Статья "Психологическое сопровождение учебного-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС"
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
КАМАГАЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА,
учитель начальных классов МОУ НОШ №33,
г. Майкоп, Республика Адыгея
«Россия ориентируется на инновационное развитие, и жизненно важно дать системе образования стимул для движения вперед»
Дмитрий Медведев, 3 ноября 2006 г.
«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов.… От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.
Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии»
Владимир Путин 8 февраля 2008 г.
В соответствии с законодательством РФ федеральный государственный образовательный стандарт – главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении. Принципиальным отличием второго поколения образовательного стандарта стала ориентация на результат.
Вместо простой передачи знаний, умений навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, другими словами – формирование умения учиться.
В основе нового стандарта лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Основой данного договора является согласованный социальный заказ на воспитание граждан страны, владеющих знаниями, навыками и коммуникациями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях инновационный экономики.
Психологическая составляющая нового стандарта несоизмерима с той, что была в предшествующем варианте. Без высокой психологической компетентности всех участников образовательного процесса, и в первую очередь педагогов и психологов, добиться желаемого результата невозможно.
Роль психолога в реализации новых стандартов.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость задания такого содержания, которое позволит осуществлять обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он отвечает за измерение результатов обучения, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для которых разработаны, основанные на научной психологии, технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии измерения указанных компетенций стали основным предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим модернизируется система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменило всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Становиться очевидным, что для реализации требований стандартов необходима активная и содержательная работа психологических служб образовательных учреждений. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Основные направления психологического обеспечения внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта:
1. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса – система мер, предусматривающая включение в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов системы образования, в программы родительского всеобуча образовательных блоков по наиболее актуальным проблемам социально-психологической направленности на основании данных мониторинга; издание популярной психологической литературы, пропаганда научных психологических знаний в средствах массовой информации и т.п.
2. Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием - система мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе психологического насилия; мониторинг и анализ развивающего характера и безопасности образовательной среды, эффективности образовательных (обучающих, развивающих, воспитательных) программ, уровня развития и социально-психологической компетентности обучающихся.
3. Психологическое проектирование – разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории, культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно одобряемых моделей поведения, активной жизненной позиции, психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума, направленной на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.
4. Психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценка психологической компетентности при проведении комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается, ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния.
5. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса на всех образовательных уровнях (дошкольное; школьное; дополнительное; начальное, среднее и высшее профессиональное) – система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.
6. Обеспечение качества и доступности психологических услуг участникам образовательного процесса – система мер, направленных на контроль качества психологических услуг со стороны государства и профессиональных общественных организаций (разработка и внедрение системы общественно-государственной сертификации психологов системы образования), формирование единого информационного пространства; развитие материально-технической базы Системы психологического обеспечения образования, в т.ч. обеспечение специалистов унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.
7. Повышение качества профессиональной подготовки психологов, работающих в системе образования - развитие кадрового потенциала; внесение изменений в образовательные стандарты с целью расширения специализаций психологов с учетом нужд и потребностей системы образования, внедрение личностно-ориентированных моделей повышения квалификации педагогов-психологов; развитие кадрового потенциала, в том числе повышение уровня профессионализма специалистов, участие в деятельности профессиональных объединений и организаций.
Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов.
Цель психологического сопровождения учащихся: формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов.
Программа сопровождения педагогов нацелена на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций.
Программа сопровождения родителей повышает их психологическую компетентность, помогает выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения; осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.
Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении
5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация
работы прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
7. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).
Необходимо отметить, что при выборе форм работы на первый план выходят практико-ориентированные формы: занятия с элементами тренинговых технологий; тренинги; мастер-классы; круглые столы; беседы.
Заключение.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса - создание информативно-методического пространства, включает в себя:
- организацию и проведение мониторинга для оценки изменений в образовательном процессе школы, уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования;
- систему методического и психологического сопровождения по вопросам проектирования и реализации разрабатываемых педагогами, в контексте нового ФГОС, образовательных программ;
- систему модульных курсов, предполагающих проведение обучающих семинаров, консультаций, тренингов и др. по повышению психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса в условиях перехода и реализации ФГОС.
Список используемых ресурсов:
1. Рубанова Г.Р. Саматова В.Б. Галиева Р.М. Модель психологического обеспечения внедрения федерального государственного образовательного стандарта. 2010 г.
2. www. childpsy.ru.
3. www. rospsy.ru.
4. docs.google.com.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Камагаева Наталья Николаевна
→ КНН1 17.04.2011 5 14124 2100 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы