в зависимости сколько есть времени для игры, и выдать больше предметов на каком-то этапе, чтобы команды собрали весь набор).

 

Приложение 2.

Инструкция

С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров.

Под обломками самолета находится девять предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.

Ваша задача – получить эти предметы, чтобы выбраться из пустыни, выполнив некоторые задания. После получения всех предметов,
ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения.

Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до девятого, наименее важного для вас.


На общее групповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется 5-7 минут.


 

Приложение 3.

Роли.

Организатор-координатор

Вы – руководитель команды. Всегда вперед!

Организатор-координатор

Вы – руководитель команды. Всегда вперед!

Напарник

Вы - член команды, работающие в связке с "главными специалистами" под их руководством. Без них вы не делаете ни шага.

Напарник

Вы - член команды, работающие в связке с "главными специалистами" под их руководством. Без них вы не делаете ни шага.

Главный специалист

Вы - член команды наиболее высокой квалификации, выполняющие ключевые операции (процедуры, работы) технологического цикла профессиональной деятельности.

Главный специалист

Вы - член команды наиболее высокой квалификации, выполняющие ключевые операции (процедуры, работы) технологического цикла профессиональной деятельности.

Аналитик – вы наиболее уравновешенный член команды с системным складом мышления. Вы не действуете, пока не поймете четкий план действий

Аналитик – вы наиболее уравновешенный член команды с системным складом мышления. Вы не действуете, пока не поймете четкий план действий

Скептик - вы член команды с критическим складом ума и умением вскрыть все риски различных сценариев действий команды. Вы ставите все под сомнение.

Скептик - вы член команды с критическим складом ума и умением вскрыть все риски различных сценариев действий команды. Вы ставите все под сомнение.

Генератор идей - вы член команды с хорошо развитым творческим мышлением

Генератор идей - вы член команды с хорошо развитым творческим мышлением

Душа команды – вы наиболее эмоциональный и жизнерадостный член команды, ее Импульс и Совесть. Пытаетесь всех развлечь шуточками.

Душа команды – вы наиболее эмоциональный и жизнерадостный член команды, ее Импульс и Совесть. Пытаетесь всех развлечь шуточками.

Реализатор – вы член команды прагматичного и практичного склада мышления с навыками планирования и организации практической деятельности.

Вы берете и делаете!

Реализатор – вы член команды прагматичного и практичного склада мышления с навыками планирования и организации практической деятельности. Вы берете и делаете!

Напарник

Вы - член команды, работающие в связке с "главными специалистами" под их руководством. Без них вы не делаете ни шага

Напарник

Вы - член команды, работающие в связке с "главными специалистами" под их руководством. Без них вы не делаете ни шага

Главный специалист

Вы - член команды наиболее высокой квалификации, выполняющие ключевые операции (процедуры, работы) технологического цикла профессиональной деятельности.

Главный специалист

Вы - член команды наиболее высокой квалификации, выполняющие ключевые операции (процедуры, работы) технологического цикла профессиональной деятельности.


 

Приложение 4.

Предметы

 

 

 

 

 

 

 

На каждого

 

На каждого

 

 

 

На каждого

 

На каждого

 

На каждого

 

На каждого

 

 

 

 


 


 


 

 

Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ Г.ИРКУТСКА СОШ №37 ЛУКОВНИКОВА А.В.
Слайд 2
ЦЕЛЬ УРОКА 1. Познакомиться с различными приемами регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний, познакомиться с приемами релаксации и контроля своих эмоциональных состояний; 2. Научиться групповой дискуссии в результате участия в имитационной игре.
Слайд 3
ЗАДАЧИ 1. Познакомиться с компонентами эмоциональной устойчивости; 2. Сформировать мотивацию достижения успеха, стимулировать преодоление жизненных установок, повысить уверенность в себе, укрепить веру в свои силы; 3. Отработать дискуссии; навыки поведения в 4. Научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги.
Слайд 4
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ «Эмоциональная устойчивость – это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели» Л.М. Аболин М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях.
Слайд 5
КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ • мотивационный • эмоционально-волевой • интеллектуальный
Слайд 6
ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА Имитационные игры - активный метод обучения, отличительная особенность которого - наличие заранее известного преподавателю (но не ученикам) правильного или наилучшего (оптимального) решения проблемы. В имитационных играх воспроизводятся хозяйственные, правовые, социальнопсихологические, политические, математические и другие принципы, определяющие поведение людей, их взаимодействие в конкретной имитационной ситуации.
Слайд 7
ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «КАТАСТРОФА» ИНСТРУКЦИЯ С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета находится девять предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы. Ваша задача – получить эти предметы, чтобы выбраться из пустыни, выполнив некоторые задания. После получения всех предметов, ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до девятого, наименее важного для вас. На общее групповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется 5-7 минут.
Слайд 8
ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «КАТАСТРОФА» СПИСОК ПРЕДМЕТОВ 1. Охотничий нож 2. Карманный фонарь 3. Охотничье ружье с боеприпасами 4. Парашют красно-белого цвета 5. Пачка соли 6. Полтора литра воды на каждого 7. Солнечные очки на каждого 8. Походная куртка на каждого 9. Карманное зеркало
Слайд 9
ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «КАТАСТРОФА» ПРАВИЛЬНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ 1. Полтора литра воды на каждого 2. Карманное зеркало 3. Походная куртка на каждого 4. Карманный фонарь 5. Парашют красно-белого цвета 6. Охотничий нож 7. Охотничье ружье с боеприпасами 8. Солнечные очки на каждого 9. Пачка соли
Слайд 10
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! anastasi_calme@mail.ru

Полный текст материала Имитационная игра "Катастрофа"; 10 - 11 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Луковникова Анастасия Валерьевна  Публикатор
21.08.2021 0 41893 360

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК