Статья "Патриотическое воспитание школьников в условиях школы-интерната для одаренных обучающихся"


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Патриотическое воспитание школьников в условиях школы-интерната для одаренных обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические основы проблемы патриотического воспитания одаренных обучающихся……………………………………

 

5

1.1

Формирование гражданско-патриотических чувств у одаренных обучающихся……………………………………………………………..

 

5

1.2

Организация патриотического воспитания одаренных обучающихся в условиях школы-интерната……………………………………………

 

9

Глава 2. Система работы по патриотическому воспитанию школьников в условиях школы-интерната для одаренных обучающихся…………………………………………………………………

 

 

15

Заключение………………………………………………………………….

23

Список использованной литературы…………………………………….

24

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Патриотизм, как одна из наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Воинское и патриотическое воспитание молодежи было не прихотью, а насущной общественной потребностью. Эволюция взглядов на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения шла вместе с развитием государства, военного дела, педагогических взглядов. Наиболее распространенным способом воспитания патриотических чувств у населения древней Руси являлись народное сказание, былины, в которых воспевались подвиги богатырей, вооруженным путем, отстаивающих рубежи страны, безопасность своего народа. Как правило, передавались они в устной форме.

Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков появляется равнодушие к своей Родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны. Настораживает и то, что развиваются национал-радикальные организации, стремящиеся оказать свое влияние на молодежь.

Актуальность и своевременность нашей работы связана с тем, что здоровые силы общества и государственной структуры проявляют все больший интерес к проблеме возрождения системы патриотического воспитания молодежи в России.

В последнее время и в Самарском региональном центре для одаренных детей приоритетным направлением является воспитание патриотизма. Именно одаренные дети являются интеллектуальным потенциалом нации.

Цель исследования: разработать и апробировать систему воспитательной работы по формированию гражданско-патриотических чувств у одаренных детей.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа литературы по проблеме исследования изучить особенности формирования гражданско-патриотических чувств у одаренных обучающихся.

2. Выявить возможности организации патриотического воспитания в условиях школы-интерната для одаренных обучающихся.

3. Разработать и апробировать систему работы по организации патриотического воспитания в школе-интернате для одаренных обучающихся.

Научная новизна исследования: результаты проведения исследования вносят вклад в изучение проблем формирования патриотических чувств у одаренных обучающихся в условиях школы-интерната.

Практическая значимость: представленная информация может быть интересна воспитателям школ-интернатов для одаренных детей и учителям школ, интересующимся проблемами организации патриотического воспитания одаренных обучающихся.

Методы исследования: в исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов.

Структура исследования определяется целями и задачами исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы патриотического воспитания одаренных обучающихся

1.1 Формирование гражданско-патриотических чувств у одаренных обучающихся

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально–гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.

Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.

Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

  • уважительное отношение к языку своего народа;

  • заботу об интересах Родины;

  • осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

  • проявление гражданских чувств;

  • гордость за своё Отечество, за символы государства;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;

  • гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно–нравственные и социокультурные компоненты.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Особо актуальной задачей на нынешнем этапе, на наш взгляд, является организация патриотического воспитания в отношении одаренных учащихся. Именно они, являясь интеллектуальным потенциалом нации, подрастая, составляют контингент так называемой «утечки мозгов», которую не удается остановить в течение ряда лет.

Трудности патриотического воспитания одаренных школьников могут быть обусловлены инструментальными и мотивационными аспектами их поведения. Среди них мы бы выделили:

  • наличие своеобразного индивидуального стиля деятельности и обладание специфическими стратегиями познания действительности;

  • высокая структурированность знаний, позволяющая системно видеть предмет и, следовательно, делать самостоятельные выводы и критически оценивать учебную информацию;

  • повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности;

  • повышенная познавательная потребность;

  • предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет.

Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Привычным к окружающему родителям и педагогам трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества. Поэтому методы прямого воздействия, такие как простое изложение информации, несущей патриотическое содержание, по-нашему мнению, для них абсолютно неэффективны.


 

1.2 Организация патриотического воспитания одаренных обучающихся в условиях школы-интерната

Организация воспитательной деятельности в условиях школы-интерната должна учитывать не только особенности развития одаренного ребенка, но и проблемы его нахождения в стационаре, к которым относят:

- обеднение среды, что приводит к сенсорной депривации;

- уменьшение коммуникаций с окружающими - к социальной депривации;

- уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом - к эмоциональной депривации;

- жесткая формальная организация среды школы-интерната - к когнитивной депривации.

Для детей из закрытых учреждений специфичен особый тип общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Ученые указывают на гипертрофированную потребность в общении со взрослыми. Зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверх ценность последнего и создает специфический тип общения со взрослым, который, в свою очередь, влияет на отношения со сверстниками.

Ограничение общения и деятельности детей преимущественно искусственной социальной средой школы-интерната приводит к тому, что у них не развиваются в должной мере навыки жизнедеятельности в обычной социальной среде сверстников и взрослых (недостаточно формируется инициативность).

Особая проблема в условиях интерната связана с феноменом «мы». Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» - чувство, отражающее причастность именно к своей семье. В условиях стационара у детей стихийно складывается интернатовское «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети склонны делить мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать других людей в своих целях. У них своя особая нормативность поведения: они часто живут по двойному стандарту - одни правила для своих, а совершенно другие для «чужих».

Официальные категорические нормативы условий интернатского проживания, с одной стороны, положительны: дисциплина, организация жизнедеятельности, с другой - отрицательны: ограничивается возможность личностного выбора в поведении, удовлетворение потребности в самореализации.

Отмечается дефицит общения воспитанников с взрослыми, минимум индивидуальных контактов. Все это затрудняет осознание своего «Я», своей уникальности, замедляет развитие эмоциональной сферы.

Специфические особенности самосознания личности одаренного ребёнка состоят в том, что воспитанники интернатов зачастую не знают и не принимают себя как личность, вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий, они, как правило, претендуют на признание в своей среде через физическую силу, агрессию, асоциальные формы поведения. У детей не развивается ответственное отношение к собственному времени жизни, для них характерно проживание по групповому, нравственному нормативу, ориентация на групповую совесть и поруку, что откладывает отпечаток на самосознание детей.

Не последнее место в жизнедеятельности воспитанников интернатов занимает проблема жёсткой регламентации и контроля извне. Процесс саморегуляции затруднён, внешнее поведение не заменяется постепенно на внутренний самоконтроль, что затрудняет развитие автономности, инициативности, освоение социально-ролевых позиций.

После выпуска из школы-интерната бывшие воспитанники продолжают сохранять социальные связи преимущественно в своей среде. Очень часто одаренные дети не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставляют себя им.

Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений социализации в школе-интернате должно стать создание условий, способствующих успешной социализации одаренных детей через их полноценное участие во всех сферах социальных отношений.

Для воспитательного процесса школы-интерната необходимо использование таких форм и методов работы, которые были бы направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию, самоутверждение в ней и через нее в обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности.

Приоритетной идеей воспитания в интернате является идея воспитания социально-активной личности, укорененной в духовных и культурных традициях российского народа.

Рассматривая проблемы развития, воспитания и обучения одаренных детей, современная педагогика все большую роль в достижении данной цели воспитания отводит организации особого рода образовательной среды, создающей условия для их интеллектуального и творческого развития. Школа как один из компонентов социокультурной среды, формируя основы мировоззрения и ценностных ориентаций, несет основную ответственность за результаты патриотического воспитания, поскольку именно в школьном возрасте ребенок наиболее восприимчив к эмоционально-психологическому воздействию, на уровне которого и происходит формирование личности.

Исследователи определяют основные направления реализации патриотического воспитания: духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, гражданско-патриотическое и героико-патриотическое. В соответствии с данными направлениями деятельность школьников может осуществляется в формах: историческая реконструкция, проектно-исследовательская деятельность гражданско-патриотической и героико-патриотической направленности, поисковая краеведческая работа.

Историческая реконструкция как форма патриотического воспитания отражает принцип исторической и социальной памяти, осуществляет связь времен, выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа. Ее основной целью является развитие гражданственности, патриотизма, то есть формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни.

Основным методом в процессе исторической реконструкции является проектно-исследовательская деятельность школьников. Данный метод особенно актуален в работе с одаренными обучающимися. Само патриотическое воспитание традиционно осуществляется методами «прямого» воздействия, в то время как метод проектов позволяет наиболее эффективно реализовать его путем косвенного применения воспитывающего обучения. Он также позволяет реализовать принцип полисенсорности познания, который предполагает, что поиск информации должен осуществляться с привлечением всех органов чувств и систем организма.

Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе-интернате для одаренных детей необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались её славной историей, мужеством и храбростью патриотов. Огромное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной литературе. Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.

Когнитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей:

  • беседах;

  • сообщениях на патриотическую тему;

  • проведении литературно-музыкальных гостиных;

  • устных фольклорно-этнографических экспедиций;

  • организации поисковой работы следопытов.

Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно, чтобы полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма, её необходимо тщательно продумывать и отбирать, создавая и такие педагогические ситуации, которые включали бы в себя элементы дискуссий, в результате чего складывается их собственная позиция.

Поведенческий и волевой компоненты - это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Сюда относятся различные виды трудовой, спортивной, туристско-краеведческой работы, празднование юбилейных дат, встречи с ветеранами и знаменитыми людьми.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Глава 2. Система работы по патриотическому воспитанию школьников в условиях школы-интерната для одаренных обучающихся.

Система работы по патриотическому воспитанию в школе-интернате для одаренных обучающихся строится с учетом основных направлений патриотического воспитания с использованием форм деятельности, адекватных потребностям и интересам одаренных обучающихся (таблица 1).

Таблица 1

Направления и содержание работы по патриотическому воспитанию в школе-интернате для одаренных обучающихся

п/п

Направление деятельности

Содержание деятельности

1

Духовно-нравственное

1. Литературно-музыкальная композиция «Праздник Белых Журавлей»;

2. Экскурсия к памятнику Белых журавлей.

2

Историко-краеведческое

1. Исследование «Память, увековеченная в камне»;

2. Проект «Моя малая Родина».

3

Военно-патриотическое

1. Участие в марше «Бессмертный полк»;

2. Проведение киноклуба с просмотром и обсуждением фильмов о Великой Отечественной войне.

4

Социально-патриотическое

1. Проект «Здоровье»;

2. Акция «Мы славим наших ветеранов».

5

Гражданско-патриотическое

1. Круглый стол «Называться человеком легко – быть человеком трудно»;

2. Патриотический фестиваль «Песни Родины моей».

6

Героико-патриотическое

1. Акция «Стена Памяти»;

2. Час мужества «Юные герои-антифашисты».


 

В нашем центре есть такой вид деятельности – коллективно-творческое дело (КТД). В процессе подготовки к традиционным школьным праздникам и участия в них ребенок может самореализоваться, развить коммуникативные способности, получить ценностные ориентации, присвоить достижения культуры, выразить свой внутренний мир.

КТД – это способ организации, яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателя и воспитанников. Дело – это творческое, коллективное потому, что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи; потому что оно творится сообща – не только выполняется, но и организуется, задумывается, планируется, оценивается также совместно.

В центре было проведено КТД – литературно-музыкальная композиция «Праздник Белых журавлей» (духовно-нравственное направление). Он был учрежден народным поэтом Расулом Гамзатовым. Праздник памяти павшим на полях сражений. Это событие скрепляет и объединяет дружеские отношения между многонациональным населением России.

Ответственность за организацию КТД легла на плечи совета старшеклассников. Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции проходили в 6 этапов.

1 этап. Совместное решение о проведении КТД.

На этом этапе была выполнена предварительная работа. Выбрана форма проведения КТД – литературно-музыкальная композиция. Темой композиции стал «Праздник Белых журавлей», посвященной литературному дню поэзии, который отмечается 22 октября. Было решено, что в празднике примут участие ребята разных классов.

2 этап. Начальная организация (коллективное планирование)

На этом этапе выбрали совет дела. В него вошли по три учащихся от класса. Определили задачи и функции каждого члена совета. Они выдвинули свои идеи по проведению композиции. Были выбраны лучшие.

3 этап. Коллективная подготовка

Участники совета дела выпустили афишу, в которой сообщили о времени и дате проведения праздника. Довели до всех участников идеи и содержание дела. А также пригласили участвовать в коллективно-творческом деле всех учащихся центра, разослав в каждый класс пригласительные билеты.

4 этап. Распределение поручений по подготовке отдельных фрагментов дела

Совет дела определил каждому классу свое задание. Распределение проводилось жеребьевкой.

  • 8-ые классы оформляли зал для праздника

  • 9-ые отвечали за музыкальное оформление

  • 10-ые выполняли видео-оформление

  • 11-ые классы подбирали литературные произведения

Прошел выбор ведущих праздника. Был разработан его сценарий.

5 тап. Проведение самого дела

Здесь можно выделить несколько важных шагов.

  • В преддверии события была организована тематическая выставка о Расуле Гамзатове и об истории написания песни «Журавли»;

  • Торжественное начало:

    • просмотр видеоклипа «Японский журавлик»;

    • вступительное слово ведущих;

    • исполнение песни «Журавли» на стихи Р. Гамзатова;

  • Основная часть:

    • чтение стихов:

      • «Варварство» М. Джалиль;

      • «Малолетним узникам концлагерей посвящается» Е. Иманбаева;

      • «История 23-летней девушки Лизы Чайкиной» М. Комиссарова;

      • «Фотография вложена в старую книжку» Е. Одинокая;

    • исполнение песен в сопровождении видеороликов:

      • «Слава. Погибшим сыновьям» М. Гургалиева;

      • «Беслан – город ангелов» С. Копылова;

      • «Не отнимайте солнце у детей» В. Попков;

    • просмотр презентации о памятнике Белым журавлям в селе Алексеевка Кинельского района о семье Володичкиных;

  • Финальная часть:

    • изготовление бумажных журавликов;

    • выпускание шаров с журавлями в небо.

6 этап. Подведение итогов

Избранно участники высказали свое мнение о деле, которое они сделали – что сделали хорошо, а что получилось не так как предполагалось. Ребята рассказали о своих чувствах и эмоциях, которые они испытали во время проведения события. По их мнению, финальная часть оказалась наиболее интересной.

Также воспитанники занимаются исследовательской деятельностью. Исследование – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью. результат – формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Учащимися было проведено исследование «Память, увековеченная в камне» (историко-краеведческое направление). Оно включает в себя 6 этапов.

1 этап. Подготовка к исследованию

После литературно-музыкальной композиции «Праздник Белых журавлей» и экскурсии к памятнику семье Володичкиных некоторые учащиеся заинтересовались монументами Белым журавлям на территории России и стран СНГ и решили провести исследование. Названием работы стала «Память, увековеченная в камне». Был составлен план для реализации исследования.

2 этап. Планирование исследовательской работы

  • определили, что поиск информации будет в Интернете и литературе из проверенных источников;

  • решили найти фотографии таких памятников и собрать как можно больше информации о каждом;

  • выбрали способ представления результатов – презентация;

  • установили критерии оценки исследования.

3 этап. Исследование

Сбор информации о памятниках Белым журавлям: где воздвигнуты, кто автор, в честь какого события? Для этого они посещали библиотеки в областном центре и по месту проживания. Также встречались с ветеранами, которые рассказали об известных им памятниках. Некоторые из них оказались – Белым журавлям.

Воспитанники нашли более 30 памятников с описанием, посвященных образу журавлей. Оказалось, что «Белые журавли» Расула Гамзатова перелетели границы стран и континентов и навеки запечатлены в памятниках по всему миру – в России, Японии, США, Украине, Узбекистане.

4 этап. Вывод

Проведен анализ информации, полученной в ходе исследования. Собранные фотографии и материалы оформлены по критериям написания исследовательских работ. Учащиеся изучили историю стел, обелисков. Был сделан вывод, что в бронзе, граните и мраморе монументов, обелисков, скульптурных композиций, мемориальных комплексов люди увековечили память о славных воинах, ставших гордостью народа.

Во время работы ребята многое узнали, для них открылись многие тайны, которые всколыхнули их сердца, заставили биться их сильнее, и они поняли, что не только их поколение нуждается в памятниках, но и весь народ.

5 этап. Отчет и защита работы

Оформили работу в виде презентации. Для каждого была подготовлена речь. В заранее назначенный день учащиеся защищали работу перед педагогами и другими учащимися центра.

6 этап. Оценка процесса и результата работы

Воспитанники участвовали в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения, а также провели самоанализ по критериям, составленным в начале работы.

В нашем центре проводятся акции. Акция – активная форма работы, которую проводят участники движения в школах, спортивных праздниках. Цель акции может быть различной: информирование, пропаганда здорового образа жизни, привлечение новых членов движения. Роль членов движения акции зависит от ее целей и содержания.

Важные особенности «акции» - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться.

Нами была проведена акция «Стена Памяти» (героико-патриотическое направление).

Целевая аудитория: учащиеся 9-10 классов.

Сроки проведения акции: 23.04.18 – 8.05.18

Этапы проведения:

  1. Подготовительный этап

  2. Проведение акции

  3. Рефлексия

1 этап

Одним из плановых дел было проведение акции «Стена Памяти». Была собрана группа ребят 9-10 классов. Каждый собирал информационный материал о родственниках или знакомых, погибших во время Великой Отечественной войны, приносил их фотографии. Родители ребят помогли сшить два флага: РФ и СССР. Учащиеся изготовили георгиевскую ленту. Своими руками сделали объемные звезды. Подготовили надпись «Мы помним! Мы гордимся!»

2 этап

Ребята решили, как расположить подготовленный материал на стене. Все закрепили. Таким образом, получилась «Стена Памяти».

Финалом акции был сбор ребят в зале центра. Торжественно открыли «Стену Памяти» под звучание песни «День Победы». Затем прозвучало стихотворение Константина Симонова «С чего начинается память».

3 этап

Воспитанники группы организовали «свободный микрофон», в котором любой участник мог высказаться о важности памяти погибшим. Привели высказывание Д.С. Лихачева: «Память – ближайший синоним морали, совести, нравственности». Также говорилось о том, что память есть способ преодоление смерти и времени. Мы должны помнить о войне, помнить тех, кто воевал, погиб, защищая будущее, то есть и нас тоже. О том, что память жива, пока мы об этом помним, пока об этом говорим.

 

Придерживаясь данной системы работы, педагоги в скором времени смогут довольствоваться полученными результатами, так как детям интересно работать, сочетая разные виды деятельности. Воспитание проходит не в тягость, а в удовольствие. Повышается культурный, творческий, исторический, а главное, патриотический уровень школьников. В жизнь они выйдут с большим багажом знаний в отношении своего края и страны. Привыкнув к таким видам деятельности, они продолжат их самостоятельно: искать информацию, интересоваться родными местами, приобщаться к народному творчеству. Пройдя через всё это, они проникнутся любовью и уважением к своему краю и стране, а это и есть патриотизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Считается, что формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. В работе рассматривалось понятие патриотического воспитания, его сущность, содержание. Также коснулась вопроса организации патриотического воспитания. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

В данном исследовании описана система работы по патриотическому воспитанию школьников в условиях школы-интерната для одаренных детей. Она включает в себя комплекс дел и событий, направленных на формирование патриотических чувств и сознание учащихся.

Конечно, форм патриотического воспитания очень много. Мы остановились только на наиболее часто проводимых в нашем центре.

Особенно важные условия – это интерес у самих ребят, понимание их значимости, важности и непосредственное участие школьников в подготовке всех выбранных форм. Соблюдать эти условия несложно, но необходимо. Тогда патриотическое воспитание станет мощным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственности за настоящее и будущее - этих главных человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задача патриотического воспитания одаренных школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1993. –Ч.1. – С. 11-42.

2. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: изд. «Педагогика», 1989

3. Караковский, В.А. Воспитай гражданина. – М., 1987. – С. 8-20.

4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)

5. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.

6. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2005. - 520 с.


 


Полный текст материала Статья "Патриотическое воспитание школьников в условиях школы-интерната для одаренных обучающихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Долгалева Ирина Дмитриевна  Публикатор
01.10.2020 0 3104 225

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК