Цикл занятий "Государственная и другая символика"


  1. Тищенко Юлия Николаевна

  2. juse00@mail.ru

  3. Я – гражданин своей страны!

  4. Государственная и другая символика

  5. Данная работа представлена в виде цикла нескольких занятий, в основном в нашей школе классные часы проводятся 15-минутками. Поэтому данная тема разбита на несколько занятий, которые знакомят учащихся с символикой Российской Федерации и Красноярского края, Норильского промышленного района. Доказано, что чем раньше мы начинаем знакомить детей с самой разной символикой, тем способнее они к ее восприятию, к пониманию целесообразности символов для государства и нашей сознательной деятельности. Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. Данные 15-минутки эффективно проходят и с большой пользой. Летом, когда учащиеся выезжают на материк отдыхать, они знакомятся с символикой данного города или села, и по приезду обязательно привозят различный материал, фотографии, легенды и т.д. Прослеживается связь между проведенным занятием и как ребенка затронула та или иная тема.

  6. Дать учащимся основные понятия о символах и эмблемах государства, показать, что государственная символика это общечеловеческая, государственная ценность; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства и других стран.

  7. Все материалы для устной работы взяты из Internet.


Тема №1: ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ДРУГАЯ СИМВОЛИКА

Вводная часть, с чего начинается первое занятие.


70-я статья Конституции Российской Федерации гласит: «Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом».

По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношении к политике, своему государству и к своей Родине.

К другой символике мы относим символы народные, религиозные, астрологические, спортивные, повседневные (общественных организаций, школьные или классные, семейные и пр.).

В мае 2001 года Министерством образования РФ было опубликовано письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации». В нем говорится, что в связи с введением в действие федеральных конституционных законов «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации» (от 25.12.2000 г.) Министерство образования РФ предлагает органам управления образованием субъектов Федерации принять к сведению, что:

1. Государственный флаг Российской Федерации:

1.1. Вывешивается на зданиях общеобразовательных учреждений в дни:

государственных праздников России, установленных законодательством РФ;

траура (в верхней части древка Государственного флага России крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага);

1.2. Может быть установлен во время проведения в общеобразовательных учреждениях торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, а также при проведении других торжественных мероприятий регионального, местного и общешкольного значения;

1.3. Хранится в специально отведенном и оформленном месте.

При одновременном размещении Государственного флага Российской Федерации и флагов субъекта Федерации, муниципального образования, общественных объединений либо предприятий, учреждений или организаций Государственный флаг России располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом. При одновременном размещении нечетного числа флагов Государственный флаг России располагается в центре, а при размещении четного числа флагов (но более двух) левее центра. Размер других флагов не может превышать размера Государственного флага России.

2. Размещение и использование Государственного герба Российской Федерации определено Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О Государственном гербе Российской Федерации», а иные случаи использования Государственного герба устанавливаются Президентом России.

3. Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в общеобразовательных учреждениях:

3.1. При открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам России, а также при проведении иных торжественных мероприятий регионального, местного и общешкольного значения;

3.2. При открытии памятников или памятных знаков, установленных по решению органов государственной власти и местного самоуправления;

3.3. В оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Государственный гимн России слушают и поют стоя. Органам управления образованием субъектов Федерации предлагается:

• организовать в общеобразовательных учреждениях изучение Государственного гимна всеми учащимися;

• обратить внимание педагогических коллективов общеобразовательных учреждений на организацию систематической и целенаправленной работы по разъяснению значения государственных символов России;

• обеспечить соблюдение в общеобразовательных учреждениях соответствующих ритуалов, связанных с использованием государственных символов Российской Федерации.

(извлечения из письма «Об официальных ритуалах

в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных сил Российской Федерации Письмо Л@ 22-06-626 от 10.05.2001 г. //Народное образование, 2001, № 4. С. 246).





Тема №2: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА. ЧТО ЭТО ТАКОЕ»

Цель: дать основные понятия о символах и эмблемах государства, показать, что государственная символика это общечеловеческая, государственная ценность; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства и других стран.

Форма: классный час.

Методы: рассказ элементами беседы и игры.

Ход классного часа:

  • вступительное слово классного руководителя;

  • беседа с учащимися;

  • выступления учащихся;

  • обсуждение эпиграфа: «Знаки и символы управляют миром...» (Конфуций);

  • работа с наглядными пособиями;

  • игровые моменты (по составленным рисункам);

  • анализ классного часа.

Материалы к классному часу

Символика — понятие сложное, но и очень богатое. Как уже отмечалось, оно объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, партиями, объединениями людей.

Символы возникли и существуют с древнейших времен и будут существовать вечно.

Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях; любое надругательство над ними наказуемо.

Вопрос о государственной символике не является второстепенным, скорее он имеет первостепенную важность. Ключевые символы имеют объединяющее или разобщающее значение. Об этом говорит тот факт, что всякая смена власти обязательно сопровождается сменой символики.

К ключевым государственным символам относят государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. К символам государства относят также его столицу. Все они закреп лены в конституции того или иного государства.

Государственный герб — официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, де нежных знаках и т.п. Государственный герб считается главным символом любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны и ее государствообразующей нации. Государственный герб может быть частью государственного флага.

Изучением гербов занимается историческая дисциплина — геральдика (гербоведение).

Государственный флаг — официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Государственный флаг вывешивается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, судах, плавающих в открытом мо ре и территориальных водах иностранных государств.

Государственный гимн — торжественная песнь, так же как государственные флаг и герб, является официальным символом того или иного государства. Государственный гимн имеют все современные государства.




Тема №3: «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИ»

Цель: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны; способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности.

Форма: классный час, коллективная творческая деятельность.

Методы: рассказ, беседа, наглядные пособия, совместная деятельность.

Подготовительная работа: представить или изобразить предметы государственной символики России. Подобрать примеры и ситуации, связанные с использованием и защитой российских символов.

Примерный план проведения классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя (историческая справка и современное состояние российской символики).

2. Выступления учащихся.

З. Обсуждение ситуаций, связанных с использованием и защитой государственной российской символики.

4. Выставка рисунков и предметов по теме классного часа.

5. Анализ проведенного мероприятия.





Тема №4: «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Цель: дать учащимся основные знания о Государственном флаге России, воспитывать у них уважительное отношение к Государственному флагу как символу государственной власти и чести гражданина страны.

Форма: путешествие в прошлое и настоящее.

Методы: беседа с использованием наглядных пособий.

Подготовительная работа: подобрать интересные факты из истории нашего государства, расширяющие знания учащихся о Государственном флаге России. Подготовиться к беседе.

Вопросы для беседы:

1. Что вы знаете о Государственном флаге России?

2. Назовите дату празднования Дня Государственного флага Российской Федерации.

3. Где размещается Государственный флаг Российской Федерации?

4. Приведите примеры использования и защиты Государственного флага России.

Материалы к классному часу

11 декабря 1993 года было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации, в котором говорится, что Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего, нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2 : 3.

Появление в России трехцветного флага большинство историков связывают с царствованием Алексея Михайловича. Впервые он был поднят на первом отечественном военном корабле «Орел».

Почти десятилетие на рубежё ХУI1—ХУIТI вв. бело-сине красный флаг служил боевым знаменем России как на суше, так и на море. Народная молва связывает бело-сине-красный флаг с горизонтальным расположением полос с именем Петра Великого. Он был утвержден в 1700 году царским указом. Флаги сохраняли свое значение и почитались как исторические. Петр 1 даровал бело-сине-красный флаг сухопутной армии и торговому флоту. Для военных судов в Петровскую эпоху был утвержден Андреевский флаг. Бело сине-красные цвета российской символики оставались и при императорах Александре III и Николае II. Белый цвет олицетворяет свободу, синий — Богородицу (покровительница России), красный — державность (смелость, великодушие),

После Великой Октябрьской социалистической революции (1917 год) был утвержден Государственный флаг России красного цвета. В 1918 году первая Советская конституция установила официальный образец Государственного флага РСФСР. Первое время он состоял из красного полотнища с золотыми буквами «РСФСР». Государственный флаг СССР был принят в 1923 году. В сознании людей красный флаг воспринимался как символ свободы.

В период перестройки, в 1991 году России был возвращен се исторический трехцветный флаг. В 1994 году был установлен День Государственного флага Российской Федерации (22 августа). В год десятилетия РФ (2001 г.) в честь Государственного флага в столице России были проведены шествие, митинг и концерт.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается на государственных зданиях, на Доме правительства, на зданиях дипломатических представительств и консульских учреждений, на жилых домах в дни праздников и памятных событий. Самый большой флаг (3 на 4 метра) развевается над Кремлем. Государственный флаг находится в рабочем кабинете Президента и на его транспортных средствах, на морских судах и судах внутреннего плавания, может быть поднят во время торжественных мероприятий, в знак траура должен быть приспущен.

Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство флага подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, осквернение его рассматривается как оскорбление чести нации и государства.

В Положении о Государственном флаге говорится: «Лица, виновные в осквернении Государственного флага Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Символы — это живая история, легенда о прошлом и настоящем, о жизни и славных делах народа и государства. Убедимся в этом на примере символов, традиций и обычаев русского военно-морского флота.

Вновь построенный корабль проходит обряд крещения. На русском императорском флоте при спуске корабля служили торжественный молебен в присутствии государственных сановников, иногда царя и членов императорской семьи. Во время молебна суд но и поднятые флаги (императорский штандарт, кормовой Андреевский флаг и гюйс) окроплялись святой водой, и под звуки национального гимна и салюта судно спускали на воду. Кораблям давались имена в честь военных побед, выдающихся государственных деятелей, полководцев, святых или мифических героев («Полтава», «Гангут», «Аскольд», «Дмитрий Донской», «Император Александр III» «Князь Суворов», «Св. Петр», «Аврора», «Русалка»).

Под Андреевским флагом корабли российского флота одер жали немало блестящих побед в морских сражениях. В 1819 году была учреждена высшая военно-морская награда — Георгиевский флаг и вымпел.

После Октябрьской революции военно-морской флот получил новые символы. Советский военно-морской флаг представлял собой белое полотнище с голубой каймой в нижней части и с изображением в правой половине красной пятиконечной звезды, а в левой — перекрещенных серпа и молота. Под этим флагом советские моряки шли в бой в годы Великой Отечественной войны, несли службу на океанских просторах в послевоенное время.

После 1991 года военно-морскому флоту был возвращен Андреевский флаг.



Тема №5: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ГЕРБ»

Цель: дать разностороннее представление о Государственном гербе Российской Федерации, показать его государственную и общественную значимость.

Форма: рассказ с элементами беседы.

Методы: информирование, диалог, использование наглядных пособий.

Подготовительная работа: подбор литературы, подготовка сообщения и соответствующих наглядных пособий.

Ход классного часа

1. Рассказ классного руководителя (историческая справка).

2. Беседа по вопросам:

  • Что представляет Государственный герб РФ?

  • Какое значение он имеет для государства и для человека?

  • Где используется Государственный герб РФ?

З. Подведение итогов.

Материал к классному часу

В статье 70 Конституции Российской Федерации (1993 год) закреплены символы государственной власти: Государственные герб, флаг и гимн.

В Положении о Государственном гербе Российской Федерации записано, что герб представляет собой, изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого (двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, объединенных лентой). В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла на красном щите — всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Государственный герб Российской Федерации помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, на зданиях палат правительства Конституционного Суда, Верховного Суда и прочих судов Российской Федерации, прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, а также на гербовых печатях, на официальных резиденциях органов государственной власти, на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации.

Краткая и справка: Герб России — двуглавый орел является государственной эмблемой нашей страны уже более полутысячи лет (утвержден в 1497 году). Впервые он появился на Руси как государственный герб на восковой печати и представлял символ ее освобождения. На лицевой стороне был изображен герб Московского княжества в виде всадника, поражающего дракона (в 1730 году получившего название Святого Георгия). На обратной стороне был изображен двуглавый орел. На печатях двуглавый орел оставался до 1918 года. С Кремлевских башен он был снят в 1935 году.

Государственный герб СССР был утвержден в 1923 году и представлял изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В верхней части герба пятиконечная звезда.

В 1993 году по указу Президента Российской Федерации двуглавый державный орел вновь был возвращен на российский герб. На пороге ХХI века державный орел России сменил Государственный герб СССР, как бы являясь символом исторической преемственности культурных традиций нашей страны объединения и единства земель российских.


Тема №6: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ГИМН»

Цель: познакомить учащихся с содержанием гимнов Российского государства, показать их роль в жизни людей.

Форма: КТД.

Методы: беседа, практикум.

Подготовительная работа: подготовить ксерокопии текста гимнов России.

Примерный план проведения классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Выступление учителя музыки.

3. Разучивание и пение гимна Российской Федерации.

Материалы к классному часу

Государственный гимн (торжественная песнь) так же как Государственные флаг и герб, является официальным символом Российской Федерации.

Длительное время Россия не имела официально установленного гимна. Первым официальным Государственным гимном России стала молитва русских, слова которой написал в 1815 году поэт В.А. Жуковский на мелодию английского королевского гимна «Боже, храни короля» (автор музыки неизвестен). Вторым официальным Государственным гимном Российской империи стала торжественно патриотическая песнь «Боже, царя храни», написанная В.А. Жуковским (композитор А.Ф. Львов). Впервые она была исполнена в Москве в Большом театре 11 декабря 1833 года, затем 25 декабря

в Санкт-Петербурге. Данный официальный гимн просуществовал

почти век. Он был торжественным и самым кратким в мире.

Боже, царя храни.

Сильный, державный,

Царствуй на славу,

На славу нам.

Царствуй на страх врагам,

Царь православный,

Боже, царя,

царя, храни.

Государственный гимн был священным национальным символом. Он обязательно исполнялся на военных парадах, разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в армии и на флоте, во время принятия присяги, в гражданских учреждениях, на всех официальных церемониях и т. п.

Исполнение гимна было олицетворением Независимости, Целостности и величия России. С пением гимна защитники Родины шли в свой последний бой (например, последний бой с японцами крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»).

В 1917 году Государственный гимн Российской империи был упразднен. Первоначально его роль выполняла «Русская Марсельеза», а затем — международный пролетарский гимн и партийный гимн российской социал-демократии «Интернационал» (текст Э. Потье, А.Я. Коца, музыка П. Дегейтера). В 1944 году был утвержден новый Государственный гимн СССР «Союз нерушимый республик народных» (текст С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана, музыка А.В. Александрова). В 1993 году Государственным Гимном Российской Федерации утверждена мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» ММ. Глинки. Был объявлен конкурс текстов гимна. Однако этому гимну так и не суждено было занять достойное место среди российских гимнов. В 2001 году Государственным гимном России снова становится гимн на музыку А.В, Александрова с обновленным текстом С.В. Михалкова.

В Положении о Государственном гимне Российской Федерации записано, что он исполняется во время торжественных церемоний и других мероприятий, проводимых государственными органами, например, при поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным Президентом, при открытии и закрытии сессий палат Федерального Собрания, при открытии памятников и памятных знаков, при вручении государственных наград, при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам. Государственный гимн транслируется телерадиокомпаниями в новогоднюю ночь, в дни государственных праздников. допускается исполнение Государственного гимна РФ на спортивных соревнованиях.

Текст Государственного гимна Российской Федерации (слова С.В. Михалкова, муз. А.В. Александрова)

Россия священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава

Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Тема №7: «СИМВОЛИКА ЛЮБИМОГО ГОРОДА»

Цель: познакомить учащихся с символиками других городов и государств, которые учащиеся посетили за время летних каникул, показать их роль в жизни людей.

Методы: рассказ, беседа, презентация.

Подготовительная работа: подготовить интерактивную доску к показу презентаций.

Примерный план проведения классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Выступления и демонстрация мультимедийных презентаций учащимися.

3. Обсуждение и подведение итогов.

4. Отбор материала в классную копилку.


Материалы к классному часу

Этот итоговый классный час проводится по приезду всех ребят класса с каникул (обычно в октябре). Чтоб выслушать всех, данное мероприятие провожу после уроков, так по опыту на это уходит довольно много времени. Ведь ученик не только рассказывает, но и по ходу демонстрирует набранный материал, фотографии, элементы истории и возникновения данной символики.




9



Полный текст материала Цикл занятий "Государственная и другая символика" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тищенко Юлия Николаевна  K@tti
18.08.2009 1 7972 4034

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК