Разработка + презентация "Волгоград - город памяти"
Лосева Ирина Владимировна учитель русского языка и литературы, Шмелёва Таисия Ивановна учитель истории и обществознания МОУ СОШ №72 г.Волгограда; Каменнов Павел, Селезнёва Людмила, Шацкий Максим обучающиеся 9 класса, Лосева Марина обучающаяся 7 класса МОУ СОШ № 72 г.Волгограда
Пояснительная записка
Участники проекта:
Лосева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы;
Шмелева Таисия Ивановна, учитель истории и обществознания;
Каменнов Павел (9 «а» класс)
Селезнёва Людмила (9 «б» класс)
Шацкий Максим (9 «б» класс)
Лосева Марина (7 класс)
Полное наименование образовательного учреждения
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72 Краснооктябрьского района г.Волгограда
(ул. Коммунаров дом 23, тел: 27-05-51)
Название работы: Волгоград- город памяти
Номинация : «краеведы рассказывают…»
Краткая аннотация работы: Волгоград- город памяти. Каждый камень, каждое здание здесь является памятником. Работа посвящена истории восстановления города, зарождению в городе « черкасовского движения»
В работе использованы материалы:
Фотоальбом «Волжская твердыня» под общ. Редакцией В.И. Атопова
http://www.volgograd.ru/theme/info/vov/43629.pub
http://www.vsemspas.ru/foto/displayimage.php?album=24&pos=38
http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=880 http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=88
http://www.srpo.ru/forum/index.php?topic=503.15
http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=889
http://battle.volgadmin.ru/front_foto/img/8992.jpg
http://vmuseum.chat.ru/stalingrad/vostst.htm
http://www.volfoto.ru/volgograd/ploschad_lenina/dom_pavlova/photos/?photo=1173
http://region34.nm.ru/gallery/stalingrad/index.html
http://region34.nm.ru/gallery/stalingrad/index.html
http://region34.nm.ru/gallery/stalingrad/index.html
Фотографии современной улицы Мира сделаны участниками пректа
Лосева Ирина Владимировна учитель русского языка и литературы, Шмелёва Таисия Ивановна учитель истории и обществознания МОУ СОШ №72 г.Волгограда; Каменнов Павел, Селезнёва Людмила, Шацкий Максим обучающиеся 9 класса, Лосева Марина обучающаяся 7 класса МОУ СОШ № 72 г.Волгограда
Волгоград – город памяти…
(методические рекомендации учителя).
Наш город богат героическими и историческими событиями. Здесь, что ни камень , то памятник. А люди?! Какие люди! Весь мир в феврале 2008 года отмечал 65-летие Победы Сталинградской Битвы.
Тяжёлая ноша легла и на плечи женщин, ещё не закончилась война, а они буквально из руин поднимали город. Именно здесь, в Сталинграде, зародилось знаменитое «черкасовское движение». Александра Максимовна Черкасова выступила с призывом после рабочего дня во внеурочное время выйти на работы по восстановлению города.
Улица Мира была восстановлена самой первой в городе, тысячи людей ежедневно проходят по этой улице, не задумываясь о прошлом, об истории её возрождения, что именно здесь получил Сталинград своё второе рождение. По просьбе тех, кто восстанавливал город в 1950 году, она была названа улица Мира.
Нашу творческую работу можно использовать во время проведения классных часов, на уроках истории, а также использовать материал для написания сочинений и различного вида исследовательских работ.
Цели и задачи нашей работы:
- Воспитание у обучающихся чувства гордости и любви к родному городу.
-Привлечение школьников к изучению истории родного края.
-Способствовать развитию познавательной активности обучающихся.
-Расширить краеведческий кругозор школьников.
Лосева Ирина Владимировна учитель русского языка и литературы, Шмелёва Таисия Ивановна учитель истории и обществознания МОУ СОШ №72 г.Волгограда; Каменнов Павел, Селезнёва Людмила, Шацкий Максим обучающиеся 9 класса, Лосева Марина обучающаяся 7 класса МОУ СОШ № 72 г.Волгограда
Волгоград – город памяти…
(текстовое описание).
После двухсот дней и ночей, что продолжалась Сталинградская битва, наш город остался лежащим в руинах. Поэтому вполне понятно было желание горожан видеть его возрождённым.
Иностранные государственные деятели и журналисты, посетившие Сталинград сразу же после его освобождения, считали, что город невозможно восстановить. В частности, личный представитель президента США Дэвис заявил: «Ваш город лучше строить заново на новом месте, скажем, севернее или южнее нынешних руин. Восстанавливать погибший город намного труднее и, главное, дороже, нежели построить новый».
Сталинградцы, все советские люди думали иначе. Еще шли бои, а на пленуме обкома партии, состоявшемся 20—21 января 1943 г., уже шел разговор о восстановлении города. На второй день после окончания битвы обком партии обратился к жителям с призывом «всю свою любовь к Отчизне, к городу вложить в свой труд». Этот призыв совпал с душевным настроем сталинградцев, о чем свидетельствует вот такой, например, факт. На разбитых зданиях сохранилась надпись-клятва защитников города: «Мы отстоим тебя, Сталинград!». В слове «отстоим» добавили букву «р». Так родился новый лозунг: «Мы отстроим тебя, Сталинград!»
И сталинградцы начали работу по его восстановлению. А задача перед ними стояла трудная — на протяжении 40 километров сплошной полосой тянулись развалины, где насчитывалось около 150 тысяч воронок от бомб и снарядов. Город не просто был разрушен, полностью были выведены из строя основные жизнеобеспечивающие коммуникации, кроме того, существовала ещё и минная опасность. А в подвалах разрушенных домов находилось много не захороненных трупов людей и животных, поэтому существовала опасность эпидемиологической угрозы, и первостепенной задачей стала необходимость произвести захоронения и сапёрам разминировать город.
По предложению горисполкома, председатель уличного комитета Александра Максимовна Черкасова, работница детского сада, стала организатором добровольческой бригады. Бригада сформировалась быстро. В ней значилось 19 жён фронтовиков, воспитательниц и технических работниц детских учреждений, домохозяек. Так и началось в нашем городе Черкасовское движение.
Первоочередной задачей для сталинградцев было восстановление школ, детских садов, детских домов и лечебных учреждений. 4 февраля 1943 года Александра Черкасова приняла решение собирать по городу детей, подыскивать и приводить в порядок уцелевшие дома, чтобы поселить туда стариков и детей. Выносили трупы немцев, разгребали кирпичи, из старых зеркал, ободрав краску, делали окна, собирали годную в хозяйстве рухлядь.
Много лет спустя Александра Черкасова вспоминала: «Начали мы с детских домов и садов. Ведь нам, женщинам и матерям, больнее всего было видеть десятки, сотни ребятишек, которых мы находили в землянках, щелях, подвалах, а то и прямо бродящих среди развалин. Восстановили один дом, потом другой. Десятки детских садов восстановили, работать в них стали. Из Бекетовки продукты для детей на себе таскали, пешком — транспорта-то у нас не было тогда».
13 июня 1943 года 19 девушек-участниц Черкасовского движения вышли на восстановление легендарного Дома Павлова. Проводили расчистку завалов и лестничных
клеток, а после работы состоялся митинг, на котором собравшиеся обратились с призывом к сталинградцам поддержать их почин и последовать их примеру, выходить на расчистку
руин и завалов в городе и его восстановление во нерабочее время.
Работа Черкасовой получила полную поддержку населения. Черкасовские бригады стали организовываться на каждом предприятии, учреждении, учебном заведении, на каждой улице. Между прочим, жители города, выходя на восстановительные работы, трудились бесплатно.
Черкасовцы взялись за выполнение самых трудоёмких, необходимых дел — расчистку площадок для строителей, земляные работы, разбор завалов, ремонт домов, посадку деревьев. В 1944-1945 годах начался второй этап черкасовского движения. Суть его заключалась в следующем: ещё шла война, мужчины были на полях воинской брани, а женщины Сталинграда стали овладевать мужскими специальностями: каменщика, плотника, столяра, и опять всё это после окончания рабочего дня.
В течение 1944 года около 3-х тысяч домохозяек, рабочих и служащих овладели специальностью строителей. С 1945 по конец 1950-х годов — это время третьего периода черкасовского движения. Отличительной чертой его стало то, что черкасовские бригады в городе стали закрепляться за конкретными объектами строек. Люди работали не вообще на восстановление, а конкретно на одном из объектов. Этими объектами стали: Центральная набережная, Пединститут, Драмтеатр, театр музыкальной комедии, Мамаев курган, речпорт. Важно, что люди создавали своим трудом самые лучшие памятники себе при жизни. И в этом была своя мудрость. Движение перестало быть только чисто женским. К восстановлению города на Волге присоединились молодёжно-комсомольские бригады, студенты, мужчины, вернувшиеся с фронта.
Сегодня в Волгограде живут бывшие соратницы Александры Черкасовой — Вера Михайловна Тринникова, Мария Петровна Хмырлова и Вера Павловна Хованова
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лосева Ирина Владимировна,и др.
→ радость 16.04.2010 1 4687 1006 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.