Статья "Использование современных педагогических технологий в работе школьного психолога"
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №232 Адмиралтейского района
Использование современных педагогических технологий в работе школьного психолога
Модзалевская Н.К.
педагог-психолог ГБОУСОШ №232
Санкт-Петербург
2014
Профессия школьного психолога предполагает включенность в учебно-воспитательный процесс; умелое и тактичное касание личностной сферы как учащихся и их родителей, так и педагогического коллектива; создание гармоничного безкомфликтного взаимодействия между всеми участниками, направленного на достижение одной цели: подготовке детей к взрослой самостоятельной жизни.
Особую значимость эффективная работа психолога приобретает в свете выполнения новых государственных стандартов. В связи с этим, объем работы психолога увеличивается, а время остается неизменным, к сожалению, в сутках всего 24 часа. Разрешить данное противоречие может использование универсальных технологий, способных решать одновременно комплекс задач. К такой технологии, несомненно, относится проектная деятельность.
В течение многих лет я использую метод проектов, взаимодействуя со школьниками разных возрастов. Позвольте поделиться с Вами, дорогие читатели, опытом работы над проектом: «Дизайнерская мастерская по разработке современных моделей обуви», реализованном совместно с учащимися 4-го класса.
Тема проекта была продиктована наличием внутреннего ресурса класса: одна из родительниц предложила мне активное сотрудничество в работе с детьми. Сама она была технологом по пошиву модельной обуви, креативной личностью, увлеченной своей профессией и готовой интересно и доступно делиться информацией с одноклассниками своего ребенка.
Использование данного ресурса позволило организовать интересную и плодотворную совместную деятельность, решающую комплекс задач: формирование коммуникативных умений и возможность реализовать их на практике; знакомство с миром профессий; приобретение азов самостоятельного планирования; формирование волевых качеств (способность довести начатое дело до конца). В ходе реализации проекта ребята научились совместно с педагогом
выделять социально-значимые проблемы;
объективно оценивать свои способности и возможности участия в решении проблемы;
находить единомышленников решения проблем;
совершенствовать коммуникативные умения для создания системы по коллективному решению проблемы;
планировать коллективную деятельность;
участвовать в коллективной работе;
коллективный проект разделять на индивидуальные проекты в соответствии с умениями и наклонностями каждого участника.
Планирование проектной деятельности
№ |
Этапы |
Сроки |
Формы и механизмы реализации проекта |
1. |
Подготовительный этап |
6 часов |
-Беседа: «Жизненные потребности человека». -Упражнение в микрогруппах «Лотерея» -«Вижу цель»: презентация наработанного материала, создание на мишени визуального плана поиска информации. -Индивидуальная работа: поиск информации. -«Общий сбор»: коллективное обсуждение результатов поиска. |
2. |
Выявление проблемы |
4 часа |
-формулирование вывода по следам общего сбора Работа в парах сменного состава: -Игра «Почемучка»; -Упражнение «Путаница». -Игра в микрогруппах: «Дерево полезных советов для деловых людей» -Формулирование значимой проблемы. |
3. |
Поиск решения проблемы. |
4 часа |
-Групповое упражнение: «Аукцион предложений» -Коллективное определение пути решения проблемы; -Коллективное планирование деятельности. |
4. |
Поиск и анализ информации |
4 часа |
Знакомство с профессией дизайнера-модельера: -Самостоятельный поиск и анализ информации по теме, взаимообмен с одногруппниками; -Встреча с модельером-дизайнером; -Просмотр видеоматериала о данной профессии.
|
5. |
Практическая работа |
6 часов |
-Деление на пары для реализации подпроектов (парных проектов); -Внутригрупповое планирование; -Работа по реализации плана. |
6. |
Презентационный этап |
4 часа |
-Подготовка презентационных материалов каждой парой; -Определение группы «информатиков» для подготовки общей презентации; -Подготовка материалов для общей презентации; -Формирование жюри (педагоги, родители); -Подготовка приглашения для слушателей. |
7. |
Рефлексия |
2 часа |
-Интервьюирование приглашенных на презентацию; -Коллективное обсуждение: «Круглый стол»; -Индивидуальное анкетирование участников проекта. -Психолого-педагогический анализ результатов анкетирования. |
Содержание работы
Подготовительный этап: дети знакомятся с основными направлениями промышленности, обслуживающими интересы общества. Вводится понятие: потребности человека. Для самостоятельной работы получают задание: внимательно посмотреть на предметы, окружающие их, определить продуктом какой отрасли они являются, и определить страну производителя. В ходе выполнения задания выясняется, что основная продукция импортного производства.
Выявление проблемы: в качестве тренинга проводится ряд игр и упражнений на определение причинно-следственных связей; после чего совместно с детьми определяется одна из причин засилия импортного товара на прилавках – дефицит инициативных творческих людей, способных выпускать качественную продукцию. Формулируется проблема: где взять таких людей.
Поиск решения проблемы: в процессе выполнения ряда упражнений дети делают вывод, что такими людьми они могут стать в будущем. Проводится ряд игр и упражнений на формирование деловых качеств будущих специалистов.
Поиск и анализ информации: по результатам поиска и анализа информации выбирается тема коллективного дела.
Практическая работа: реализация парных проектов, самостоятельная работа в парах от задумки до конечного результата.
Презентационный этап: каждая группа представляет свою продукцию.
Рефлексия: дети получают обратную связь от зрителей и жюри. Самостоятельно оценивают свою работу.
Литература
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей.- Самара, 2003
Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю., Полянина Н.Б., Андреева Е.А., Щербакова С.Г., Шавейко О.А. Метод проектов в начальной школе. Система реализации – Волгоград, 2009.
Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория – Волгоград, 2009.
Куракина Н.Л., Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности. Программы, конспекты занятий с учащимися. – Волгоград, 2010.
Современные образовательные технологии/ под ред. Бордовской Н.В. – М., 2011.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Модзалевская Надежда Константиновна
→ lokki581 22.04.2014 1 4937 535 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.