Статья "Этнокультурное развитие личности в системе взаимодействия учреждений высшего образования"


К вопросу об этнокультурном развитии личности в системе взаимодействия учреждений высшего образования

В статье представлен анализ реализации инновационного проекта по созданию модели этнокультурного развития личности в системе взаимодействия учреждений дополнительного, среднеспециального и высшего образования.

Ключевые слова: инновационный проект, культурно-образовательный эстетический комплекс, модель формирования, этнокультурная компетентность, полиэтническое пространство региона.

С сентября 2015 г. учреждение дополнительного образования центр эстетического воспитания детей «Отрада» г. Хабаровска под руководством Ресурсного центра Тихоокеанского государственного университета реализует инновационный проект по созданию модели этнокультурного развития личности. Данный проект осуществляется в системе взаимодействия специалистов дополнительного, среднеспециального и высшего образования учреждений Хабаровского края.

Актуальность темы проекта определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнонациональной культуры в развитии России. Для разработки образовательного проекта и его реализации была создана творческая группа из педагогических и административных работников Центра, осуществляющих деятельность по созданию инновационных продуктов в соответствии с содержанием проектных модулей.

Реализация проекта осуществлялась с сентября 2015 г. по 2017 г. На подготовительном этапе в первом полугодии с 2015 по 2016 учебный год были созданы: нормативно-правовая база реализации проекта; координационный совет для реализации проекта; модель и содержание проекта, а также проведены обучающие семинары для педагогов и воспитателей по реализации проекта.

Выполнению намеченных результатов способствовала система деятельности комплекса мероприятий образовательных учреждений края (КГБОУ ВПО «Хабаровский государственный институт культуры» КГАОУ СПО «Хабаровский технологический колледж», КГАОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж»).

На внедренческом этапе, охватывающем 2 полугодие 2015 г. по 1 полугодие 2017 учебный год, были созданы инновационные продукты проекта в соответствии с модулями и целевыми группами, а именно:

  • - студия дошкольного развития «малышок» - цикл календарных праздников «Времена года» этнокультурной направленности для воспитанников образовательных учреждений дошкольного возраста при поддержке педагогов и студентов кафедры режиссуры массовых представлений и праздников в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Хабаровский государственный институт культуры»;

  • - фольклорный ансамбль «Вьюнок» - городской этнокультурный фестиваль детского и юношеского творчества «Венок дружбы» при поддержке педагогов и студентов кафедры народного пения и режиссуры массовых представлений и праздников;

  • - образцовая студия моды и дизайна «Анютины глазки» - творческие дизайнерские проекты «Дерсу Узала», «Травушка», (авторские коллекции одежды), «Солнцеворот» (коллекция кукол в этнонациональных костюмах) при поддержке педагогов и студентов таких краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, как педагогический и технологический колледж.

В результате осуществления данного этапа проекта было выявлено эффективное участие педагогов в конкурсах различного уровня (от городского до международного).

Кроме этого создан комплект информационного и методического сопровождения проекта для ознакомления педагогической общественности г. Хабаровска, Хабаровского края, Дальневосточного региона с инновационным опытом по обозначенной теме и его широкого тиражирования. В частности, создан методический сборник по обобщению опыта работы Центра «Отрада» проекта «Времена года» с методическими пояснениями к проведению; сценарий проведения городского фольклорного фестиваля «Венок дружбы» с методическими пояснениями по проведению фестиваля, репертуарным сборником; образовательная программа «Мир костюма – мир в костюме»; портфолио детских проектов по созданию авторских коллекций одежды «Тропою Дерсу», «Травушка»; программа городского профильного лагеря «Этноград». Также подготовлены видео и фото-материалы о деятельности по проекту: цикл праздников «Времена года»; фестиваль «Венок дружбы»; летний профильный лагерь «Этноград»; дефиле коллекций «Дерсу Узала», «Травушка» на международных конкурсах.

Кроме этого в рамках реализации проекта создана и внедрена система сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями Хабаровского края для осуществления ключевой идеи создания культурно-образовательного эстетического комплекса «Дополнительное образование-колледж-высшая школа» - модель этнокультурного развития личности в полиэтническом пространстве региона», где в процессе осуществления проекта была расширена творческая группа по реализации проекта из числа педагогических работников Центра и образовательных учебных заведений Хабаровского края.

Выполнению вышеуказанного этапа проекта способствовали факторы, связанные с созданием условий для мотивации учащихся и педагогических кадров для системного участия в запланированной проектной деятельности с участием в обучающих семинарах, курсах повышения квалификации в рамках краевого инновационного комплекса, педагогических чтениях, конференциях различного уровня.

На рефлексивном этапе проекта с 2017 года были проведены диагностическое исследование и анализ результатов проекта, планирование перспектив развития проектных мероприятий, проекта в целом, оформление методических материалов по реализации проекта для публикации и их тиражирования.

По завершению проекта стоит отметить, что потенциал развития проекта и его долгосрочный эффект, связаны, прежде всего, с формированием этнокультурной компетентности воспитанников, как компетентности современного человека, готового жить в многонациональном мире. У педагогов, детей и родителей, участвующих в мероприятиях реализации проекта выявлены показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития качеств, связанных с гражданской идентичностью, патриотическими чувствами, приобретением опыта совместной деятельности и успешной реализации планов (в виде мини-проектов, методических разработок, успешного сотрудничества и т.д.).

Кроме этого, данный проект помог субъектам образовательной деятельности расширить знания об обычаях и традициях разных народов мира и их культуры, что позволяет говорить о развитии умения жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований.

Вовлечение учащихся Центра в деятельность по проекту способствовало сплочению детского коллектива и эмоциональному настрою.

На основании наблюдений психолога, педагогов и администрации во время посещения занятий и воспитательных мероприятий, бесед с педагогами студий, отзывов родителей можно сделать вывод об усилении таких качеств детских коллектива центра «Отрада», как активность, организованность, отзывчивость, коммуникабельность, рассудительность, умение взаимодействовать, сотрудничать с учетом мнения и интересов детей разных национальностей.

Таким образом, реализация проекта позволила достичь цели создания и реализации модели этнокультурного развития личности посредством взаимодействия учреждений культурно-образовательного эстетического комплекса в системе взаимодействия с высшим учебным заведением, благодаря целенаправленной системе методических, организационно-массовых, информационно-аналитических, исследовательских, учебно-познавательных, конкурсных и социально-значимых мероприятий, направленных на формирование основ межкультурной компетенции личности.

Резюмируя сказанное, стоит отметить, что новые параметры функционирования современной образовательной системы требуют упорядочения системы культурных диалогов, их согласованности в федеративном и национально-региональном компонентах. В решении этой задачи особое место занимают учреждения дополнительного образования, способные конструктивно влиять на социально-культурную адаптацию личности в полиэтническом пространстве региона.

В контексте этого закономерным является развитие образовательных учреждений нового типа – культурно-образовательных эстетических комплексов, где на основе взаимодействия в системе «Высшее учебное заведение – среднеспециальное учебное заведение и дополнительное образование» можно обеспечить подготовку личности к межкультурному диалогу.

Включение взаимодействия студентов и школьников к ритуально-праздничной культуре народов, позволяет личности в большей мере познать мир в творческих действиях, движениях, словах, цвете, звуке на основе идеи интеграции народных видов искусства независимо от национальных, расовых и конфессиональных различий в условиях поликультурного образования и этнокультурного развития личности в образовательном пространстве Хабаровского края.

 


 


 


Полный текст материала Статья "Этнокультурное развитие личности в системе взаимодействия учреждений высшего образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Щеклеина Екатерина Александровна  eschekleina
13.02.2019 0 1359 340

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК