Статья "Реализация краеведческого принципа" в начальной школе


Екимова Н.В.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Каслинская средняя общеобразовательная школа № 27»

г. Касли

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Одной из трудностей для введения краеведческого материала в уроки окружающего мира и внеклассную деятельность является недостаточная обеспеченность учителя и учащихся необходимой литературой, прежде всего из-за бедности библиотечных фондов в малых городах.

В какой-то мере эта трудность была решена с выходом регионального учебно-методического комплекса «Природа Южного Урала». Он содержит богатый материал, действительно позволяющий реализовывать региональный компонент областного базисного учебного плана:

  1. Через включение регионального материала в отдельные темы природоведческих программ, содержащих краеведческие разделы.

  1. Через введение факультативного курса «Экологическое краеведение» для работы по программам, в которых отсутствуют краеведческие разделы. Содержание такого курса определяются едиными для всего региона требованиями к знаниям и умениям детей.

  1. Через внеклассную деятельность.

Содержание комплекса «Природа Южного Урала» соответствует требованиям к уровню подготовки младших школьников по природному краеведению.

Однако учащиеся не должны замыкаться в рамках одного учебного пособия, а, наоборот, расширять свой кругозор. Пути решения данной проблемы я вижу в следующем:

  • Изучение краеведческой тетради «Каслинский район»;

  • Выпуск краеведческой газеты;

  • Выпуск сборников на разные темы («Красная книга нашего района», «Градообразующее предприятие», «Животные рядом с нами» и другие).

  • Разработка краеведческих проектов;

  • Создание презентаций к урокам.

В этих видах деятельности реализуется еще одна воспитательная задача краеведения – укрепление семейных связей.

Таким образом, деятельность учащихся и родителей по сбору краеведческого материала органично вплетается в образовательный процесс, делая его увлекательным, мотивированным, личностно ориентированным.

Работая по программе «Мир и человек» \авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутин\, которая имеет экологическую направленность, я выделила в тематическом планировании темы, удобные для использования краеведческого материала:

урока

Тема урока

Примерное содержание

1 класс

8

Учимся определять положение предметов и направления движения.

Положение предметов в кабинете. Правила движения по школе.

12

Предметы и их признаки.

Описание предметов из окружающей обстановки.

15

Осень – природа готовится к зиме.

Приметы осени в нашем городе.

24

Ты и твоя семья.

Родители: Ф.И.О., место работы, любимое занятие.

26

Ты и твои друзья.

Ф.И., описание внешности, привычек, черт характера друга. Что вы любите делать вместе.

30

Зима – покой природы.

Приметы зимы в нашем городе.

33

Мой дом, моя улица.

Экскурсия по улицам города.

39

Хозяйство человека.

Фермерские хозяйства, промышленные предприятия города и района.

41

Богатства природы.

Чем богат наш край.

44

Весна – природа пробуждается.

Приметы весны края.

50

Растения и животные.

Разнообразие растительного и животного мира района.

55

Домашние животные и растения – наши друзья.

Домашние животные и растения учеников класса.

58

Природа и мы.

Правила поведения в лесу.

62

Лето – природа цветет и плодоносит.

Приметы лета в городе.

Сбор гербария.

2 класс

3

Природные часы, календарь, компас.

Работа с компасом на местности. Определение местоположения достопримечательностей города относительно сторон горизонта.

11

Смена времен года.

Времена года в Каслинском районе.

24

Реки.

Реки Челябинской области и нашего края.

26

Озера.

Озера Челябинской области и нашего района.

27

Равнины. Болота и их обители.

Болота нашего края.

28

Горы. Вулканы и землетрясения.

Уральские горы.

37

Леса умеренного пояса.

Лес – легкие нашей области. Лесные обитатели наших лесов.

40

Хрупкая природа степей и пустынь.

Степная полоса в Челябинской области. Обитатели степей.

43

Горные экосистемы.

Горная зональность в Челябинской области.

45

Другие природные катастрофы.

Природные катастрофы в Челябинской области.

46

Человечество.

Народы Челябинской области. Обычаи и традиции народов нашего края.

47

Города и страны.

Челябинск – прошлое и настоящее. Наш город.

61

Моя Родина.

Челябинская область, Каслинский район – наша малая Родина: символика и традиционные праздники.

3 класс

2

Тела и вещества.

Примеры веществ, из которых промышленные предприятия нашего города выпускают различные тела.

6

Где обитают живые организмы.

Места обитания живых организмов нашего района.

8

Живые участники круговорота веществ.

Живые представители круговорота веществ нашего района.

13

Экосистемы озера и болота.

Растения и животные озер и болот нашего города.

14

Экосистема луга.

Растения и животные луга нашей местности.

15

Экосистема леса.

Растения и животные леса нашей местности.

17

Экосистема поля.

Растения и животные поля нашей местности.

22

Животные большие и маленькие.

Самые, самые животные нашего района.

25

На суше – как дома.

Земноводные и пресмыкающиеся нашего края.

26

Пернатые изобретатели.

Птицы нашего города.

28

Осторожно: животные!

Охрана животных в нашем районе

31

Как нам жить.

Меры по охране природы своей местности.

4 класс

6

Для чего и как мы дышим.

Охрана воздуха нашего края.

10

Почему наш организм работает слажено.

Взаимодействие всех организаций города, района.

13

Родители и дети.

Охрана материнства и детства в нашем районе.

14

Отчего мы иногда болеем.

Организации, занимающиеся охраной здоровья человека нашего района.

19

На службе у человека.

Животные – помощники человека в различных профессиях.

21

Как человек использует свойства воды.

Использование свойств воды в промышленном производстве нашего района.

22

Как человек использует свойства воздуха.

Использование свойств воздуха в промышленности своего края.

24

Горные породы и минералы.

Полезные ископаемые нашей местности.

26

Приручение огня.

Металлургическое производство Челябинской области.

30

Как нам жить.

Воздействие человека на природу.

Краеведческий материал может быть включен в образовательный процесс по усмотрению учителя различным образом:

  • как дополнительный по темам курса окружающего мира в уроки изучения новых тем,

  • как дополнительный в уроки обобщения по различным темам, разделам,

  • как основной материал для отдельного занятия, внеклассного мероприятия.

Использование нетрадиционных форм организации уроков (урок - путешествие, урок - экскурсия, урок - краеведческая конференция) позволяет сделать их ярким акцентом, запоминающимся звеном в краеведческой работе.

Таким образом, реализация регионального компонента по курсу «Окружающий мир» в образовательном процессе начальной школы позволяет привить школьникам уважение к природе и памяти предков, стремление усвоить и передать потомкам лучшие общечеловеческие ценности. Чем полнее и ярче будут детские впечатления, тем глубже будут чувства Родины, любви и преданности ей.


Полный текст материала Статья "Реализация краеведческого принципа" в начальной школе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Екимова Наталья Валерьевна  октябринка
14.04.2011 2 5119 554

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК