Методическая разработка классного часа "Урок России" для учащихся 8-10 классов


Методическая разработка проведение «Урока России» в 9 –х классах


Что может быть лучше России?

Судьбы и надежды моей!

Цель: Усиление внимания к патриотическому чувству юных россиян, формирование у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России. Воспитание важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма.


Задачи урока: на основе знаний, полученных на уроках, расширить их представление о символике России, ее значения для нашей страны.


Рекомендации по проведению урока: при проведении урока следует учитывать степень знакомства учеников с историей, географией и обществознанием. Ход классного часа следует согласовать с выступающими учениками.


Подготовительная работа: с группой учащихся можно создать мультимедийный проект об истории возникновения символики Российского государства. Можно попросить учителя истории и учащихся подготовить сообщения на тему «Символы государства – прошлое и настоящее», а учителя географии – вспомнить материал о России по своему предмету. Целесообразно озадачить группу учащихся подготовить сообщения по истории создания флага и герба России.


Оборудование: изображения флага и герба России, запись гимна. По возможности можно использовать для сравнения флаг, герб и гимн бывшего СССР.


Возможные приемы работы на уроке:.


Конкурс «Неожиданный марафон». Класс делится на три команды, по рядам. На листе ватмана учащимся предлагается по очереди, парта за партой, нанести контур нашей страны, столицу России, важнейшие реки, крупные города. Затем нарисовать флаг в цвете, объяснить значения его цветов. Рассказать о гербе, записать несколько строк из гимна России, вспомнить памятные даты нашей истории, имена выдающихся людей, ведущие предприятия страны, полезные ископаемые. Затем нарисованные карты сравнивают, выявляют неточности. Такой же конкурс можно провести на тему «Башкортостан – мой край родной».

Беседа с классом о символах нашего государства. Сообщения учащихся об истории возникновения российского герба, флага


В ходе беседы о гербе целесообразно обратить внимание, как на прошлое, так и современное толкование изображенных на нем символов.


Герб Советского Союза был образован 30 декабря 1922 года. Но утвержден в 1924 году. Он был насыщен символикой, выражающей идеи советской власти. Серп и молот символизировали союз рабочих и крестьян. Земной шар в лучах восходящего солнца – начало новой эры. Колосья, перевитые лентой – единство союзных республик в своей борьбе. На ленте на 15 языках было написано «Пролетарии всех стран – соединяйтесь!» Пять лучей красной звезды символизировали союз трудящихся на пяти континентах в борьбе против капитализма. Красный цвет – цвет революции, цвет знамен восставших трудящихся. Герб СССР прекратил свое существование 25 декабря 1991 года.


Герб России (введен указом Президента от 30 ноября 1993 года) - Двуглавый орел – символ единения народов России. Короны над его головами могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство. А всадник, поражающий копьем змея, - эмблема не только столицы государства, но и древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага. Наш современный герб является прямым наследником того герба, который имела Россия, начиная с конца XV века до 1917 года.


Дополнительная информация: Избрав в качестве государственного символа двуглавого орла, Иван III давал понять, что ранг государя всея Руси равен рангу императора Священной Римской империи, а также выражала идею государственности России. Двуглавый орел символизировал и русского царя, и русское государство в целом.


Другой вариант этой работы – предложить ребятам дать свое объяснение символам герба, позволить им высказать свою точку зрения. Возможно, появятся интересные трактовки.


Во время разговора о гимне рекомендую прочитать текст гимна СССР как 1944, так и 1977 годов. Ребята должны знать не только настоящее своей страны, но и прошлое. Можно прокомментировать слова песен, объясняя, чем жила страна, какие были цели у народа, во что он верил. Последовательно следует задавать классу вопросы, пусть учащиеся попробуют догадаться и предложат свои варианты ответов. Затем послушать современный текст и позволить учащимся объяснить его содержание.


При обсуждении флага (утвержден в 1991 году) Российской Федерации, следует отметить, что бело – сине – красный флаг пришел на смену красному флагу с серпом и молотом и пятиконечной звездой – отражал классовый, однопартийный характер государственной системы. Триколор отвечает требованиям, предъявляемым к государственному флагу. На нем нет признаков каких – либо классов, сословий, общественного и государственного строя, отсутствуют национальные и конфессиональные признаки, но остается главное – историческая преемственность. Трехцветному флагу более 300 лет (с 1667 года).

22 августа – День Российского флага.


Цвета российского флага имеют глубокий смысл:

белый символизирует мир, чистоту, правду, непорочность, нетленное совершенство;

синий – веру и верность, постоянство, правду;

красный – энергию, силу, мужество, кровь, пролитую «за веру, царя и отечество».


Цвета флага появились не вдруг и не сразу. Первое упоминание об этих цветах встречается в «Слове о полку Игореве». В последующем в стягах и знаменах у русских князей и царей присутствовали в том или ином сочетании – все вместе или порознь – белый, красный и синий цвета.


Во время обсуждения флага целесообразно послушать выступления учащихся об исторических завоеваниях и успехах, достигнутых под флагом России.




Дополнительная информация: Возможно, что российский триколор существовал уже при отце Петра I Алексее Михайловиче. Однако нельзя судить об этом наверняка. В «Книге о флагах» голландца К. Алярда можно прочитать следующее о флаге, поднятом в 1693 году на корабле в Архангельске и назван флагом царя Московского.

Среди знамен прочих стран в ней говорится о знаменах «царя Московского». Первый флаг был «разделен натрое, верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красно клеймо с серебряным святым Георгием без змия». Однако следует понимать, что вряд ли, поднимая над своим судном этот флаг, Петр I считал его общегосударственным, национальным знаменем. Таковым его сделала история. Почему было выбрано именно такое сочетание цветов? Очевидно, отразилось увлечение Петра Голландией. Именно там он мог видеть флаги подобной расцветки.


Предполагаемый результат: учащиеся приходят к заключению о том, что символы государства – это и история страны, и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Учащиеся должны понять, что посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.













Полный текст материала Методическая разработка классного часа "Урок России" для учащихся 8-10 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романчук Ирина Анатольевна  RIA
08.02.2010 0 16044 2731

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК