Статья "Патриотическое воспитание школьников в условиях школы-интерната для одаренных обучающихся"
Патриотическое воспитание школьников в условиях школы-интерната для одаренных обучающихся
Содержание
Введение………………………………………………………………………. |
3 |
|
Глава 1. Теоретические основы проблемы патриотического воспитания одаренных обучающихся…………………………………… |
5 |
|
1.1 |
Формирование гражданско-патриотических чувств у одаренных обучающихся…………………………………………………………….. |
5 |
1.2 |
Организация патриотического воспитания одаренных обучающихся в условиях школы-интерната…………………………………………… |
9 |
Глава 2. Система работы по патриотическому воспитанию школьников в условиях школы-интерната для одаренных обучающихся………………………………………………………………… |
15 |
|
Заключение…………………………………………………………………. |
23 |
|
Список использованной литературы……………………………………. |
24 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Патриотизм, как одна из наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Воинское и патриотическое воспитание молодежи было не прихотью, а насущной общественной потребностью. Эволюция взглядов на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения шла вместе с развитием государства, военного дела, педагогических взглядов. Наиболее распространенным способом воспитания патриотических чувств у населения древней Руси являлись народное сказание, былины, в которых воспевались подвиги богатырей, вооруженным путем, отстаивающих рубежи страны, безопасность своего народа. Как правило, передавались они в устной форме.
Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков появляется равнодушие к своей Родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны. Настораживает и то, что развиваются национал-радикальные организации, стремящиеся оказать свое влияние на молодежь.
Актуальность и своевременность нашей работы связана с тем, что здоровые силы общества и государственной структуры проявляют все больший интерес к проблеме возрождения системы патриотического воспитания молодежи в России.
В последнее время и в Самарском региональном центре для одаренных детей приоритетным направлением является воспитание патриотизма. Именно одаренные дети являются интеллектуальным потенциалом нации.
Цель исследования: разработать и апробировать систему воспитательной работы по формированию гражданско-патриотических чувств у одаренных детей.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературы по проблеме исследования изучить особенности формирования гражданско-патриотических чувств у одаренных обучающихся.
2. Выявить возможности организации патриотического воспитания в условиях школы-интерната для одаренных обучающихся.
3. Разработать и апробировать систему работы по организации патриотического воспитания в школе-интернате для одаренных обучающихся.
Научная новизна исследования: результаты проведения исследования вносят вклад в изучение проблем формирования патриотических чувств у одаренных обучающихся в условиях школы-интерната.
Практическая значимость: представленная информация может быть интересна воспитателям школ-интернатов для одаренных детей и учителям школ, интересующимся проблемами организации патриотического воспитания одаренных обучающихся.
Методы исследования: в исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов.
Структура исследования определяется целями и задачами исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы проблемы патриотического воспитания одаренных обучающихся
1.1 Формирование гражданско-патриотических чувств у одаренных обучающихся
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально–гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.
Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:
-
чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;
-
уважительное отношение к языку своего народа;
-
заботу об интересах Родины;
-
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
-
проявление гражданских чувств;
-
гордость за своё Отечество, за символы государства;
-
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
-
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
-
гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно–нравственные и социокультурные компоненты.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Особо актуальной задачей на нынешнем этапе, на наш взгляд, является организация патриотического воспитания в отношении одаренных учащихся. Именно они, являясь интеллектуальным потенциалом нации, подрастая, составляют контингент так называемой «утечки мозгов», которую не удается остановить в течение ряда лет.
Трудности патриотического воспитания одаренных школьников могут быть обусловлены инструментальными и мотивационными аспектами их поведения. Среди них мы бы выделили:
-
наличие своеобразного индивидуального стиля деятельности и обладание специфическими стратегиями познания действительности;
-
высокая структурированность знаний, позволяющая системно видеть предмет и, следовательно, делать самостоятельные выводы и критически оценивать учебную информацию;
-
повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности;
-
повышенная познавательная потребность;
-
предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет.
Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Привычным к окружающему родителям и педагогам трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества. Поэтому методы прямого воздействия, такие как простое изложение информации, несущей патриотическое содержание, по-нашему мнению, для них абсолютно неэффективны.
1.2 Организация патриотического воспитания одаренных обучающихся в условиях школы-интерната
Организация воспитательной деятельности в условиях школы-интерната должна учитывать не только особенности развития одаренного ребенка, но и проблемы его нахождения в стационаре, к которым относят:
- обеднение среды, что приводит к сенсорной депривации;
- уменьшение коммуникаций с окружающими - к социальной депривации;
- уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом - к эмоциональной депривации;
- жесткая формальная организация среды школы-интерната - к когнитивной депривации.
Для детей из закрытых учреждений специфичен особый тип общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Ученые указывают на гипертрофированную потребность в общении со взрослыми. Зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверх ценность последнего и создает специфический тип общения со взрослым, который, в свою очередь, влияет на отношения со сверстниками.
Ограничение общения и деятельности детей преимущественно искусственной социальной средой школы-интерната приводит к тому, что у них не развиваются в должной мере навыки жизнедеятельности в обычной социальной среде сверстников и взрослых (недостаточно формируется инициативность).
Особая проблема в условиях интерната связана с феноменом «мы». Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» - чувство, отражающее причастность именно к своей семье. В условиях стационара у детей стихийно складывается интернатовское «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети склонны делить мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать других людей в своих целях. У них своя особая нормативность поведения: они часто живут по двойному стандарту - одни правила для своих, а совершенно другие для «чужих».
Официальные категорические нормативы условий интернатского проживания, с одной стороны, положительны: дисциплина, организация жизнедеятельности, с другой - отрицательны: ограничивается возможность личностного выбора в поведении, удовлетворение потребности в самореализации.
Отмечается дефицит общения воспитанников с взрослыми, минимум индивидуальных контактов. Все это затрудняет осознание своего «Я», своей уникальности, замедляет развитие эмоциональной сферы.
Специфические особенности самосознания личности одаренного ребёнка состоят в том, что воспитанники интернатов зачастую не знают и не принимают себя как личность, вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий, они, как правило, претендуют на признание в своей среде через физическую силу, агрессию, асоциальные формы поведения. У детей не развивается ответственное отношение к собственному времени жизни, для них характерно проживание по групповому, нравственному нормативу, ориентация на групповую совесть и поруку, что откладывает отпечаток на самосознание детей.
Не последнее место в жизнедеятельности воспитанников интернатов занимает проблема жёсткой регламентации и контроля извне. Процесс саморегуляции затруднён, внешнее поведение не заменяется постепенно на внутренний самоконтроль, что затрудняет развитие автономности, инициативности, освоение социально-ролевых позиций.
После выпуска из школы-интерната бывшие воспитанники продолжают сохранять социальные связи преимущественно в своей среде. Очень часто одаренные дети не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставляют себя им.
Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений социализации в школе-интернате должно стать создание условий, способствующих успешной социализации одаренных детей через их полноценное участие во всех сферах социальных отношений.
Для воспитательного процесса школы-интерната необходимо использование таких форм и методов работы, которые были бы направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию, самоутверждение в ней и через нее в обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности.
Приоритетной идеей воспитания в интернате является идея воспитания социально-активной личности, укорененной в духовных и культурных традициях российского народа.
Рассматривая проблемы развития, воспитания и обучения одаренных детей, современная педагогика все большую роль в достижении данной цели воспитания отводит организации особого рода образовательной среды, создающей условия для их интеллектуального и творческого развития. Школа как один из компонентов социокультурной среды, формируя основы мировоззрения и ценностных ориентаций, несет основную ответственность за результаты патриотического воспитания, поскольку именно в школьном возрасте ребенок наиболее восприимчив к эмоционально-психологическому воздействию, на уровне которого и происходит формирование личности.
Исследователи определяют основные направления реализации патриотического воспитания: духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, гражданско-патриотическое и героико-патриотическое. В соответствии с данными направлениями деятельность школьников может осуществляется в формах: историческая реконструкция, проектно-исследовательская деятельность гражданско-патриотической и героико-патриотической направленности, поисковая краеведческая работа.
Историческая реконструкция как форма патриотического воспитания отражает принцип исторической и социальной памяти, осуществляет связь времен, выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа. Ее основной целью является развитие гражданственности, патриотизма, то есть формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни.
Основным методом в процессе исторической реконструкции является проектно-исследовательская деятельность школьников. Данный метод особенно актуален в работе с одаренными обучающимися. Само патриотическое воспитание традиционно осуществляется методами «прямого» воздействия, в то время как метод проектов позволяет наиболее эффективно реализовать его путем косвенного применения воспитывающего обучения. Он также позволяет реализовать принцип полисенсорности познания, который предполагает, что поиск информации должен осуществляться с привлечением всех органов чувств и систем организма.
Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе-интернате для одаренных детей необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались её славной историей, мужеством и храбростью патриотов. Огромное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной литературе. Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.
Когнитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей:
-
беседах;
-
сообщениях на патриотическую тему;
-
проведении литературно-музыкальных гостиных;
-
устных фольклорно-этнографических экспедиций;
-
организации поисковой работы следопытов.
Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно, чтобы полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма, её необходимо тщательно продумывать и отбирать, создавая и такие педагогические ситуации, которые включали бы в себя элементы дискуссий, в результате чего складывается их собственная позиция.
Поведенческий и волевой компоненты - это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Сюда относятся различные виды трудовой, спортивной, туристско-краеведческой работы, празднование юбилейных дат, встречи с ветеранами и знаменитыми людьми.
Глава 2. Система работы по патриотическому воспитанию школьников в условиях школы-интерната для одаренных обучающихся.
Система работы по патриотическому воспитанию в школе-интернате для одаренных обучающихся строится с учетом основных направлений патриотического воспитания с использованием форм деятельности, адекватных потребностям и интересам одаренных обучающихся (таблица 1).
Таблица 1
Направления и содержание работы по патриотическому воспитанию в школе-интернате для одаренных обучающихся
№ п/п |
Направление деятельности |
Содержание деятельности |
1 |
Духовно-нравственное |
1. Литературно-музыкальная композиция «Праздник Белых Журавлей»; 2. Экскурсия к памятнику Белых журавлей. |
2 |
Историко-краеведческое |
1. Исследование «Память, увековеченная в камне»; 2. Проект «Моя малая Родина». |
3 |
Военно-патриотическое |
1. Участие в марше «Бессмертный полк»; 2. Проведение киноклуба с просмотром и обсуждением фильмов о Великой Отечественной войне. |
4 |
Социально-патриотическое |
1. Проект «Здоровье»; 2. Акция «Мы славим наших ветеранов». |
5 |
Гражданско-патриотическое |
1. Круглый стол «Называться человеком легко – быть человеком трудно»; 2. Патриотический фестиваль «Песни Родины моей». |
6 |
Героико-патриотическое |
1. Акция «Стена Памяти»; 2. Час мужества «Юные герои-антифашисты». |
В нашем центре есть такой вид деятельности – коллективно-творческое дело (КТД). В процессе подготовки к традиционным школьным праздникам и участия в них ребенок может самореализоваться, развить коммуникативные способности, получить ценностные ориентации, присвоить достижения культуры, выразить свой внутренний мир.
КТД – это способ организации, яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателя и воспитанников. Дело – это творческое, коллективное потому, что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи; потому что оно творится сообща – не только выполняется, но и организуется, задумывается, планируется, оценивается также совместно.
В центре было проведено КТД – литературно-музыкальная композиция «Праздник Белых журавлей» (духовно-нравственное направление). Он был учрежден народным поэтом Расулом Гамзатовым. Праздник памяти павшим на полях сражений. Это событие скрепляет и объединяет дружеские отношения между многонациональным населением России.
Ответственность за организацию КТД легла на плечи совета старшеклассников. Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции проходили в 6 этапов.
1 этап. Совместное решение о проведении КТД.
На этом этапе была выполнена предварительная работа. Выбрана форма проведения КТД – литературно-музыкальная композиция. Темой композиции стал «Праздник Белых журавлей», посвященной литературному дню поэзии, который отмечается 22 октября. Было решено, что в празднике примут участие ребята разных классов.
2 этап. Начальная организация (коллективное планирование)
На этом этапе выбрали совет дела. В него вошли по три учащихся от класса. Определили задачи и функции каждого члена совета. Они выдвинули свои идеи по проведению композиции. Были выбраны лучшие.
3 этап. Коллективная подготовка
Участники совета дела выпустили афишу, в которой сообщили о времени и дате проведения праздника. Довели до всех участников идеи и содержание дела. А также пригласили участвовать в коллективно-творческом деле всех учащихся центра, разослав в каждый класс пригласительные билеты.
4 этап. Распределение поручений по подготовке отдельных фрагментов дела
Совет дела определил каждому классу свое задание. Распределение проводилось жеребьевкой.
-
8-ые классы оформляли зал для праздника
-
9-ые отвечали за музыкальное оформление
-
10-ые выполняли видео-оформление
-
11-ые классы подбирали литературные произведения
Прошел выбор ведущих праздника. Был разработан его сценарий.
5 тап. Проведение самого дела
Здесь можно выделить несколько важных шагов.
-
В преддверии события была организована тематическая выставка о Расуле Гамзатове и об истории написания песни «Журавли»;
-
Торжественное начало:
-
просмотр видеоклипа «Японский журавлик»;
-
вступительное слово ведущих;
-
исполнение песни «Журавли» на стихи Р. Гамзатова;
-
-
Основная часть:
-
чтение стихов:
-
«Варварство» М. Джалиль;
-
«Малолетним узникам концлагерей посвящается» Е. Иманбаева;
-
«История 23-летней девушки Лизы Чайкиной» М. Комиссарова;
-
«Фотография вложена в старую книжку» Е. Одинокая;
-
-
исполнение песен в сопровождении видеороликов:
-
«Слава. Погибшим сыновьям» М. Гургалиева;
-
«Беслан – город ангелов» С. Копылова;
-
«Не отнимайте солнце у детей» В. Попков;
-
-
просмотр презентации о памятнике Белым журавлям в селе Алексеевка Кинельского района о семье Володичкиных;
-
-
Финальная часть:
-
изготовление бумажных журавликов;
-
выпускание шаров с журавлями в небо.
-
6 этап. Подведение итогов
Избранно участники высказали свое мнение о деле, которое они сделали – что сделали хорошо, а что получилось не так как предполагалось. Ребята рассказали о своих чувствах и эмоциях, которые они испытали во время проведения события. По их мнению, финальная часть оказалась наиболее интересной.
Также воспитанники занимаются исследовательской деятельностью. Исследование – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью. результат – формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Учащимися было проведено исследование «Память, увековеченная в камне» (историко-краеведческое направление). Оно включает в себя 6 этапов.
1 этап. Подготовка к исследованию
После литературно-музыкальной композиции «Праздник Белых журавлей» и экскурсии к памятнику семье Володичкиных некоторые учащиеся заинтересовались монументами Белым журавлям на территории России и стран СНГ и решили провести исследование. Названием работы стала «Память, увековеченная в камне». Был составлен план для реализации исследования.
2 этап. Планирование исследовательской работы
-
определили, что поиск информации будет в Интернете и литературе из проверенных источников;
-
решили найти фотографии таких памятников и собрать как можно больше информации о каждом;
-
выбрали способ представления результатов – презентация;
-
установили критерии оценки исследования.
3 этап. Исследование
Сбор информации о памятниках Белым журавлям: где воздвигнуты, кто автор, в честь какого события? Для этого они посещали библиотеки в областном центре и по месту проживания. Также встречались с ветеранами, которые рассказали об известных им памятниках. Некоторые из них оказались – Белым журавлям.
Воспитанники нашли более 30 памятников с описанием, посвященных образу журавлей. Оказалось, что «Белые журавли» Расула Гамзатова перелетели границы стран и континентов и навеки запечатлены в памятниках по всему миру – в России, Японии, США, Украине, Узбекистане.
4 этап. Вывод
Проведен анализ информации, полученной в ходе исследования. Собранные фотографии и материалы оформлены по критериям написания исследовательских работ. Учащиеся изучили историю стел, обелисков. Был сделан вывод, что в бронзе, граните и мраморе монументов, обелисков, скульптурных композиций, мемориальных комплексов люди увековечили память о славных воинах, ставших гордостью народа.
Во время работы ребята многое узнали, для них открылись многие тайны, которые всколыхнули их сердца, заставили биться их сильнее, и они поняли, что не только их поколение нуждается в памятниках, но и весь народ.
5 этап. Отчет и защита работы
Оформили работу в виде презентации. Для каждого была подготовлена речь. В заранее назначенный день учащиеся защищали работу перед педагогами и другими учащимися центра.
6 этап. Оценка процесса и результата работы
Воспитанники участвовали в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения, а также провели самоанализ по критериям, составленным в начале работы.
В нашем центре проводятся акции. Акция – активная форма работы, которую проводят участники движения в школах, спортивных праздниках. Цель акции может быть различной: информирование, пропаганда здорового образа жизни, привлечение новых членов движения. Роль членов движения акции зависит от ее целей и содержания.
Важные особенности «акции» - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться.
Нами была проведена акция «Стена Памяти» (героико-патриотическое направление).
Целевая аудитория: учащиеся 9-10 классов.
Сроки проведения акции: 23.04.18 – 8.05.18
Этапы проведения:
-
Подготовительный этап
-
Проведение акции
-
Рефлексия
1 этап
Одним из плановых дел было проведение акции «Стена Памяти». Была собрана группа ребят 9-10 классов. Каждый собирал информационный материал о родственниках или знакомых, погибших во время Великой Отечественной войны, приносил их фотографии. Родители ребят помогли сшить два флага: РФ и СССР. Учащиеся изготовили георгиевскую ленту. Своими руками сделали объемные звезды. Подготовили надпись «Мы помним! Мы гордимся!»
2 этап
Ребята решили, как расположить подготовленный материал на стене. Все закрепили. Таким образом, получилась «Стена Памяти».
Финалом акции был сбор ребят в зале центра. Торжественно открыли «Стену Памяти» под звучание песни «День Победы». Затем прозвучало стихотворение Константина Симонова «С чего начинается память».
3 этап
Воспитанники группы организовали «свободный микрофон», в котором любой участник мог высказаться о важности памяти погибшим. Привели высказывание Д.С. Лихачева: «Память – ближайший синоним морали, совести, нравственности». Также говорилось о том, что память есть способ преодоление смерти и времени. Мы должны помнить о войне, помнить тех, кто воевал, погиб, защищая будущее, то есть и нас тоже. О том, что память жива, пока мы об этом помним, пока об этом говорим.
Придерживаясь данной системы работы, педагоги в скором времени смогут довольствоваться полученными результатами, так как детям интересно работать, сочетая разные виды деятельности. Воспитание проходит не в тягость, а в удовольствие. Повышается культурный, творческий, исторический, а главное, патриотический уровень школьников. В жизнь они выйдут с большим багажом знаний в отношении своего края и страны. Привыкнув к таким видам деятельности, они продолжат их самостоятельно: искать информацию, интересоваться родными местами, приобщаться к народному творчеству. Пройдя через всё это, они проникнутся любовью и уважением к своему краю и стране, а это и есть патриотизм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считается, что формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. В работе рассматривалось понятие патриотического воспитания, его сущность, содержание. Также коснулась вопроса организации патриотического воспитания. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
В данном исследовании описана система работы по патриотическому воспитанию школьников в условиях школы-интерната для одаренных детей. Она включает в себя комплекс дел и событий, направленных на формирование патриотических чувств и сознание учащихся.
Конечно, форм патриотического воспитания очень много. Мы остановились только на наиболее часто проводимых в нашем центре.
Особенно важные условия – это интерес у самих ребят, понимание их значимости, важности и непосредственное участие школьников в подготовке всех выбранных форм. Соблюдать эти условия несложно, но необходимо. Тогда патриотическое воспитание станет мощным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственности за настоящее и будущее - этих главных человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задача патриотического воспитания одаренных школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1993. –Ч.1. – С. 11-42.
2. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: изд. «Педагогика», 1989
3. Караковский, В.А. Воспитай гражданина. – М., 1987. – С. 8-20.
4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)
5. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.
6. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2005. - 520 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Долгалева Ирина Дмитриевна
→ Публикатор 01.10.2020 0 3104 225 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.