Статья "Реализация краеведческого принципа" в начальной школе
Екимова Н.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каслинская средняя общеобразовательная школа № 27»
г. Касли
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из трудностей для введения краеведческого материала в уроки окружающего мира и внеклассную деятельность является недостаточная обеспеченность учителя и учащихся необходимой литературой, прежде всего из-за бедности библиотечных фондов в малых городах.
В какой-то мере эта трудность была решена с выходом регионального учебно-методического комплекса «Природа Южного Урала». Он содержит богатый материал, действительно позволяющий реализовывать региональный компонент областного базисного учебного плана:
Через включение регионального материала в отдельные темы природоведческих программ, содержащих краеведческие разделы.
Через введение факультативного курса «Экологическое краеведение» для работы по программам, в которых отсутствуют краеведческие разделы. Содержание такого курса определяются едиными для всего региона требованиями к знаниям и умениям детей.
Через внеклассную деятельность.
Содержание комплекса «Природа Южного Урала» соответствует требованиям к уровню подготовки младших школьников по природному краеведению.
Однако учащиеся не должны замыкаться в рамках одного учебного пособия, а, наоборот, расширять свой кругозор. Пути решения данной проблемы я вижу в следующем:
Изучение краеведческой тетради «Каслинский район»;
Выпуск краеведческой газеты;
Выпуск сборников на разные темы («Красная книга нашего района», «Градообразующее предприятие», «Животные рядом с нами» и другие).
Разработка краеведческих проектов;
Создание презентаций к урокам.
В этих видах деятельности реализуется еще одна воспитательная задача краеведения – укрепление семейных связей.
Таким образом, деятельность учащихся и родителей по сбору краеведческого материала органично вплетается в образовательный процесс, делая его увлекательным, мотивированным, личностно ориентированным.
Работая по программе «Мир и человек» \авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутин\, которая имеет экологическую направленность, я выделила в тематическом планировании темы, удобные для использования краеведческого материала:
№ урока |
Тема урока |
Примерное содержание |
1 класс |
||
8 |
Учимся определять положение предметов и направления движения. |
Положение предметов в кабинете. Правила движения по школе. |
12 |
Предметы и их признаки. |
Описание предметов из окружающей обстановки. |
15 |
Осень – природа готовится к зиме. |
Приметы осени в нашем городе. |
24 |
Ты и твоя семья. |
Родители: Ф.И.О., место работы, любимое занятие. |
26 |
Ты и твои друзья. |
Ф.И., описание внешности, привычек, черт характера друга. Что вы любите делать вместе. |
30 |
Зима – покой природы. |
Приметы зимы в нашем городе. |
33 |
Мой дом, моя улица. |
Экскурсия по улицам города. |
39 |
Хозяйство человека. |
Фермерские хозяйства, промышленные предприятия города и района. |
41 |
Богатства природы. |
Чем богат наш край. |
44 |
Весна – природа пробуждается. |
Приметы весны края. |
50 |
Растения и животные. |
Разнообразие растительного и животного мира района. |
55 |
Домашние животные и растения – наши друзья. |
Домашние животные и растения учеников класса. |
58 |
Природа и мы. |
Правила поведения в лесу. |
62 |
Лето – природа цветет и плодоносит. |
Приметы лета в городе. Сбор гербария. |
2 класс |
||
3 |
Природные часы, календарь, компас. |
Работа с компасом на местности. Определение местоположения достопримечательностей города относительно сторон горизонта. |
11 |
Смена времен года. |
Времена года в Каслинском районе. |
24 |
Реки. |
Реки Челябинской области и нашего края. |
26 |
Озера. |
Озера Челябинской области и нашего района. |
27 |
Равнины. Болота и их обители. |
Болота нашего края. |
28 |
Горы. Вулканы и землетрясения. |
Уральские горы. |
37 |
Леса умеренного пояса. |
Лес – легкие нашей области. Лесные обитатели наших лесов. |
40 |
Хрупкая природа степей и пустынь. |
Степная полоса в Челябинской области. Обитатели степей. |
43 |
Горные экосистемы. |
Горная зональность в Челябинской области. |
45 |
Другие природные катастрофы. |
Природные катастрофы в Челябинской области. |
46 |
Человечество. |
Народы Челябинской области. Обычаи и традиции народов нашего края. |
47 |
Города и страны. |
Челябинск – прошлое и настоящее. Наш город. |
61 |
Моя Родина. |
Челябинская область, Каслинский район – наша малая Родина: символика и традиционные праздники. |
3 класс |
||
2 |
Тела и вещества. |
Примеры веществ, из которых промышленные предприятия нашего города выпускают различные тела. |
6 |
Где обитают живые организмы. |
Места обитания живых организмов нашего района. |
8 |
Живые участники круговорота веществ. |
Живые представители круговорота веществ нашего района. |
13 |
Экосистемы озера и болота. |
Растения и животные озер и болот нашего города. |
14 |
Экосистема луга. |
Растения и животные луга нашей местности. |
15 |
Экосистема леса. |
Растения и животные леса нашей местности. |
17 |
Экосистема поля. |
Растения и животные поля нашей местности. |
22 |
Животные большие и маленькие. |
Самые, самые животные нашего района. |
25 |
На суше – как дома. |
Земноводные и пресмыкающиеся нашего края. |
26 |
Пернатые изобретатели. |
Птицы нашего города. |
28 |
Осторожно: животные! |
Охрана животных в нашем районе |
31 |
Как нам жить. |
Меры по охране природы своей местности. |
4 класс |
||
6 |
Для чего и как мы дышим. |
Охрана воздуха нашего края. |
10 |
Почему наш организм работает слажено. |
Взаимодействие всех организаций города, района. |
13 |
Родители и дети. |
Охрана материнства и детства в нашем районе. |
14 |
Отчего мы иногда болеем. |
Организации, занимающиеся охраной здоровья человека нашего района. |
19 |
На службе у человека. |
Животные – помощники человека в различных профессиях. |
21 |
Как человек использует свойства воды. |
Использование свойств воды в промышленном производстве нашего района. |
22 |
Как человек использует свойства воздуха. |
Использование свойств воздуха в промышленности своего края. |
24 |
Горные породы и минералы. |
Полезные ископаемые нашей местности. |
26 |
Приручение огня. |
Металлургическое производство Челябинской области. |
30 |
Как нам жить. |
Воздействие человека на природу. |
Краеведческий материал может быть включен в образовательный процесс по усмотрению учителя различным образом:
как дополнительный по темам курса окружающего мира в уроки изучения новых тем,
как дополнительный в уроки обобщения по различным темам, разделам,
как основной материал для отдельного занятия, внеклассного мероприятия.
Использование нетрадиционных форм организации уроков (урок - путешествие, урок - экскурсия, урок - краеведческая конференция) позволяет сделать их ярким акцентом, запоминающимся звеном в краеведческой работе.
Таким образом, реализация регионального компонента по курсу «Окружающий мир» в образовательном процессе начальной школы позволяет привить школьникам уважение к природе и памяти предков, стремление усвоить и передать потомкам лучшие общечеловеческие ценности. Чем полнее и ярче будут детские впечатления, тем глубже будут чувства Родины, любви и преданности ей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Екимова Наталья Валерьевна
→ октябринка 14.04.2011 2 5119 554 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.