Внеклассное мероприятие + презентация "Стихи, пропитанные кровью..." для 9 класса
СТИХИ, ПРОПИТАННЫЕ КРОВЬЮ…
(внеклассное мероприятие по информатике, посвященное 9 мая, для 9 класса)
Гераськина Ирина Юрьевна,
учитель информатики и ИКТ
МОУ «Лицей математики и информатики»
Гераськин Алексей Сергеевич
преподаватель
Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
г. Саратов
Цели мероприятия:
повысить интерес к проблемам Великой Отечественной войны;
закрепить знания по изученным темам на уроках информатики;
формировать умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
развить логическое мышление, память, внимание, навыки выразительного чтения;
воспитать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
познакомить учащихся с творчеством поэтов в годы Великой Отечественной войны;
привить интерес у учащихся к информатике, литературе, музыке.
Оборудование: портреты поэтов, свечи, презентация, плакат с эпиграфом.
Эпиграф к уроку:
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо живым!
Роберт Рождественский.
Ход мероприятия
Тихо звучит мелодия песни «Журавли» (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова).
Ведущий. (Слайд 1) Много лет назад размеренная и спокойная мирная жизнь советского народа была прервана сообщением о вероломном нападении. Германия, нарушив пакт о ненападении, перешла границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная Война. Кто знает, когда это случилось?
Учащиеся. Дают свои варианты ответов.
Ведущий. Проверим, кто из вас был прав. Выполним первое задание. (Слайд 2)
Задание 1. Расшифруйте дату начала Великой Отечественной Войны: 10101 июля 11110010101 года. (Ответ 21 июля 1941 г)
Ведущий. Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны. Наше мероприятие посвящается тем, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след - свои стихи.
Ученик (читает стихотворение А. Екимцева «Поэты»).
Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.
Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.
И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.
И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната —
Самая последняя строка.
Спят поэты — вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы к запоздавшим первым книжкам
Предисловья кровью написать!
Ведущий. Перейдем к следующему заданию. (Слайд 3)
Задание 2. До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 88А писателей и поэтов. Из них 20F пропали без вести, A1A – пали смертью храбрых. Сколько поэтов и писателей ушло на фронт. (Ответ. 944 человека)
Ведущий. На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому младшему из них не было и 19 лет.
Задание 3. (Слайд 4) Самуилу Росину вдвое больше лет, чем будет Борису Богаткову, когда Борису Смоленскому исполнится столько же лет, сколько Самуилу Росину сейчас. Кто из поэтов самый молодой. (Ответ. Борис Богатков)
Ведущий. (Слайд 5) К началу Великой Отечественной войны выросшему в учительской семье Борису Богаткову было еще 18 лет. С самого начала войны он находился в действующей армии, был тяжело контужен и демобилизован. Юный патриот добивается возвращения в армию, и его зачисляют в Сибирскую добровольческую дивизию. Командир взвода автоматчиков, он пишет стихи, создает гимн дивизии. Подняв в атаку солдат, он пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленска). Посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.
Ученик 1. (читает стихотворение Бориса Богатского «Наконец-то!».)
Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок…
Я заранее припас все это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал ее! И наконец-то
Вот она, желанная, в руках!.. …
Пролетело, отшумело детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас,
Молодость холодными штыками
Засверкала на фронтах сейчас.
Молодость за все родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам моим.
Ученик 1 зажигает свечу на столике напротив портрета Бориса Богатского.
Ведущий. (Слайд 6)Год назад - 23 сентября 1942 году - подразделение, где служил лейтенант Павел Коган, вело бои под Новороссийском. Павел получил приказ: во главе группы разведчиков пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника… Фашистская пуля попала ему в грудь. Поэт погиб, но песня на его стихотворение уже более 60 лет является гимном романтиков.
Задание 4. (Слайд 7) Разгадав кроссворд, в желтом столбце вы прочтете название этой песни.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Смысловая единица текстового документа. (абзац)
Величина, которая указывает количество элементов в массиве. (размер)
Минимальный элемент графического изображения. (пиксель)
Один из способов описания алгоритма. (программа)
Процесс написания программы для компьютера. (программирование)
Воспроизведение последовательности картинок, создающее впечатление движущегося изображения. (анимация)
Операция упорядочивания элементов в массиве. (сортировка)
Устройство, которое обеспечивает передачу данных и управляющих сигналов между элементами компьютера. (шина)
Объект, умеющий выполнять определенный набор действий. (исполнитель)
Устройство сопряжения компьютера и внешних устройств. (адаптер)
Название песни: БРИГАНТИНА.
Два ученика играют на гитаре и поют пеню «Бригантина»
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас...
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
Так прощаемся мы с серебристою,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.
Ведущий. Под стенами Сталинграда в январе 1943 года погиб талантливый поэт, студент Литературного института, друг Павла Когана.
Задание 5. (Слайд 8) Чтобы определите имя и фамилию поэта, постройте три проекции изображенной на рисунке 1 пирамидки из кубиков. Затем придвиньте эти проекции одна к другой вплотную, не изменяя при этом их взаимного положения и не поворачивая их.
Рис. 1. Пирамидка из кубиков
(Ответ. Михаил Кульчицкий.)
Ученик 2. (Слайд 9) (читает стихотворение Михаила Кульчицкого «Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!..»).
Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: лейтенант
Звучит «налейте нам»,
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто — трудная работа,
Когда — черна от пота — вверх
Скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промерзших ног
Наворачивается на чеботы
Весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов,
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневными Бородино.
Ученик 2 зажигает свечу на столике напротив портрета Михаила Кульчицкого.
Ведущий. В 1944 году погибают еще три известных поэта
Задание 6. (Слайд 10) На фронте служили три писателя. Их фамилии Уткин, Акопян и Суворов. Естественно у каждого из солдат только одно из имен: Иосиф, Георгий, Григор.
1. Если Суворов — Григор, то Акопян — Иосиф.
2. Если Суворов — Иосиф, то Акопян — Григорий.
3. Если Акопян — не Григор, то Уткин — не Иосиф.
4. Если Уткин — Григорий, то Суворов — Иосиф.
Кого и как звали?
(Ответ. Иосиф Уткин, Григор Акопян, Григорий Суворов.)
Ведущий. (Слайд 11) Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы, возвращаясь в Москву с фронта.
Ученик 3. (читает стихотворение Иосифа Уткина «На улице полночь…»).
На улице полночь.
Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
…Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома — и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью.
И в дом только радость войдет.
Ученик 3 зажигает свечу на столике напротив портрета Иосифа Уткина.
Ведущий. (Слайд12) Участник боев по прорыву блокады Ленинграда, командир взвода противотанковых ружей, гвардии лейтенант Георгий Суворов был талантливым поэтом. Он погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарову. За день до своей героической гибели 25-летний Георгий Суворов написал чистейшие по чувству и высоко трагичные строки.
Ученик 4. (читает стихотворение Георгия Суворова «Еще утрами черный дым клубится…».)
Еще утрами черный дым клубится
Над развороченным твоим жильем.
И падает обугленная птица,
Настигнутая бешеным огнем.
Еще ночами белыми нам снятся,
Как вестники потерянной любви,
Живые горы голубых акаций
И в них восторженные соловьи.
Еще война. Но мы упрямо верим,
Что будет день, — мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь раскроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.
Последний враг. Последний меткий выстрел.
И первый проблеск утра, как стекло.
Мой милый друг, а все-таки как быстро,
Как быстро наше время протекло.
В воспоминаньях мы тужить не будем,
Зачем туманить грустью ясность дней, —
Свой добрый век мы прожили как люди —
И для людей.
Ученик 4 зажигает свечу на столике напротив портрета Георгия Суворова.
Ведущий. (Слайд 13) 24-летний старший сержант Григор Акопян, командир танка, погиб в боях за освобождение украинского города Шполы. Он был награжден двумя орденами Славы, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу». Ему посмертно присвоено звание «Почетный гражданин города Шполы».
Ученик 5. (читает стихотворение Григория Акопяна «Мама, я еще вернусь с войны…»).
Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою,
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, — он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир спасенный нас
И венцом немеркнущим, и славой!
Ученик 5 зажигает свечу на столике напротив портрета Григория Акопяна.
Ведущий. Всемирной известностью пользуются стихи известного татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя зашифровано в следующем задании.
Задание 7. (Слайд 14) Определите имя и фамилию поэта, если, начиная от указанного положения, каждая следующая буква находится в 25-ти минутах от предыдущей.
Рис. 2.
(Ответ. Муса Джалиль)
Ведущий. (Слайд 15) В июне 1942 года на Волховском фронте тяжело раненный Муса Джалиль попал в руки врага. Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Гневный слова бросал он в лицо врагам. Песни его были единственным его оружием в этой неравной борьбе, и они звучали обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего народа. Два года провел Муса Джалиль в застенках «каменного мешка» Моабита. Но поэт не сдавался. Он писал стихи, полные жгучей ненависти к врагам и горячей любви к Родине. Слово поэта он всегда считал оружием борьбы, оружием победы. И пел он всегда вдохновенно, полным голосом, от всего сердца. Весь свой жизненный путь Муса Джалиль мечтал пройти с песнями, «питающими землю», с песнями, подобными звонким песням родника, с песнями, от которых расцветают «человеческих душ сады». Песней в сердце поэта звучит любовь к Родине. Человеколюбивая поэзия Джалиля — обвинение фашизму, его варварству, бесчеловечности. 67 стихотворений написано поэтом после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни, в каждом слове, в каждой строке бьется живое сердце поэта.
Ученик 6. (читает стихотворение Мусы Джалиля «Если жизнь проходит без следа…»).
Если жизнь проходит без следа,
В низости, в неволе, что за честь!
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!
Если кровь твоя за Родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит,
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.
Умирая, не умрет герой —
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не смолкло на устах!
Ученик 6 зажигает свечу на столике напротив портрета Муссы Джалиля.
Ведущий. (Слайд 16) После Победы бельгиец Андре Тиммерманс, бывший заключенный Моабита, передал на родину Мусы Джалиля маленькие, не больше ладони, тетрадки. На листочках, как маковые зернышки, буквы, которые не прочесть без увеличительного стекла. За них поэту Мусе Джалилю посмертно была присуждена Ленинская премия.
Задание 8. (Слайд 17) Определите название трудов Мусы Джалиля. Алгоритм прочтения букв указан в виде стрелок.
М |
С |
О |
И |
К |
О |
Е |
Е |
С |
И |
Т |
Б |
В |
А |
К |
Ч |
И |
С |
Е |
А |
О |
Д |
И |
Л |
Г |
О |
Р |
И |
Т |
Т |
Р |
С |
И |
Рис. 3. Алгоритм
(Ответ. Моабитские тетради.)
Ведущий. Пусть наступит минута молчания. Вечная слава погибшим поэтам!
Минута молчания.
Ведущий. (Слайд 18) Они не вернулись с поля боя… Молодые, сильные, жизнелюбивые… Непохожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей… За них стихи продолжают сегодня жить, любить и бороться. «Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!» — сказал Юлиус Фучик. Мне хочется, чтобы эти слова вы отнесли ко всем погибшим поэтам, стихи которых помогли вам узнать что-то новое, помогли открыть для себя прекрасное и светлое, помогли посмотреть на мир другими глазами. Погибшие поэты, как и десятки тысяч их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценой
завоевано счастье, -
Пожалуйста,
помните!
Тихо звучит мелодия песни «Журавли» (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова).
Список использованных материалов и литературы
Бессмертие. Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945. - М.: «Прогресс», 1978. - 736 с.
Солотнева Л. Праздники в школе: Сценврии, конкурсы, викторины. – СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2002. – 320 с.
Язык есть великий труд целого поколения: сайт Ковальчук Ульяны. – 2007 [Электронный ресурс]. – URL: http://rusroom.tut.su/31.html (дата обращения: 20.04.2010).
Стихи погибших поэтов: сайт Алёны Дружининой. – 2007 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fire-of-war.ru (дата обращения: 20.04.2010).
http://love.nagatino-portal.ru/St-waYU/ - картинки для презентации
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гераськина Ирина Юрьевна
→ IrinaG 29.04.2010 0 9208 1958 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.