Раздаточный материал для семинара психологов и педагогов
Правила работы с детьми с СДВГ
(синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
-
Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
-
Уменьшить рабочую нагрузку
-
Не требовать одновременно внимательности, усидчивости и сдержанности
-
Делить нагрузку. Заранее предупреждать ребенка о смене деятельности. Использовать физкультминутки.
-
Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
-
Снизить требования к аккуратности. Формировать чувство успеха, повышать учебную мотивацию.
-
Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
-
Поощрять ребенка сразу (выдача жетонов через 15-20 минут).
-
Активизировать внимание, используя тактильный контакт.
-
Предоставлять ребенку свободу выбора. Эффективно обсудить с учащимся, что он сам себе посоветует для успешного выполнения задания.
-
Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими, и выполнимыми.
-
Верить в успех!
_____________________________________________________________________________
Правила работы с агрессивными детьми
-
Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка
-
Демонстрировать модель неагрессивного поведения
-
Быть последовательным в наказаниях и поощрениях
-
Наказания не должны унижать ребенка
-
Обучать приемлемым способам выражения гнева
-
Давать ребенку возможность проявлять гнев сразу.
-
Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей
-
Развивать способность к эмпатии
-
Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях
-
Учить брать ответственность на себя
_____________________________________________________________________________
Правила работы с тревожными детьми
-
Избегайте состязаний и заданий на время
-
Не сравнивайте ребенка с окружающими
-
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию
-
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, так, чтобы он знал за что.
-
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
-
Будьте во всем примером ребенку, демонстрируйте уверенное поведение
-
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований
-
Будьте последовательны в воспитании
-
Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
-
Используйте наказания лишь в крайних случаях.
-
Не унижайте ребенка, наказывая его.
-
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Формирование мотивов
-
Изучите желания своих учеников. Подталкивайте своих учеников к тому, чтобы сильно чего-то желать. Пусть даже это будут поначалу желания, которые не совсем согласуются с вашими намерениями. Главное, чтобы они возникли, и вы смогли бы опереться на них. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с тем, что желания детей смутны и неопределенны, порой их нет совсем.
-
Старайтесь понять интересы учащихся. Идите от формы к содержанию, от эмоций к логике – тогда у вас появится больше шансов заинтересовать учеников.
-
Говорите о том, что интересует детей. С этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Не бойтесь признать свою неосведомленность в некоторых вопросах, пусть дети станут вашим «учителем».
-
Поощряйте желание добиться признания. Оно всем людям свойственно. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Пишите на классной доске, на плакатах и стендах имена в чем-то отличившихся ребят, и у вас увеличатся шансы заинтересовать их своей персоной, своим предметом.
-
Ваша задача – помочь ребенку обрести уверенность в себе. Многие не смогли реализовать свои возможности из-за слабостей, сложившихся под влиянием страха и беспочвенных переживаний. Не бросайте школьника в пугающей его ситуации, пока не поможете справиться с ней. Он боится отвечать у доски? Поупражняйтесь с ним наедине. Знайте, что 75 % школьников – именно те, у кого повышенная тревожность; они ждут вашего одобрения и сочувствия, а не новых замечаний и записей в дневнике.
-
Показывайте последствия совершаемых поступков.
-
Признавайте достоинства. Вызывайте у ребенка энтузиазм и развивайте все, что есть в нем лучшего, с помощью признания его достоинств.
-
Всегда предпочтительнее хвалить, чем порицать. Не скупитесь на похвалу, отмечайте достоинства, авансируйте положительные сдвиги. Тогда у воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть.
-
Одобряйте успехи. «Образно выражаясь, похлопывание по спине за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует учащегося продолжать усердно трудиться». Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим, но и всем, кто старается. Разумная и одобрительная оценка со стороны учителя производит в таких случаях мощное влияние на слабоуспевающих.
-
Потребность в достижении успеха – важный мотив, нередко затмевающий все остальные желания. Если поощрение за успех будет сильнее наказания за неудачу, мы постепенно выработаем неизменное стремление к нему.
-
Сделайте работу привлекательной. Есть много хороших примеров, как сделать трудную, малопривлекательную учебную деятельность интересной и желанной для учащихся.
-
Даже из ошибок учащихся, точнее вашего к ним отношения, можно извлечь немало пользы. «Прекрасная ошибка!», «Неслучайная ошибка!», «Ошибка, которая ведет к истине!», «Спасибо, твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений».
-
Стимулирование требованием. Говорите иногда: «Надо!» Обязательно придавайте ему личностную направленность: «Тебе надо, Саша! Ты мужчина!» Школьник должен испытывать удовлетворение от того, что, преодолевая трудности, поступил как подобает взрослому, он должен быть горд, что дело сделано. Это обязательное дополнение к «надо!»
-
Дайте ученику шанс. Дайте ребенку понять, что вы верите в его способности, и он будет делать все, чтобы добиться успеха. пример с «подлогом» результатов, к которому прибегли психологи в одной из американских школ, объявившие вдруг классу и учителю, что наивысшие баллы получили несколько учеников из числа отстающих. Результат превзошел все ожидания: окрыленные признанием, те существенно повысили свою успеваемость и, по данным тестовых испытаний, вошли в лидирующую группу класса.
-
Показывайте достижения. Детям необходимо знать, насколько они продвинулись. Информация об этом должна доходить вовремя. Контрольная (или конкурс) в среду, а сообщение о результатах в четверг – это вовремя; месяц спустя – бесполезно.
-
Хвалите, хвалите и еще раз хвалите! Похвала должна быть спонтанной, ее не планируют, не назначают по расписанию.
Критикуйте сопереживая.
Используйте при этом:
• подбадривающую критику
(«ничего, в следующий раз сделаешь лучше; на этот раз не получилось»);
• критику-аналогию
(«когда я был таким, как ты, я допустил точно такую же ошибку, ну и попало же мне тогда от учителя»);
• критику-надежду
(«надеюсь, в следующий раз ты выполнишь это задание лучше»);
• критику-похвалу
(«работа сделана хорошо, но только не для этого случая»);
• критику-сопереживание
(«я хорошо тебя понимаю, вхожу в твое положение, но и ты войди в мое, ведь работа-то не выполнена…»);
• критику-сожаление
(«я очень сожалею, но должен сказать, что работа сделана некачественно»);
• критику-смягчение
(«наверное, в том, что произошло, виноват не только ты…»).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яичкина Екатерина Викторовна
→ Публикатор 06.11.2019 0 2498 329 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы