Статья "Первые сестры милосердия в Российской Империи"


ПЕРВЫЕ СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

(начало).

Предыстория.

У восточнославянских народов с древних времён женщины бескорыстно приходили на помощь раненым, больным, старым и беспомощным. В древнерусских летописях есть упоминание о женщинах и девушках, которые в мирное время исцеляли больных, а в ратное занимались врачеванием раненых. В одной из Летописей писалось о таких женщинах и девушках: «…больным служаща, горшки и прочие их сосуды умываша и варения их искушаша, ложици поданша, хлеб резаша, брашну приносяша ...и прочие послужения творяша».

Петр I, понимая важность ухода женщин за больными и ранеными, законодательно утвердил такой труд. В генеральном регламенте для госпиталей говорилось: «… необходимо работниц иметь...для... больных по болезням. Для надзирания над бельем и над работницами иметь во всяком госпитале по одной помощнице из старых вдов или добрых замужних женщин». А в 34-й главе «Воинского устава» (1716 г.) конкретизировалось: «Так же потребно всегда при десяти больных были для услужения по одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть». Но постепенно эти введения Петра I забылись и результатом такой забывчивости стала огромная недостача медицинских сестёр во время наполеоновского нашествия. Тогда и вспомнились старинные традиции помощи раненым воинам. Множество женщин и молодых девушек во время войн добровольно приходили на позиции для ухода за ранеными. А в тыловых госпиталях женщины и девушки в свободное время становились сиделками и медсестрами. Благодаря их бескорыстному труду были спасены жизни и здоровье множества защитников Отечества.

Основание общин сестёр милосердия.

Видя огромную пользу женского труда во время боевых действий и в уходе за старыми и больными в мирное время, царская семья взяла под свою личную опеку создание женских православных общин по уходу за больными и немощными стариками. В России самой ранней по времени основания общиной сестер милосердия стала Санкт-Петербургская Свято-Троицкая, учрежденная в 1844 году по инициативе великой княгини Александры Николаевны. Община располагалась в доме подполковницы Сучковой в Рождественской части. Её муж, полковник Сучков, на личные средства провел переоборудование дома под «Заведение для сестёр милосердия» из 6 отделений. В доме располагались: отделение сестер милосердия, женская больница, пансион, приют, исправительная школа и отделение кающихся. Позже появилась и богадельня для неизлечимых больных.  Женская больница принимала у себя бедных больных женщин разных возрастов и званий, представляла собой нечто вроде современного хосписа. Пансион, приют и детское исправительное отделение принимали только девочек. В приют принимали на уроки и приходящих девиц. Так же при и общине была создана четырехклассная школа, где обучалось 120 девочек из бедных семей. Обучение строилось так, что по окончании школы, выпускницы могли посвятить себя уходу за больными, ранеными и немощными.

В общину могли вступать вдовы и девицы всех свободных состояний в возрасте с восемнадцати лет, а возраст вступающих вдов не должен был превышать сорок лет. Как правило заканчивали свой жизненный путь сестры милосердия в богадельне при общине. Там к ним было уважительное отношение и внимательный уход. Сестра милосердия должна была отличаться «набожностью, милосердием, целомудрием, опрятностью, скромностью, добротой, терпением и безусловным повиновением постановлениям». Следует отметить, что изъявившие желание стать сестрами милосердия, так называемые «сестры испытуемые», по уставу пребывали в этом статусе до трех лет. В течение этого времени проверялись их нравственные и деловые качества. Кроме того, готовившихся в сестры «подвергались, в отношении способностей своих хождению за больными, испытанию доктора», который сообщал о его результатах начальнице общины и управлявшему ею Комитету. Комитет принимал решение о присвоении испытуемой звания Сестры милосердия и т.д. Сестра приводилась к присяге священником общины в присутствии попечителя и получила особый знак, возлагавшийся на нее Санкт-Петербургским митрополитом. Этот знак – золотой нагрудный крест с изображением Пресвятой Богородицы и надписью «всех скорбящих радость» на одной стороне и «милосердие» на другой – носился на зеленой ленте.

Создатели православной общины Сестер милосердия ставили перед собою следующие задачи:

-попечения больных и уход за ними на дому;

-призрение и воспитание малолетних сирот.

В том же 1844 г. императрица Александра Федоровна в память о дочери взяла общину под свое покровительство. В 1846 г. управление общиной было передано вел. княгине Марие Николаевне, сестре императора Александра II. Начальницей общины стала Сарра Александровна Биллер - одна из самых известных петербургских благотворительниц первой половины XIX века. Помогал руководителю общины Комитет, куда входили дамы – благотворительницы из высшего общества помогал руководителю общины в решении многочисленных вопросов. В официальном документе отмечалось, что содержалась община «на проценты с капитала Великой княгини Александры Николаевны (младшей дочери Николая I)». После ее кончины, покровительство этим женским движением перешло к императрице. А в 1847 году попечителем общины Сестер Милосердия был назначен принц Петр Георгиевич Ольденбургский (1812 – 1881) целиком посвятивший себя делу благотворительности. Еще в 1839 года ему было поручено руководство Санкт-Петербургской Мариинской больницей для бедных, а в 1844 году П.Г. Ольденбургский стал председателем Санкт-Петербургского опекунского совета. Принцем было пожертвовано 50 тысяч рублей на покупку здания, в котором размещались учреждения общины. Всего до своей кончины в 1881 г. он передал на её нужды более 130 тысяч рублей.

За первый год существования общины её сёстры посетили на дому 21200 больных, а в общинной больнице вылечились более 300 тяжело больных. Подобную работу вели сестры и в других православных общинах Сестер милосердия -Петровская община, община Св. Георгия, община «Утоления печали» в Москве, Благовещенская Крымская община в Ялте и многие другие. При каждой общине был православный храм. Сёстры обязательно присутствовали на службах, постоянно исповедывались и причащались.

Уже само название общин говорило о подвижничестве первых военных медсестер России и верном служении наивысшим идеалам православия: милосердию и состраданию. Облик женщин в монашеском одеянии в белоснежном платке с крестом на долгие годы стал символом человеколюбия. Здесь сочеталось служение Богу, с решимостью посвятить себя столь необходимому делу- уходу за ранеными, больными и немощными. Это сочетание давало замечательные результаты. Но в случае большого потока раненых имеющегося количества сестер милосердия конечно было мало.

Особенно ярко это проявилось во время Севастопольской компании Крымской войны 1854-1856гг. Этот русский город стал синонимом мужества, стойкости и величайшего терпения народа.

Крымская война 1854-1857 гг.

Первые сестры милосердия прибыли на Крымскую войну 30 ноября 1854 года. Группа состояла из 28 сестёр. Возглавляла группу сестра - настоятельница, вдова офицера, Анна Павловна Стахович. А всего в Севастополе помогали раненным воинам 120 сестёр милосердия из Крестовоздвиженской общины и 40 из других православных общин. Знаменитый хирург (профессор петербургской Медико-хирургической академии) Н.И Пирогов, который был главным врачом и ведущим хирургом во время обороны Севастополя, взял сестёр милосердия под свою опеку. Во время войны главным местом деятельности общины был город Севастополь. Небольшие группы сестёр были также рассредоточены для служения по таким населённым пунктам, как Бахчисарай, Симферополь, Перекоп, Херсон, Николаев.

Героизм сестёр милосердия.

Прибыв на место, сёстры милосердия немедленно приступили к уходу за ранеными. Официальные документы отмечают, что «начатое с любовью дело принесло уже достойные плоды».

В общине давались очень широкие медицинские знания и это позволяло сестрам иногда заменять хирурга. Сёстры делали всё: готовили еду для раненых, перевязывали, ассистировали на операциях, кормили и поили лежачих, мыли их и одевали, писали письма родным раненых, занимались постелями и одеждой, медикаментами и процедурами. Один из участников сражения писал: «…они выносили с поля боя раненых, это их руки нежно касались пылающего лба солдата, бережно снимали и накладывали повязки, мягко и неназойливо успокаивали». По Уставу общины, за пять лет усердного служения, сестра милосердия могла быть удостоена звания крестовой сестры и права ношения на груди на голубой ленте серебряного с позолотой креста. Но не за награды и отличия совершали свой христианский труд женщины. Самой высокой наградой за их труды были слова благодарности от выздоровевших воинов.

Читая чудом уцелевшие письма той поры, невольно восхищаешься подвигом этих женщин. Испытываешь чувство гордости за принадлежность к народу, представительницами которого были они были. В письмах эмоциональные рассказы о страдании из-за невозможности помочь некоторым раненым, о нечеловеческих усилиях по возвращению в строй даже казалось безнадежно раненых воинов, о бытовых неудобствах, неженском самообладании и о слезах безмерной усталости. Сестра - настоятельница писала родным: «Поверьте, что мы забыли о себе, живем для наших больных и надеемся на милость всевышнего, что он нас подкрепит в исполнении нашей великой обязанности». В письмах рассказано в каких условиях приходилось работать сестрам каждый день. Одна из сестёр пишет: «С 10 на 11 число (1855 г.) у нас была сильная пальба, в ночь принесли 45 раненых. Сестра Гордынская, мать Серафима и еще три сестры были на дежурстве с полуночи до 11 часов утра. Они помогали докторам и были обмыты кровью от множества ампутаций». Другая сестра Крестовоздвиженской общины, вдова чиновника, Травкина писала дочерям из Севастополя: «Наконец ...началась моя служба Богу и человечеству и признаюсь нет ничего приятнее, как все минуты жизни быть в действии и знать, что этим исполняешь свое название».

Показателем тяжести труда врачей и сестёр может служить всего один день, 12 марта. Тогда, после многочасовой бомбардировки артиллерией противника укреплений защитников Севастополя, на перевязочный пункт поступило 600 раненых. Некоторые из которых прибывали в ужасном состоянии: без рук или ног, кто-то с размозженной головой, у другого всё лицо сорвано. В этот день Пирогов и 17 подчиненных ему врачей, спасая жизнь раненых, провели 100 ампутаций. В это время одни сестры милосердия ассистировали во время операций, другие обрабатывали раны легкораненым. После этого все сёстры обмывали раненных, меняли им бельё, раздавали лекарство, меняли перевязки раннее поступившим, кормили. Затем стирали грязное бельё, снятое с раненых. К вечеру часть сестёр оставалась на ночное дежурство, чтобы ухаживать за ранеными. А другие в это время готовили перевязочный материал и всё необходимое для следующей партии раненых и лечения уже поступивших. Рабочий день сестёр милосердия начинался ранним утром, а заканчивался не раньше полуночи. Часто при большом количестве раненых сёстры вообще не спали сутками. А с 24 по 25 августа, когда начались последние штурмы города, в день раненых поступало до тысячи человек

Вскоре нагрузка на сестёр милосердия еще более увеличилась. В начале 1856 года в Крыму вспыхнула эпидемия тифа. Было много заболевших. Так, например, из ста больных, поступивших в госпиталь Николаева в январе, до 80 человек были тифозными. Весной тиф пошел на убыль, зато увеличились заболевания лихорадкой и дизентерией. 14 февраля новый главный врач общины В. И. Тарасов писал в Петербург: "Правда, сестрам будет довольно трудно - на каждую приходится до 200 больных и кроме того через пять-шесть дней каждой из сестер будет необходимо нести дежурство два дня бессменно, но этот труд не пугает их. Мы принимаем дома, в которых больные лежат на полу и при том, так, что где можно поместить 100 - там находится 200, где - 200, там - 400. Надеюсь, что наши сестры не потеряются... Цифры больных в Симферопольских госпиталях достигали 13000, смертность от 125 до 142 человек в сутки, умирают преимущественно от тифа...". Некоторые сёстры, заразившись от больных, начинали болеть. В полевом лазарете умерли от тифа баронесса Юлия Вревская и еще две сестры. А в августе 1856 г. в симферопольском военном госпитале скончались от сыпного тифа 12 сестёр. Сестра Голубцова перенесла тиф и выздоровела. Но летом 1955 года ухаживая за больными заразилась холерой и скончалась.

Солдаты любили православных сестер и старались их не подводить. Сёстры умели поддержать даже самых тяжелых раненых. Во время перевязок, причиняющих раненым невыносимые страдания, милосердные сёстры ласковыми словами так отвлекали страдальцев, что боль становилась не такой страшной. Один раненый солдат просил сестру Кузнецову: «Хоть потолкайся, матушка, возле меня, так мне уж легче будет». Но вскоре Кузнецова погибла. Одна из сестер милосердия писала домой: «В четверг...хоронили ее. Здешний протоиерей Вениамин и наш монах отпевали ее». Кроме Кузнецовой община вскоре после начала боев лишилась еще восьми сестер.

Особенно тяжелыми для сестёр были ранения и смерти детей. Сестра Бакунина писала: «Но что было ужасно, — это видеть раненых детей, как они, бедняжки, мучаются и страдают. Был у нас мальчик семи лет с перебитой ножкой; была даже грудная девочка, которой мать была убита, в то время как она ее кормила. Дочь моей старушки тоже кормила своего ребенка, и взялась кормить и нашу раненую малютку, но ребенок скоро умер. Господи, как все это было ужасно и тяжело!..».

 

Литература.

  1. Бестужев И.В. Крымская война 1854-1956 гг. Вооруженные силы России и Англо-

Франко-Турецкой коалиции - https://history.wikireading.ru/355729;

  1. Крымская война. Оружие Великобритании. – https://www.liveinternet.ru/users/

4880563/post351363855;

  1. Крымская война - https://studwood.ru/911998/meditsina/krymskaya_voyna;

  2. Крымская война. Первые сёстры милосердия.09.01.2015 –

https://prichod.ru/parishioners-on-the-feasts/16044/;

  1. Осипов С. От пушек до гипса. Пять технических новинок Крымской войны-

https://aif.ru/society/history/ot_pushek_do_gipsa_pyat_ tehnicheskih_

novinok_krymskoy_voyny;

  1. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания – М.; Изд. Академии

наук, 1950;

  1. Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. /Вступ. Статья Д.С.Лихачева; Сост. И общая ред. Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева. – М.: Худож. Лит.,1981;

  2. 1857-1861.Переписка Императора Александра II с Великим Князем Константином Николаевичем. Дневник Великого Князя Константина Николаевича/ Сост. Л.Г.Захарова и Л.И.Тютюник. – М.: «Терра»,1994;

  3. Рассел У. Крымская война. Личные воспоминания. – Спт; Лениздат, 2013;

  4. Свято- Троицкая община сестёр милосердия. –

https://ljwanderer.livejournal.com/24228.html;

  1. Сестры милосердия в Крымскую войну 1854-1855 -

https://trauma.ru/content/articles/detail.php?ELEMENT_ID=4868;

  1. Сёстры милосердия в английской армии, осаждавшей Севастополь в Крымской

войне – https://yandex.by/images/search;

  1. Трубецкой А. Крымска война. – М.; «Ломоносов», 2010;

  2. Тарле Е.В. Крымская война в 2 томах. Том 1. – Ленинград; «Наука», 2011;

  3. Харпалева Н. Лечение для элиты? Удивительная история мисс Найтингейл,

которая думала иначе. – «Фома», 12.05.2020;

  1. Чепелев Л.А. Сёстры милосердия. - программа «Моё Отечество», 15 мая 1999 г.,

радио «Виктория».

 

 

 

2

 

ПЕРВЫЕ СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

(окончание).

Быт сестёр милосердия.

В осажденном Севастополе большинство сестёр жили в условиях, совершенно не приспособленных для проживания. Сестра Е. М. Бакунина записала в своём дневнике: «…по приезде нас разместили в морском госпитале, нам дали комнату, всю заваленную разными тюками, на которых мы и расположились», далее она рассказывает: «Наша дежурная комната была в дамской уборной. Там жила одна сестра, которая заведовала хозяйством». Сёстры не роптали. Важным для жилья считалось близкое расположение к госпиталю или к перевязочным пунктам. Да и после тяжелейшего рабочего, когда работа начиналась засветло и закачивалась глубокой ночью, они были рады хоть какому-то жилью, в котором можно хотя бы немного отдохнуть или поспать.

Следует отметить, что у англичан, осаждавших Севастополь, тоже была группа сестёр милосердия, в которую входило несколько десятков монахинь и сестёр милосердия. Руководила ими сестра Найтингейл Флоренс. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. она наладила полевое обслуживание раненых в английской армии. Сёстры так же самоотверженно помогали врачам в полевом госпитале и помогали раненым. Но положение, в котором английские сёстры находились, очень отличалось от положения сестёр милосердия в Севастополе. Они жили либо в хороших комнатах, либо в тёплых благоустроенных всем необходимым для женского быта палатках. И. главное, их совершенно не беспокоили обстрелы. Дело в том, что большинство русских орудий могли посылать снаряды не более чем на 1280 метров. Из-за этого русские снаряды не могли долетать до мест расположения английских войск, близь которых располагались перевязочные пункты и полевой госпиталь. Поэтому быт английских сестёр милосердия ничем не отличался от быта в мирное время. За все время осады ни одна из английских сестёр не была убита.

В это же время английские артиллеристы и пехота имели возможность с безопасного для себя расстояния обстреливать русские позиции и даже городские улицы. Английские орудия стреляли на расстояния, превышающие полет русских снарядов в 2-3 раза. Находящийся на вооружении английских солдат штуцер, бил на 900 метров. Пули из ружей французских солдат поражали на расстоянии 1100 метров. А гладкоствольные ружья, состоящие на вооружении русской армии, стреляли на расстояние не более 300 метров. Таким образом поражающая дальность английских и французских ружей превышала и дальнобойность большинства русских ружей и пушек. Насколько серьезным было это превосходство показывает пример сражения при Альме в сентябре 1854 г. Русские войска проиграли битву во многом из-за того, что ружейный огонь противника буквально выкосил прислугу русских пушек.

Из-за этого, севастопольские сестры милосердия, будучи на передовой, вместе с солдатами и матросами, находились под постоянным артиллерийским и ружейным обстрелом. Часто вражеские бомбы попадали в лазареты и перевязочные пункты. Так, например, во время бомбардировки одна из сестер была ранена в плечо, когда в госпитальную палатку провалилась бомба. Женщина чудом осталась живой, а четверых раненых, находившихся рядом, разорвало на куски. Другие сёстры получали ранения и гибли от пуль и осколков бомб, вытаскивая раненых с поля боя или при оказании помощи раненым прямо на передовой. К концу обороны Севастополя погибли 17 сестёр, многие были ранены. В таких условиях не могло быть и речи о каком-то быте, даже минимально похожем на быт мирного времени.

Оценка заслуг сестёр милосердия.

Заслуги и самоотверженность сестёр милосердия были высоко оценены. По окончании войны Комитетом Крестовоздвиженской общины был учрежден позолоченный крест. Этим крестом были награждены 158 сестёр милосердия. 68 сестёр за мужество и помощь раненым награждены медалью «За оборону Севастополя». Всё сестры милосердия, участвующие в обороне Севастополя, получили серебряную медаль «Крым -1854 -1955-1956». Особенно прославилась сестра милосердия Дарья Лаврентьевна Михалкова. Она была первой в мире сестрой милосердия и героиней обороны Севастополя. 2 сентября 1854 г. англо-франко-турецкий экспедиционный корпус высадился в районе Евпатории. Русские войска после первого же сражения 8 сентября на реке Альме начали отступление. В их обозе находилась прачка Даша, 17 –летняя дочь матроса. Она рано осталась сиротой и зарабатывала на жизнь стиркой В первые же дни обороны Севастополя Дарья открыла на передовой, рядом с окопами, перевязочный пункт. Пункт созданный Дарьей оказался в центре потока раненых. Раненые обожали Дарью и ласково называли Дашей Севастопольской. Под этим именем она и вошла в историю Крымской войны. Дарья прославилась не только тем, что была замечательной сестрой милосердия. Иногда она, переодевшись в мужскую одежду, участвовала в боях или проникала в расположения вражеских войск. Сведения, добытые ею в разведке, были очень ценными. Они позволяли командованию укреплять оборонительные сооружения в местах предстоящего нападения противника. Дарья была единственной сестрой милосердия награжденной золотой медалью «За усердие» на Владимирской ленте. Государь лично подарил Дарье 500 руб. серебром и еще тысячу дал, когда она вышла замуж. Так же она была единственной из сестёр милосердия награждена золотой медалью «Крым -1854 -1955-1956».

Великий русский хирург, участник Севастопольских боев, Пирогов Н И. писал о православных сестрах милосердия: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить попечениями...». Его возмущали люди, которые в силу своей недальновидности и ограниченности с иронией и непониманием относились к женскому труду на войне.

После войны.

По окончании войны сестры милосердия Крестовоздвиженской и других православных общин вернулись к мирному труду. Они ухаживали за больными и престарелыми. Воспитывали и учили детей - сирот. Собирали средства на различные благотворительные нужды. Общины сестер милосердия, как правило, существовали при православных монастырях. Там же организовывались больницы, в которых самые бедные и неимущие могли получить приют и хорошее лечение. Опыт Крымской войны, показавший огромную пользу, приносимую сестрами милосердия во время боевых действий. Поэтому в 1863 году военный министр Д.А.Милютин издал приказ о введении договоренности постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Сёстрам, прослужившим в них не менее 25 лет, назначали из государственной казны пенсию в размере 100 рублей. Дату этого приказа можно считать рождением профессии медицинской сестры в Российской империи.

И тут произошло событие, чуть не погубившее это патриотическое движение. В Российской империи становилось все больше людей презира­ющих все родное и обожающих всё европейское. Такие люди были среди интеллигентов, чиновников, военных, встречались среди приближенных и даже родственников царя. И стоило в Европе чему - то появиться, как они начинали это насаждать везде, даже если это расходилось с традициями России. Поэтому, как только в Женеве в 1863 году было утверждено Общество Красного Креста, так сразу в России появились почитатели этого новшества. В конце 1866 года леб-хирург Неранович вынес идею создания Общества Красного Креста в придворные круги. Он так всё это преподнёс: «Желая ознаменовать чем- либо особенно полезным радостнее событие бракосочетания наследника цесаревича с Марией Федоровной он и доктор Ф.Я. Корель высказались за образование Красного Креста, который везде существовал в Европе, кроме России и Турции». Но несмотря на старания княжны Сабининой и баронессы Фридерикс, вынудивших заняться этим делом императрицу, дело не продвинулось. Императрица пять раз переделывала проекты устава общества, но так и не утвердила окончательный вариант. Многие не понимали зачем надо было создавать Красный Крест, когда есть уже хорошо себя зарекомендовавшие общины сестёр милосердия. Хирург Пирогов, который видел, как помогали в Севастополе раненым наши сёстры милосердия, сразу отверг образцы католического и протестантского служения женщин. Он писал: «…наша церковь не имеет никаких преданий для подобных учреждений…Поэтому я думаю, что наши учреждения сестер не должны ничего заимствовать у западных». Все обращения российских западников к народу по поводу создания Красного Креста не получали отклика и понимания. Вскоре Александру II эта возня надоела, и он приказал генерал-адъютанту Зеленому закончить всё к своему дню рождения. Зеленый уложился к сроку. Он разработал устав, практически копирующий устав православных женских общин, но с добавлением возможности работать мужчинам. Суть нововведения сводилась к следующей цитате: «содействовать во время воины военной администрации в уходе за ранеными и больными воинами и доставлять им по мере средств своих как врачебное, так и всякого рода всеспомоществование». И назывался Устав организации «Русское общество попечения о раненых и больных воинах». Можно было понять русских людей того времени не понимающих зачем огород городить. Ведь заниматься вновь испеченное общество будет тем же самым, чем раньше занимались православные общины. Доморощенные западники были довольны. Их не интересовала суть явления, для них было главным, чтобы было как в Европе. Но для созданного и деятельности Красного Креста никак не могли собрать пожертвования и найти помещение. Эта мертворожденная инициатива могло погубить уже существующие православные женские общины, занимавшиеся попечением больных и раненых воинов. Положение спас митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Он настоял, чтобы в Уставе было «резкое отделение дам от мужчин». Это позволило сохранить православные общины Сестер милосердия. Только теперь их причисляли к Красному Кресту. Люди разобрались, что это старое, только названное по - новому, и приняли Красный Крест Этому обществу стали помогать так же, как раньше помогали православным общинам сестер милосердия. Современники свидетельствовали: «На санитарное дело были пожертвованы миллионы».

Несмотря на смену названия, в работе сестёр милосердия ничего не изменилось. Они всё так же самоотверженно, несмотря ни на какие трудности, спасали людей от болезней. Так, например, только за один 1901 год в Белоруссии сёстры милосердия обеспечили уход за более, чем 35 тысячами тяжелых больных. Также они оказывали помощь голодающим, страдавшим в результате неурожайных годов. Но даже в мирное время труд сестёр милосердия, мог быть сопряжен с риском для жизни. Так, например, их привлекали для борьбы с эпидемией холеры в Гродненской губернии (1894 г.), оспы и тифа в Минской губернии (1910 г.).

 

Литература.

  1. Бестужев И.В. Крымская война 1854-1956 гг. Вооруженные силы России и Англо- Франко-Турецкой коалиции - https://history.wikireading.ru/355729;

  2. Крымская война. Оружие Великобритании. – https://www.liveinternet.ru/users/

4880563/post351363855;

  1. Крымская война - https://studwood.ru/911998/meditsina/krymskaya_voyna;

  2. Крымская война. Первые сёстры милосердия.09.01.2015 –

https://prichod.ru/parishioners-on-the-feasts/16044/;

  1. Осипов С. От пушек до гипса. Пять технических новинок Крымской войны-

https://aif.ru/society/history/ot_pushek_do_gipsa_pyat_ tehnicheskih_

novinok_krymskoy_voyny;

  1. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания – М.; Изд. Академии

наук, 1950;

  1. Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. /Вступ. Статья Д.С.Лихачева; Сост. И общая ред. Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева. – М.: Худож. Лит.,1981;

  2. 1857-1861.Переписка Императора Александра II с Великим Князем Константином Николаевичем. Дневник Великого Князя Константина Николаевича/ Сост. Л.Г.Захарова и Л.И.Тютюник. – М.: «Терра»,1994;

  3. Рассел У. Крымская война. Личные воспоминания. – Спт; Лениздат, 2013;

  4. Свято- Троицкая община сестёр милосердия. –

https://ljwanderer.livejournal.com/24228.html;

  1. Сестры милосердия в Крымскую войну 1854-1855 -

https://trauma.ru/content/articles/detail.php?ELEMENT_ID=4868;

  1. Сёстры милосердия в английской армии, осаждавшей Севастополь в Крымской

войне – https://yandex.by/images/search;

  1. Трубецкой А. Крымска война. – М.; «Ломоносов», 2010;

  2. Тарле Е.В. Крымская война в 2 томах. Том 1. – Ленинград; «Наука», 2011;

  3. Харпалева Н. Лечение для элиты? Удивительная история мисс Найтингейл,

которая думала иначе. – «Фома», 12.05.2020;

  1. Чепелев Л.А. Сёстры милосердия. - программа «Моё Отечество», 15 мая 1999 г.,

радио «Виктория».

 

 


Полный текст материала Статья "Первые сестры милосердия в Российской Империи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чепелев Леонид Анатольевич  Публикатор
27.01.2021 0 4117 265

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК