Отчет о работе психолога за 2011-2012 учебный год
Отчет психолога
по итогам работы в 2011-2012 уч. г.
Тиркия Лиля Рифульевна , педагог-психолог
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района г.Казани
Методическая тема: «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у учащихся школы».
Цель работы: психологическая поддержка учащихся в условиях образовательной школы.
Задачи: выявить психологическую готовность к школьному обучению; диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию; консультировать учителей, родителей и администрацию школы; вести профориентационную работу
Основные направления работы:
Поступление ребенка в школу. Работа с будущими первоклассниками.
Начинается в марте-апреле, а заканчивается в августе, предполагает
проведение психолого-педагогической диагностики, определяющей готовность ребенка к обучению в школе; (авторы диагностик: Л.Е Журова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова; Н.Семаго, М.Семаго; Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е. В.)
организация групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников (групповая консультация проводится в форме родительского собрания, а индивидуальная - по результатам тестирования с рекомендациями для родителей);
- по результатам диагностирования выступление на МО начальных классов, с целью выработки и реализации определенного подхода к учащимся, требующим особого внимания со стороны педагогов и психологов.
Первичная адаптация учащихся
- Авторская программа «Снижение школьной тревожности у учащихся 1 классов» (сентябрь-октябрь);
проведение диагностики, направленной на определение причин трудностей на начальном этапе обучения (ноябрь); (диагностика уровня адаптации Р. Рахманкулова; цветоматрица настроения; индивидуальное анкетирование учащихся на определение уровня мотивации, автор методики: Н.Г. Лусканова)
организация педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении, с учетом данных психодиагностики;
психологическое просвещение педагогов по ознакомлению с индивидуальными особенностями конкретных детей;
организация групповой и индивидуальной психокоррекционной работы;
- реализация классными руководителями рекомендаций психолога.
Младший школьный возраст.
определение уровня развития мотивационной сферы; (Н.Г. Лусканова)
- диагностирование по запросу классных руководителей;
Психологическая диагностика отклонений развития детей (Л.М.Шипицына, А.Д. Виноградова, Н.Л.Коновалова и др.)
психологические занятия; (по запросу классных руководителей)
профилактическая работа;
- индивидуальная работа по запросу классных руководителей и родителей.
Переход из начальной школы в неполную среднюю
- диагностирование учащихся 4 классов, с целью выявления потенциальной "группы риска", т.е. учащихся, чье дальнейшее обучение и образование связаны с существенными трудностями;
- тренинговые занятия;
- психолого-педагогические карты учащихся, классов, заполняются классными руководителями, дают возможность составить целостный портрет конкретного ученика и класса;
- в 5 кл. знакомство классных руководителей с психолого-педагогическими картами учащихся, класса;
- психологические занятия по адаптации;
- проведение диагностики; (выявление уровня тревожности (Филипс); Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г Лускановой; Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) автор - Дж. Ваной)
- организация групповых и индивидуальных консультаций для родителей
Переходный период(6,7,8 классы).
работа (индивидуальная и групповая) по запросу классных руководителей;
Психологическое диагностирование с целью заполнения паспортов классов (по запросу) (память, внимание, мышление. темперамент, ведущее полушарие , тип нервной системы и т.д.
( Л.Г Федоренко),
индивидуальное консультирование учащихся и родителей в связи с возрастными трудностями;
работа с трудными учащимися;(1. выявление детей, имеющих признаки педагогической запущенности: паспорт класса, группа риска; 2. индивидуальное диагностирование: - интеллектуальная лабильность в модификации С.Н. Костроминой; 3. изучение отношения к учебным предметам (по Н.Г. Казанцевой); 4. тест школьной тревожности (Филипс, Немчинов); 5. выявление агрессивных тенденций (Рука Вагнера, Басса – Дарки); 6. полярные профили, самохарактеристика, проективные методики и.др.
- работа с неуспевающими учащимися.
Психологическая готовность к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное самоопределение.
В рамках проведения эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения:
изучение предпрофильного запроса учащихся; (анкетирование учащихся и родителей)
диагностирование с целью выявления профессиональных склонностей и предпочтений; (опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалова В.М.; ДДО Е.К.Климова; Выявление профессиональных типов личности (д. Голланд); методика «Карта интересов»
групповое консультирование;
индивидуальное консультирование;
психологические занятия в формате классных часов;
Психологическая готовность к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное самоопределение.
Адаптация учащихся 10 классов.
диагностирование с целью определения уровня тревожности; (Немчинов)
групповое консультирование;
индивидуальное консультирование;
психологические занятия в формате
Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ.
Проводится в рамках классных часов.
Цель занятий: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену, обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
Содержание занятий включает три блока:
Информационный (сведения о процедуре
и правилах ЕГЭ, о тех правах, которые
есть у выпускников);
эмоциональный (какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться);
поведенческий (отработка желаемого поведения).
рекомендации для учителей и классных руководителей (психологическая поддержка учащихся во время проведения экзаменов);
Классные руководители получают информацию по проведенной диагностике, что позволяет им дополнить уже сложившийся психологический портрет ребенка новыми чертами.
Работа с педагогическим коллективом:
- Консультирование педагогов по запросу.
- Определение рейтинга аттестуемых учителей;
- Тестирование молодых педагогов;
- Выступления на МО.
Использование в работе программы «Эффектон студио»
- 10 класс «Определение профессионального личностного типа»;
- 8 класс «Опросник профессиональных предпочтений»:
- 4 класс «Самооценка эмоциональных состояний»;
- 4 класс «Анкета школьной мотивации Лускановой»;
- 4 класс «Тест школьной тревожности Филлипса»;
- 4 класс Интеллектуальный тест «МИСЛМ»
2. Перечень печатных работ за 2011-2012 уч.год
№ |
ФИО |
Название статьи |
Название сборника, стр., издательство |
1 |
Тиркия Лиля Рифульевнв |
Психологический тренинг для учителей «сохраним себя для себя» |
Сообщество взаимопомощи учителей. Сайт «Педсовет.ру» |
3. Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и др. мероприятиях в 2011-2012 уч.году
- учителя:
№ |
Название |
Уровень |
Результат |
1 |
Флешмоб «Нет наркотикам» |
Республика |
участие |
2 |
Акция «Будь готов, скажи «Нет!» |
Республика |
участие |
3 |
Акция «Мы за здоровую Россию!» |
Республика |
участие |
4 |
Общероссийский проект «Школа цифрового века» |
Россия |
участие |
5 |
Конкурс эссе |
Республика |
участие |
6. |
Конкурс форума добровольцев антинаркотического отряда «Барс» «Здоровый мир в ярких красках» |
Район |
1 место в номинации «Креатив в действии» |
- учащихся:
№ |
Название |
Уровень |
Количество участников |
Результат |
1 |
Акция «Количество свечек зависит только от тебя» |
Город |
10 |
1 место «Танцевальная зарядка»; 1 место «Эрудит» |
2 |
Конкурс эссе |
Республика |
2 |
участие |
3 |
Фотоконкурс «Основы лидерства» |
Республика |
2 |
участие |
4 |
«Яркая здоровая зимушка-зима» |
Республика |
7 |
3 место |
5 |
Конкурс «Известные личности современности» |
Республика |
8 |
участие |
6 |
Конкурс видеороликов |
Республика |
1 |
участие |
7 |
Конкурс гимнов для проекта «Самостоятельные дети» |
Республика |
1 |
участие |
8 |
Конкурс «Источник знаний», «Антитабачная викторина». |
Россия |
1 |
1 место за неделю |
4. Курсы, пройденные в 2011-2012 уч.году
№ |
Название |
Кем организованы |
Кол-во часов |
1 |
Базовый курс обучения основам работы с комплексом компьютерных психодиагностических и коррекционных программ «Эффектон студио» |
ООО «Эффектон» г.Москва |
2 дня |
5. Обмен опытом
- семинары, конференции, мероприятия, проведенные в 2011-2012 уч.году
№ |
Дата (месяц) |
Тема |
Уровень |
Краткая информация |
1 |
17.12 |
«Влияние ИКТ на психологическое здоровье учащихся» |
Республика |
выступление |
2 |
19.12 |
«Сохраним себя для себя» |
Республика |
тренинг |
3 |
24.12 |
«Влияние ИКТ на здоровье учащихся» |
Республика |
выступление |
4. |
26.12 – 30.12 |
«Проблема профессионально выгорания учителя» |
Республика |
тренинг |
5. |
|
Конкурс «Лучший психолог 2012 года» |
Город |
Проведение на базе школы конкурса, прием участников и жюри |
- посещенные семинары, конференции, мероприятия
№ |
Дата (месяц) |
Название |
Место проведения |
Краткая информация |
1 |
04.2012 |
Внедрение в практику психологического сопровождения программы «Эффектон» |
ИРО РТ |
О системе психологического тестирования и профессиональной ориентации «Эффектон» в организации учебно-воспитательного процесса в школах-центрах компетенции РТ. |
Районные семинары.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тиркия Лиля Рифульевна
→ likaya 08.09.2012 1 8861 2199 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.