Классный час «Гражданин России – это должно звучать гордо!»


«Гражданственности нельзя научить, но можно хотеть обладать особой чувствительностью к свободе, к гражданственности, к риску и ответственности. Желание к внутреннему развитию предопределяет наше со-творчество…»

Лена Немировская


1. Фамилия, имя, участника. Примакова Ирина Николаевна
2. Адрес электронной почты. irakay@yandex.ru


3. Номинация. Я – гражданин своей страны!
4. Название конкурсной работы. «Гражданин Росии – это должно звучать гордо!»


5. Краткое описание работы.

Мы с ребятами постарались на классном часе разобраться, кто и как может стать гражданином своей страны, легко им стать и кому это нужно в первую очередь - нам самим или окружающим. Биография Суворова с его малоизвестными цитатами, афоризмами дополнила классный час- мы много узнали о выдающемся полководце. Ребята много рассуждали. Из их размышлений я постаралась взять только основное и, на мой взгляд, интересное.


6. Цели классного часа.

- На этом уроке мы постараемся разобраться в том, что значит быть гражданином своей страны и легко ли им быть. У каждого из вас есть право самому решить, как воспользоваться вашими правами и исполнить ваши обязанности гражданина. Как поступать, исполняя свой гражданский долг, зависит только от вас, ваших интересов и способностей.


7. Сам классный час (в произвольной форме).

-О чем мне бы с вами хотелось сегодня поговорить? Возможно, для кого-то вопрос удет необычным. Ребята, как вы думаете, кто такой гражданин своей страны?

-Это тот, кто любуется своей страной!

-Кто любит по России путешествовать!

- Кто защищает свою страну! И наши границы! Когда война начинается или от террористов.

- Кто живет в своей стране! Кто родился здесь! И уважает свою страну.

-А если человек приехал из другой страны? Он разве не будет уважать людей, обычаи этой страны? И не сможет стать ее гражданином? Ведь сколько людей приезжает в Россию! У многих из вас, я знаю, родители тоже приехали из других стран.

-Смогут! Они не должны ничего разрушать и стараться сделать жизнь людей рядом лучше

-А я думаю, что патриот должен любить природу, защищать леса, любить животных

-Ребята, а ведь действительно, если мы заглянем в словарь, то увидим, что «патриот-это человек, любящий свое Отечество, готовый на жертвы и свершающий подвиги во имя своей Родины».Патриотизм- это не только как мы себя ведем, это внутреннее чувство, позволяющее нам себя вести так, чтоб другие могли нас назвать патриотами. Как вы думаете, какие чувства нам мешают быть патриотами своей страны?

-Лень.

- Зависть.

-Глупость.

-Ребята, а мне кажется, что все люди в той или иной степени обладают этими качествами И что же делать?

-Стараться, чтоб хороших качеств было больше!

-Молодцы! Я с вами согласна. Я могу назвать ребят, которые в начале учебного года начали очень хорошо работать, а сейчас разленились и хвалить их не хочу, а Влада, Диму, Иру хочется похвалить- да, они еще многого не знают, но стараются, и мы все это видим.

-А еще нельзя заставлять насильно!

-Конечно! Мы не любим, когда нас заставляют что-то делать. Хотя… В школу вы ведь пришли еще и потому, что вас заставили родители это сделать. Ведь так?

-Но у нас есть выбор.

-Да. Учиться на «пять» или «два».

-Учиться или не учиться на уроках.

-Мы можем сказать, что у нас болит живот и уйти из школы!

-Согласна. Это все ваш выбор. А для кого вы учитесь в школе? Или не учитесь? Для мамы и папы или для себя? Вот сейчас мы дошли до такого понятия, как гражданская позиция, когда вы сами для себя решаете, зачем вы учитесь, зачем вы помогаете другим, Сами для себя решаете. Сережа у нас сейчас съездил на спортивные соревнования, выступал за свою команду и ребята заняли второе место.

(Сережа)-А я для себя выступал!

-Хорошо. Давай я тогда тебе дам прорешать сейчас учебник с задачами. Тоже для тебя.

-Нет, я не хочу!

-Конечно. Мы любим делать не только для себя, но чтобы другие видели наши результаты, гордились нами. Так значит, если вы настоящий гражданин своей страны- это хорошо?

- Получается, что да. И тебе хорошо, и все тобой гордятся.

-А как вы думаете, что важнее: чтобы тебе было хорошо, или чтобы тобой гордились?

-Чтоб тебе было хорошо. Потому что когда тебе будет хорошо, тогда ты и для других с удовольствием сделаешь хорошие дела.

-Умнички! Вот сейчас нам Настя и Влад расскажут об одном человеке, которого мы помним до сих пор, человеке. Человеке, который не знал ни одного поражения. Побеждавшим вражеское войско, обладающим десятикратным превосходством в численности людей. Его переход через Альпы – уникальное история во всей человеческой истории. Провести войско через горы с лошадьми, пушками, войско, не имеющее надлежащей экипировки, провести через горы было практически невозможно. Никакое другое войско в мире не прошло бы такой путь, а русское войско во главе с Суворовым это сделало. Итак, послушаем об Александре Суворове.

Родился Александр Васильевич Суворов в семье дворянина, его отец был генералом русской армии, строго следившим за воспитанием и обучением сына. Самым любимым предметом юного Суворова была военная история, при этом он владел семью языками. В 1742 его, по обычаю того времени, записали в лейб-гвардии Семеновский полк рядовым. Действительную службу он начал в семнадцать лет капралом. С этого момента вся жизнь Суворова была подчинена военной службе. Позднее Суворов писал о себе: «Я только военный человек и иных дарований чужд». Обладая сравнительно слабым здоровьем, Суворов постоянно закалял себя физически. Уже тогда он зарекомендовал себя исправным и требовательным унтер-офицером. В 1754 был произведен в первый офицерский чин поручика и определен в Ингерманландский пехотный полк. Боевое крещение получил во время Семилетней войны, затем принял участие в боевых действиях против пруссаков в период 1758-1761, в частности, в кровопролитном сражении при Кунерсдорфе в 1759. С 1761 Суворов успешно командовал кавалерийским полком и за отличие в боях был произведен в полковники. Таким образом, за шесть лет он проделал путь от младшего офицера до полковника и удостоился похвалы от многих русских военачальников за хладнокровие и храбрость на полях сражений.

Дарование Суворова, как тактика, так и оригинального стратега, полностью раскрылось во время второй войны с турками в 1787-1791. Произведенный в 1786 в чин генерал-аншефа, Суворов, сначала командуя корпусом, отличился при обороне Кинбурна, где был серьезно ранен; затем принял участие в штурме турецкой крепости Очакова, получив второе ранение. В 1789 русско-австрийские войска под его началом нанесли сокрушительное поражение туркам под Фокшани, а потом на реке Рымник. Эти победы в корне изменили стратегическую обстановку на театре военных действий в пользу русской армии. Но особенно яркой победой стал стремительный штурм считавшейся неприступной турецкой крепости Измаил в 1790.

Теоретик и практик-новатор

Суворов, опережая свое время, тем не менее, смог развить и обогатить лучшие традиции русского военного искусства. Суворов потому и является выдающимся полководцем, что сумел обнаружить и развить прогрессивные тенденции в боевой практике своей эпохи, закрепить и усовершенствовать новые формы и способы ведения войны, несмотря на господствовавшую тогда линейную тактику. Сущность своих нововведений он выразил в лаконичной формуле «глазомер, быстрота, натиск». Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной выручки, целеустремленности. Полководец стремился не к вытеснению противника с территории, а к полному его разгрому в результате резкого изменения ситуации на театре военных действий. Его действия сводились к принципу «удивить — победить». Внезапность достигалась Суворовым быстротой передвижения и стремительным маневрированием войск. «Одна минута,— говорил полководец,— решает исход баталии, один час — успех кампании... Я действую не часами, а минутами». Он обладал блестящей способностью охватывать составляющие войны в целом, соизмерять их с внешнеполитической обстановкой, оценивать складывающуюся общую и конкретную ситуацию, выделять главный узел, разрубив который, можно было решить судьбу кампании. Суворов, как никто другой, умел использовать все наличные средства войны для достижения победы, развивать и превращать мелкие тактические удачи в стратегический успех. Огромное значение имели и его личные человеческие качества, сугубо демократический стиль поведения. В век феодальных регламентов, мундиров и регалий, олицетворявших сословные и чиновнические привилегии, белая сорочка Суворова, в которой он появлялся в самых опасных местах сражения, неизменно воодушевляла войска. Все современники отмечали его недюжинные ораторские способности, лаконизм и афористичность речи. Для русских воинов он всегда оставался отцом-командиром.

Последние кампании Суворова

После смерти Екатерины в 1796 году на российский престол вступил ее сын Павел1. Отношения у Суворова с новым императором у полководца складывались непросто. Очень скоро, в 1797, появился высочайший приказ о фактической отставке Александра Васильевича Суворова. Его отправили в ссылку под надзор полиции в собственное имение Кончанское. Но вскоре после того, как обострилась политическая обстановка в Европе в связи с успехами французской армии, пришлось вспомнить о старом военачальнике. К тому же правительства Австрии и Англии обратились к Павлу I с пожеланиями назначить главнокомандующим союзными войсками в Северной Италии именно Суворова. Старого фельдмаршала вернули на службу, и он принял предложенное назначение.
Знаменитый переход через Альпы, когда суворовские войска вписали в русскую военную историю на вечные времена легендарное взятие Чертова моста, труднейший подъем через Росштокский хребет, а затем через горный хребет Паникс. Павел 1 очень верно оценил действия Суворова: «Побеждая всюду и во всю Вашу жизнь врагов Отечества, Вам не доставало одного — преодолеть и самую природу, но Вы и над нею одержали ныне верх». Длинный перечень громких названий суворовских побед пополнился блестящими подвигами на швейцарских горных высотах. Благополучный исход всего предприятия стал венцом прижизненной славы Суворова. Ему был пожалован самый высокий военный чин — генералиссимуса. Появился и другой указ, по которому даже в присутствии царя войска должны были «отдавать ему все воинские почести, подобно отдаваемым особе Его Императорского Величества». Но после полководец снова попал в немилость, ему даже запретили появляться в царском дворце.
Суворов
умер по прибытии в Петербург 6 мая 1800 и был похоронен в Александро-Невской лавре.
Более
50 лет своей жизни он посвятил военной деятельности, участвовал в семи войнах, не зная поражений, провел 60 сражений, с его именем связаны самые блестящие страницы русского оружия.


Мы хотим вас познакомить с малоизвестными цитатами, которые принадлежат Суворову:

Ложь изо всех вреднейших есть порок.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.

Без добродетели нет ни славы, ни чести.

Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами.

Праздность есть мать скуки и многих пороков.

Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие.

Разумный человек всегда может найти упражнение.

Мелочные правила и жалкие утонченности не должны иметь доступа к вашему сердцу. Двоедушие чуждо великим людям: они презирают все низости.

Нет стыда признаться человеку в своей ошибке.

Меня хвалили цари, любили солдаты, мне удивлялись друзья, ненавистники меня поносили, при дворе надо мною смеялись. Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом и Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил правду. Подобно шуту Балакиреву, который был при Петре Первом и благодетельствовал России, кривлялся я и корчился. Я пел петухом, пробуждая сонливых, угомоняя буйных врагов Отечества. Если был бы я Цезарь, старался бы иметь всю благородную гордость души его, но всегда чуждался бы его пороков.

-Молодцы! И в завершении нашего классного часа я хочу добавить: гражданами не рождаются, ими становятся. Мало развивать свои интеллектуальные способности, надо учиться донести до окружающих свое мнение, выслушать и понять других. Для того чтобы человек стал настоящим гражданином, необходимо, чтобы он обладал морально-этическими принципами, соблюдал нормы поведения гражданского общества. Такое общество построено на терпимости, справедливости, правдивости ее членов.


Отзывы учеников о классном часе:

Настя:

Мне понравилось. Я смогла выступить. На урок еще мне разрешили пригласить моего брата из 4 класса.

Влад:

Да здорово. Мне нравиться, когда можно не учить что-то из учебника, а самому думать.

Аня:

А я бы хотела побольше поговорить, но мальчишки плохо слушают- перебивают.

Артем:

Мы не перебиваем, мы дискуссируем.

Коля:

Интересно? Ну да. Особенно об Александре Суворове.
8. Список использованной литературы:

Давыдова А.В. «Классные часы. 5 класс.»

Автобиография Суворова (из Интернета) В.М. Безотоного.





9. Фотографии и дополнительные материалы – портрет Суворова.

Ребята очень хотели отправить еще и наши фотографии. Что я и делаю.

Это мы в Москве в театре «Оперетты» в прошлом году…


…В лесу…


…На фабрике елочных игрушек.


Полный текст материала Классный час «Гражданин России – это должно звучать гордо!» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Примакова Ирина Николаевна  K@tti
15.08.2009 0 15575 4575

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК