Готовим ребёнка к школе. «Школа будущего первоклассника»; 6-7 лет
МБСОШ № 6, г. Конаково.
Готовим ребёнка к школе
«Школа будущего первоклассника»
Учитель начальных классов:
Петрова Любовь Владимировна,
Педагог – психолог:
Лишанова Елена Викторовна.
(авторская разработка)
Конаково, 2012
Пояснительная записка.
С 1сентября 2011г. в 1 – х классах вводится ФОГС НОО второго поколения. В связи с этим необходима методическая помощь будущему первокласснику. Школьная жизнь начинается со Дня знаний и заканчивается выпускным балом. Жизнь ребёнка состоит из двух важных сфер - школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего. В совокупности данной проблемы возникают следующие задачи:
Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
Эффективная совместная работа по воспитанию детей к школе проводится на базе нашей школы второй год. Работа с будущими первоклассниками построена на принципах преемственности детского сада и школы. Дошколята бывают частыми гостями на разных внешкольных мероприятиях, а школьники нашей школы приходят в гости в детский сад. Уже стало традицией на 1-ое сентября , на торжественной линейке дошкольники поздравляют первоклассников букетами цветов и читают стихи. Чтобы дошкольнику легче пройти адаптационный период в первом классе и чувствовал себя комфортно в школе, с ноября в нашей школе работает «Школа для будущих первоклассников». Занятия длятся по 20 минут. Изучают дошкольники такие предметы, как «Познаю мир», «Рисую узоры и начинаю писать», «Звуки и буквы». Между уроками проводим динамические паузы( с подвижными играми или с музыкальными станциями предложенной в стиле ритмики).
«Познаю мир» - этот предмет знакомит с окружающим миром дошкольника. Основным методическим материалом является на концепции Ломоносовской школы, которая во главу ставит развивающее обучение с комплексным развитием говорения, слушания, чтения и письма, т.е. речевых навыков ребёнка. Чтобы ребёнок мог грамотно читать и свободно выражать свои мысли, его надо « вооружить» достаточным понятийным аппаратом. Чем богаче словарный запас ребёнка, чем большими связями между понятиями оперирует, тем свободнее он будет говорить на любые темы, тем увереннее будет ощущать себя в окружающем мире.
Цель нашего предмета состоит в том, чтобы дать ребёнку первоначальные сведения об окружающем мире, одновременно развить и укрепить его речевые навыки, мышление, память и внимание. Выполняя конкретные задания, Ваш ребёнок будет лучше представлять явления природы, жизнь людей и животных, а также вещи, которые его окружают.
Многофункциональность предмета позволяет развивать устную речь, внимание, воображение, память, мышление, и закреплять природоведческие знания, а также умение рисовать и закрашивать. Если ребёнку не поняты какие-либо слова, необходимо объяснить их значение. Хорошим подспорьем будут экскурсии в музей и на природу. Длительность занятий не должна превышать 20 минут. Основным методическим источником литературы опираюсь на доктора педагогических наук М.А. Зиганова, Н.В. Панаморёва, преподаватели дошкольного отделения Ломоносовской школы: В.А. Егупова, Е.А. Пьянкова.
«Рисую узоры и начинаю писать» - этот предмет поможет дошкольнику не только быстро научиться читать, писать и считать. На наших занятиях мы научим думать, решать логические задачи, говорить.
На первых пяти занятиях педагог обязательно должен уделить внимание на правило посадки дошкольника во время письменной деятельности, на правильный нажим карандаша или ручки, как правильно ребёнок должен положить перед собой тетрадь. Все занятия проводятся по шаговой системе, нельзя нарушать выработанную последовательность для достижения поставленной цели. Для укрепления моторики у ребёнка дошкольника подготовлены тренировочные упражнения руки. Это упражнение «Волшебная кисточка», «Весёлый змей», « Маленький пианист» и.др. Обязательно выполнять упражнения последовательно, так как каждое задание дополняет другое.
В конце каждого блока упражнений даётся тест. За отлично выполненную работу поставьте 2 балла, за удовлетворительную работу 1 балл. Если ребёнок набрал более половины баллов, смело приступайте к следующим заданиям. Если ребёнок плохо справился с заданием, вернитесь к тем упражнениям, которые ему доставили затруднения.
Для работы на наших занятиях необходимо иметь: цветные карандаши, акварельные краски, цветную бумагу, ножницы с тупыми концами, пластилин (его можно заменить проволокой).
«Звуки и буквы» и «Пишу буквы» - этот интегрированный курс ведёт основную задачу подготовить ребёнка к обучению чтению. На занятиях мы поможем овладеть грамотой, а также развить речь ребёнка. Малыш учится озвучивать буквы. Поэтому главным лозунгом для Вас при обучении ребёнка должен стать такой: «Учим звукам, а не буквам!» Когда вы знакомите с буквой, надо произносить не её официальное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Звук этот старайтесь тянуть как можно дольше и при показе букв, и при произнесении слов с этой буквой. Ребёнок научится писать печатные буквы и слова.
Параллельно ведет работу и педагог – психолог. В игровой форме проводится изучение готовности ребенка к школе, вида учебной мотивации. Это дает возможность дать рекомендации родителям.
Каждое занятие направлено на развитие связной речи детей, мышления, внимания, памяти, творческого воображения и фантазии. Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе.
Педагогом – психологом школы и учителем разработаны тетради на печатной основе, позволяющие более эффективно работать с ребенком – дошкольником.
Как работать с тетрадью на печатной основе.
Рассматривание сюжетной картинки и составление небольшого описательного рассказа по ней.
Поиск слов на заданную букву по сюжетной картинке и раскрашивание их.
Запоминание графического образа буквы и прописывание этой
буквы.
Рекомендации
- Выполнение заданий должно быть основано на совместном творчестве взрослого с ребёнком.
- Постарайтесь, чтобы ему было интересно, хвалите его, играйте с ним.
- Объясните доступно малышу задание и проверяйте правильность выполнения.
- Не торопитесь, не проходите за один раз больше одного занятия.
- Помните, что задания не должны утомлять ребёнка и рассчитаны на 20-25 минут.
- Рисовать и писать в книге нужно только остро заточенным карандашом, а не ручкой. Рука ребёнка будет меньше уставать, а любую ошибку всегда можно стереть ластиком и еще раз повторить. Большие картинки и рамочки можешь обводить цветными карандашами.
- Кроме того, для занятий тебе понадобятся счётные палочки в количестве 15 штук. Из них ребёнок будет выкладывать буквы и фигурки.
- Обязательно нужно помнить о том, что при рисовании и письме надо правильно сидеть и держать карандаш. О правилах этих первое время нужно чаще напоминать ребёнку.
Надеемся, что Вам эти рекомендации помогут в подготовке дошкольника к школе. Желаем удачи!
Анализ работы педагога – психолога.
В апреле-мае второй год подряд в школе работает «Школа первоклассника». Работала она по субботам, что удобно и для родителей и для педагогов. За время проведения занятия «Школы первоклассника» посетило 51 ребенок (это на 6 детей больше чем в прошлом году - 45 детей) Некоторые дети присутствовали не на всех занятиях, (но, несмотря на это в классе всегда было более 30 детей и дети делились на подгруппы), что позволило составить полную картину готовности всех детей к обучению в школе. Результаты рассчитывались на каждый показатель согласно количеству детей, присутствующих на данном занятии.
Также выявлен вид учебной мотивации:
Проанализировав результаты работы, можно сделать вывод: большинство детей хорошо готовы к обучению в школе: практически все дети развиты по возрасту, 29,7 % детей имеют учебную мотивацию, 45,9 % – псевдоучебную мотивацию, и 21,7%.
Всем родителям даны рекомендации по подготовке детей к школе, проведены индивидуальные беседы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лишанова Елена Викторовна,
→ Ленка83 12.09.2012 0 8192 1727 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.