Статья "Психологическое сопровождение учебного-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС"


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ


КАМАГАЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА,

учитель начальных классов МОУ НОШ №33,

г. Майкоп, Республика Адыгея


«Россия ориентируется на инновационное развитие, и жизненно важно дать системе образования стимул для движения вперед»

Дмитрий Медведев, 3 ноября 2006 г.


«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов.… От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.

Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии» 

Владимир Путин 8 февраля 2008 г.


В соответствии с законодательством РФ федеральный государственный образовательный стандарт – главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении. Принципиальным отличием второго поколения образовательного стандарта стала ориентация на результат.

Вместо простой передачи знаний, умений навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, другими словами – формирование умения учиться.

В основе нового стандарта лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Основой данного договора является согласованный социальный заказ на воспитание граждан страны, владеющих знаниями, навыками и коммуникациями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях инновационный экономики.

Психологическая составляющая нового стандарта несоизмерима с той, что была в предшествующем варианте. Без высокой психологической компетентности всех участников образовательного процесса, и в первую очередь педагогов и психологов, добиться желаемого результата невозможно.

Роль психолога в реализации новых стандартов.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость задания такого содержания, которое позволит осуществлять обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он отвечает за измерение результатов обучения, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для которых разработаны, основанные на научной психологии, технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии измерения указанных компетенций стали основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим модернизируется система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменило всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Становиться очевидным, что для реализации требований стандартов необходима активная и содержательная работа психологических служб образовательных учреждений. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.


Основные направления психологического обеспечения внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта:

1. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса – система мер, предусматривающая включение в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов системы образования, в программы родительского всеобуча образовательных блоков по наиболее актуальным проблемам социально-психологической направленности на основании данных мониторинга; издание популярной психологической литературы, пропаганда научных психологических знаний в средствах массовой информации и т.п.

2. Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием - система мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе психологического насилия; мониторинг и анализ развивающего характера и безопасности образовательной среды, эффективности образовательных (обучающих, развивающих, воспитательных) программ, уровня развития и социально-психологической компетентности обучающихся.

3. Психологическое проектирование – разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории, культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно одобряемых моделей поведения, активной жизненной позиции, психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума, направленной на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.

4. Психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценка психологической компетентности при проведении комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается, ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния.

5. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса на всех образовательных уровнях (дошкольное; школьное; дополнительное; начальное, среднее и высшее профессиональное) – система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.

6. Обеспечение качества и доступности психологических услуг участникам образовательного процесса – система мер, направленных на контроль качества психологических услуг со стороны государства и профессиональных общественных организаций (разработка и внедрение системы общественно-государственной сертификации психологов системы образования), формирование единого информационного пространства; развитие материально-технической базы Системы психологического обеспечения образования, в т.ч. обеспечение специалистов унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.

7. Повышение качества профессиональной подготовки психологов, работающих в системе образования - развитие кадрового потенциала; внесение изменений в образовательные стандарты с целью расширения специализаций психологов с учетом нужд и потребностей системы образования, внедрение личностно-ориентированных моделей повышения квалификации педагогов-психологов; развитие кадрового потенциала, в том числе повышение уровня профессионализма специалистов, участие в деятельности профессиональных объединений и организаций.

Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов.

Цель психологического сопровождения учащихся: формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов.

Программа сопровождения педагогов нацелена на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций.

Программа сопровождения родителей повышает их психологическую компетентность, помогает выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения; осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.


Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении

5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация

работы прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

6. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

7. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Необходимо отметить, что при выборе форм работы на первый план выходят практико-ориентированные формы: занятия с элементами тренинговых технологий; тренинги; мастер-классы; круглые столы; беседы.


Заключение.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса - создание информативно-методического пространства, включает в себя:

- организацию и проведение мониторинга для оценки изменений в образовательном процессе школы, уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования;

- систему методического  и  психологического сопровождения по вопросам проектирования  и  реализации разрабатываемых педагогами, в контексте нового  ФГОС,  образовательных программ;

- систему модульных курсов, предполагающих проведение обучающих семинаров, консультаций, тренингов  и  др. по повышению психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса в условиях перехода  и  реализации  ФГОС.


Список используемых ресурсов:

1. Рубанова Г.Р. Саматова В.Б. Галиева Р.М. Модель психологического обеспечения внедрения федерального государственного образовательного стандарта. 2010 г.

2. www. childpsy.ru.

3. www. rospsy.ru.

4. docs.google.com.


Полный текст материала Статья "Психологическое сопровождение учебного-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Камагаева Наталья Николаевна  КНН1
17.04.2011 5 14124 2100

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК